«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством овладения нетрадиционными техниками рисования»
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Антонова Елена Валерьевна

Представила свой педагогический опыт по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема педагогического опыта «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством овладения нетрадиционными техниками рисования»

Условия формирования опыта.

  Детское изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопительного опыта, как способность создавать образ и выразить свое отношение к нему.

 Наблюдая за рисунками детей, за желанием их что-то изобразить, натолкнуло меня на углубленную работу в этом направлении по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

  Основная образовательная программа ДОУ направлена на формирование разносторонней, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

  Педагогический процесс направлен на развитие у детей художественных способностей, через решение задач:

- развитие продуктивной деятельности детей;

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству.

Реализуемая основная образовательная программа ДОУ, разработанная на основе программы

«От рождения до школы» развивает детское творчество. Обучение предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

1) побудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к

событиям в жизни.

2) сформировать избирательные навыки и умения.

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, которая приводит к совместным коллективным работам детей.

Возникла идея использования соединения в творческом замысле нескольких техник нетрадиционного рисования в одном рисунке.

Когда у ребенка появляется интерес, то он получает мотивацию к действию.

 Это направление интересно для детей, которые не имеют опыта рисования, а также для тех детей, которые уже имеют успехи в изобразительной деятельности.

 Использование нетрадиционных техник рисования у детей очень хорошо развивает внимание, память, мышление, сообразительность, усидчивость, фантазию и моторику руки – все это так необходимо будущему выпускнику детского сада.

На формирование опыта оказало влияние и личная увлеченность детей в форме нетрадиционных техник рисования. Этот процесс воспроизведения, развития воображения и творчества.

В ходе внедрения данного опыта в практическую деятельность возникали следующие проблемы:

- ограничения в выборе материалов для рисования при ознакомлении с техниками (цветные мелки, восковые карандаши, ткань, разнообразие фактур бумаг …);

- в домашних условиях родители мало времени уделяют детскому творчеству;

- по диагностическим данным, проведенным в ДОУ, уровень творческого воображения детей

младшей группы 25% ниже среднего;

- дети не умеют организовывать свою деятельность.

Актуальность и перспективность опыта.

Заявленная тема опыта актуальна в рамках реализации нового

«Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС), так как способствует созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

  Одной из характеристик качества образования в ДОУ является развитие личностной сферы ребенка на этапе завершения им дошкольного образования, которые определяют возможные достижения ребенка к моменту перехода от дошкольного детства к школьному: компетентность, творческие способности, любознательность, инициативность, коммуникативность.

 Стандарт направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений

с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (1.6. п.4).

 Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник у детей развивает ориентировочно-исследовательскую деятельность, фантазию, развивает эстетический вкус, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краски, получая другой цвет, наносит его на ткань).

 При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

 Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию деятельности детей, способствует созданию радостного настроения, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

 Различные виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации.

Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Использование различных техник изображения способствует ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционное рисование, например, «Превращение клякс» просто увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается.

 Таким образом, выполнение рисунка нетрадиционными техниками

способствует развитию совместной познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

 мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

 изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия,

эмоциональной отзывчивости;

 пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

 внимания и произвольности поведения.

Работа с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности привлекают не

только девочек, но и мальчиков. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается,

пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но

прежде всего, обогащает его представление о мире. Это еще раз подчеркивает актуальность

данной теме.

Ведущая педагогическая идея.

Идея опыта заключается в формировании умения творить не только карандашом и кистью, а используя необычный материал, который позволит получить огромное удовлетворение и большие положительные эмоции.

Теоретическая база.

Н. А. Бердяев (1989г.) считал, что творчество – единственный вид деятельности, которая делает человека человеком.

Идея развития творческих способностей берет начало во взглядах В. И. Андреева, выявления им черт творческой личности:

 Мотивационно-творческая активность и направленность (любознательность, увлеченность, стремление к творческим достижениям);

 Интеллектуально-логические способности личности (способность анализировать, сравнивать, выбирать, классифицировать);

 Интеллектуально-эвристические способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы, фантазировать, мыслить, оценивать);

 Коммуникативно-творческие способности (использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству, отстаивая свои убеждения);

 Индивидуальные особенности личности (индивидуальный стиль работы).

