«Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей»
статья (младшая группа) на тему

Садова Наталия Равильевна

В статье представлен опыт работы по формированию представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sadova_n.r._-_dlya_sayta.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей»

Воспитатель МАДОУ «Детский сад №460»

Садова Наталия Равильевна

«Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

Сухомлинский В.А.

 

Семья, по признанию ученых - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.

Семья, по семейному законодательству - это малая социально-психологическая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка.

Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств.

Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь семьям в воспитании детей. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников целостные представления о семье. Детей необходимо с самого раннего возраста, на доступном их пониманию уровне, знакомить с семьей, как социальным институтом, ее назначением и особенностями.

Ряд исследователей (С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г.Харчев, Э.К. Васильева) предприняли попытку изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Выявлено, что этим представлениям свойственны неточность и фрагментарность, неустойчивость и изменчивость, а иногда эти представления просто не соответствуют действительности, заменяются выдумками и фантазиями.

Этому есть объективные причины, связанные с мировым явлением, которое определяется как кризис семьи. Как свидетельствуют научные данные и мировая статистика, в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщенности в межличностных отношениях ее членов, дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи.

Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. Необходимо уделять должное внимание формированию уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.

Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь и добрые чувства к окружающим людям и прежде всего, к близким, к членам своей семьи. Следовательно, работу по формированию семейных ценностей необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста путем формирования у детей первоначальных представлений о семье, воспитания любви и уважения к членам семьи.

Основные теоретические подходы исследования представлений дошкольников о семье отражены в трудах психологов (Л.А. Венгер, Л.С.Выготский, П.Г. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А. Михайлова, Б.Никитин, В.П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В. Сербина, А.А. Смоленцева, Т.В.Тарунтаева, Е.И.Тихеева и др.).

При осуществлении задач формирования представлений о семье могут применяться такие традиционные формы и методы, как беседы, чтение художественной литературы, музыкальные произведения, тематически занятия, дидактические, ролевые игры и т.д. К инновационным методам относят: педагогические проекты, семейные клубы, создание семейных музеев и т.д.

В нашей группе (1мл.гр.) был реализован практико-ориентированный проект «Моя семья», с целью формирования у детей первоначальных представлений о родителях и членах семьи; воспитания любви и уважения к членам семьи, как к людям, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге. Участниками проекта стали: дети, педагоги и конечно же родители, так как ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки самой семьи.

Задачи проекта:

  • учить называть членов своей семьи по имени, вызвать интерес к собственному имени;
  •  воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
  •  расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;
  •  развивать игровой опыт детей, помогая им отражать в игре представления об окружающей действительности;
  •  способствовать раскрытию возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;
  •  обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
  •  способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

В рамках проекта «Моя семья» проведена большая работа как с детьми, так и родителями.

На вводном занятии по ознакомлению с окружающим мы ввели в активный словарь детей понятие «семья». Последующее занятие на тему: «С кем я живу» было нацелено на формирование у детей представлений о членах семьи, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В гости к ребятам пришла кукла Катя, которая, гуляя с родителями, убежала от них и потерялась. Мы с ребятами рассуждали, можно ли так поступать, почему нельзя так делать, а так же постарались дать нравственную оценку данному поступку. Рассматривая семейные фотографии, дети находили на них себя, называли членов своей семьи по имени, тем самым формировалось представление у детей, что у каждого из них есть своя семья. В рамках данного занятия, мы играли с детьми в словесную игру «Расскажи Кате, кто ты будешь папе с мамой - сыночек или дочка?» и дидактическую игру «Чья вещь?» (из корзинки мы доставали поочередно вещи детей, а они должны были узнать свою вещь).

В.: -Посмотрите какая красивая, вязанная жилетка, чья она?

Р.: - Это моя вещь!

В.: - Чья моя? Как тебя зовут?

Р.: - Вероника.

В.: - А кто связал тебе эту жилетку?

Р.: - Мама.

В.: - А как зовут маму?

Р.: - Мама Таня.

Тем самым дети учились проговаривать в слух свое имя и имена членов своей семьи.

В процессе реализации режимных моментов мы создавали такие игровые ситуации, как «Наведи порядок в шкафчике, чтобы порадовать маму», «Каждой вещи свое место» и т.д.; проводили в течение дня тематические беседы: «Как я помогаю дома», «Выходной день с мамой и папой», «Мое имя», «Мои бабушки и дедушки», «Что такое хорошо, что такое плохо»; разучивали пальчиковые игры по теме: «Моя семья», «Сорока-сорока», «Пальчик-мальчик где ты был», «Кто живет в моей квартире», играли в подвижные игры: «Птички и птенчики», «Вышла курочка гулять», «Наседка и цыплята».

