Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"
материал

Уколова Татьяна Николаевна

Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкольного возраста  в процессе взаимодействия педагога и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apo_ukolovoy_t.n.docx104.52 КБ

Предварительный просмотр:

Уколова Татьяна  Николаевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА ВАЛУЙКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и семьи через использование технологии «Персональный помогатер»

        

Автор опыта: Уколова

Татьяна Николаевна,  

воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №11 комбинированного вида  

г. Валуйки  Белгородской области

Валуйки

2020

Содержание

  1. Информация об опыте………………………………………………..3
  2. Технология описания опыта…………………………………………8
  3. Результативность опыта……………………………………………..13
  4. Библиографический список…………………………………………18

Раздел I.

Информации об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Обыденная жизнь обыкновенного гражданина скрывает много угроз. Обеспеченье сохранности себе и собственных детей приобретает высокую популярность.

В системе социальных институтов безопасности жизнедеятельности семья занимает особое место. В семье закладываются основы нравственности, осваивается базовый репертуар социальных ролей личности.

Лозунг «Берегите ребёнка», под которым Екатерина II в 1764 г. издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребёнка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций страны, особенно для воспитателей и учителей общеобразовательных учреждений.

Закон РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый в 10.12.95 г., закрепил основные принципы и необходимую сферу регламентации безопасности дорожного движения, определили права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрел основные требования по подготовке водителей.

«Положение об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах» включается в соответствующие государственные стандарты (Приказ Министерства образования и науки России № 655 от 23.11. 2009 года «0б утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и приложение к нему «Федеральные государственные требования к структуре образовательной программы»).

С развитием техники в нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребёнок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребёнку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

Только за пять лет – с 2015 г. по 2020 г. – в России произошло около 800 тыс. ДТП. В них погибли 145 тыс. и получили ранения 900 тыс. человек.

Каждый девятый (10,9%) из всех пострадавших в ДТП – ребёнок в возрасте до 16 лет, а погибших детей за пять последних лет было 8 582 человека.

«Ситуацию, когда Россия теряет без малого 40 тыс. своих граждан, из них 2 тыс. детей ежегодно, иначе, чем национальное бедствие, оценивать нельзя», - отметил в докладе «Совершенствование государственной системы управления безопасностью дорожного движения в РФ» заместитель Министра транспорта РФ В.Г.Савельев на научно-практической конференции по обеспечению безопасности дорожного движения.

Причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:

  • внезапный выход на проезжую часть в местах с ограниченной видимостью;
  •  переход дороги вне зоны установленного перехода;
  • переход дороги по нерегулируемому пешеходному переходу без достаточной оценки безопасности перехода;
  • переход дороги по регулируемому пешеходному переходу на разрешающий зеленый сигнал светофора, не контролируя движение транспортных средств;
  • ходьба по проезжей части.

 В вопросе безопасности детей на дороге главными учителями детей должны быть именно родители. Для того чтобы ребенок не нарушал правила дорожного движения, он должен не просто знать их: у него должно войти в привычку их соблюдать. Один наглядный пример четкого выполнения требований правил родителями будет стоить дороже повторенных неоднократно слов: «Не нарушай».

 Какие бы занятия в детском саду ни проводились, они лишь способны закрепить те навыки и привычки безопасного поведения на дорогах, которые были привиты ребенку в семье. Роль педагога не только в том, чтобы научить детей правилам дорожной безопасности, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости их активного участия в воспитании у ребенка транспортной культуры.

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности ребенка и формирования компетенции безопасности жизнедеятельности на дорогах.

В опыте, предлагаю вниманию родителей, а также воспитателей и педагогов, содержатся все основные правила для обучения детей безопасному участию в дорожном движении. Основной из причин приведенной выше печальной статистики является недостаточность получаемых в семье. Родители обязаны обучить своих детей основным правилам безопасного поведения на дорогах. Систематическое изучение правил безопасного поведения с использованием технологии «Персональный помогатер позволяет закреплению знаний у детей младшего дошкольного возраста и  предотвращению попадание детей в дорожно-транспортные происшествия.

