Исследование на тему «Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально - ритмических движений»
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) по теме
В данном исследовании представлены теоретические основы развития внимания и памяти у детей старшего дошкольног возраста, характеристика музыкально- ритмического развития детей дошкольного возраста.Дано описание и анализ экспериментальной работы, а также разработана система музыкально- ритмических упражнений для развития памяти ивнимания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksper.issledov.docx | 80.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие внимания и памяти у детей
старшего дошкольного возраста
в процессе музыкально - ритмических движений»
Выполнил:
Музыкальный руководитель
Бойченко Марина Васильевна
:
п. Селенгинск
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………...........с.3
Глава 1. Теоретические основы развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста.
- .Общее развитие психики у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………........с.5
- . Развитие внимания ………………………………………........................с.11
- .Развитие памяти…………………………………………………………...с.14
- .Характеристика музыкально - ритмического развития детей дошкольного возраста……………………………………………………..с.17
Вывод………………………………………………………………………с.21
Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по развитию памяти и внимания у старших дошкольников в процессе музыкально- ритмических движений………………………………………………………………………с.22
2.1. Выявление первоначального уровня развития памяти и внимания…с.22
2.2. Система музыкально - ритмических упражнений для развития памяти и внимания………………………………………………………………………с.28
2.3. Анализ результатов эксперимента, выводы, рекомендации………….с.33
Вывод………………………………………………………………………….с.35
Заключение……………………………………………………………………..с.36
Список использованной литературы……………………………………….с.37
Введение
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет, занимающий особое место в развитии личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет).
В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чем раньше ребенка начинают воспитывать и обучать, тем быстрее и эффективнее осуществляется его психическое развитие.
От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность.
Проблема психического развития детей, становления человеческой личности является одной из самых сложных проблем психологии и одной из центральных. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован и описан Л.А. Венгером.
Также, о развитии психических процессов упоминает и А.И. Буренина.
Целью данной работы является исследование особенностей развития внимания и памяти у детей дошкольного возраста, в процессе музыкально ритмических движений.
Объектом исследования является развитие ребенка дошкольного возраста.
Предметом исследования является изучение возможностей ритмопластики в развитии внимания и памяти.
Гипотеза: внимание и память будут развиваться успешно, если использовать систему ритмопластических упражнений, построенную с учетом возрастных особенностей.
Выделяем следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме психического развития в дошкольном возрасте.
2. Изучить особенности развития внимания и памяти детей дошкольного возраста.
3. Подобрать адекватные методики, или систему упражнений для диагностических исследований.
4. Составить методические рекомендации для педагогов.
Методологической основой исследования являются положения о ведущем виде деятельности ребенка дошкольного возраста, о роли ритмопластических упражнений в формировании целостной личности дошкольника, работы отечественных и зарубежных авторов, изучавших закономерности психического развития детей на разных возрастных этапах: О. М. Дьяченко, Е.В. Филипповой, З.М. Истоминой, Н.Н. Поддьякова, Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, Н.С. Лейтеса, Э.П.Торренса, Д.Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
Практическая значимость исследования состоит в реализации программы ритмопластики в практической деятельности педагога дошкольного учреждения.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад комбинированного вида «Теремок», п. Селенгтнск Кабанского района, р. Бурятия, ст. гр. «Росинка».
Глава 1. Особенности развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Общее развитие психики у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребенка.
Если опыт детей преддошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем возрастает влияние прежнего опыта на последующее поведение ребёнка, а также на образование новых временных связей. Действия дошкольника приобретают более осмысленный характер. Они производятся с учётом ранее приобретённых знаний об окружающем.
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра.
Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее.
Руководя детскими играми, обогащая их содержание, организуя играющих детей, воспитатель расширяет опыт ребёнка, формирует у него новые психические качества.
Способствуя познанию окружающего, развивая детское воображение, игра является вместе с тем своеобразной школой детской воли. Чем богаче содержание детских игр, чем сложнее их замысел, чем больше детей в ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён действовать не под влиянием мимолётных желаний, а руководствуясь общей целью и правилами игры.