Таким образом, творческие способности необходимо развивать, так как они влияют на всестороннее развитие личности ребенка.

Творчество, согласно Большой Советской энциклопедии[3] –

деятельность, порождающая нечто качественное новое, никому ранее не бывшее, отличающееся неповторимостью, оригинальностью.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности детей дошкольного возраста. Рисование тесно связано с развитием наглядно - действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения.

 Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять

особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса, развивается внимание, память.

Различные исследования говорят том, речь формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления и творческого воображения ребенка. Так утверждал Аристотель: «рука – это инструмент всех инструментов». Именно изобразительное творчество, используя рисование нетрадиционными способами, придает руке ребенка больше мастерства.

С помощью методики В. Т. Кудрявцевой «Солнце в комнате» отслеживается уровень творческих способностей детей (см. приложение № 2а). А в старшем дошкольном возрасте для

оценки воображения применяется диагностика «Дорисовывание фигур» (автор Е. Торренс, модификация О.М. Дьяченко), которая предполагает, поразмыслив дорисовать фигуры, оригинальные образы (см. приложение № 2б).

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит и в открытии новой техники рисования

- ватография, придуманной детьми. Вата - это мягкий и многофункциональный материал для развития творчества детей, требующий внимательность, тонкость в ее обращении.

Технология опыта.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать в следующих источниках: авторов Е. Н.Лебедева, А. А. Фатеева, О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко,

К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (см. приложение № 1).

Воспитательно-образовательный процесс по изобразительной деятельности основывается на следующих принципах:

* От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

* Принцип наглядности, который выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления.

* Принцип индивидуализации обеспечивает учет индивидуальных особенностей ребенка в воспитательном процессе.

* Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Цель опыта – способствовать развитию творческих способностей у детей старшего возраста посредством соединения нетрадиционных техник.

Задачи:

 Изучить и проанализировать современные подходы педагогов – практиков по данному направлению.

 Создать условия в группе для реализации педагогической идеи и творческого самовыражения личности каждого ребенка.

 Разработать перспективный план работы, конспекты образовательной деятельности, дидактический инструментарий.

 Апробировать методы и приемы работы с детьми.

 Взаимодействовать с родителями и педагогами.

Материал, подобранный с учетом возрастных и индивидуальный особенностей детей, постоянно пополняется. В группе очень большое разнообразие всевозможный круп, губок, мелков, угольков, печаток, опилок, салфеток (см. приложение №4а).

В изобразительной деятельности используются следующие нетрадиционные техники:

- «кляксография»;

- «оттиск поролоном, губкой»;

- рисование нитками;

- «печатание бумагой»;

- рисование методом «тычка»;

- рисование ладошками, кулаком, пальцами;

- «оттиск печатками из картофеля»;

- «печать пробками»;

- «печать по трафарету»;

- рисунки восковыми мелками;

- рисование ватными палочками;

- рисование на наждачной бумаге;

- рисование по наждачной бумаге;

- «печатание спичечным коробком»,

- печатание листьями,

- рисование песком, солью;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование опилками;

- рисование салфетками;

- «разноцветные пуговицы»;

- «пластилинография»;

- «монотипия»;

- «граттаж»;

- «ватография» (см. приложение №6).

 Каждый из этих техник – это игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции.

Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание к различным ситуациям.

Работа в этом направлении ведется с первой младшей группы, с расширением сенсорного опыта детей.

С этой целью широко используются дидактические игры («Собери

узор из пробок», «Разноцветные домики для матрешек», «Собери красные губки в ведерко»).

Детям предлагаются простейшие рисунки «Раскрась платочек для куклы Кате», «Дорисуй дорожку к домику».

Дети учатся не только правильно держать карандаш, кисть, но приучаются соблюдать определенные правила рисования. Экспериментируя, знакомились с различными материалами (свечка, губка, восковые мелки, смятая бумага) и технологией рисованиями

данными материалами.

