БЫЛИНЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

В статье рассказывается о былинах как средстве воспитания патриотических и нравственных качеств старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byliny.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

БЫЛИНЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКАСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В конвенции о правах ребенка сказано: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения  к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29).

Старший дошкольный возраст – это  один из важнейших  этапов  в становлении и развитии духовно - нравственного облика личности ребенка.  В этот возрастной период у детей закладываются основы морали, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает   появляться интерес к общественным явлениям жизни.

Стремясь к  воспитанию  у ребенка чувства гордости за свою Родину, следует  с детства  развивать любовь к  своему городу, краю, где он родился и вырос, к природе, которая его окружает, прививать любовь к декоративно-прикладному искусству, познакомить с культурными традициями своего народа, с народным творчеством.

Искусство в целом и  народное творчество в частности - это источник вечный и чистый . Как бы не проявил себя народ: в песне, в танце, в забавной игрушке или  искусной вышивке, ясно, что  это идет  от души, а народная душа красива и  добра.

Одной из возрастных особенностей старших дошкольников является подражание, выбор какого - либо поведенческого идеала и стремление быть похожими на него. Особенно часто дети выбирают себе образ отважного героя, спасителя попавших в беду, сильного, смелого и решительного.

В русском фольклоре есть много эпосных жанров, которые воспевают силу и мудрость, доброту и отзывчивость, учат помогать в трудную минуту, защищать слабых, почитать родителей, заботиться о ближних.

 К одному из таких жанров  относятся былины, которые  отличаются величавостью, торжественностью тона, грандиозностью рассказывания, а главное, былинный эпос раскрывает  в себе кодекс героического поведения, образец для подражания, обладая влекущей силой примера. Даже враг представал могучим, чтобы подвиг героя становился ещё более значительным. Всё, что  противостояло богатырской этике, воссоздавалось и повествовалось как несоответствующее идеалу героя. 

Былины отражают в своем содержании высокие нравственно -этические и общественные идеалы русского народа. Богатырство и  богатырь являют собой силу влекущего жизненного примера. Былина прославляет необыкновенных людей - богатырей и величественные события русской истории, тесно переплетая события реальной жизни, обогащая их фантастическим вымыслом. Богатырь - это человек, носитель традиций и чаяний русского народа.

Былинный эпос насчитывает десятки богатырей: это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Вольга Всеславьевич, и Алёша Попович, и Святогор, и Микула Селянинович, и многие другие герои. Как бы не отличались они нравом,  происхождением, деянием,  поведением, сословным положением - все герои выражают собой единый комплекс народных исторических представлений и понятий о том, каким быть человеку,  как вести себя в мирные дни и в годы лихолетья и  бедствия, когда враг грозит Руси гибелью и истреблением.

Историки культуры находят в героическом былинном эпосе многие достоверные черты старинного быта людей. Былины помогут узнать о правилах древнего благочестия, о росписи и украшениях в теремах,  о свадебном чине и об устройстве городских стен и ворот, о составе дружины,  о воинском оружие, об устройстве ладьи и сохи, об игре на гуслях. Множество из этих примет исчезнувшего древнерусского быта делают былины ценным источником историко-культурных знаний о жизни наших предков.

 Былина сохранила своё значение в течение долгих веков, последовавших за эпохой Киевской и Новгородской Руси как памятник художественного творчества. Это значение присуще им и сейчас, былины сохранят его навсегда.

В своей работе со старшими дошкольниками мы часто прибегаем к  использованию эпосного (былинного) материала для формирования у детей  интереса к устному народному творчеству и истории России, развитию связной и диалоговой речи, воспитанию умений эмоционально откликаться на произведение, воспитанию морально-нравственных качеств личности. Слушая  и анализируя былины, дети реализуют свою возрастную потребность подражать настоящим героям: быть сильными  и мужественными как  Илья Муромец,  быть добрыми и рассудительными как Добрыня Никитич, помогать и защищать слабых как Святогор.

Дошкольники остро реагируют на содержание былины, сопереживают богатырям, радуются их победам. В каждой былине они отмечают цель, ради которой богатырь совершил подвиг, подчеркивают значение героического поступка: Илья Муромец победил Соловья - разбойника для русского народа, а не ради награды.

Положительный конец былины, точный и ясный, понятный детям, убеждает читателей и слушателей в силе богатырей, в благородстве их подвигов. Именно в этом заключена патриотичность, морально - нравственная ценность былинного эпоса русского фольклора.

  Мы с детьми  не только читаем, но и слушаем аудиосказки, играем в дидактические, подвижные, речевые игры, прослушиваем отрывки из опер, что помогает воспитанникам  понять содержание былины, обогатить словарь детей выражениями и  словами, свойственными  героическому эпосу,  проникнуть  в тайну напевности, колорита, своеобразия слога былины.

 Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, а чтение и изучение детьми былинного эпоса русского народного фольклора поможет педагогам и родителям в воспитании духовно-нравственных качеств личности детей.

Список литературы:

1. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. [Текст] – М.: Детство-Пресс, 2010 г.

2. Романенко О. Г. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре [Текст] / О. Г. Романенко, Т. В. Дорошина, К. И. Григорян // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).  — Уфа: Лето, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы

В сообщении описывается  работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Цель проекта: приобщение детей к традициям русского народа, к истокам русской культуры и быта у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....