В игре развиваются ум и чувства ребёнка, а также преднамеренность, произвольность действий. Вырабатывается умение действовать сообща, считаться с требованиями коллектива. Однако какую бы важную роль ни выполняла игра в жизни дошкольника, она не является его единственной деятельностью. Сама игра развивается под влиянием знакомства детей с окружающим. Её содержание обогащается опытом, приобретаемым ребёнком в быту, при выполнении трудовых заданий, а также в процессе занятий.
Под влиянием обучения у детей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы.
На протяжении дошкольного возраста характер деятельности и психические особенности дошкольников существенно изменяются.
У младших дошкольников ещё недостаточно развито умение играть и действовать сообща. Выполнение заданий взрослого, выраженных в словесной форме, представляет для малышей значительные трудности.
Будучи очень впечатлительны, младшие дошкольники ещё не умеют систематически наблюдать окружающее. Часто они замечают в предмете лишь какую-либо яркую, бросившуюся в глаза деталь, опуская менее заметные его особенности. При большой силе и образности памяти они запоминают, главным образом, то, что непосредственно их заинтересовало, что вызвало у них эмоциональное переживание. Мышление носит ещё очень конкретный, образный характер. Дети легко улавливают внешнее сходство между предметами и явлениями, не умея ещё обнаружить их скрытые существенные особенности. Воображение ещё слабо развито. Действия детей в большинстве случаев носят непреднамеренный, непроизвольный характер. Чувства, несмотря на большую их живость, мало устойчивы и неглубоки по своему содержанию.
Эти психологические особенности младшего дошкольника не являются чем-то неизменным. Воспитатель, знакомя детей младшей группы детского сада с окружающим, организуя их игры и занятия, формируя дружный детский коллектив, приучая каждого ребёнка подчиняться в своих действиях определённым требованиям, определённым правилам поведения, сообщает им новые знания и умения, развивает у них новые психические качества.
Деятельность детей становится более организованной и содержательной. Развиваются коллективные сюжетные игры. Дети постепенно привыкают играть и заниматься сообща, не ссорясь, согласовывая друг с другом свои действия. Речевое общение приобретает более развёрнутый и разнообразный характер.
В среднем дошкольном возрасте круг знаний ребёнка об окружающем расширяется. Серьёзнее и разнообразнее становится детская деятельность. Развиваются творческие игры, рисование конструирование. Сложнее становятся трудовые обязанности, выполняемые ребёнком, большее значение приобретают занятия учебного типа.
В связи с расширением опыта и усложнением деятельности происходит дальнейшее развитие психики дошкольника. Он научается глубже познавать окружающую действительность, выделять простейшие причинные связи между явлениями. Обобщения его становятся шире и охватывают более характерные, более существенные особенности предметов.
Значительные изменения происходят в области развития воли. Ребёнок постепенно приучается выполнять свои маленькие обязанности, подчинять свои интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой простые цели и действовать в соответствии с этими целями. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее расширение опыта и усложнение детской деятельности.
Вместе с развитием творческой игры всё большее значение в жизни ребёнка приобретают другие виды деятельности, не игрового типа. Усложняется трудовая деятельность. Занятия всё более принимают характер организованной учебной деятельности.
Обогащается словарь ребёнка, приобретается умение связно, грамматически правильно излагать свои мысли в устной речи. У ребёнка углубляется познание окружающего. Развивается способность к обобщению. У него формируется умение сопоставлять друг с другом не только отдельные предметы, но и понятия о целых группах предметов. Возникают простейшие формы последовательного, логически правильного рассуждения.
Вместе с тем отмечаются дальнейшие успехи в развитии воли у детей. Старший дошкольник уже во многих случаях обнаруживает умение контролировать свои действия, подчинять их более отдалённым целям. Развитие ума и воли тесно связано с усложнением детских чувств и интересов. В отличие от младшего дошкольника, старший дошкольник более сдержан в своих переживаниях, но чувства его более глубоки и содержательны. У него формируются высшие нравственные, познавательные и эстетические чувства. Более яркое выражение получает у детей чувство дружбы и товарищества. Крепнет и развивается любовь к своей родине и вождям советского народа.