У детей среднего возраста появилась самостоятельность в выборе средств для творчества.

Здесь предлагаются материалы для творчества: акварель различных свойств, веревочки разной толщины, угольки разного размера, засушенные листья, различная ткань по составу.

Экспериментируя, воспитанники действуют с разнообразными материалами (свечка, губка, восковые мелки, смятая бумага) и технологией рисования данными материалами.

Используются техники – печатание, набрызгивание, роспись, рисование по клею (см. приложение №7).

В ходе апробирования различных материалов для изобразительной деятельности привлекло внимание детей использование ваты(см. приложение №3).

С детьми старшего дошкольного возраста работа усложняется тем, что воспитанники соединяют знакомые им техники в рисунке, продумав их возможные способы соединения:

 краски, опилки, набрызгивание;

 тканевый материал, пуговицы и аппликацию;

 пластилин, акварель и салфетки;

 вата, акварель и рваная бумага.

Дети старшего возраста используют комбинацию нескольких техник: набрызгивание + салфетки + пуговицы(см. приложение № 8).

Сначала,выбрав рисунок дети переносят его простым карандашом на лист. Далее из вырезанных и наложенных на него трафареток

выполняется техника набрызгивания, создавая фон рисунку.

Осмысленно из салфеток выполняют задуманную композицию, аккуратно выбрав при этом цвет салфеток.

И уже в последнем штрихе своей работы добавляют пуговицы для более четкого выделения выпуклых мест в рисунке «Цветы в вазе»

Следующим набором техник служит вата + пластилин + бисер. Такое сочетание техник требует поэтапное выполнения работы. Сначала на лист бумаги наносится рисунок простым карандашом, далее выполняется техника пластилинография.

Следующим этапом выполняется работа с ватой, аккуратно нанеся ее только в те места, которые требует рисунок. И уже в

конечном итоге добавляется бисер, придающий изюминку рисунку «Елочка красавица» (см. приложение № 9).

Эта деятельность по использованию набора техник, развивают умение взаимодействовать детей друг с другом, объединяться в группы, самостоятельно распределять свои действия.

Изобразительная деятельность в старшем дошкольном возрасте привлекает детей и в самостоятельной деятельности, по длительности носит неограниченный характер.

Дети могут выполнить часть работы, отложив другую на некоторое время. Это дает детям возможность поразмышлять, что и способствует развитию творчества. Дети в мыслях могут что-то изменить или добавит другую технику, обосновывая свои подходы.

В подготовительной группе дети с огромным желанием дорисовывают работы младших ребят, тем самым предавая работам фон и объемный вид. В ходе использования соединений

нетрадиционных техник у детей расширяются творческие способности, дети познают совместимость материалов, тем самым развивая мелкую моторику.

В настоящее время дети увлечены выполнением работ из ваты, салфеток. Совместно с воспитателем выполняют картины цветов.

Работа с ватой – это трудоемкий процесс, который требует осмысления каждого шага работы:

 выбрать формат для работы;

 выполнить на нем набросок рисунка;

 подобрать техники для слияния работы;

 нанести коей и аккуратно приклеить вату,

 поправляя ее стеками;

 затем дать просохнуть и выбрать материал для раскрашивания по вате.

Каждая работа неповторяющаяся обладающая своей неповторимостью и оригинальностью. Сам процесс способствует воплощению творческих способностей имеющихся в душах детей. Межгрупповая взаимосвязь способствует общению детей разного

возраста.

Развитие с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Формы работы с детьми:

 свободная деятельность, (зависящая от интереса, желания ребенка);

 индивидуальная деятельность, (дополнительные занятия, основанные на наблюдении, проблемах ребенка);

 организованная деятельность (планируется в соответствии с образовательной программой, что соответствует ФГОС);

 работа в парах, группах проводится по какой-либо продуктивной деятельности по собственному желанию;

 подгрупповое деление на группы мальчиков и девочек.

При планировании работы по возрастным группам опиралась на разработки педагогов – психологов Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий», А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Е. Н. Лебедев «Использование нетрадиционных техник рисования в формировании изобразительной деятельности

Дошкольников (см. приложение № 5).

