Рабочая программа в соответствии с ФГОС ДО по теме: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2013 – 2015 учебный год
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Сахно Алёна Викторовна

Дополнительная образовательная программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом Дошкольного Образования и направлена на развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности. Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Её реализация рассчитана на 72 календарных недели (36 недель в учебном году), и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-6 лет (первый год обучения) – 25 мин; в группе 6-7 лет (второй год обучения) – 30 мин, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma.doc436.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное

Учреждение детский сад «Теремок» с. Родино

Родинского района Алтайского края

Рабочая программа по теме:

 «Использование нетрадиционных техник

в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

на 2013 – 2015 учебный год

1680x1050 улыбка, краски, рисование, девочка, зверёк, рисунок картинки на рабочий стол обои фото скачать

                                                                                 Разработчик: воспитатель

                                                                       Сахно Алёна Викторовна

2013


Содержание:

  1. Аннотация ……………………………………………………………………………3
  2. Пояснительная записка………………………………………………………………4
  3. Возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………10
  4. Календарно-тематическое планирование работы с детьми………………………24
  5. Целевые ориентиры на этапе завершения реализации рабочей программы……42
  6. Календарно-тематическое планирование работы с родителями……………...…44
  7. Календарно-тематическое планирование работы с педагогами…………………48
  8. Список используемой литературы…………………………………………………52


Аннотация к рабочей программе

Дополнительная образовательная программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом Дошкольного Образования и направлена на развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности. Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Её реализация рассчитана на 72 календарных недели (36 недель в учебном году), и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-6 лет (первый год обучения) – 25 мин; в группе 6-7 лет (второй год обучения) – 30 мин, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.

 


Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Направленность программы.

Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.

Причины создания программы.

Основной причиной для создания программы явилась необходимость интегрированного подхода в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Новизна программы заключается в реализации системы воспитания и обучения на базе ДОУ детей, способных к использованию многообразных нетрадиционных техник в самостоятельной творческой деятельности.

Актуальность:

Рабочая программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.  Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.

Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.

Цель:

Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
  2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
  3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
  4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
  5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Срок реализации: программа рассчитана на 2 года обучения.

Реализация программы рассчитана на 72 календарных недели (36 недель в учебном году), и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-6 лет (первый год обучения) – 25 мин; в группе 6-7 лет (второй год обучения) – 30 мин, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.

Форма и методы реализации программы:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми;
  • Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
  • Тематические развлечения;
  • Мастер-классы с педагогами и родителями;
  • Консультации для родителей и педагогов;
  • Родительские собрания с использованием ИКТ;
  • Публикация информации на сайте ДОУ;
  • Оформление предметно-окружающей среды.

Принципы организации:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • учёт возрастных и психологических особенностей детей;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  •  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  •  игровая форма подачи материала;
  • сотрудничество Организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Методическое обеспечение программы:

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:

– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);

– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
  • Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
  • Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности.
  • Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики.

Предполагаемый результат реализации программы:

 В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные качества:

  • Инициативность;
  • Самостоятельность;
  • Любознательность;
  • Наблюдательность;
  • Воображение, фантазия, образное мышление;
  • Творческие способности;
  • Склонность к экспериментированию;
  • Способность к принятию решений.

В рамках реализации программы предусмотрены способы и формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Способы и формы

выявления результатов

Способы и формы фиксации

результатов

Способы и формы предъявления

результатов

Беседа, опрос, наблюдение

Выставки,

Итоговые занятия

Анализ мероприятий

Анализ приобретенных

навыков

Грамоты

Дипломы

Фотоотчёты

Отзывы (детей и родителей)

Методические разработки

Выставки

Готовые изделия

Отчеты

Открытые просмотры НОД

Аналитические справки


Возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

От 5 до 6 лет

Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5—6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор.

Они используют в речи не только такие слова- оценки как хороший плохой, добрый злой, но и вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Однако соблюдение норм, как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей.

В 5—6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности. Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола в соответствии с этикетом, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и других видах деятельности.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. Усложняется игровое пространство. Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Более совершенной становится крупная моторика. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. Развиваются выносливость и силовые качества. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках. Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. Освоение времени все ещё не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым.

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, в которых связи, существенные для решения задачи, можно обнаружить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений; глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий, и поступков других людей.

Трудовая деятельность. В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

Музыкально-художественная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности.

Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Они в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в несколько треугольников, прямоугольник — в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщённые способы действий и обобщённые представления о конструируемых ими объектах.

От 6 до 7 лет

В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям и достаточно тонко их различать. Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Их социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.

