проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»
проект (старшая группа)

Монид Любовь Евгеньевна

    Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и дошкольного учреждения.   Именно потому, что семья является ключевым звеном в духовно-нравственном воспитании детей, которое является одним из ведущим на протяжении всего периода дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_monid_l.e.docx161.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – Детский сад № 11»

Педагогический проект

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

                                                                                                                       

Автор: Монид Л.Е.

г. Зима, 2022 г

Введение в работу:

Актуальность темы:

     Воспитание духовно – нравственных начал на современном этапе развития общества, обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к семье, ее традициям, ценностям, моральным нормам поведения в обществе.    

    Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

     Духовно-нравственное воспитание является важным направлением в воспитании ребенка. Воспитание многогранной личности возможно только с семьей наших воспитанников.

     Важно помочь родителям осознать, что семья является традиционно главным институтом воспитания.  Поэтому работа по воспитанию детей строится нами вместе с родителями. Очень важно, чтобы духовное становление ребенка предполагало накопление и обогащение различных социальных качеств.

    Духовно-нравственное становление личности ребенка наиболее успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия ОУ и семьи, которое является результатом оптимально выстроенных партнерских отношений родителей и педагогов в детском саду.

 Пояснительная записка к педагогическому проекту:

    Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и дошкольного учреждения.   Именно потому, что семья является ключевым звеном в духовно-нравственном воспитании детей, которое является одним из ведущим на протяжении всего периода дошкольного возраста. 

    Качественно новой ступенью данного направления в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности, и самое важное – это взаимодействие с семьей.

   Однако именно семья зачастую является слабым звеном в процессе воспитания духовно-нравственной личности ребенка. Важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи. Семья является традиционно главным институтом воспитания.  

    Ежегодный мониторинг среди детей, анкетирование среди родителей, позволило выяснить, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей разбирается в родственных связях, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.  

     В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором в установлении сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, стало быть, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьёй и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к духовно – нравственному  воспитанию дошкольников при взаимодействии с родителями воспитанников.  Это и явилось одним из факторов нашего обращения к проектной деятельности в этом направлении.

  1. Основная часть работы            

Глава 1

         Паспорт проекта

1

Наименование проекта

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ОУ и семьи»

2

Автор

Монид Любовь Евгеньевна

3

Категория проекта

Практико - ориентированный

4

Срок реализации

2 года (2019-2021г)

5

Участники

Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, педагог – психолог, инструктор по физической культуре.

6

Образовательная область

Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое  развитие.

7

Проблема

У детей недостаточно сформированы духовно – нравственные представления и знания о своей семье, ее членах, традициях семьи. Родители воспитанников проявляют малый интерес по привитию детям духовно – нравственных чувств, моральных правил и норм поведения в семье.

8

Цель

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств  в тесном взаимодействии ДОУ с семьей.

9

Задачи

1.Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.
2. Расширять представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа. 
3. Способствовать формированию духовно – нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

5. Развивать коммуникативные навыки и творческие способности детей, познавательный интерес, любознательность, фантазию, воображение в процессе совместной деятельности взрослых с детьми.
6. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

10

Гипотеза

  Если  создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о семье, семейных традициях и праздниках, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании семьи, семейных ценностей, дети будут с уважением и любовью относится к своим родным, повысится интерес к образовательному процессу у родителей воспитанников, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области духовно – нравственного воспитания.

11

Ожидаемые результаты

Взаимодействие с семьей в ходе реализации проекта, позволит расширить духовно-нравственные представления дошкольников, будет способствовать сближению детей, родителей и педагогов, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области духовно – нравственного воспитания.

  1. Этапы проекта

Срок реализации: 2 года (2019-2021 гг.)

1. Организационно-подготовительный  - изучение литературы, разработка проекта, проведение родительского собрания, анкетирование родителей.   Определение задач. Изучение программно-методического обеспечения.

 2. Практический - определение структуры образовательной деятельности.

Реализация плана мероприятий проекта. Создание условий, побуждающих детей и родителей к познавательной и творческой деятельности в рамках духовно – нравственного воспитания. Итоговые мероприятия.

3.Аналитический — анализ работы, отчёт по реализации проекта. Презентация работы. Итоговая диагностика (анкетирование) детей и родителей.