Все эти глубокие изменения психики ребёнка-дошкольника происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему, новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.
Всесторонне воспитывая дошкольника, расширяя у ребёнка запас представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, развивая у него умение самостоятельно мыслить о простейших закономерностях окружающей действительности, приучая его действовать в соответствии с простейшими требованиями и правилами, формируя у него любовь к знанию и к серьёзной, общественно-полезной деятельности,— педагог создаёт необходимые предпосылки для перехода ребёнка к школьному обучению, для полноценного участия его в жизни школы.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, обучения и воспитания.
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.
Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельностью».
Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Включаясь в слова личности в целом, вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания.
Каковы же основные признаки музыкальности?
Первый признак – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.
Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный, характер запева и энергичный, подвижный – припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.
Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих детей, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.
С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуются слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.
1.2. Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может концентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.
Такая работа должна вестись по двум направлениям:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость. Развитие внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного. Отчётливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.
1.3. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте
Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в раннем дошкольном возрасте.
При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии.[38.c14]
Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении.
Существует память произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить. Конечно, невозможно так организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой (как говорится, "без труда - не вытащишь и рыбку из пруда"). Но чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.
Память можно также разделить на непосредственную и опосредованную. При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания. В обычной жизни это называется "зазубрил". При опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить. Однако надо отметить, что логическое запоминание гораздо эффективнее, и поэтому необходимо специально обучать ребенка мнемотехникам.
Существует также несколько видов памяти, выделяемых по времени сохранения информации: кратковременная память, позволяющая удерживать полученную информацию в течение короткого времени, около 20 секунд; долговременная память, предназначенная для хранения информации в течение длительного времени; оперативная память, удерживающая информацию в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения какого-либо действия или операции. Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом.
Также память классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица и т.д.
Память субъективна и подвержена искажениям, т.к. воспоминания видоизменяются после каждого их извлечения.
Тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, не значит, что следует удовольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка, начиная с раннего детства.
Достоверно известно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время - потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты.
1.4. Характеристика музыкально - ритмического развития детей старшего дошкольного возраста.
Широкое распространение в начале 20 века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским музыкантом педагогом Э. Жаком - Далькрозом. Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей музыкальный слух, память , внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений. Эти положения заслуживают внимания и учитываются советской педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания.
Положительное влияние на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И.М.Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.
Советская психология утверждает, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. По мнению психолога Б.М. Теплова, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения….». Путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызывать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.
В нашей стране система музыкально - ритмического воспитания разработана Н.Г. Александроаой, М.А. Румер, Е.В. Коноровой, В.А. Гринер, и др. Применительно к дошкольному возрасту специальные исследования проведены Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман и их учениками М.Л. Палавандишвили, А.Н. Зиминой.
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, од влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.
Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа. Сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа - все это может отражаться и в движении.
Художественный образ, развиваясь во времени, предается с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. Движение также располагается во времени: изменяется его характер, направление, развертывается рисунок построения, чередуется индивидуальная и групповая его последовательность.
Принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, динамические, темповые обозначения- изменением напряженности, скорости, амплитуды и направления движений.
Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.
Так в условиях интересной, увлекательной деятельности- ритмики- совершается музыкально- эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер.
Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Однако познавательные процессу во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях средств музыкальной выразительности. Ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально - игровой образ по - своему в новых, необычных связях. Комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения.
Музыкально - ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ними задачи. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку - развивает волевые качества.
Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить. Дети испытывают радость от хорошо выполненного задания, чувствуя ловкость, податливость своего тела.
Музыкально - ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.
Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкальной, эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Вывод
Проанализировав литературу по проблеме психического развития в старшем дошкольном возрасте, изучив особенности развития памяти, внимания и музыкально – ритмическую деятельность, можно сказать, что старший дошкольный возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
Музыкально – ритмическое воспитание зависит от общего физического воспитания, от правильной организации и систематичности занятий. Занятия ритмикой помогают развитию многих сторон личности: музыкальной, эмоциональной, познавательной.
Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по развитию памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально- ритмической деятельности.
2.1. Выявление начального уровня памяти и внимания у детей.
В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников старшей группы МАДОУ комбинированного типа «Теремок» ,Кабанского района, республики Бурятия.
Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального уровня развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития памяти и внимания у детей данного возраста посредством музыкально – ритмических движений
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:
1. Выявить начальный уровень памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста;
2. Разработать и провести целенаправленную работу по развитию памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста, в процессе музыкально – ритмических движений;
3. Выявить динамику развития внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста.
Целью констатирующего этапа стало выявление начального уровня памяти и внимания у детей.
Были поставлены следующие задачи:
Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития;
Выявить первоначальный уровень;
Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.
Методы диагностики: наблюдение за детьми в процессе движений под музыку в условиях обычных заданий на основе репертуара «Ритмическая мозаика».
К способам обследования Н.А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание, воспроизведение с одновременным слуховым контролем в выразительных ритмических движениях, сопоставление с принятыми эталонами.
Показатели:
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная.
Подвижность нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки.
Внимание:
Детям предлагалось выполнить знакомую композицию «Чебурашка».Экспериментатор наблюдал за выполнением композиции.
Критерии: если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно – это высокий уровень. Оценка 5 баллов. Если выполняет с некоторыми подсказками, то от 4 до 2 баллов. В случае затруднения в исполнении композиции из-за рассеянности внимания- 0 баллов.
Память:
После разучивания композиции «Веселые путешественники» ( 6-8 повторений вместе с педагогом), детям предлагалось выполнить композицию самостоятельно. Если ребенок справился с заданием – это норма;3,4 балла. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу- это высокий уровень развития памяти- оценка 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.
Подвижность нервных процессов:
Звучат фрагменты из 3 различных жанров музыки: полька, вальс, марш. Ребенку предлагалось потанцевать под музыку.
Критерии: Норма, эталон - это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.
Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.
Оценки выставляются следующим образом: N – норма (5 баллов); В (возбудимость), З ( заторможенность) – от 1 до 4 баллов.
В соответствии с критериями и оценками выделено 3 уровня развития: высокий - 15-13 баллов, средний – 9-12 баллов, и ниже среднего-3-6 баллов. Использовалась 5- балльная система оценок.
Анализ результатов представлен в таблице 1
Таблица 1
№/п | Имя, фамилия ребенка | память | внимание | Подвижность нервных процессов | Общий балл |
1 | Митрофанова Альбина | 3 | 3 | 5 | 11 |
2 | Пузанов Вова | 3 | 1 | 2 | 6 |
3 | Пугачев Толя | 1 | 1 | 2 | 4 |
4 | Брянская Марина | 3 | 1 | 3 | 7 |
5 | Копытова Настя | 1 | 1 | 2 | 4 |
6 | Давыдов Данил | 1 | 1 | 2 | 4 |
7 | Кляцов Влад | 3 | 3 | 4 | 10 |
8 | Астахов Вася | 3 | 1 | 4 | 8 |
9 | Купчина Лена | 1 | 1 | 2 | 4 |
0 | Ландина Марина | 1 | 3 | 3 | 7 |
1 | Осокина Вика | 4 | 4 | 3 | 11 |
2 | Перевалов Костя | 3 | 1 | 3 | 7 |
3 | Лебедев Иван | 1 | 1 | 2 | 4 |
4 | Стаисупов Артем | 1 | 3 | 4 | 8 |