К 6—7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья и здоровья окружающих; владеет культурой приёма пищи; одевается в соответствии с погодой. Старший дошкольник уже может объяснить ребёнку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы, оказать элементарную помощь самому себе и другому.

В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Развитие общения детей со взрослыми к концу седьмого года жизни создаёт отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой — очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели и т. п., т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

В этом возрасте дети владеют обобщёнными представлениями о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями мужских и женских свойств. К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументированно обосновывают её преимущества.

В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног; могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны чётко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы, так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т. п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя. Ребёнок начинает относительно успешно использовать новое средство — слово. С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6—7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности.

Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того, что воображение будет выполнять преимущественно аффективную функцию, т. е. оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Действия наглядно-образного мышления ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления, но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака. Дошкольники классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой принадлежности (мебель, посуда, дикие животные). Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что в процесс мышления всё более активно включается речь.

Использование ребёнком слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлечёнными, теоретическими, они сохраняют ещё тесную связь с его непосредственным опытом. Часто свои первые понятийные обобщения ребёнок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать.

Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «Дикие животные», потому, что она тоже может жить в лесу, а изображения девочки и платья будет объединены, потому. что она его носит.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки, как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах), причём детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.

В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте их высказывания всё более утрачивают черты ситуативной речи. Для того чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится всё более устойчивым. В возрасте 6—7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. В условиях общения и взаимодействия со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения; знаком с разными родами и жанрами фольклора и художественной литературы и интуитивно ориентируется в них; достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого они инсценируют отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей; знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).

Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес.

Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это могут быть не только изображения отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании они могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по сырому и сухому), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Им становятся доступны приёмы декоративного украшения.

В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).

В аппликации дошкольники осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.

Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией с учётом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.

Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им всё ещё нужна.

Национально-региональный компонент рабочей программы реализуется через принцип этнокультурной соотнесенности, то есть приобщение воспитанников к быту алтайских народов, его традициям и культуре в разных видах художественной деятельности. Содержание и объем регионального компонента определяются природно-экологическим, географо-демографическим, этническим и историко-культурным своеобразием региона и согласуются с требованиями федерального компонента, реализуются посредством интеграции его в общую структуру федерального компонента программы и реализуется через решение следующих задач:

  • ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка с рождения;
  • приобщение к быту, традициям и культурному своеобразию коренного населения региона (русских, украинцев, алтайцев) в продуктивных видах деятельности.

Реализации национально-регионального компонента предполагается уделять как полные периоды непосредственной образовательной деятельности по рисованию, так и часть их в зависимости от содержания и составляет не более 15% от общего объёма содержания непосредственно образовательной деятельности.

В рабочей программе региональный компонент реализуется в процессе продуктивной деятельности у дошкольников, где решаются задачи по формированию и развитию личностных качеств, необходимых для дальнейшего обучения в школе - самостоятельность, активность, любознательность, общительность, креативность и т.д.

В рабочей программе региональный компонент реализуется через использование произведений следующих поэтов и художников:

В Алтайском крае:

Борунов Г. Ф., Зотеев В. А., Торохов Ф. С., Бурков Г. Ф., Братов Б. Н.

В Родинском районе:

  • Кукса Василий («Ночная Сена. Париж», «У Нотр Дама», «Утро над Парижем», «Стражи Катуни»);
  • Федерко Степан («Весна», «Нежность», «Успенка», «Полетаево», «Февральская лазурь», «Портрет Андрея Серафимовича Цыбинова»);
  • Панченко Николай («Нефертити. Портрет старшей медсестры Завьяловской поликлиники Панченко Любы», «Ковыль цветет», «Утро», «Теплый день», «Март», «Мокрый день», «Осень в парке», «В зимнем саду», «Радостная весть», «Золотая Кулунда», «Морозное утро. Невеста», «Зимка», «Завьяловские дали».);
  •  Цыбинов А. С. (создал в селе Родино первый в Сибири сельский краеведческий музей и открыл картинную галерею).


Работа с детьми

Календарно-тематическое планирование рабочей программы в старшей группе

(на 2013-2014 год)

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программные задачи

Сентябрь

  1. Воздушные шарики

Монотипия

Познакомить детей с техникой монотипии.

Продолжать учить рисовать предметы круглой формы, закреплять знания цветов, развивать внимание, речь.

  1. Превращение гусеницы

Монотипия

Закрепить умение детей пользоваться техникой монотипией.

Познакомить детей с симметрией на примере бабочки. Развивать пространственное мышление.

  1.  Ежики на опушке

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение деталями, в том числе сухими листьями.