Большое внимание уделяется выполнению коллективных работ, где дети взаимодействуют друг с другом, находят совместные решения выхода из затруднительных ситуаций. В своей работе используются такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экспериментирование, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки.

Для выполнения заданий нужны определенные средства –

оборудование, канцтовары, фонотека, мольберты, образцы работ.

Данная работа предполагает тесное взаимодействие с родителями воспитанников.

Задача не стоит в привлечении родителей к созданию работ, использую нетрадиционные техники рисования, а в развитии интереса, творчества к созданию данного процесса.

Для этого проводятся: консультации, беседы, открытые просмотры занятий, дни открытых дверей, организовываются круглые столы, проводятся «мастер класс», предлагаются памятки по теме: «Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?» (см. приложение №11а), сообщения на тему: «Развитие творческих способностей детей посредством соединения нетрадиционных способов рисования» (см приложение №11б), тесты, анкеты: «Не талантливых детей не

бывает», «Любит ли Ваш ребенок рисовать?» (см. приложение № 12).

В группе 20% семей, увлекающиеся изобразительной деятельностью, которые с удовольствием делятся своими навыками и умениями с другими.

Дети рисуют совместно с родителями, участвуют в различных конкурсах, организуют с большим желанием фотовыставки (см. приложение №13).

Результативность опыта.

В результате работы, направленной на развитие творческих способностей детей в системе занятий и свободной изобразительной деятельности можно отметить, что в процессе творчества дети

воплощают свои замыслы, свободно мыслят, самостоятельно стали проявлять инициативу.

Различные нестандартные техники научили детей исследовать, открывать новое, экспериментируя в сочетании различных соединении. Воспитанники научились оказывать помощь друг другу, выстраивать партнерские взаимоотношения, как с товарищами, так и с воспитателем, что придает им уверенность.

Ощущается заинтересованность детей изобразительной деятельностью. У детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.

Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее. Дети обрели уверенность в себе, начали чувствовать себя маленькими художниками. Дошкольники слышат инструкции воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их, получая удовольствие.

Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах.

Возросла и удовлетворенность родителей качеством представляемого образования (см. приложение № 15).

Положительным результатом стало участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса.

Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают

их способности, творчество и развивают горизонты сознания. Дети развиваются всесторонне: от удовлетворения своих работ у детей появилось желание сочинять стихи (см. приложение №20).

В течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей средней группы с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 12% до 29%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения.

Средний показатель освоения детьми данных техник с

высоким уровнем старших детей составляет 41% , со средним уровнем 59% (см. приложение№ 14).

Адресная направленность.

Представленный опыт может быть использован в дошкольных образовательных учреждениях, в классах коррекции. Рекомендации могут использовать также родители воспитанников.

Приложение 1.

Биографический список.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., Советский писатель, 1989.

3. Большая Советская энциклопедия т. 25. Москва. Издательство «Советская Энциклопедия», 1976 г.

4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа./ Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп.- М.: Баласс,, 2009.- 400с.

5. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128с.

6. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.

7. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир Автор: Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Издательство: ГНОМ и Д. Формат: DOC Размер: 26 Мб Качество: Отличное Язык: Русский Год издания: 2007.

8. Галина Швайко. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: программа, конспекты. Издательство: Владос, 2008 год.с. 160

9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.

10. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991.

11. Корепанова М. В. , Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей. – М.; Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. – 144с.

12. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- Спб.: Каро, 2008.- 90 с. 32.

13. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников.Методическое пособие. - М.: - Классике Стиль, 2004. - 72 с.

14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки /Художник А. А. Селиванов.–Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 96 с.: ил. (Детский сад: день за днем. Практическое приложение).

15. Прохорова Л.Н. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 3.Диагностика креативности детей и педагогов. – М.: Национальный книжный центр, 2013.-240с. +СД – диск. – (Управление образованием.)

16. На крыльях творчества.К 10–летию конкурса инновационных проектов и методических разработок «Пчелка»/ Под ред. к.п.н. Л. Н. Прохоровой и к.пс.н. Л. Ю. Сидневой. – Владимир, Собор, 3013. – 228с.

