Статья "Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей"
статья (младшая группа)

Ткачева Ксения Александровна

В статье представлен опят работы по развитию игровой деятельности младших дошкольников в процессе взаимодействия с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tkachevoy_k.a.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Ксения Александровна Ткачева

                                                                     воспитатель МАДОУ «Детский сад № 460»

603158, г.Н.Новгород, пр. Кораблестроителей, д.46

271-45-45, rodnichok460@mail.ru  

        Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, быть самостоятельным, уметь общаться со сверстниками, использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, сохранять правила и развивать сюжет игры. Вхождение ребенка в современный мир невозможно без установления системы социальных отношений, которые обретаются через взаимодействия взрослого с ребенком.

         Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.

Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества, доверия, взаимопонимания. Но для малыша труд является еще игрой.

В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным, беспорядочным, без учета возраста ребенка, чтением детских книг, преждевременным обучением грамоте, просмотром телепередач.

Родителям бывает понятна необходимость объяснить ребенку, особенно младшего дошкольного возраста, некоторые процессы бытовой деятельности (подготовка к еде, сну и т. п.), в то время как игра не осознается ими в должной мере. Не всегда представляют родители и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках, коробках, тумбочках. Не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек.

Одним из недостатков семейного воспитания является стремление родителей покупать игрушки детям в зависимости от того, кто у них сын или дочь. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор. Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные, двигательные, строительные наборы, дидактические, игрушки-забавы, полу готовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку.

От взрослых зависит, как ребенок обращается с сюжетно-образными игрушками; являются ли они партнерами в его играх или малыш остается к ним равнодушен.

Интерес к познанию неизвестного, развитые мышление и речь, творческий подход к окружающему – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.

Но если сами взрослые не показывают малышу игровые способы овладения связями и отношениями взрослого мира, он чаще всего остается на уровне зависимости от этого мира и не готов успешно решать жизненные ситуации. Вот почему так важно повышать компетентность родителей во взглядах на игру, ее роль в развитии ребенка, помогать осознать, что игра и игровое общение с малышом в семье — это забота о его развитии, эмоциональном и психологическом здоровье.

При осуществлении задач развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей могут применяться такие традиционные формы и методы, как беседы, чтение художественной литературы, музыкальные произведения, тематически занятия, дидактические, ролевые игры и т.д. К инновационным методам относят: педагогические проекты, семейные клубы, создание семейных музеев и т.д.

В нашей группе (первой младшей) был реализован практико-ориентированный проект «Счастливое детство», с целью создание условий для разнообразных игр детей, как особого пространства развития ребенка 2 – 3 лет; для повышения компетентности родителей по вопросам игровой   деятельности детей.

Участниками проекта стали: дети, педагоги и, конечно же, родители, так как развитие игровой деятельности  детей невозможно без поддержки самой семьи.

Задачи проекта:

1. Обогащать игровой опыт детей, побуждая отражать в играх представления об окружающей действительности.

2. Способствовать отражению в игровых сюжетах детей эпизодов знакомых стихотворений, сказок.

3. Способствовать проявлению у детей добрых чувств по отношению к игрушкам.

4. Формировать у детей представления о сенсорных свойствах и качествах предметов, обследовательские действия (выделять цвет, форму, величину).

5. Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Игрушки».

6. Развивать интерес к совместным играм со сверстниками и взрослыми, стремление к игровому общению с другими детьми.

7. Вызвать у детей желание участвовать в игровых и образовательных ситуациях, изобразительной деятельности совместно со взрослым и самостоятельно.

8. Обогащать родительский опыт эффективными приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком.

9. Повышать компетентность родителей в процессах организации игровой деятельности детей.

В рамках проекта «Счастливое детство» проведена большая работа, как с детьми, так и родителями.

Для решения поставленных задач по проекту «Моя семья» мы активно использовали чтение художественной литературы: Е. Благининой «Полюбуйтесь-ка, игрушки», «Паровоз», А.Барто «Лошадка», «Мишка», «Зайка», «Бычок», «Кораблик», «Козлик», «Наша Таня», «Мой пес простудился», С.Маршака «Мяч». Дети приучались слушать произведения, понимать их содержание, отвечать на вопросы. Особо эмоционально дети реагировали на показ настольного кукольного театра по сказкам: «Три медведя», «Репка», «Колобок».