  1.  Ветка рябины

Рисование пальчиками

Познакомить детей с техникой «рисования пальчиками, используя прием примакивания. Развивать чувство композиции и цветовосприятие.

Октябрь

  1. Превращение ладошки

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

  1. Ковер из осенних листьев

Печатание листьями

Познакомить с техникой печатания листьями. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

  1. Осенние деревья

Выдувание, рисование ватными палочками

Познакомить с техникой «Выдувания» посредством соломинки (трубочки от сока); закреплять навыки рисования ватными палочками; развивать воображение, творчество, мелкую моторику.

  1. Дождик, дождик, капелька

Рисование пипеткой

Познакомить с техникой «Рисование пипеткой». Продолжать учить передавать в рисунке несложные явления действительности. Учить сочетать воедино действия со словами стихотворения. Развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру.

Ноябрь

  1. Пушистый котёнок

Тычок жесткой полусухой кистью

Помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).

  1. За мокрым стеклом

Рисование по сырому

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — рисование по сырому. Учить подбирать колорит красок. Передавать в рисунке настроение.

  1. Кляксы наши друзья

Кляксография

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — кляксографией, ее особенностями и выразительными возможностями. Развивать творческую активность детей.

  1.  Сказочный цветок

Выдувание, тычок жёсткой кистью

Продолжать знакомить с техникой «Выдувания» посредством соломинки (трубочки от сока); закреплять навыки тычкования жёсткой кистью; развивать воображение, творчество, мелкую моторику.

Декабрь

  1. Зима пришла

 

 

Рисование солью

Познакомить детей с техникой рисования солью. Развивать образное мышление. На примере стихотворения воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки. Знакомить со свойствами воды (экспериментальная деятельность).

  1. Снежинки

Набрызг

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Набрызг». Учить контролировать силу набрызга.

  1. Зимний вечер в лесу

Граттаж

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

  1.  Новогодний салют

Набрызг

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Набрызг». Учить создавать сюжетную композицию. Развивать воображение детей.

Январь

  1. Морозное окно

 

 

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование по трафарету

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования по трафарету. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры

  1. Сова

Тычок полусухой жесткой кистью  

Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка жёсткой кистью. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.

  1. Зимние узоры

 

Граттаж

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

  1.  Чудесные превращения кляксы

Кляксография

Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Учить создавать сюжетные композиции. Развивать воображение.

Февраль

  1. Подводное царство

 

Рисование ладошкой, рисование по мокрому

Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках «Рисование по мокрому» и «Рисование ладошкой». Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение.

  1.  Полярная ночь

Рисование зубными щётками

Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности, используя технику рисования зубной щёткой.

  1.  Матрешка

Рисование ватными палочками и скомканной бумагой.

Познакомить с техникой рисования скомканной бумагой. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрешек ватными палочками. Развивать цветовосприятие.

  1.  Ваза с ветками

Оттиск печатками

Продолжать учить рисовать в технике отпечатывания, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.

Март

  1.  Подарок маме

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений.

  1. Солнечный цвет

Рисование пальчиками

Закрепить технику рисования пальчиками. Познакомить со способами получения «солнечных» оттенков (жёлтый, золотой, янтарный, рыжий). Развивать творческое воображение и логическое мышление.

  1.  Дождь и радуга

Рисование по сырому

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования — рисование по сырому. Учить подбирать колорит красок. Передавать в рисунке настроение.

  1.  Весенние цветы

Акварель + восковой мелок

Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Апрель

  1.  Курочка и цыплята

 

 

Отпечатывание поролоном и скомканной бумагой

Продолжать учить рисовать, используя технику отпечатывания. Учить составлять сюжетную композицию. Развивать творческое воображение детей.

  1.  Космические дали

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

  1.  Цветы

Монотипия

Закрепить знание детей о нетрадиционной технике рисования «Монотипия». Продолжать знакомить детей с симметрией. Развивать пространственное мышление и творческое воображение.

  1. Одуванчики

Рисование манной крупой

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Рисование манной крупой». Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.

Май

  1. Вишня в цвету

Набрызг

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Набрызг». Учить заполнять всё пространство листа.

  1.  Салют

Набрызг

Закрепить навыки рисования с помощью техники «Набрызг». Учить создавать сюжетную композицию. Развивать воображение детей.

  1.  Весеннее дерево

Рисование трубочкой

Продолжать учить детей рисовать гуашью с использованием нетрадиционной техники рисования при помощи трубочки, развивать воображение.

  1. Чем пахнет лето?

Акварель + восковой мелок

Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Обогатить межсенсорные связи (цвет + форма + запах). Готовить руку к письму – учить проводить волнистые линии – графические символы запахов.