17. Страунинг А. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари[текст] / А. Страунинг, М. Страунинг. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1992. – 120 с. 32.

18. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. Вопросы психологии, 1988 год №6.

19. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО"ЦГЛ "РОН", 2000. - 112 с.

20. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2002г.,

128 с.

21. Шкляров М. Рисуем в нетрадиционной технике //Дошкольное воспитание, 1995,

N11.

22. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии //Дошкольное воспитание, 1993, N10.

23. Журнал «Обруч» №3-98г.,№1-98г.,№5-97г.

Приложение 2а.

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей (В. Синельников, В. Кудрявцев)

Методика «Солнце в комнате».

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению. Педагог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку.

Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал?

Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной». Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании педагог оценивает попытки ребенка исправить рисунок.

Обработка

данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») - 1 балл.

2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) - 2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте – «Солнышко на улице») -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу») - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) - 5 баллов.

Методика на определение творческих способностей.

Цель: определить особенности развития креативности у ребенка дошкольного возраста.

Материал: опросные листы (2 экземпляра), простой карандаш.

Опросные листы - половина листа А4, в центре - изображение фигуры:

Проведение: задание проводится с двумя детьми одновременно. Подготовить рабочие места для детей таким образом, чтобы они были удалены друг от друга (дети должны быть лишены возможности подглядывать). Предложить детям поиграть, показать им опросный лист и дать задание.

Инструкция:- «Эти фигурки тебе нужно дорисовать. Посмотри на них внимательно, подумай, какую картинку ты можешь из них сделать, и дорисуй так, как не смог бы никто. Постарайся, чтобы твои рисунки были необычными». После того как ребенок дорисовал, необходимо попросить его придумать необычное название картинок (название записывается на обратной стороне листа).

Произвести оценку выполнения задания (по 3-балльной шкале, каждый рисунок):

0 баллов - отказ, к фигуре ничего не дорисовано;

1 балл - создан образ, который является основой рисунка, образ плохо разработан, схематичен;

2 балла - образ разработанный, содержит в себе много деталей, является второстепенной частью фигуры;

3 балла - создан сюжет, фигура является мелкой частью.

Затем производится общий подсчет баллов по всем десяти заданиям, определяется уровень креативности детей:

0-5 баллов - низкий уровень,

6-10 баллов - средний уровень,

более 11 баллов - высокий уровень.

Полученные данные оформляются, производится общая оценка уровней креативности детей, формулируется вывод.

Прохорова Л. Н.Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях.

Часть 3.Диагностика креативности детей и педагогов. - М.: Национальный книжный

центр, 2013.-240с. +СД - диск. - (Управление образованием.)

Приложение 2б.

Исследование развития воображения[11]

Дорисовывание фигур

Данная методика является модифицированным вариантом методики Е.П. Торренса, она позволит определить, развито ли у детей воображение.

Подготовка и проведение исследования

Детям дается по 10 фигур (Приложение 20, с. 39 ТЗ) и предлагается,поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десятибалльной шкале.

Обработка данных:

0-2 балла - ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.

3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей.

5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.

8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.

10 баллов - создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

низкий уровень - от 0 до 2 баллов;

средний - от 3 до 7 баллов;

высокий - от 8 до 10 баллов.

Методика «Домик»

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (Н. И. Гуткина, 1996, 2000). Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе

на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5-10 лет. Возможно проведение

методики в малой группе (не более 5 человек).

Подготовка исследования

Перед ребенком лежат тетрадь, карандаш и рисунок домика (Приложение 27, с. 30 3З).

Проведение исследования

«Перед тобой лежат тетрадь и карандаш. На этой странице (взрослый показывает ребенку в тетради страницу с пустым местом для копирования рисунка) я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед каждым ребенком кладется тетрадь с «Домиком»), Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемых не  

было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:

1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой);

2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3) быстро или медленно проводит линии;

4) отвлекается ли во время работы;

5) высказывания и вопросы во время рисования;

6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано взрослым.