5 | Некипелова Ксюша | 2 | 3 | 2 | 7 |
6 | Брянский Денис | 4 | 1 | 2 | 7 |
По итогам выполненных заданий учитывая общий балл, распределили детей по уровням развития (см. Таблица 2)
Таблица 2
1 | Митрофанова Альбина | 11 | С |
2 | Пузанов Вова | 6 | Н |
3 | Пугачев Толя | 4 | Н |
4 | Брянская Марина | 7 | С |
5 | Копытова Настя | 4 | Н |
6 | Давыдов Данил | 4 | Н |
7 | Кляцов Влад | 10 | С |
8 | Астахов Вася | 8 | С |
9 | Купчина Лена | 4 | Н |
0 | Ландина Марина | 7 | С |
1 | Осокина Вика | 11 | С |
2 | Перевалов Костя | 7 | С |
3 | Лебедев Иван | 4 | Н |
4 | Стаисупов Артем | 8 | С |
5 | Некипелова Ксюша | 7 | С |
6 | Брянский Денис | 7 | С |
Данные результаты перевели в проценты( см. Рис 1)
Рисунок 1
Уровень развития внимания и памяти на начальном этапе
Как видно из таблицы 2 и рисунка 1, 10 детей (62%), находится на среднем уровне развития, 6 детей (38%)- на низком уровне. С высоким уровнем развития детей нет.
В целом можно сказать, что у детей развитие памяти и внимания находится на среднем уровне развития.
Анализируя отдельно каждый показатель развития, можно констатировать, что наибольшее затруднение у детей вызвали задания на умение выполнить движения последовательно, внимательно, не отвлекаясь, и задания на умение изменять движения в соответствии с различным жанром и формой музыки. Так, при выполнении первого задания на умение выполнить композицию внимательно , не отвлекаясь - 10 детей выполнили не внимательно, отвлекались.
При определении развития памяти -8 детей путали последовательность движений.
При выполнении задания на развитие подвижности нервных процессов, умение изменять движения в различном ритме и темпе – 8 человек не справились с заданием.
В целом можно констатировать, что у детей развитие памяти и внимания находится не на должном уровне.
2.2. Система музыкально - ритмических упражнений для развития памяти и внимания.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, намечена дальнейшая работа по развитию памяти и внимания.
В начале формирующего эксперимента сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы.
Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась разработка системы музыкально - ритмических упражнений для развития памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста.
При разработке таких упражнений соблюдались следующие требования:
Требования к подбору музыки.
Требования к подбору движений.
Критерии определения доступности.
Подбирая музыку, стремились к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений. С точки зрения доступности музыка для движения:
- небольшая по объему( 3-4 минуты);
- разнообразная по темпу ( быстрая, медленная, с ускорениями, замедлениями);
- 2-х или 3-х частная и разнообразная по форме (вариации, рондо);
Музыкальные произведения достаточно разнообразны по жанру ( плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру ( веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные…). Подбирая музыку для ритмических упражнений использовали детские песни, народные мелодии, эстрадные мелодии, классические произведения. Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей. Воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус.
Движения соответствуют музыке, а также:
- доступны двигательным возможностям детей ( с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
- понятны по содержанию игрового образа( например- герои волшебных сказок, персонажи мультфильмов и т.д.)
- разнообразны, нестереотипны, включают различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленях и пр.)
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений . Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствуют быстрый бег, прыжки. Нагрузочными также являются подскоки, галопы, прыжки, приседания выполняемые в умеренно быстром темпе. Т. Лисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений соответственно темпу музыки:
- быстрый бег-160 акцентов в минуту;
- подскоки, галоп- 120-150 акцентов в минуту;
- маховые движения- 80-90 акцентов в минуту;
- наклоны- 70 акцентов в минуту
- повороты, наклоны головы, растягивания- 40-60 акцентов в минуту.
Все характеристики соотнесены с индивидуальными возможностями детей, и ориентированы на средние показатели уровня развития детей в группе.
Ритмические композиции подобраны из программы по ритмопластике А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».