   Мониторинговые исследования навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста проводились с использованием основного метода сбора информации - диагностики. Оценочные показатели были предложены А.И Замалеевой по четырем показателям. Результаты,  полученные в ходе наблюдений в 2015 году, показали, что у детей трехлетнего –четырехлетнего возраста высокий уровень составил – 0%, средний уровень – 55%, низкий уровень  – 45%.

   Таким образом, была сформулирована проблема, которая заключается в определении структуры и содержания педагогической технологии, формирования способов развития и закрепления знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста  в процессе взаимодействия педагогов и семьи.

Актуальность опыта

          Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

         Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения и семьи. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Большую часть дня дошкольник проводит в кругу семьи и  поэтому именно родители  должны давать систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.

        Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры, подвижные игры и сюжетно – ролевые игры и новые технологии. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

         На сегодняшний день остро стоит проблема уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу, поэтому необходимо сформировать у подрастающего поколения негативное отношение к правонарушителям на дороге. С каждым годом все больше автомобилей выезжают на наши дороги. Чтобы не попасть в дорожно - транспортное происшествие, и взрослые и дети должны не только знать, но и соблюдать ПДД.

Ведущая педагогическая идея опыта

   Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкольного возраста  в процессе взаимодействия педагогов и семьи.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом осуществлялась в течение трех лет с 2015-2017, 2019-2020.

1 этап. Аналитический (май 2015.): обнаружение проблемы, формулирование цели, анализ специальной литературы и имеющихся внутренних и внешних условий в ДОУ, подбор мониторингового материала.

2 этап. Практический (2016-2017;2019гг.): разработка, апробация в образовательной деятельности технологии  «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкольного возраста  в процессе взаимодействия педагогов и семьи. Осуществление мониторинговых исследований.

3 этап. Обобщающий (2020гг.): проведение заключительного мониторинга, обобщение опыта.

Диапазон опыта

   Диапазон опыта представлен системой педагогических мероприятий

формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально - волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки  является сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.

Теоретическая база опыта

В ходе обобщения опыта использовалась следующая теоретическая терминология:

Индивидуализация - процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности». Индивидуализация — это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в котором содержатся все условия для развития детской инициативы [5].

Образование - социально-педагогический проект, который способен порождать образ того, что еще не развито в реальности, но что имеет тенденции в качестве перспективы развития будущего. Развиваясь само, образование развивает людей, а те, в свою очередь, становятся способными развивать общество [5].

Обучение - целенаправленная, последовательная передача (трансляция) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний и формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности воспитанника [5].  

Инициатива - внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком-либо действии [1].  

Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка». Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним взрослых, степень и своевременность помощи ребенку. Постоянное принуждение взрослого и излишняя опека формируют у ребенка чувство слабости и беспомощности [5].  

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий образовательного процесса [7].

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога [7].

Совместное планирование - выявление области интересов детей, позволяющие  встраивать инициативу детей в образовательную программу и в структуру дня, понимание того, что событийность дня зависит от их собственной инициативы и активности, видение перспективы для себя и для других и т.д.; планирование  педагогических действий (создание среды, выбор методов и приемов, ресурсов) [5].

Развивающая  предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей [4].

Вопросы привития навыков основ безопасности отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Т. И. Даниловой, Г.К.Зайцева, В. Н. Зимониной, О.Л.Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой.

Основываясь на работы выдающихся психологов и физиологов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада

Образовательная деятельность по обучению детей правилам дорожного движения начинается в первой младшей группе. У детей формируются первичные представления о машинах, дороге, знакомим с некоторыми видами транспорта.

Уже со 2 младшей группы знакомим детей с понятиями «улица», «дорога», «светофор», формируем представление о работе водителя, о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Продолжаем знакомить с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривали иллюстрации с изображением машин, наблюдали за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные "габариты". Здесь уместно отработать умение ребёнка "видеть" большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность.  Для развития правильной ориентации детей в пространстве обучали их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, знакомим детей с правилами поведения в общественном транспорте. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

     Таким образом, технология «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкольного возраста  в процессе взаимодействия педагогов и семьи является эффективной.

                                               Новизна опыта

   Новизной  этого опыта является комплексное использования элементов ранее известных и современных методик в технологии «Персональный помогатер».

Характеристики условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы  воспитателями дошкольных образовательных учреждений любого типа, работающими по  проблеме развития и закрепления знаний у детей младшего дошкольного возраста   правил дорожного движения.

Раздел II.

Технология описания опыта

   Главной целю педагогической деятельности в данном направлении является использование технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкольного возраста  в процессе взаимодействия педагогов и семьи.

Исходя из поставленной цели,  в работе решаем следующие задачи:

  • Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
  •  Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
  •  Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
  • Расширять словарный запас детей по дорожной  азбуке:
  • Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения  пешеходов;
  •  Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными;
  • Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

В основу организации работы с детьми были положены структурные компоненты педагогической принципы:

  • Принцип дистанция. Развивающую среду надо спланировать таким образом, чтобы в игровой деятельности у детей была дистанция дальнего и ближнего взаимодействия, а также места уединения.
  • Принцип активности. Развивающая среда по ознакомлению с ПДД создается таким образом, чтобы вызвать у детей познавательный интерес. Развивающая среда размещается на стенах, ленточных столах, на полу, на шкафчиках детей (рисунки детей, картинки с изображением знаков дорожного движения). При создании среды учитываются цветовая гамма, освещение помещения, звуковые эффекты. Для размещения развивающей среды помимо групповых комнат используется комната ПДД, холлы ДОУ, коридоры, кабинеты специалистов.
  • Принцип стабильности - динамичности развивающей среды заключается в том, что ребенок постоянно меняется (его интересы, потребности), следовательно, должна меняться и окружающая его среда. Поэтому необходимо предоставить ребенку возможность менять развивающую среду в соответствии со своими вкусами, желаниями и настроением. Менять можно фон, обстановку, игрушки. При помощи трансформеров, различных модулей можно менять размер помещения.
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Этот принцип  вплотную примыкает к предыдущей. Среда должна планироваться таким образом, чтобы дети могли заниматься одновременно каждый своим любимым делом, не мешая друг другу. Иными словами, пространство должно не только позволять ребенку искать и осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазию. Строить такую среду помогают разные перегородки, ниши.
  • Принцип эмоциогенности развивающей среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Развивающая среда должна давать детям разнообразные, меняющиеся впечатления, при этом должны учитываться и интересы взрослых и других детей. Среда должна вызывать двигательную активность и одновременно гасить ее, когда это необходимо. При планировании среды необходимо учитывать то, что у каждого ребенка должно быть еще и личное пространство, принадлежащее только этому ребенку, где ему бывает комфортно.
  • Принцип открытости - закрытости. Она проявляется в нашем дошкольном учреждении в том, что родители воспитанников принимают активное участие в образовательном процессе: помогают в создании развивающей среды, принимают участие в занятиях «Мой папа — водитель, инспектор ГИБДД», в организации автобусных экскурсий, в праздниках и развлечениях. Закрытость проявляется через формирование таких понятий, как «мои родители, мой дом, моя группа, мой детский сад».

1 этап. Аналитический.

      Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети.

      Именно это спровоцировало автора опыта начать эту  работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на  рассматриваемую  проблему. Для  этого  использовала анкетирование, как одну из неформальных  форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 85% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 74% родителей сами регулярно нарушают эти правила.

     Большинство родителей  возлагают большие  надежды на детский сад, что в дошкольном  учреждении  детей  обязательно  всему научат. Хотя далеко не все родители  представляют  чему учить ребенка в определенном возрасте.

        Мамы и папы  не скрывают,  что дома этой теме уделяют непростительно  мало  времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или  недостаточно  настольно – печатных игр, детской художественной литературы  по дорожной тематике.   Большинство  родителей  помощь детского сада  видят в проведении  с ними  практических занятий по безопасности дорожного движения.

Диагностическое обследование детей по методике А.И Замалеевой в мае 2015 дало также неутешительные результаты: низкий-45%, средний-50%, высокий-0% Все это и отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике. Это спровоцировало автора опыта создать технологию по ПДД «Персональный помогатер»

2 этап. Практический.

 Материалы пополнялись, обновлялись и использовались  в течение всего времени с 2016-2017;2019-2020.