Обработка данных.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки.

Ошибками считается:

1) отсутствие какой-либо детали рисунка;

2) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно

правильном сохранении размера всего рисунка;

3) неправильно изображенный элемент рисунка;

4) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;

5) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

6) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

7) «залезание» линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная ребенком суммарная оценка.

Но при интерпретации результатов взрослому необходимо учитывать возраст ребенка.

Так дети 5,5-6 лет редко получают оценку «0» в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.

Если же ребенок 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

При анализе рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные и «ломаные» линии могут свидетельствовать о тревожности ребенка. Корепанова М. В. , Харлампова Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей. – М.; Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. – 144с.

Приложение 3.

«Ватография»

Вата - это многофункциональный материал для развития творчества детей. Из ваты дети скатывают шарики, обмазывают их клеем, раскрашивают красками, превращая в елочные игрушки.

Ватные разноцветные шарики нанизывают на веревочку, получая красивые бусы.

Работы, выполненные из простой ваты служат отличным средством при развитии моторики, развивают усидчивость, внимание и терпение.

Ватография - это процесс создания картины из ваты.

Этапы выполнения:

 На лист бумаги наносится простым карандашом рисунок;

 Намазывается клеем место, отведенное для нанесения ваты;

 На намазанный участок наносится тонким слоем вата, слегка растянутая пальцами рук;

 Твердо всей ладошкой прижимается к листу бумаги для лучшего приклеивания;

 Стеками из набора пластилина поправляется рисунок, подтягивая вату;

 Акварельными красками наносится рисунок на вату, придавая ей яркость.

Приложение 4

Материал для занятий нетрадиционными техниками рисования.

Различные крупы.

Акварельные краски.

Баночки с разноцветной мыльной водой.

Пластилин.

Различные губки.

Обычные свечки.

Восковые мелки.

Мятая бумага.

Трубочки от фломастеров.

Трубочки.

Спичечные коробки.

 Рваная бумага.

Листья деревьев.

Различная ткань.

Масленые краски.

Купленные и самодельные штампики.

Гуашь.

Опилки.

 Жидкие краски.

Разноцветные пуговицы.

Фольга.

Бисер.

Вата.

Салфетки.

Туалетная бумага.

Перья птиц.

Приложение 5.

Использование нетрадиционных техник изображения в разных возрастных группах

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля;

- рисование ладошками;

- волшебная свечка;

- рисование губкой;

- восковыми мелками;

- кляксография.

Детей среднего дошкольного возраста можно познакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью;

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисование ватными палочками;

- волшебные веревочки.

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

- рисование песком;

- рисование мыльными пузырями;

- кляксография с трубочкой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- пластилинография;

- граттаж;

- опилки;

- салфетки;

- разноцветные пуговицы;

- вата.

В подготовительной группе происходит совмещение различных техник рисования, при этом используется разнообразный материал: калька, тонировочная пленка, стекло, фольга, ткань, вата.

Приложение 6.

Технология рисования нетрадиционных техник.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего

животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются

салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки и акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Печать по трафарету.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист

накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызгивание.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и слегка ударяет кистью о небольшой кусочек картона, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тычкование.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная

бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура

повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

Техника рисования «Методом напыления»

Технология рисования. Трафарет приложить на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

Техника рисования «На мокром листе бумаги»

Технология рисования. Лист бумаги смачивается водой (куском ваты, широкой кистью). По сырому наносится фон основы акварелью или разведенной гуашью. Когда фон подсохнет, прорисовывать сюжет картины.

Техника «Рисование с помощью соли»

Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.

Техника «Клеевая»

Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасит пространство внутри контура акварельными красками.

Техника «Свеча и акварель».

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Техника «Точечный рисунок».

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается.

Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше

принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Техника «Метод ниткографии».

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный

фланель.

К экрану хорошо бы подготовить симпатичный мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой

фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например

если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И

бумага готова к произведению неясных образов.

Тканевые изображения.

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-

то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Объемная аппликация.

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка

распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует

точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и

облака и т.д.

Памятка для родителей "Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?"