Интегрированное занятие «Я и моя семья» было нацелено на формирование умения слушать рассказ Л.Славиной «Таня и братик», понимать содержание; закрепление умения лепить шар круговыми движениями в ладонях (леденец для младшего брата); воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).

В рамках занятий по ознакомлению с окружающим «Мамы каждому нужны» и «Петушиная семья» мы формировали у детей представление о том, что семья есть и у животных. Дети с удовольствием помогали цыпленку Цыпе найти его семью.

Для решения поставленных задач по проекту «Моя семья», мы активно использовали чтение художественной литературы: «Посидим в тишине», «Солнышко» Е.Благининой; «Бабушкины руки» Л.Квитко; «Я сама» И.Муравейко; «Вот дедушка» Ф.Фребеля; «Папу с мамой берегу» О.Бундур; «Моя мама пахнет хлебом» В.Сухомлинский. Дети приучались слушать произведения, понимать их содержание, отвечать на вопросы. Особо эмоционально дети реагировали на показ настольного кукольного театра по сказкам: «Три медведя», «Репка», «Колобок» и, как результат, дети с удовольствием откликнулись на предложение педагога поучаствовать в игре-инсценировке по сказке «Колобок», где они сами смогли стать героями любимой сказки.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений мы не только закрепляли понятия «большой – маленький», «один-много», учились группировать предметы по цвету, но и воспитывали добрые чувства к членам семьи, так как в заданиях отчетливо прослеживался социальный аспект: «мишка раскидал игрушки и расстроил маму», «сестры Танечка и Анечка поругались, не поделив игрушки».

В процессе реализации проекта большое внимание уделялось художественно – эстетическому развитию детей: дети украшали шапку для младшего братишки (знакомство с техникой рисования «граттаж»), рисовали полосатые полотенца для дедушки  и бабушки, делали аппликации к 8 Марта («Для любимой мамочки выросли цветочки») и 23 Февраля («Рубашка для папы»), лепили бусы для любимой мамы, строили мостик для маленького котенка, чтобы он вернулся домой, конструировали мебель для персонажей сказки «Репка», строили дом для своей семьи.

На протяжении всей работы над проектом осуществлялось тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками образовательного процесса. Для родителей были подготовлены консультации: «Чем занять ребенка 2–3 лет дома», «Мультфильмы в жизни ребенка», «Права ребенка»; проведена деловая игра с родителями «Искусство общения с ребенком» с целью формирования конструктивных способов выхода из конфликтной ситуации с ребенком; организован показ видеоролика «Посмотрите, как интересно мы живем»; проведен мастер-класс по тестопластике для родителей и детей «Мукосолька»; организовано посещение Нижегородского кукольного театра для родителей и детей; проведено праздничное мероприятие «Праздник для всех мам», где актерами стали сами родители.

Формированию представлений о семье способствовало так же обогащение РППС группы дидактическими играми и пособиями: «Мой дом – моя семья»,  «Сказочный дом» (для рассказа содержания сказки «курочка Ряба»), «Испечем пирог для всей семьи», «Штопаем рубашку для младшего братишки», «Добрый Я», «Украсим платье для сестренки Насти», «Найди маму детенышу», «Бабушкино лукошко», «Найди такую же вещь», вязанный  пальчиковый театр по сказке «Три медведя».

Итоговым мероприятием проекта стало совместное развлечение для детей и родителей «Наша дружная семья», а конечным продуктом проектной деятельности - групповой фотоальбом «Остров семейных сокровищ», фотовыставки «Вот как здорово у нас» и «Наши руки не для скуки» (где родители делятся опытом по созданию игр и пособий, сделанных своими руками).

Таким образом, реализовав проект, мы добились следующих результатов: 1)дети знают и называют свое имя, а также имена родителей и членов своей семьи; 2)у детей обогатился диапазон способов проявления заботы о членах своей семьи; 3)у детей обогатились представления о своей семье, расширился словарный запас по теме; 4)дети отображают в играх бытовые действия, семейные отношения; 5)дети проявляют свои творческие способности через разнообразные виды деятельности; 6)родители активно участвуют в совместной с детьми познавательно-творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Статья "Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей"

В статье представлен опят работы по развитию игровой деятельности младших дошкольников в процессе взаимодействия с родителями....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"

Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ

 В статье представлен обзор проблемы формирования базовых знаний правил дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении....

«Развитие интереса к народной игрушке у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей».

       Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является необходимым элементом воспитательного ...

Формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьями воспитанников

Доказано, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей.  В данной работе представлен опыт формирования нравственных представлений детей старшег...