Главные вкладки

    Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Мезенок Алена Андреевна

    Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития речевой активности воображения, творческого мышления и творческой активности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum.docx23.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум для родителей

    Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей

    старшего  дошкольного возраста»

    Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития речевой активности воображения, творческого мышления и творческой активности.

    Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.

    Цитаты.В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка.

    В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».

    Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.

    Использование нетрадиционных форм изодеятельности способствуют развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки, обогащению тактильного опыта ребёнка, развитию воображения, познавательного интереса, памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воспитанию усидчивости, формированию игровой и учебно-практической деятельности. Работа с разными материалами расширяет среду возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.

    Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобретательной деятельности весьма актуальна, т. к. именно изобретательная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

    Изобразительная деятельность требует от ребёнка проявления разносторонних качеств и умений. Для того, чтобы нарисовать какой-либо предмет, его не только обходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве, но и сконцентрировать своё внимание на руке.

    Занятия с использованием нетрадиционных форм    изодеятельности способствует развитию у ребёнка:

    •    Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

    •    пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

    •    внимания и усидчивости;

    •    изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

    •    формируются навыки контроля и самоконтроля;

    •    расширяются и уточняются знания о разнообразии окружающего мира; представления о цвете, форме и размере предметов и их частей;

    •    развивается воображение, мышление, речь.

    К старшему дошкольному возрасту возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

    Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

    1. Печать от руки

    Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

    2. Использование печатки

    Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

    3. Рисование пёрышком

    Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются

    4. Рисование пальцем.

    Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

    5. Монотипия.

    Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

    6. Рисование по трафарету тампоном.

    Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

    7. Рисование методом тычка.

    Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка.

    8. Кляксография.

    В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят.

    9. Набрызг.

    Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

    10. Граттаж.

    Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

    11. Рисование мыльными пузырями.

    Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

    12. Рисование мятой бумагой

    Таким способом, например можно нарисовать стволы деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно примакивая нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

    13. Вместо кисти – дырокол.

    На листе бумаги сделать несколько отверстий дыроколом в произвольном порядке. Покажите, как можно получить симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Наклеить проколотый лист на цветную бумагу с помощью разноцветных карандашей можно завершить картину с помощью цветных карандашей.

    14.Аппликация из  салфеток.

    Техника применяется с 3 лет. Из салфеток скатываются небольшие плотные шарики и приклеиваются на лист картона.

    15.Аппликация из ваты.

    Техника применяется с 4 лет. Из ваты скатываются небольшие шарики, жгутики и приклеиваются на лист картона или вата приклеивается равномерным слоем на изображение.

    16.Аппликация из жгутиков.

    Техника применяется с 4 лет. Небольшие прямоугольные кусочки бумажных салфеток складываются пополам, скручиваются, получаются жгутики. По контуру изображения наносится клей и приклеиваются жгутики.

    17.Аппликация с использованием круп и семян.

    Техника применяется с 3 лет. На фон или изображение наносится клей ПВА и посыпается крупой (манкой, гречей, рисом и т. д.) или семенами. Крупные семена (горох, фасоль, бобы) лучше вдавливать в нанесённый на изображение слой пластилина.

    18.Пластилиновая живопись.

    Техника применяется с 5 лет. Небольшие кусочки пластилина наносятся на основу и растираются в нужном направлении.

    19. Ниткография.

    Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

    На этом необычном и очень интересном приёме я хочу остановиться и рассказать о нём более подробно. Сейчас мы все вместе попробуем нарисовать с помощью нитей.

    Для этого нам потребуются:

    • два альбомных листа;
    • тушь или жидко разведенная гуашь;
    • тарелочки для красок;
    • пластмассовые ложечки;
    • ниточки средней толщины;
    • тканевые и бумажные салфеточки

     Приступаем к работе:

    1. Наливаем краску разных цветов в тарелочки.

    2. Опускаем ниточку в тарелочку с помощью ложечки и отжимаем ее, придерживая другой конец нитки в руке.

    3. Выкладываем на лист бумаги изображение из нитки, а другой конец оставляем свободным.

    4. Так повторить столько раз, сколько цветов вы хотите нарисовать, укладывая ниточки аккуратно на листе бумаги. Выкладывать изображения из ниточек надо быстро, чтобы не высохла краска.

    5. Взять чистый лист бумаги и наложить на лист с изображением, слегка придерживая рукой.

    6. Собрать в руку все концы ниточек и, придерживая верхний лист бумаги, резко выдернуть нитки.

    7. По желанию дорисовать, приклеить детали (листочки, вазочку и  т.п.) или вырезать изображения, нанесённые с помощью нити и составить из них композицию.

    Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.

    Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.

    Самое главное – дети любят и с нетерпением ждут занятий. И это большое счастье, когда видишь сияющие детские глаза и знаешь, что приносишь радость и счастье в детские сердца!

    Пробуйте, и у вас обязательно всё получится!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционных видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.

    Использование нетрадиционных  видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобр...

    "Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

    30 ноября 2013 года на базе МБДОУ – детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района прошел семинар для  воспитателей ДОУ и ГКПД по теме: "Использование нетрадиционных приемов  изобразительной...

    «Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».

    Использование  нетрадиционных  способов  изобразительной  деятельности  играет  важную  роль  не  только  в  художественно – эстетическом,  ...

    опыт работы на тему "Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей раннего возраста"

        Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и резуль...

    Опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья

    В статье раскрывается опыт работы по использованию различных видов детской деятельности в развитии речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Нетрадиционные техники рисования, как средство развития речевой активности детей раннего возраста

    Нетрадиционные техники рисования, как средство развития речевой активности детей в младшем дошкольном возрасте....