Формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьями воспитанников
методическая разработка (старшая группа)

Москвина Надежда Васильевна

Доказано, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей.  В данной работе представлен опыт формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьями воспитанников»

К.Д. Ушинский  «Воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием».

Нравственные представления-это форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, другим людям и миру. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Когда мы говорим о нравственных представлениях, нравственных ценностях, мы говорим о традиционных ценностях, определение которых дано в Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” К ним относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Исследования многих авторов показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей.  Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии ребенка К. Д. Ушинский, По мнению В. А. Сухомлинского, суть процесса нравственного воспитания состоит в том, чтобы «нравственные идеи стали достоянием каждого ребенка и превратились в нормы и правила поведения». Современные педагоги (О. С. Богданова, Н. А. Ветлугина, И. Ф. Мулько, И. Ф. Свадковский и др.) отмечают, что значение нравственного воспитания в условиях детского сада состоит в «формировании нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту воспитанников».

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль, но, к сожалению, мы живем в очень сложное время и актуальны сейчас совсем другие ценностные ориентиры. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, и это одна из причин, по которой у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме. Очень важно, что государство сейчас обратилось к данной проблеме. 

Указом Президента РФ от 9.11.2022 № 809 утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности России, определяющим цели, задачи, а также инструменты по защите государством духовно-нравственных ценностей.

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования огромное внимание уделяется образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие». Выделены основные задачи образовательной деятельности в сфере социальных отношений, в области формирования основ гражданственности и патриотизма, в сфере трудового воспитания, в области формирования безопасного поведения.

Духовно-нравственное воспитание – одно из направлений воспитания по федеральной рабочей программе воспитания, являющейся частью ФОП ДО.

Необходимость подключения семьи к процессу нравственного воспитания объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Цель нашей работы - формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста через активное взаимодействие с семьями воспитанников.

Задачи:

Формировать правильное отношение детей к морально – этическим,  традиционным ценностям.

Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

Вовлечь родителей в образовательную деятельность по нравственному воспитанию детей.

Формировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственных понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с ДОУ

В работе по нравственному воспитанию выделяются направления:

Воспитание гуманных чувств и отношений, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию, делать добро искренне и охотно.

Воспитание коллективизма, которое основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений, таких как дружба, взаимопомощь и отзывчивость.

Формирование основ патриотизма и гражданственности - это чувство любви к близким, родному дому, в эти понятия входит ответственность, бережное отношение к историческим и культурным ценностям, сохранение и приумножение богатства Родины.

Воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться, которое подразумевает желание и умение трудиться на благо Отечества, оказывать помощь людям старшего поколения.

Нравственное воспитание не может быть ограничено рамками какой-то одной детской деятельности или каких-то специально проводимых мероприятий. Социально-нравственный опыт накапливается ребенком непрерывно, как под руководством взрослого, так и в самостоятельной деятельности. Поэтому задачи социально-нравственного развития мы стараемся решать постоянно, во всех видах детской деятельности, в организованной образовательной деятельности и в свободном общении.  

Формирование нравственных представлений у детей осуществляется с помощью средств, среди которых по классификации Н.А. Ветлугиной можно выделить:

 Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, кино, музыка.

Например, мы являемся постоянными участниками областной Акции Единого дня чтения, темами которых как раз выступают вопросы нравственности.

Природа-способна вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи

Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Дети нашей группы с удовольствием дежурят, помогают с уборкой на участке, летом с посадками на огороде.

Окружающая обстановка: семья, близкие взрослые, друзья, сверстники

Важно для формирования нравственных представлений, что в каждом образовательном моменте нужно акцентировать внимание на  вопросах развития чувств детей, освоения ими положительных форм поведения, приобщения их к культурным социальным образцам.

Для формирования нравственных представлений используются методы (классификация методов предложена В.И. Логиновой):

Методы формирования нравственного поведения

Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения. Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т.п.). К этому они приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях). (Например игры «Вежливые слова», «Пожалуйста»,  Очень важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке цветов и др.).

Методы формирования нравственного сознания: Эти методы широко используются как на замятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом важно избегать излишнего морализирования. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.

Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение)

В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка. Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, поручение ответственного дела.