  1. Ресурсное обеспечение

Кадровые ресурсы:  

Директор МБОУ «Начальная школа – Детский сад № 11» – осуществление общего контроля и руководства.  

Заместитель директора по ВМР –  аналитическая деятельность, координация реализации проекта.  

Воспитатели, музыкальный  руководитель – реализация проекта.

Педагог-психолог – психологическое сопровождение проекта, мониторинг эффективности реализации проекта.

Инструктор по физической культуре – организация игр, спортивных развлечений, досугов.

Социальные ресурсы сопровождение проекта:  

МБУК «ЦБС» Библиотека семейного чтения им. Н.Войновской

МБУК «Историко – краеведческий музей»

Свято-Никольский храм

КИЦ «Спутник»

МАУК городской дом культуры «Горизонт»

МБОУ ДО «Зиминская детская художественная школа им. В. А. Брызгалова»

МБОУ ДОД «Зиминский дом детского творчества» -  тематические выставки, выступления специалистов, участие в тематических конкурсах, мероприятиях массового характера.  

  1. Программно-методический материал

 1.  Е.П.  и семья. М., 2011.

 2. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. Потапова Т. В. М.: ТЦ Сфера, 2014 г.

 3.Буре Р.С.   дошкольников.  для   сада. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 

 4.    у   / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 2012.

 5. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования // Ребенок в детском саду. – 2014.

 6. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской, М.: ТЦ Сфера, 2013 г.

 7. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

 8. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013 г.

 9. Нравственно – патриотическое воспитания детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. и др., СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2013 г.

 10.Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие.  Маханева М. Д. , М.: ТЦ Сфера, 2015 г.

11.Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду  - М.: Мозаика-Синтез, 2007

12.Соколова, Е.Р. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: метод.-практическое пособие / Е.Р. Соколова – Москва, Учитель, 2016

13.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

14. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Мосалова Л. Л. СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2016 г.

        Основная часть работы

Глава   2

Формы реализации проекта:

           ⁕  непосредственно – образовательная деятельность

           ⁕ прогулки

⁕ наблюдения

⁕ чтение художественной литературы

⁕совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные игры)

⁕ художественная деятельность

⁕рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, ⁕просмотр мультимедийных презентаций о семье

⁕ самостоятельная игровая деятельность детей

⁕ трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)

⁕ совместные мероприятия  с родителями воспитанников

   

 Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:

  • Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «День рождение», «Парикмахерская»;
  • Уголки: Уголок ряжения, кукольный уголок (куклы, одежда для кукол, детская посуда, кукольная мебель с постельными принадлежностями, наборы овощей, фруктов, муляжи продуктов, хозяйственные приборы и бытовая техника); уголок с крупным строительным материалом;
  • Дидактические игры: «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы?», «Составь портрет семьи», «Чьи обязанности?», «Семья»;
  • Наглядные пособия: альбом «Семья», «Профессии», алгоритм «Портрет семьи», открытки, иллюстрации по теме, мультимедийная презентация «Семья и семейные традиции»;
  • Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;
  • Материал для музыкальной деятельности: компакт – диски с песнями и музыкальными композициями о семье, маме и др.;
  •  рассказ Л. Н. Толстова «Старый дед и внучек», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко»);
  • Выносной материал и игрушки для прогулки: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.
  • Прочие материалы и оборудование: воздушные шары, медали, грамоты и благодарности, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.

Учебно-тематический план проекта:

 старший дошкольный возраст

Образовательная область

Форма и методы работы

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.

Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».

игра - конкурс «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи».

Беседа «Семейные традиции и праздники»

Занятие «Хорошо – плохо»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Знакомство с православными праздниками, этические беседы.

Беседа «Основные православные праздники»

Дидактическая игра «Православные праздники»,  «Домашний труд»,  «Передай свое тепло ребенку стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму». 

Социально – коммуникативное развитие

Рассказы детей о семье.

Рассматривание картины «Семья»

Беседа «Семья и родной дом»

Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).

Беседа «Моя мама – лучше всех»

НОД: прочтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее».

Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой».

Формирование семейной принадлежности, воспитание нравственных чувств.

Сюжетно-ролевые игры: Игра «Семья»                                           «День рождения»

Художественное – эстетическое развитие

Художественное творчество:

НОД: рисование «Мой автопортрет». «Моя счастливая семья»;

аппликация «Мой автопортрет», «Моя родословная. Генеалогическое древо».

Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе.

Проведение народных праздников.

Речевое развитие

НОД: беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»,   «Генеалогическое древо», «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождения», «В какой сказке встречаются семьи»

Знакомство с народным фольклором.

Игры пальчиковые «Моя семья» «Дружные пальчики»

Речевые игры «Назови ласково»,  «Закончи предложение»,

«Кто больше слов скажет?»

Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».

Физическое развитие.

Физкультминутка «Семья».

подвижная игра «Кувшин доброты».

Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».

Знакомство с народными подвижными играми.

Работа с родителями воспитанников

Формы и методы работы

1

Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо».

2

Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации «Моя родословная».

3

Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».

4

Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту

5

Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка»; «Взаимная забота и помощь в семье».

6

Памятка «10 заповедей для родителей»; «Посеять в детских душах доброту».

7

Проведение тренинга  «Вместе с мамой»,  мастер – класс «Дружная семья»

8

Спортивный досуг «Семья за ЗОЖ»

9

«Семейная мастерская» – выставки совместных работ

10

Фото – выставка «Будьте знакомы – моя семья»

11

Изготовление стенгазеты  «Моя семья»

12

Мероприятие «Семья и семейные ценности».

13

Совместное мероприятие – тематическая неделя «Покормите птиц зимой"

14

Досуговое мероприятие «СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

15

Совместное мероприятие «Моя семья и мое семейное древо»

16

Проведение православных праздников: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица», «День любви, семьи и верности».

 

 

 Содержание проектной деятельности.

Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности.

Вид деятельности,

формы работы

Задачи

I. Прогулки.

1. Расширять кругозор детей об окружающем мире, дать понятие, что весь мир состоит из множества семей.

2. Учить составлять творческие рассказы о родителях, членах семьи.

3. Развивать речь, мышление, фантазию, расширять словарный запас.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру и близким родным людям.

II. Наблюдение (на прогулке):

1.  За молодыми мамами с детьми.

1. Формировать представление о семейных ценностях, о материнстве, любви, заботе мамы о детях.

2. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к проявлению чувств материнства.

3. Воспитывать чувства доброты, женственности, уважительного отношения к материнству.

2. За поведением старшего поколения на улице (бабушками, дедушками)

1. Формировать представление о пожилых людях (бабушкам, дедушках), об их образе жизни, значимости в воспитании подрастающего поколения.  

2. Учить ориентироваться в родственных отношениях, различать возможности человеческого организма в молодом и пожилом возрасте.

3.Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

III. Игровая деятельность

(совместные игры со взрослыми, сверстниками, самостоятельная игровая деятельность)

Игры с природным материалом (на прогулке):

1. Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

2. Нарисуй на песке («Моя семья», «Герб, символ семьи»)

3. Создание картины из природного материала.

4. Постройка «Волшебный дом».

5. Сюрприз для мамы, папы и т. д. (из песка, камешков, сухих листьев)

6. Букет для мамы (из осенних листьев)

Игры пальчиковые:

1. «Моя семья»

2. «Дружные пальчики»

3. «Прогулка»

4. «Помощники»

5. «Медвежонок»

Игры подвижные:

1. «Кто быстрей?»

2. «Чье звено скорее соберется?

3. «Кто самый меткий?»

4. «Дорожка препятствий»

5. «Лапта»

Игры хороводные:

1. «Затейники»

2. «Подарки»

3. «Бабушка Меланья»

4. «Самовар»

5. «Аленький платочек»

Игры речевые:

1. «Назови ласково»

2. «Закончи предложение»

3. «Кто больше слов скажет?»

4. «Где находится твой дом?»

5. «Только веселые слова»

Сюжетно – ролевые игры:

1.  «Семья»

2. «День рождение»

3. «Магазин»

4. «Поликлиника»

5. «Парикмахерская»

1. Закреплять знания о домашних обязанностях (уборка квартиры, поливка цветов, приготовление пищи, покупка продуктов, предметов быта, одежды и проч.)

2. Расширять словарный запас, развивать диалогическую речь, мышление, память, фантазию, воображение.

3. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.

4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам.

1. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.

2. Учить производить движения в такт с текстом.

3. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть как со взрослым, так и самостоятельно.

1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание).

3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей.

1. Учить детей играть согласно слов и правил игры.

2. Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции.

3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.

1. Учить называть качества, признаки и действия близких людей, обращая внимание не только на внешний вид, но и на черты характера; подбирать уменьшительно – ласковые слова, антонимы.

2. Расширять словарный запас, развивать мышление,  связную, диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитывать уважительное и доброе отношение к родным людям.

1. Учить детей распределять роли в игре, уступать главную роль друг другу, принимать на себя второстепенные роли.

2. Учить отображать в игре трудовую и общественную деятельность взрослых.

3. Развивать диалоговую речь, коммуникативные способности, умение общаться вежливо, тактично, дружелюбно.

4. Воспитывать культуру поведения и речи, доброжелательное отношение к сверстникам.

IVНепосредственно – образовательная деятельность

Беседа «Семья и родной дом»

1. Формировать представление о мире семьи.

2. Актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях.

3. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

Беседа «Мой папа»

1. Развивать интерес к миру взрослых людей, вызывать желание подражать в достойном поведении.

2. Рассказать о взаимоотношениях между ребенком и отцом в семье.

3. Воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье.

Беседа «Моя мама – лучше всех»

1. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

2. Учить изображать предмет (цветок), используя технику нетрадиционного рисования (с помощью ладошки).

3. Развивать творчество, фантазию, воображение.

Беседа «Моя родня»

1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

2. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Беседа «Семейные традиции и праздники»

1. Формировать представление о семейных  традициях и праздниках.

2. Развивать монологическую речь, расширять словарный запас, мышление, память.

3. Воспитывать доброжелательное отношение и желание поделиться своими мыслями и чувствами о своей семье со сверстниками, педагогом.

  V. Ознакомление с художественной литературой.

«Посидим в тишине» Е. Благинина,

«Моя родня»

Я. Аким,

«Мой брат Миша»

Я. Аким,

«Если был бы я девчонкой»

Э. Успенский

«Сестра моя Ксения»

В. Драгунский,

«Бабушка»

Е. Григорьева,

«Стирка»

Г. Люшнин,

рассказ Л. Н. Толстова «Старый дед и внучек»,

сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко»)

Разучивание стихотворений, пословиц,  поговорок о семье.

1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения.

2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о семье, членах семьи, семейных ценностях.

3. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к семье и членам семьи.

VI. Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей)

 «Самая красивая мама» (пластилинография, рисование)

«Наша семья» (тестопластика)

«Символы семьи и семейного счастья»

Приглашение на праздник «Новый год» (пластилинография)

Раскрашивание раскрасок по теме проекта.

1. Учить детей изображать образы родных и близких людей (папу, маму, бабушку, дедушку, брата, сестру и др.) с помощью акварели, карандашей, фломастеров, пластилина.

2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью разных видов цветной бумаги и картона.

3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками.

4. Совершенствовать работу с ножницами, бумагой, клеем.

5. Развивать творчество, воображение, фантазию.

6. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к родным в семье.

VII. Трудовая деятельность:

- трудовые поручения

- самообслуживание

- коллективный труд

1. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

2. Закреплять умение поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.

3. Закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.

4. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.

VIII. Взаимодействие с родителями:

родительские встречи;

подборка художественной литературы (стихотворения, сказки, рассказы, пословицы и поговорки о семье), иллюстраций, картинок, открыток о семье.

изготовление альбомов - презентаций с фотоматериалом и творческим рассказом «Моя семья».

изготовление поделок с папами.

папки – передвижки:

1. «Роль отца и матери в воспитании детей»,

2. «Понимаем ли мы друг друга?»

3. «Семейные традиции»

памятки

1. «Искусство быть родителем»,

2. «О создании благоприятной атмосферы в семье»,

3. «Четыре заповеди мудрого родителя»,

4. «Три простых способа открыть ребенку свою любовь»

выставка стенгазет о семье и семейных традициях.

1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта.

2. Приобщать родителей к воспитательному процессу.

3. Оказывать педагогу психологическую и дидактическую помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми.

4. Создать эмоциональный настрой.

