Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций
консультация

Козык Наталья Григорьевна

  В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_fevral_2020.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1  станицы Копанской

 муниципального образования Ейский район

Консультации для  педагогов

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

         

Воспитатель: Козык Н.Г

Февраль, 2020


 В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
        
В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности подчеркивается, что масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Ситуация в сфере духовно-нравственного здоровья и культуры общества представляет серьезную угрозу национальной безопасности и будущему России.
Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В истории отечественной педагогики этим вопросам всегда уделялось большое внимание, а задача духовно-нравственного развития детей рассматривалась как приоритетная. Педагоги, родители были ориентированы, прежде всего, на приобщение детей к духовным ценностям общества, формирование у них нравственных ориентиров и опыта нравственного поведения. «…из всех наук, которые человек может и должен знать, — писал Л.Н. Толстой, — главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств- главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро…». Глобальный духовно-нравственный кризис общества, реальная угроза безопасности и будущему России заставляют обратиться к уникальному опыту отечественной педагогики, пересмотреть приоритеты системы дошкольного образования, роль и значение науки и искусства творить добро.        
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.        
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном детстве формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.        
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства.        
Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления духовно-нравственного воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей духовно-нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями.
Поэтому работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса:

Семьи воспитанников

Детский сад

Общественные организации

В науке нет единого понимания сути, содержания и задач воспитания духовности. Существует многообразие подходов, можно выделить в них общее. Духовность – это потребность и способность человека устремляться к вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно, по зову сердца, проявлять деятельностную любовь к окружающим людям и природе. В связи с этим духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление внутренней системы духовных ценностей (абсолютных, общечеловеческих).
Основываясь на этом,  перед педагогами стоят следующие  цель и задачи  Цель:
Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными организациями.
Задачи:
1.Повысить профессиональную компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.        
2. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.        
3. Расширять представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа        
4. Способствовать формированию духовно – нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
5. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.        
6. Расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.

 На основе этих  задач,  разработаны принципы работы по духовно-нравственному развитию дошкольников:

Принцип интегративности реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы детей в их решении.

Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими   детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры  регионального компонента

Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Принцип природосообразности  предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип системности направлен на развитие системы отношений: детский сад – семья – общественные организации

Принцип преемственности предполагает взаимодействия: детский сад – школа; дети младшего и старшего возраста в дошкольном учреждении.  

    Работая с детьми по формированию духовно-нравственных качеств личности, очень важно, чтобы нравственное становление ребенка предполагало не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила и воспитание нравственных чувств, но и происходило освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во всех аспектах его проявления.        
 

Для создания у детей практического общественного поведения:

Упражнения

Пример взрослых

Показ действия

Организация деятельности

Труд Игра

Организация проблемных ситуаций, способствующих образованию положительного опыта поведения и пр.

Для формирования у дошкольников духовно-нравственных представлений, суждений, оценок:

Убеждение

Оценка взрослых, их похвала

Рассказы взрослого

Беседы

Рассматривание картин

Чтение литературы

Обсуждение поведения героев книг

Просмотр диафильмов, видеофильмов, телепередач и пр.

 

Весь образовательный процесс выстраивается вокруг одной центральной темы. Это дает большие возможности для развития детей.
- Два раза в месяц по центральной теме этого периода планируется итоговая организованная образовательная деятельность детей по духовно-нравственному воспитанию.        
-  В итоговой организованной образовательной деятельности упор делается на развитие у детей познавательной и речевой активности, на формирование у детей нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, на обобщение, закрепление знаний, умений и навыков по запланированной теме этого периода.        
- Во всех видах деятельности решаются задачи духовно-нравственного воспитания детей по центральной теме этого периода, включая этнокультурное развитие детей.        
- Вокруг одной центральной темы ежедневно в течение дня в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей планируется работа по духовно-нравственному воспитанию, в которой особое внимание обращается:
1. На формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
2. На соблюдение исторической преемственности поколений, чтобы дети не лишались возможности брать пример с людей, живших в прошлом, знали, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Завершают изучение каждой темы вечера развлечений, народные гулянья, праздники. Праздник даст положительные результаты и подведет итог всей предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с педагогами и родителями.

Участие родителей в образовательной деятельности        
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.        
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.        
Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.        

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе духовного развития детей дошкольного возраста осуществляется также в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие
Для систематического и планомерного взаимодействия с общественными организациями в процессе духовно-нравственного воспитания детей  

В процессе взаимодействия  с семьёй и общественными  организациями считаются  следующие эффективные формы работы:

Акция «Трудовой десант»

Акция «Добрые дети мира» и т.д

Музыкальный спектакль, театрализованные представления

Мастер – класс, выставки творческих работ

Концерты,

Экскурсия в библиотеку (тематические беседы на нравственные темы) и многое другое.


Конечная цель разумного воспитания детей        

заключается в постепенном образовании в ребенке        

ясного понимания вещей окружающего мира.        

Затем результатом понимания должно стать        

возведение добрых инстинктов детской натуры        

в сознательное стремление к идеалам добра и        

правды и, наконец, постепенное образование        

твердой и свободной воли        

Н. И. Пирогов        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

БЫЛИНЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассказывается о былинах как средстве воспитания патриотических и нравственных качеств старших дошкольников....

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...

Формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьями воспитанников

Доказано, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей.  В данной работе представлен опыт формирования нравственных представлений детей старшег...

Методическая разработка по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к основам православной культуры через создание наглядно-дидактического пособия КАЛЕНДАРЬ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПУТЬ»

Для работы с календарем «Рождественский путь» нами сформирован пакет дидактических игр, направленных на формирование у дошкольников представлений о добродетелях и пороках....