Формы взаимодействия с семьей в социально-нравственном воспитании детей можно разделить на направления:

Информационно-аналитическое направление, к которому относятся анкетирование, опросы, беседы с родителями

Наглядно-информационное направление: информация в родительском уголке: фотографии и видеофрагменты различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Познавательное направление: Консультативная индивидуальная помощь по запросам родителей «Как научить ребёнка нравственности».

Беседы с небольшой группой родителей на тему Воспитание коллективизма «Зачем детям нужны друзья» «Ребёнок и эмоциональная отзывчивость».

Досуговое направление.

Внутрисетевое взаимодействие.

Наглядно-информационное направление

Как правило, родители – люди довольно занятые и нередко им бывает совершенно некогда побеседовать с педагогами, обсудить проблемы развития и воспитания своего ребенка. Помогает нам в этом случае наглядная информация. Наша задача как воспитателя научиться подавать информацию так, чтобы она привлекала внимание, заинтересовывала и отвечала насущным потребностям родителей. Но не стоит забывать о том, как преподнесена информация. Ведь стандартные, однообразные уголки, папки-передвижки уже не могут привлечь внимание родителей.

В нашей группе помимо тех материалов, которые обязательно должны быть представлены вниманию родителей- это режим дня , расписание занятий меню, некоторые актуальные нормативные документы, информация о реализации образовательной программы («Чем мы сегодня занимались», располагаются также:

Уголок настроения «Здравствуйте, я пришел»;

Фотоматериалы различных проектов (детско-родительских), например «Моя мама лучшая на свете», «Знакомство с достопримечательностями города»;

Фотографии, которые мы делаем на занятиях, мероприятиях, режимных моментах, затем мы помещаем в «Книгу группы».

Досуговое направление:

Немного поподробнее остановлюсь на досуговом направлении, которое для меня является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, посмотреть и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

К досуговой группе форм я отношу совместные праздники и досуги в группе, такие как «Праздник осени», «Праздник мам», «Встреча Нового года», «Масленица», «Папа, мама, я — дружная семья», «8 марта», и др.)

экскурсии

 экологические субботники

выставки, творческие конкурсы

выпуск стенгазеты взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей

 Праздники я стараюсь  проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы.

Также среди видов взаимодействия с родителями в моей работе являются квесты. Квесты очень нравятся и детям, и взрослым, объединяют их в увлекательной совместной деятельности.

Так же мы проводим акции. Эта форма работы увлекательна, занимает немного времени и позволяет сразу увидеть результат собственного участия.

Большой интерес в группе вызывает совместная продуктивная деятельность родителей и детей: дети с родителями нашей группы являются активными участниками традиционных выставок в нашем детском саду: выставка поделок «Мастерская Деда Мороза», «Осенние фантазии», «Весеннее настроение», «Мамины руки не знают скуки», различные конкурсы рисунков и т. д. Такие выставки демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя, т.к. повышает активность родителей и является одним из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

Мы являемся постоянными участниками городских творческих конкурсов, различных интернет-конкурсов.

Как же отражаются вопросы нравственного воспитания в развивающей среде группы ?

Традиционным является оформление в раздевалке информационных стендов, альбомов  с информацией из жизни группы.

Привлекаю родителей к созданию развивающих условий для ребенка в группе. Эффективное взаимодействие проявляется в подготовке к праздникам, досугам: родители изготавливали сувениры, декоративные композиции, принимали участие в украшении группы к новогодним праздникам.

В центре природы располагаются фотографии детей вместе с их домашними питомцами, в спортивном центре находятся семейные фотографии, где дети с родителями занимаются спортом, в центре творчества находятся семейные творческие работы.  

 Лэпбуки, изготовленные совместно с родителями, очень нравятся детям.  В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Вместе с родителями и детьми изготовили лэпбуки «Моя семья и я», «Дружба», «Дом, в котором я живу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Методические рекомендации для педагогов по формированию навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия воспитателя с семьей

Предложенные, рекомендации по формированию навыков ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении, для администрации и педагогов детского сада. Из чего следует, что родители должны уделять больше в...

«Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей»

В статье представлен опыт работы по формированию представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей....

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с родителями воспитанников «Семья и детский сад»

Актуальность: Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на разв...