Итоговые мероприятия:

  •  Презентация проекта «Семья – самое главное в жизни человека»
  • Выставка стенгазет «Моя семья»
  • Выставка совместных творческих работ
  • Мастер – класс Вместе с мамой»
  • Мастер –класс «Путешествие в страну Шахмат»
  • Тренинг «Дружная семья»
  • Тематические мероприятия «Православные праздники»
  • Спортивный досуг «Семья за ЗОЖ»
  • Фото выставка «Будьте знакомы – моя семья»
  • Выставка рисунков «Моя спортивная семья»
  • Мини проекты «Моя семья», «Профессии моих родителей»
  • Акции «День Добрых дел»

Мониторинг результативности

     Анализ информации об оценке эффективности духовно – нравственного воспитания проводится 2 раза в год.

      Было проведено анкетирование родителей об актуальности данной темы.      Начальные итоги анкетирования показали, что   родители не придавали большого значения развитию духовно – нравственного  воспитания детей, но в процессе совместной работы, ситуация изменилась в положительную сторону.

Оценка эффективности процесса
духовно – нравственного воспитания
Анкетирование родителей

диаграмма диагшрамма

Вопрос: Необходимость формирования 
духовных качеств ребенка в дошкольном возрасте.

Варианты ответов

1. да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей

2.мы все больше в этом убеждаемся

3. с этим утверждением мы не согласны

4. не ответили

Анкетирование родителей

     Также увеличилось количество семей, празднующих вместе с детьми народные праздники; Пасха, Масленица и др.

   Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Масленица и др.?  

а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ (не ответили)

диаграмма

      В процессе мониторинга по выявлению уровня духовно-нравственного воспитания детей, используются беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности. 

    Мы наблюдаем положительную динамику в ходе совместной работы с семьей. Дети стали более общительными, реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей.

Уровень духовно – нравственного развития дошкольников

Итоги мониторинга детей  по областям

Ожидаемый результат

     Взаимодействие с семьей в данном направлении, позволило расширить духовно-нравственные представления дошкольников,   способствует сближению детей, родителей и педагогов, это позволяет педагогам установить с детьми и родителями доверительные и партнёрские отношения.

     Совместная деятельность способствует укреплению детско – родительских отношений в области духовно – нравственного воспитания.

3. Заключение

Информационно – аналитический материал

     Взаимодействиие с семьей -  позволит  расширить  -   дошкольников, будет способствовать сближению детей, родителей и педагогов.

     Очень важно, чтобы нравственное становление ребенка предполагало не только усвоение знаний и представлений, но и происходило освоение, накопление и обогащение нравственного опыта.

     В соответствии с ФГОС используются формы работы: образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей.

     Какие виды деятельности мы используем при организации детей: беседы, выставки, экскурсии, народные праздники, театрализация, знакомство с русским бытом.

    Весь процесс по развитию духовно-нравственных качеств    дошкольников строится, учитывая требования ФГОС: интеграция     и      материала, развивающая среда.  

     В процессе формирования духовного-нравственного развития дошкольников -  используем все образовательные области. По  теме пополняется   среда. Подобрана методическая литература, наглядный, игровой материал.

     Взаимодействие с семьями воспитанников с целью вовлечения их в образовательный процесс организуется нами через тренинги, игры, проектную деятельность, анкетирование.   ситуации, беседы,  направленные на     дошкольников.

    В рамках деятельности «Семейной мастерской», проводим тематические консультации для родителей, оформляем информационные стенды.

    Привлекаем родителей к проведению мастер-классов.  В процессе которых все участники образовательного процесса получают много интересного познавательного материала в доступной форме.  

    Проведение мастер-классов по созданию игрушек – в ходе которых дети и родители изготавливают игрушки из разного материала.

    Были организованы выставки работ, такие как «Куклы обереги», «Осенние фантазии», «Мир профессий», «Любимая игрушка», «Пасхальное яйцо».

    Конкурсы семейного творчества, являются одной из активно используемых нами формой взаимодействия с семьей.

    Фото - выставки «Будем знакомы – наша семья». Выставки совместных рисунков «Моя семья», «Спортивная семья».  

     Использование в работе с родителями интерактивных игр, таких как «Мелодия духовно-нравственного воспитания», предполагает игровое взаимодействие участников по определенной теме, обыгрывание различных ситуаций. Проведение тематических мероприятий по православным праздникам.