По мотивам стихотворений Агнии Барто были проведены интегрированные занятия, которые были нацелены на формирование умения слушать стихотворения, понимать содержание; воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние персонажей (пожалеть, посочувствовать).

В процессе реализации проекта большое внимание уделялось художественно – эстетическому развитию детей. На занятиях закрепляли у детей умения лепить шар круговыми движениями в ладонях (витаминки для пёсика), рисовать прямые линии кончиком кисточки (хвостик для лошадки), рисовать пальцем круговые движения пальчиковыми красками и т.д.

В процессе организации режимных моментов мы проводили пальчиковые игры по теме: «Мой мяч», «Игрушки», «Есть у нас игрушки», «Я с игрушками играю», «У Антошки есть игрушки» играли в подвижные игры: «Мишка косолапый», «Зайки на полянке», «Лошадки скачут», «Догонялки с мишкой», «Веселые мячики». На занятиях по формированию элементарных математических представлений мы закрепляли понятия «большой – маленький», «один - много», учились группировать предметы по цвету.

На протяжении всей работы над проектом осуществлялось тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками образовательного процесса. Для родителей были подготовлены консультации: «Права детей», «Право ребенка на игру», «Ум на кончиках пальцев», «Дидактические игры», «Игры для малышей 2-3 лет», «Игры на развитие творческого воображения детей», проведен Круглый стол с родителями на темы «Игры выходного дня»; «Игровой уголок дома», организован показ презентации одного из родителей  «Игры выходного дня нашей семьи»; были изготовлены брошюры – консультации на тему «Игрушки»; организован совместно с родителями выпуск газеты «Совятки», посвященный правам детей, была организована выставка поделок родителей на тему «Игры и игрушки своими руками»; проведен мастер-класс по для родителей  «Пасхальный зайчик»; были проведены игры на сплочение с родителями «Сказка по кругу», «Шел король по лесу», подготовлено сообщение воспитателя на тему «Игрушки в жизни детей»; предложено решение проблемной ситуации родителями «Разбросаны игрушки».

Формированию представлений детей о семье способствовало также обогащение развивающей предметно-пространственной  среды группы дидактическими играми и пособиями: костюмы доктора, наборы «Доктор»; дидактические игры: «Мячи», «Три медведя», «Найди тень игрушки», «Сложи башню из кубиков»; игры с пуговицами «Флажки», «Крутятся колеса»; пособия для пальчиковых игр: «Кто что ест», «Ежик и друзья», «Цветик-семицветик», «Веселые цифры», «Сказка с прищепками»; пальчиковый театр «Репка».

Итоговым мероприятием проекта стало  развлечение для детей «Магазин игрушек». Были проведены подвижные игры с детьми: «Лохматый пес», «Догонялки с мишкой»; имитационная игра «Покорми котенка»; игры: «Соберем пирамидку», «Покатаем мяч»; также мы с детьми пели песни и танцевали с погремушками.

Конечными продуктами проектной деятельности стали фотовыставка «Любимые игры и игрушки моего ребенка», выставка «Игры и игрушки своими руками», выставка «Опыты семейного воспитания», презентация «Счастливое детство».

Таким образом, реализовав проект, мы добились следующих результатов:

1. Дети отражают в играх приобретенные представления об окружающей действительности, эпизоды знакомых стихотворений, сказок.

2. Дети проявляют добрые чувства по отношению к игрушкам.

3. Обогащен словарь детей по теме «Игрушки».

4. Увеличился интерес детей к совместным играм со сверстниками и взрослыми.

5. Дети охотно общаются со взрослыми и детьми, вступают в игровое взаимодействие.

6. Обогащен родительский опыт эффективными приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком.

9. Повышена компетентность родителей в процессах организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

«Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей»

В статье представлен опыт работы по формированию представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"

Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ

 В статье представлен обзор проблемы формирования базовых знаний правил дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении....

«Развитие интереса к народной игрушке у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей».

       Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является необходимым элементом воспитательного ...