Календарно-тематическое планирование рабочей программы в подготовительной группе

(на 2014-2015 год)

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программные задачи

Сентябрь

1

Подсолнух

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

2

Летний луг

Рисование донышком от бутылки

Познакомить детей с техникой рисования бутылкой. Закрепить умение использовать технику. Развивать творческое воображение детей.

3

Бабочки, которых я видел летом

Монотипия, обведение ладошки и кулака

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление.

4

Укрась платочек

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции и ритма.

Октябрь

1

Ежики

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техникой «тычок смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ежика, тычками без предварительной прорисовки карандашом.

2

Анютины глазки

Ниткография

Познакомить детей с новой техникой ниткографией. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

3

Осенние листья

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

4

Птички клюют ягоды

Рисование пальчиками, оттиск пробкой        

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

Ноябрь

1

Кораблик в море

Набрызг        

Учить рисовать кораблик используя технику набрызг. Развивать цветовосприятие и творческое воображение.

2

Первый снег

Рисование пальчиками, оттиск печатками

Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композици.

3

Два петушка ссорятся

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество.

4

Ночной город

Граттаж на цветной основе

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках граттаж, развивать чувство ритма в рисунке, умение видеть образ ночного города.

Декабрь

1

«Весёлые котята»

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество.

2

Город на реке

Монотипия

Продолжать знакомить детей с техникой «Монотипией». Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данной технике. Воспитывать аккуратность.

3

«Снежинки»

Рисование солью

Продолжать знакомить детей с техникой рисования солью. Развивать образное мышление и воображение. Знакомить со свойствами воды (экспериментальная деятельность).

4

Укрась елочку бусами

Рисование пальчиками, оттиск пробкой        

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма

Январь

1

Мои рукавички

Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность

2

«Портрет» зимы

Восковые мелки, акварель, черный маркер

Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы. Развивать воображение, цветовосприятие.

3

Ёлочка пушистая

Рисование крупой

Продолжать учить детей нетрадиционным способам изобразительного искусства (рисование крупами). Развивать пальцевую моторику, творческое воображение, исследование свойств различных материалов.

4

 Белочка

Ниткография

Продолжать учить детей использовать в работе технику «Ниткография». Развивать творческое воображение детей. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Февраль

1

Снеговик

Комкание бумаги (скатывание)

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать воображение, творчество.

2

Моя любимая Чашка

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины), рисование пальчиками        

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, оттиском печатками. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность и творческое воображение.

        

3

Волшебные превращения верёвочки

Ниткография

Продолжать учить детей использовать в работе технику «Ниткография». Развивать творческое воображение детей. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца

4

Деревья в инее

Рисование крупой

Научить новой нетрадиционной технике - рисованию манной крупой. Развивать творческую фантазию, самостоятельность в составлении композиции из знакомых элементов.

Март

1

Открытка для мамы

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания

2

Мои любимые домашние животные

Тычок жесткой полусухой кистью

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги        

3

Весеннее солнышко

Рисование ладошками

Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую), кистью прямо на ладошке

4

 Букет в вазе

Выдувание

Продолжать знакомить с техникой «Выдувания» посредством соломинки (трубочки от сока); закреплять навыки рисования ватными палочками; развивать воображение, творчество, мелкую моторику.

Апрель

1

Звездное небо

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.         

2

Волшебные картинки (волшебный дождик)

Рисование свечой

Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Упражнять в рисовании с помощью данной техники. Развивать творческое воображение.

        

3

Мы рисуем, что хотим        

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках        

4

Подснежники

Влажная салфетка

Познакомить с техникой рисования влажными салфетками (подснежники). Развивать чувство композиции.

Май

1

Как я люблю одуванчики        

Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование

Совершенствовать умения данной в технике. Учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

2

Цветочек радуется солнышку        

Печатание печатками из картофеля (в форме цветка)

Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой вокруг. Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции.

3

Моя любимая игрушка

витраж

Познакомить с техникой рисования витражей. Учить отображать облик задуманного предмета на прозрачном фоне.

4

Итоговая выставка рисунков за год

Продолжать учить рассматривать рисунки, поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившейся и непонравившейся работы

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Работа с родителями

Календарно-тематическое планирование работы с родителями в рамках рабочей программы на 2013 – 2014 год

№ п\п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки выполнения

1

 «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Информация на сайте ДОУ

Сентябрь

2

«Роль нетрадиционного рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание

Октябрь

3

 «Как часто рисует ваш малыш?»

Анкетирование

Ноябрь

4

«Развитие творческих способностей детей в игре и в быту»

Консультация в приёмной

Декабрь

5

 «Рисуем вместе с детьми»

Буклеты для родителей

Январь

6

 «Необычными вещами мы рисуем без труда»

Мастер-класс

Февраль

7

 «Увлекательное рисование»

Папка-передвижка

Март

8

«Несколько советов по развитию творческих способностей детей»

Памятки для родителей

Апрель

9

«Наш семейный портрет»

Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями.

Май


Календарно-тематическое планирование работы с родителями

в рамках  рабочей программы

на 2014 – 2015 год

№ п\п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки выполнения

1

«Методы нетрадиционного рисования»

Консультация для родителей в приёмной

Сентябрь

2

«Необычное рисование, как один из способов развития творческих способностей дошкольника»

Информация на сайте ДОУ

Октябрь

3

«Алло, мы ищем таланты…»

Конкурс совместных творческих работ с детьми

Ноябрь

4

«Город на реке»

Открытый просмотр НОД (День открытых дверей)

Декабрь

5

«О важности развития образного мышления и формирования графических навыков перед школой».

Родительское собрание с использованием ИКТ

Январь

6

«Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Буклеты-памятки для родителей

Февраль

7

«Волшебство на кухне» (рисование крупами)

Мастер-класс

Март

8

 «День Космонавтики»

Проведение выставки совместного творчества детей и родителей

Апрель

9

«Мы рисуем в детском саду»

Стенгазета (совместная работа педагогов)

Май


Работа с педагогами

Календарно-тематическое планирование работы с педагогами

в рамках  рабочей программы

на 2013– 2014 год

№ п\п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки выполнения

1

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов

Сентябрь

2

«Дождик, дождик, капелька»

Открытый просмотр НОД по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования

Октябрь

3

 «Педагогическая мастерская»

Совместная работа с музыкальным руководителем по подбору музыкального сопровождения к занятиям.

Ноябрь

4

«Игры с красками»

Создание картотеки игр, способствующих развитию творческих способностей детей

Декабрь

5

 «Новый год стучится в дверь»

Изготовление плакатов для оформления музыкального зала к Новому году

Январь

6

«Портрет моего папы»

Конкурс между детьми старших групп, выполненных в различных техниках нетрадиционного рисования

Февраль

7

 «Маленькие фокусники»

Тематический досуг (совместная работа с музыкальным руководителем)

Март

8

«Роспись цветка на камне»

Мастер-класс для педагогов

Апрель

9

«Юные художники»

Оформление выставки детских творческих работ (совместная работа педагогов)

Май


Календарно-тематическое планирование работы с педагогами

в рамках рабочей программы

на 2014 – 2015 учебный год

№ п\п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки выполнения

1

«Взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

Публикация статьи в краевом журнале «Звёздочка наша» и на сайте ДОУ

Сентябрь

2

«Многообразие возможностей»

Участие в районном конкурсе творческих работ детей дошкольного возраста

Октябрь

3

Презентация на тему: «Развитие творческих способностей у детей через нетрадиционные техники рисования»

Выступление на педагогическом совете

Ноябрь

4

«Весёлые котята»

Открытый просмотр НОД по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования

Декабрь

5

 «Наряд красавицы Зимы»

Тематический досуг (совместная работа с музыкальным руководителем)

Январь

6

«Радужный мир»

Совместный педагогический проект (разработка проекта)

Февраль

7

«Радужный мир»

Совместный педагогический проект (реализация проекта)

Март

8

«Необычный аквариум» (рисование мыльными пузырями)

Мастер-класс для педагогов

Апрель

9

Анализ работы за год

Выступление на итоговом педагогическом совете.

Май


Основная литература.

  1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
  2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
  3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
  4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  5.  Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
  6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
  7.  Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
  9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
  10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
  11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.
  12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
  13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
  14.  Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

Дополнительная литература

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры: Родничок, 1999, - 47 с.
  2. Доронова Т.Н. «С утра до вечера» - С - Пб.,  Детство-Пресс, 2002г. (рабочая тетрадь для самостоятельной деятельности детей);
  3. Затеева Е. В. «Малыш в мире искусства родного края»: Барнаул, 2007.
  4. Новикова Е. Н. 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок: М., 1999., - 265 с.
  5. Образцова Т. Н. Логические игры для детей: М., 2010., - 184 с.
  6. Соколова Ю., Нитылкина Е. Игры с пальчиками: Эксмо, 2002, - 24 с.
  7. Хрестоматия по детской литературе под редакцией М. К. Боголюбской: Просвещение, 1984, - 463 с.