     В процессе работы «Семейной мастерской» были реализованы совместные детско-родительские мини - проекты, такие как «Моя семья», «Профессия моих родителей».  Через данные проекты у детей и родителей воспитывали чувства гордости за свою семью и любовь к её членам, расширение знаний детей о своей семье, традициях, профессиях.

    В рамках проведения «Дня добрых дел» совместно с семьями изготовлены кормушки для птиц, благоустроены площадки для прогулок детей.

    В ходе совместной деятельности у родителей повышается активность, они с удовольствием помогают в воспитании и развитии детей.

    Анализ информации об оценке эффективности процесса данного направления проводится 2 раза в год.

    В начале было проведено анкетирование родителей об актуальности данной темы.      Начальные итоги анкетирования показали, что   родители не придавали большого значения развитию духовности детей, но потом ответы изменились в положительную сторону.

    Также увеличилось количество семей, празднующих вместе с детьми народные праздники; Пасха, Масленица, Рождество, «День семьи, любви и верности».

    В процессе мониторинга по выявлению уровня духовно-нравственного воспитания детей используются беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности. Знают народные праздники и традиции. Знают родословную семьи.  

     Мы наблюдаем положительную динамику в ходе совместной работы с семьей по духовно-нравственному развитию дошкольников.

     В  совместной  с семьей -   положительная динамика в духовно-нравственном воспитании детей. Изменились   в группе, дети   общительными,    на   ситуации,   товарищей.  

     Духовно-нравственное становление личности ребенка наиболее успешно происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия ОУ и семьи, которое является результатом оптимально выстроенных партнерских отношений родителей и педагогов в детском саду и в начальной школе.

    В рамках преемственности, работа в данном направлении продолжается с родителями наших воспитанников и на школьном уровне.   Созданы условия для совместной деятельности родителей, детей и педагогов через организацию образовательных событий.    

    в данном направлении:   по     ,  к этой  семью,      для нас   единомышленниками и проводниками к достижению совместного успеха.

Итоги мониторинга

     Область «Социально-коммуникативное развитие» Расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.

    У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

    Сформированы духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений. У детей старшего возраста сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр.

     Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор.

     Область «Познавательное развитие» Дети накопили необходимую информацию, получили знания, позволяющие испытывать чувство гордости за тот родной кусочек Земли, на котором они живут, могут рассказать о своей семье, о своих родных людях. Знают народные праздники и обычаи.

     Область «Художественно-эстетическое развитие» Дети охотно передают в рисунках свои впечатления. С желанием участвуют на праздниках и досугах, театрализованной деятельности. Создают макеты, поделки, стенгазеты вместе со своими родителями.

    Область «Физическое развитие». Все дети старшего возраста знают народные подвижные игры, участвуют в спортивных праздниках и эстафетах.

    Область «Речевое развитие» Дети знают и могут инсценировать русские народные сказки, показывают спектакли для малышей. Используют в играх народные считалки, присказки.

Подведение  итогов  реализации проекта

     Опыт работы показал: позиция родителей как участников духовно – нравственного воспитания детей  стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в данном направлении. . Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 45% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 80% в оценке результатов.

      Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 93% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

   Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых создан данный  проект. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями.

     И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

     Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих детей.

     Были созданы  условия для познавательной и творческой деятельности детей о семье, семейных традициях, праздниках. У детей повысилась степень активности и самостоятельности в познании семьи, семейных ценностей, дети с уважением и любовью относятся к своим родным.  Повысился интерес к образовательному процессу у родителей воспитанников, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области духовно – нравственного воспитания.

Перспектива реализации проекта

     Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы - создание музея семьи; -проведение конкурсных семейных проектов: «Традиции семьи», «Наша гордость», « Семейные рекорды»,  «История семьи», круглый стол «Права и обязанности в семье»

     Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде, поэтому не забываем хвалить своих родителей и всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...

БЫЛИНЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассказывается о былинах как средстве воспитания патриотических и нравственных качеств старших дошкольников....

Методическая разработка по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к основам православной культуры через создание наглядно-дидактического пособия КАЛЕНДАРЬ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПУТЬ»

Для работы с календарем «Рождественский путь» нами сформирован пакет дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников представлений о добродетелях и пороках....

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...