октябрь | «Танец сидя» ( любая полька), «Чебурашка» ( Муз. В. Шаинского) |
ноябрь | «Плюшевый медвежонок» ( муз. В. Кривцова), «Разноцветная игра» (муз. Б. Савельева) |
декабрь | «Куклы – неваляшки» (муз.З Левиной). |
январь | «Кузнечик» (муз. В.Шаинского). |
февраль | «Белочка» (муз. В. Шаинского), «Лошадки» (муз.- ритм. композ.) |
март | «Белые кораблики» ( муз.ВШаинского), «Чунга – Чанга» ( муз. В. Шаинского). |
апрель | «Упражнение с цветами» ( музыкальна пьеса «Добрая фея» В. Гладкова), «Волшебный цветок» (муз. В.Чичкова) |
Данные упражнения разучивались в течении учебного года , занятие проводилось 1 раз в неделю. Но использовались и интенсивные методы- это увеличение времени занятий движениями, то есть двигательной активности детей под музыку в процессе всего времени пребывания в детском саду ( на зарядке, занятиях, на музыкальных занятиях, между занятиями , на прогулке и т.д.).Работа требует определенного времени, постепенного усложнения заданий, и варьирование методов и форм работы.
1 этап обучения - подражание детей образцу исполнения движений педагогом в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ» (выражение С.Д.Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения.. Показ должен быть еще и «опережающим», то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо, чтобы дети успели перевести восприятие в двигательную реакцию. И еще одна особенность показа - он должен быть в «зеркальном» отображении, поскольку дети повторяют движения автоматически.
2этап занятий - развитие самостоятельности детей в исполнении композиций и других упражнений. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнения движений самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае только по показу , у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля. Постепенно предлагается детям самостоятельно исполнить всю композицию от начала и до конца. Использовались также следующие приемы- показ упражнения условными жестами, мимикой, словесные указания, «провокации» , т.е. специальные ошибки педагога при показе. С целью активизации внимания детей и побуждении к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.
3 этап – творческое самовыражение в движении под музыку. Происходит это постепенно. Так, в некоторых композициях сразу заложена «вопросно – ответная» форма исполнения, где предлагается импровизация на определенный музыкальны фрагмент - проигрыш, припев и т.д. Например, в композиции «Танец сидя» дети на проигрыш сами придумывают танцевальные движения. В композиции «Чунга- Чанга»- пляску. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют переключаемость внимания и развитие произвольности движений, а с другой – готовят на импровизации на целые музыкальные произведения.
В предлагаемом репертуаре наиболее сложные виды движений многократно повторяются, но это не выглядит однообразным, так как повторение происходит в разных произведениях, а значит в разных ситуациях, разном ритме, темпе. С первых занятий важно приучать детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания музыки. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, все виды памяти ( двигательная, зрительная, слуховая), развивается слуховое восприятие.
Итак, при выполнении данных музыкально - ритмических композиций, в которых происходит постепенное увеличение объема движений, продолжительность звучания музыки, разнообразные сочетания упражнений у детей происходит развитие внимания и памяти, тренировка нервных процессов.
2.3. Анализ результатов эксперимента
С целью определения эффективности разработанных упражнении для развития внимания и памяти дошкольников, был проведен контрольный эксперимент.
Задачи контрольного эксперимента:
Выявить динамику развития внимания и памяти старших дошкольников;
Определить эффективность разработанных упражнений для развития внимания и памяти детей.
На данном этапе использовался тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Результаты контрольной диагностики приведены в таблице ( см. Таблица 4).
