РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал (старшая группа)

Наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей является изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий. т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения делает процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным, не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

                                               

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей является изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий. т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения делает процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным, не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Проанализировав авторские методики и технологии, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками. Поставили цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:

        Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту. Формировать эстетический вкус.

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

Нетрадиционные техники рисования разнообразны.  В своей работе используем рисование ладошкой. Ребенок окрашивает ладошку с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге («Солнышко», «Павлин» и др.).

Тычок жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск поролоном, ватным шариком, смятой бумагой. Ребенок прижимает поролон (ватный шарик, комочек смятой бумаги) к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Восковые мелки + акварель. Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Монотипия предметная. Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная. Ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой. Ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев. Ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.

Рисование мыльными пузырями. Рисование мыльными пузырями очень увлекательное для детей занятие, оно доставляет им массу положительных эмоций, кроме того, тренирует детей, регулирует силу выдоха, что весьма способствует коррекционной работе с детьми логопедических групп.

В минзурках с мыльным раствором разводится краска. Затем дети через трубочку раствор вспенивают. И на мыльную пену быстро, пока она не осела накладывают лист бумаги. Лист переворачивают и разглядывают оставшиеся на нём отпечатки. Берут кисточки и превращают эти отпечатки в какое-нибудь изображение.

Ещё один интересный вид нетрадиционной техники, который применяем в работе с детьми - рисование ватными палочками (пуантилизм). Рисование косметическими палочками развивает воображение, усидчивость, мелкую моторику. Палочку нужно ставить вертикально и опуская палочку немного в гуашь четкими тычками ставить круглые точки любыми цветами. При создании картинки краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно наоборот, располагать точки близко друг к другу. Если соединить несколько косметических палочек, закрепить скотчем или канцелярской резинкой, то можно изображать множественные мелкие детали: ягодные гроздья, крону деревьев и кустарников, цветущий луг, звездное небо. Можно скрепить палочки в ряд, тогда получится изобразить забор, лавочку, грядки.

Очень эффектно смотрятся рисунки, дополненные точками, например, готовые, нарисованные акварелью или гуашью пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по высохшему красочному слою при помощи ватных палочек.

Ватными палочками раскрашиваем популярные сейчас раскраски-антистрессы «Мандала».

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение, дает полную свободу для самовыражения. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством овладения нетрадиционными техниками рисования»

Представила свой педагогический опыт по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности....

Консультация для родителей «Развитие художественно - творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Консультация для родителей«Развитие художественно - творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»...

Статья "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

В статье отражен опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию их творческих способностей  посредством использования нетрадиционных техник рисования....

Система работы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в сюжетном рисовании»

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Опыт работы по развитию художественно- творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных способов изображения

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детской изобразительной деятельности не случаен. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техник...

Консультация для педагогов "Развитие художественно- творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования".

Консультация для педагогов "Развитие художественно- творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"....

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности»

Цель исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании содержания работы воспитателя по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нет...