  «Персональные помогатеры » по правилам дорожного движения такие как:

«Персональный помогатер - транспорт»:

  • Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями);
  • Настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино);
  • Специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и т.д.), сельскохозяйственная техника (тракторы)
  • Набор игрушечных машин и картинок, помогающих классифицировать виды транспорта.

Цель - формирование представлений о разновидностях транспорта, его классификации и назначении.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «транспорт», его основными видами (наземный, водный, воздушный, учить различать основные части транспорта.
  • Познакомить детей с профессиями, связанными с работой на транспорте.
  • Формировать представления детей о безопасном поведении на дорогах
  • Развивать познавательную активность, мышление, коммуникативные навыки.

 «Персональный помогатер – дорога»:

  • Настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные виды транспорта, игрушки – светофор, домики);
  • Детская художественная литература по тематике;
  • Дидактическая игра « Азбука улиц»;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, костюм);
  • Дидактическая игра «Дорожная азбука»;
  • Настольно – печатные игры  («Дорожное лото»; «Собери дорожный знак», лото «Дорожные знаки»)
  • Конструкторы.

Цель - формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.

Задачи:

  • Познакомить детей со значением дорожных знаков, формировать знания и умения понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
  • Расширять знание детей безопасному поведению в дорожной среде;
  • Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей среды;
  • Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке;
  • Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов;
  • Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

«Персональный помогатер - светофор»:

  • Макет светофора для водителей (плоскостной и мягко-набивной);
  • Макет светофора для пешеходов;
  • Настольное панно с изображением дорог, пешеходных переходов, светофоров, перекрестков, автостоянок, домов и дворов;
  • Дидактические игры «Построй светофор», «Найди свой цвет», «Собери светофор», «Четвертый лишний»;
  • Настольно – печатные игры («Светофор», «Собери светофор»).

Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного

 поведения на дороге, на улице и в транспорте. Закрепить представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и водителям необходимо четко знать и соблюдать.

Задачи: 

  • Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
  • Сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
  • Научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать;
  • Формировать культуру поведения в условиях дорожного движения;
  • Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
  • Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения у детей и их родителей.

3 этап. Обобщающий.

    Мониторинг проводится после того, как родители использовали            «Персанальный помогатер» в домашних условиях. Задачи этапа создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения. Создание развивающей предметно-пространственной среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности.

                                                         

Раздел III.

Результативность опыта

Педагогическая диагностика проводилась во второй младшей группе дошкольного возраста 2 раза в год на протяжении трех лет с 2015-2017гг, 2019-2020 гг. по следующим показателям:

  1. Оценка уровня сформированности навыков безопасного поведения на дороге у детей  младшего дошкольного возраста. Основной метод - это диагностика (методика игровых тестовых заданий Замалеевой А.И) которая констатирует, готовность ребенка решать дорожно - транспортные ситуации; уточнить, насколько хорошо ребенок усвоил правила дорожной безопасности; определить наличие у ребенка умений и навыков безопасного поведения на дороге; определить возможность ребенка стать пешеходом.

с 2015- 2016 2016-2017 2019-2020

Таблицы «Общий уровень усвоения сформированности навыков безопасного поведения на дороге у детей  младшего дошкольного возраста»

2 младшая группа 2015 – 2016 гг.

ВЫСОКИЙ %

СРЕДНИЙ %

НИЗКИЙ %

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

Знает виды транспорта (грузовая, легковая машины, автобус, троллейбусы)

0

7 -35

12-60

10 -50

8- 40

3 -15

2.

Проверка знаний цветов

0

8-40

15-75

9- 45

5 -25

3- 15

3

Смысл и назначение слов  (дорога, проезжая часть, тротуар, перекрестка)

7 -35

12-60

10 -50

8- 40

3 -15

4.

Знает о назначении светофора

0

8- 40

5-25

9-45

15-75

3- 15

Итого:

0

30-37

44-55

38-48

36-45

12-15

Таблицы «Общий уровень усвоения сформированности навыков безопасного поведения на дороге у детей  младшего дошкольного возраста» 2 младшая группа 2016 – 2017 гг.

ВЫСОКИЙ %

СРЕДНИЙ %

НИЗКИЙ %

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

Знает виды транспорта (грузовая, легковая машины, автобус, троллейбусы)

3-15

9-45

15-75

11-55

2-10

0

2.