Таблица 4
/п | Имя,фамилия ребенка | память | внимание | Подвижность нервных процессов | Общий балл |
1 | МитрофановаАльбина | 5 | 4 | 5 | 14 |
2 | Пузанов Вова | 4 | 3 | 3 | 10 |
3 | Пугачев Толя | 3 | 3 | 3 | 9 |
4 | Брянская Марина | 5 | 4 | 4 | 13 |
5 | Копытова Настя | 2 | 2 | 3 | 7 |
6 | Давыдов Данил | 1 | 1 | 4 | 6 |
7 | Кляцов Влад | 5 | 4 | 5 | 10 |
8 | Астахов Вася | 5 | 3 | 5 | 13 |
9 | Купчина Лена | 1 | 1 | 3 | 5 |
0 | Ландина Марина | 4 | 4 | 5 | 13 |
1 | Осокина Вика | 5 | 5 | 4 | 14 |
2 | Перевалов Костя | 4 | 3 | 4 | 11 |
3 | Лебедев Иван | 3 | 3 | 4 | 10 |
4 | Стаисупов Артем | 4 | 4 | 5 | 13 |
5 | Некипелова Ксюша | 4 | 4 | 5 | 13 |
6 | Брянский Денис | 5 | 4 | 4 | 13 |
По итогам выполненных заданий учитывая общий балл, распределили детей по уровням развитии ( см.Таблица 5)
Таблица 5
1 | Митрофанова Альбина | 14 | В |
2 | Пузанов Вова | 10 | С |
3 | Пугачев Толя | 9 | С |
4 | Брянская Марина | 13 | В |
5 | Копытова Настя | 7 | Н |
6 | Давыдов Данил | 6 | Н |
7 | Кляцов Влад | 10 | С |
8 | Астахов Вася | 13 | В |
9 | Купчина Лена | 5 | Н |
0 | Ландина Марина | 13 | В |
1 | Осокина Вика | 14 | В |
2 | Перевалов Костя | 11 | С |
3 | Лебедев Иван | 10 | С |
4 | Стаисупов Артем | 13 | В |
5 | Некипелова Ксюша | 13 | В |
6 | Брянский Денис | 13 | В |
Данные результаты перевели в проценты (см.Рисунок 2)
Рисунок 2
Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики
Как видно из гистограмм в развитии детей произошли значительные изменения.
Так, на начальном этапе детей с высоким уровнем развития не было, а на контрольном этапе свой результат улучшило 8 человек (50%), 5 человек улучшили свой результат и показали средний уровень развития (32%), лишь у 3детей (18%) , к сожалению, не произошло никаких улучшений.
Вывод
Анализируя индивидуальные изменения, можно сделать вывод об эффективности проделанной работы по разработанной и опробированной системе музыкально - ритмических упражнений, для развития памяти и внимания.
Заключение
В ходе исследовательской работы нами была изучена научная сущность развития памяти и внимания. Были определены психолого-педагогические основы развития памяти и внимания.
В процессе опытно - экспериментальной работы мы выявили особенности развития памяти внимания у детей, а также опробовали систему музыкально - ритмических занятий для развития памяти и внимания. На контрольном этапе нашего исследования была проведена контрольная диагностика, результаты которой свидетельствовали об эффективности разработанной и проведенной на формирующем этапе методике.
Основу для ритмических композиций составляют простые, но вместе с там разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений. А сами композиции - психологически раскрепощают детей, через освоение собственного тела как выразительного инструмента. Во время обучения у детей развиваются сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, и прежде всего их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психического развития ребенка. Освоение ритмических композиций- некий музыкально- ритмический психотренинг для детей и педагогов, развивающий внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов.
Исходя из, вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале исследовательской работы - достигнута, а гипотетическое положение о том, что внимание и память будут развиваться успешно, если использовать систему ритмопластических упражнений, построенную с учетом возрастных особенностей, подтвердилось.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология – М.: Академический проект, 2003.
2. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. – М.:Просвещение, 1969
3. Белинская Е.Н., Тихомнадрицкая О.А. Социальная психология личности – М., 2001
4. Бернштейн Н.А.Очерки по физиологии движения и физиологии активности – М., 1966
5. Бодалев А.А.Личность и общение -М.Международная академия, 1995
6. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности – Л, 1970.
7. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования – М.Просвещение, 1968
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.:МПА, 1995
9. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии.Пер. с англ.Ю.Брянцевой. –М.ЭКСМО –Пресс., 2002
10. Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. – СПб., 1999
11. Буренина А.И.От игры до спектакля – СПб., 1995
12. Буренина А.И.Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – СПб. ЛОИРО,
13. Буренина А.И.Ритмическая пластика для дошкольников. – СПб.Педагогика
14. Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967
15. Выготский Л.С. Психология развития личности. – М.: Смысл; ЭКСМО, 2005
16. Гармаева Т.В.Особенность эмоциональной сферы и самосознание в контексте становления личности дошкольника. Психолог в детском саду, 2004. - №2
17. Гускова Т.Можно ли воспитывать ребенка самостоятельным //Дошкольное воспитание. – 1988 - №8
18. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. Вопросы психологии, 1992 - №1-2
19. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология – СПб. Питер, 2000
20. Ежова Н.Н.Рабочая книга практического психолога . Ростов-на-Дону :Феникс, 2005
21. Ермолаева М.Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников// Дошкольное воспитание – 1995. - №9
22. Запорожец А.В.Развитие произвольных движений. – М.: Просвещение, 1960
23. Ильина Г.А.Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии – 1961. -
24. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шести -семилетнего возраста. – М.Просвещение, 1988.
25. Кончаловская М.М.Факторы, влияющие на формирование личностной идентичности у детей 5-7 лет. Психолог в детском саду, 2005 - №3
26. Кравцов Г.Личность формируется в семье// Дошкольное воспитание – 1992 - №2
27. Кравцов Е.Е.Семья и развитие личности ребенка. Психолог в детском саду, 2004. -№2
28. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников – Кишинев, 1983
29. Лисицкая Т.Пластика, ритм – М.: Физкультура и спорт, 1985
Лифид И.В.Ритмика. – М.: Академия, 1999.
30. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. Под ред. Е.О.Смирновой. Москва-Воронеж, 2001.
31. Методы психологической диагностики. Под ред. Воронина А.Н. – М.: Институт психологии РАН, 1994
31. Мещерякова С.Младенец: становление основ личности// Дошкольное воспитание – 1991 - №11
33. Михалева А.Николай Яковлевич Грот о личности. Развитие личности, 2000 - №2
34. Немов Р.С.Психология – М.:ВЛАДОС, 2002 – кн.2.Психология образования
35. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. М.Педагогика,
36. Основы психологии. Практикум. Под ред. Л.Д.Столяренко – СПб., 2001
38.Психолог в детском саду: Руководство для работы практического психолога. Л.А.Венгер, Е.Л.Агаева, Р.И.Брадина, В.В.Брефман, А.И.Булычева и др. – М.: Российская Академия образования. – 2003 - №5
39. Психология развития. Под ред. Т.Д.Марцинковской – М.Академия, 2001.
40. Ротэрс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика – М. Просвещение, 1989
41. Теплов Б.М. Психология музыкальных способносьей.-М., Наука,2003.
42. Смирнова Е. Психология ребенка – М.: Школа-Пресс, 1996
43. Современная практическая психология . Под ред. М.К. Тутушкиной – М.: Академия, 2005
44. Сороков Д.Г. Метаморфозы. Психология здоровья и личностно роста, 2008 - №5
44.Фанталова Е.Б.Три уровня психодиагностического исследования. 2001 -№1
45.Чистякова М.И. Психогимнастика .Под ред. М.И.Буянова –Просвещение. ВЛАДОС, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие образных представлений и творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях"
В методической разработке собран обширный методический материал с подробными перспективными планами, конспектами занятий, развлечений, праздников по теме материала....
Доклад «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через музыкально- ритмические движения и пластику»
В докладе описана эффективность работы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через музыкально- ритмические движения и пластику....
Консультация для родителей «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»...
Проект: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения ».
Проект "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения"...
Развитие интереса к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения.
Развитие интереса к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения....
«Развитие интереса к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения»
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения, интеграции различных видов художественной деятельности. Особое место зан...
Программа развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений и основ танцевального искусства «Если хочешь танцевать».
Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспита...