Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста
статья

Проскурина Ирина Алексеевна

Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста

В современном мире стремительно растет количество автомобилей на дорогах наших городов. К сожалению, возрастает и число дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Безопасность детей на улице на сегодняшний день является важной жизненной проблемой. Дети – наша величайшая ценность. Именно мы, взрослые, должны заботиться об их безопасности. Часто причиной дорожно-транспортных происшествий становятся сами дети. Происходит это от незнания элементарных основ ПДД (игры вблизи дорог, переход дороги в неположенном месте и т.д.) и безответственного отношения взрослых к поведению детей на улице. Избежать опасности можно только путем правильного воспитания и обучения правилам дорожного движения. Следует учитывать, что, будучи еще совсем маленькими, они уже становятся участниками дорожного движения. Поэтому целенаправленную, систематическую работу по подготовке дошкольников к безопасному поведению на улице необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных позиций и ориентировок в окружающем мире. Знания и умение соблюдать ПДД помогут сформировать безопасное поведение детей на улицах города. Большую часть дня дошкольники проводят в детском саду. Следовательно, именно здесь они должны получить информацию о безопасном поведении на улице и приобрести навыки такого поведения.

 В условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах наша основная цель – подготовить ребенка к безопасному поведению в дорожно-транспортной среде. Для реализации этой цели необходимо знакомить детей с ПДД, с понятием улица и ее основными частями (дорога, тротуар, обочина), с видами транспорта, формировать культуру общественного поведения, развивать физические качества, координацию движений, внимание, наблюдательность и т.д. Все эти задачи решаются в различных образовательных областях: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.

При обучении детей младшего дошкольного возраста правилам дорожного движения используются следующие методы:

  • наглядный: показ игрушек, картин, иллюстраций, фотографий по данной теме, показ способов выполнения заданий;
  • словесный: объяснение, пояснение, указание, вопросы детям, чтение художественной литературы по теме;
  • практический: продуктивная детская деятельность на занятиях лепкой, аппликацией, рисованием, создание проектов и др.

Полученные через продуктивную деятельность знания ребенок реализует в играх, а затем и в повседневной жизни за пределами детского сада. Эта работа не выделяется в отдельный раздел, а входит во все разделы программы воспитания: на занятиях, в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности детей. Если знания о ПДД даются систематически, то у детей формируется потребность в их выполнении.

Начать работу следует с подбора и изучения методической литературы по данной теме. Следующий этап – составление перспективного планирования работы с детьми и родителями. При планировании учитываются возрастные особенности и способности детей младшего возраста. Не секрет, что все дети очень любят мультфильмы. Поэтому в планирование можно включить просмотр обучающих мультфильмов по ПДД.

В младшей группе дети получают первые, элементарные знания о ПДД. В ходе этой работы педагог реализует следующие задачи:

  • Формирование у детей первичных представлений об автомобилях, улице, дороге.
  • Знакомство с некоторыми видами транспортных средств: легковая машина, грузовая, автобус.
  • Знакомство с профессией водителя.
  • Введение понятия светофор и его назначения.
  • Знакомство с транспортом специального назначения (скорая помощь, пожарная и полицейская машина).
  • Воспитание элементарных правил безопасного поведения на дороге (как переходить дорогу, держать взрослого за руку, не играть вблизи дорог).
  • Развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве.

Начать знакомство малышей с дорожно-транспортными понятиями лучше всего во время прогулки. Педагог показывает детям проезжую часть, тротуар и рассказывает об их назначении. При этом вовсе не обязательно выходить за территорию детского сада. Наблюдая за прохожими и движением транспорта по дороге, дети узнают кто такой водитель, пешеход, пассажир. Рассматривают разные виды транспорта, их устройство.

На занятиях с малышами очень важна наглядность и конкретные примеры. Так как дорожно-транспортные понятия довольно сложны для детского восприятия, в начале занятия педагогу необходимо создать игровую мотивацию. Наиболее удачный вариант – использование сказочных или игрушечных персонажей, которые вызывают у детей живой интерес.

Одним из эффективных методов обучения детей правилам дорожного движения является использование мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, которые позволяют быстро запоминать и воспроизводить информацию. На начальном этапе дети знакомятся с мнемоквадратами. На каждое слово придумывается картинка (схема). Таким образом осуществляется перекодировка информации. Затем составляются мнемодорожки, состоящие из 3-4 мнемоквадратов, по которым дети учатся рассказывать о правилах поведения на улице, в общественном транспорте, о дорожных знаках  и значении цветов светофора. Сначала воспитатель предлагает готовые схемы, рассматривает  с детьми изображения, помогает сформулировать правила. Постепенно ребенок включается в процесс создания своей схемы. Использование мнемотехники в работе по изучению правил дорожного движения упрощает процесс запоминания и дает хорошие результаты.

Формирование знаний ПДД тесно связано с развитием ориентации в пространстве. Младшие дошкольники знакомятся с понятиями «справа», «слева», «впереди», «сзади». Уместно проводить игры на внимание, чтобы выработать привычку осматриваться, подходя к дороге.

Важным условием в работе по формированию знаний правил дорожного движения и безопасного поведения у детей младшего возраста является создание благоприятной, радостной атмосферы. Так как задача педагога – воспитать чувство осторожности и самосохранения, а не страх и боязнь улицы.

Большое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды в группе. Уголок безопасности по ПДД в младшей группе включает в себя: макет улицы с дорожными знаками, макет светофора, дидактические и настольные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Шоферы», «Автобус», «Проезжая часть» и т.д., атрибуты для подвижных игр (рули, жезл, свисток, шапочки и др.), наборы транспорта, плакаты, сюжетные картинки, подборку художественной литературы по теме. Знания, полученные на занятиях, ребенок закрепляет в самостоятельной игре. А предметная среда развивается и пополняется в соответствии с возрастом воспитанников.

Не менее важную роль в формировании знаний ПДД и безопасного поведения детей на улицах города играет семья. Поэтому необходимо привлекать в этот процесс и родителей воспитанников, повышать их компетентность в данном вопросе с помощью консультаций, бесед, родительских собраний на тему ПДД. Размещать в родительском уголке папки-передвижки, памятки, рекомендации. Родители являются примером для своих детей. А дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно – идеальное время для ознакомления с дорожной азбукой. Также следует привлекать родителей к изготовлению материалов и атрибутов для игр, развлечений по ПДД. Только в тесном содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей твердую привычку соблюдать правила дорожного движения. Систематическая, целенаправленная работа с детьми по формированию знаний ПДД дает положительный результат. А умение детей использовать полученные знания и навыки помогут в дальнейшем сохранить не только их здоровье, но и жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"

Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ

 В статье представлен обзор проблемы формирования базовых знаний правил дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении....

Презентация «Квест – игра как средство закрепления знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста»

Развитие современного общества  неразрывно  связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация имеет и нега...

Выступление на ГМО «Квест – игра как средство закрепления знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста»

Квест – это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б, путем решения различных задач. Квест очень похож на игру по станциям, но имеет существенное различие, в первом случае реб...

Методическая разработка: «Квест – игра как средство закрепления знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста»

Безопасность детей на дорогах напрямую зависит от того, какие знания мы дадим им о правилах дорожного движения. Поскольку в дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, то лучш...