Проверка знаний цветов

3-15

9 -45

11-55

11-55

6-30

0

3.

Смысл и назначение слов  (дорога, проезжая часть, тротуар, перекрестка)

1-5

7-35

11-55

11-55

8-40

2-10

4.

Знает о назначении светофора

2 -10

9-45

8-40

11-55

10-50

0

Итого:

9- 11

34-43

45-56

44-55

26-33

2-10

Таблицы «Общий уровень усвоения сформированности навыков безопасного поведения на дороге у детей  младшего дошкольного возраста» 2 младшая группа 2016 – 2017 гг.

ВЫСОКИЙ %

СРЕДНИЙ %

НИЗКИЙ %

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.

Знает виды транспорта (грузовая, легковая машины, автобус, троллейбусы)

2-10

6-30

7-35

12-60

11-55

2-10

2.

Проверка знаний цветов

5-25

6-30

3-15

11-55

12-60

3-15

3.

Смысл и назначение слов  (дорога, проезжая часть, тротуар, перекрестка)

0

5-25

3-15

14-70

17-85

1-5

4.

Знает о назначении светофора

8-40

10-50

2-10

10-50

10-50

0

Итого:

15-19

27-34

15-19

47 -58

50-62

6-8

Итоговые показатели 2015 -2020гг

ВЫСОКИЙ %

СРЕДНИЙ %

НИЗКИЙ %

Начало 2015

Конец 2020

Начало 2015

Конец 2020

Начало 2015

Конец 2020

Итого

24-10

91-38

104-43

129 -54

112-47

20-8

     

Итоговое диагностическое обследование показало, что использование технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по теме опыта в течение нескольких лет дало положительную динамику и успешное формирование знаний и устойчивых навыков у 92 % воспитанников второй младшей группы детского сада, о чем свидетельствуют данные диагностического исследования детей.

       Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом

Планирование дальнейшей работы:

  • систематически использовать в работе интерактивные формы взаимодействия с детьми, педагогами и родителями по теме опыта;
  • научится видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблемы;
  • особое внимание уделить закреплению в семье знаний, полученных в детском саду о правилах дорожного движения на пути следования из дома в детский сад и обратно;
  • педагогам продолжать использовать  технологии « Персональный помогатер» на закрепление правил безопасного поведения на улицах города  и другие материалы моего опыта работы.

ВЫВОДЫ

Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Использование технологии « Персональный помогатер», позволили сформировать у  ребенка умение  предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

        Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование технологии « Персональный помогатер» и учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Библиографический список

  1.  Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер,  2015. – 64 с
  2. Забуслаева О.Н., Малкова М.Н., Смолянинова М.О. Использование проектной деятельности в процессе формирования основ культуры безопасности ПДД у детей среднего дошкольного возраста // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 1 (5). С. 64-69.
  3. Доронина М.В. К вопросу разработки обучающих программ в сфере безопасности дорожного  движения как компонента системы общего и дополнительного образования //  Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 1. С. 53-59.
  4. Бабич А.Г., Тер-Григорьянц Р.Г. Теоретико-методические подходы к проведению мониторинга региональных систем непрерывного обучения детей дорожной безопасности /  Монография / Ставрополь, 2016.
  5. Глобальный план осуществления действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 годы [«Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/roadsafety/decade_of_action/plan/russian.pd
  6.  Добрая дорога детства: интернет портал   [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dddgazeta.ru/
  7. Интернет – источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/08/28/opyt-raboty-vospitanie-bezopasnogo-povedeniya-na
  8. Интернет – источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoe Obrazovanie/prochee/opyt_raboty_po_pravilam_dorozhnogo_dvizheniia


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста

Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ

 В статье представлен обзор проблемы формирования базовых знаний правил дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении....

Презентация «Квест – игра как средство закрепления знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста»

Развитие современного общества  неразрывно  связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация имеет и нега...

Выступление на ГМО «Квест – игра как средство закрепления знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста»

Квест – это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б, путем решения различных задач. Квест очень похож на игру по станциям, но имеет существенное различие, в первом случае реб...