Краткая справка:

Уважаемые родители! Если возраст вашего ребенка 3-4 года, и вы всерьез заинтересованы в том, чтобы он полноценно и всесторонне развивался, раскрыл свои природные художественные способности, научился самовыражению при помощи изобразительных средств и материалов, фантазировать и воплощать замысел, получать эмоциональное удовольствие от сделанного – эта консультация для вас.

Разрешать или не разрешать?

Вам всем наверняка знакома ситуация: ребенок случайно нашел острый карандаш или ручку и вы к своему ужасу застаете его рисующим на новых обоях. Какова же ваша реакция? Вам жаль

обои, вы ругаете ребенка, отбираете карандаш, запрещаете впредь это делать. Но ребенок мал, он поймет, что этого делать нельзя, но это не уменьшит его желания «творить». Поэтому важно вовремя переключить его внимание с обоев на более доступные материалы, например, лист бумаги, или мелом на асфальте.

Зачем это нужно?

Когда ребенок берет в руки карандаш, фломастеры, он возможно, еще не догадывается об их назначении. Но научившись оставлять деревянной палочкой след на бумаге (или где-нибудь еще), он стремится повторить свои действия. Это доизобразительный период – каракули. Ребенок что-то черкает, но взрослым это кажется бессмысленным. На самом деле это очень важно. Постепенно ребенок начинает менять характер движений и вдруг, к своему удивлению он видит что клякса, это вовсе не клякса, а кошка или собака, или даже слон.

Это процесс узнавания. В этот момент очень важно взрослому быть рядом и поддерживать ребенка и поддержать. Это переломный момент, это начало нового периода – изобразительного. Теперь

рисование обретает для ребенка смысл, он сознательно пытается что-то изобразить, хотя получается это частично и пока еще продолжает носить случайный характер. Но это только начало, толчок. Взрослому теперь можно подключиться и ненавязчиво показать несложные приемы рисования. Зачем это нужно? Во-первых, у детей развивается мелкая моторика. А так как деятельность руки напрямую связана с работой головного мозга, следовательно, стимулируется умственное развитие. Ребенок усваивает цвет, форму, размер, у ребенка

формируется мышление.

Изобразительная деятельность – это самый любимый вид детской деятельности. Дети оставляют на листе бумаги свои впечатления, свои эмоции, воплощая в рисунке радость. Полученный опыт поможет освоить детям различные виды деятельности: для девочек это составление узоров при вязании, шитье, вышивании, украшение торта; для мальчиков – моделирование, подбор гардероба, строительство дома, резьба по дереву.

Чем рисовать?

Родители часто задумываются: чем лучше рисовать ребенку карандашом или кисточкой, а может ручкой (ей легче оставлять след на бумаге), давать ли ребенку краски, а если давать, то

какие? Предлагайте ребенку разный материал для творчества, который ему интересен. Предложите ребенку краску одного цвета, в следующий раз можно взять краску другого цвета. Как нельзя

лучше для этих целей подойдут гуашевые краски. Их можно разводить на палитре в нужном количестве. На данном этапе важно научить ребенка правильно держать кисточку (тремя пальцами возле железочки) и пользоваться ею (хорошо промывать, набирать нужное количество краски, лишнюю снимать о край баночки, осушать кисточку о салфетку в конце работы). Постепенно можно прибавлять цвета (2 цвета, затем 3 и т.д.), когда он научиться пользоваться кистью и хорошо ее промывать, можно предложить ему большой набор акварельных медовых красок. Учеными установлено, что у детей более острое восприятие цвета и глаз 4-х

летнего ребенка различает гораздо больше оттенков, чем глаз взрослого. Если эту особенность не развивать и не закреплять, то с возрастом она утрачивается.

Краски очень интересны смешиванием цвета, это и привлекает детей, уводя в мир творчества. При слиянии цветов красок у детей открывается огромный мир фантазии. Краски легки в обращении, так как легко оставляют след. Карандаши меньше привлекают детей, так как требуют приложить определенные усилия для

оставления следа. Но карандаш интересен для развития мелкой моторики. Им можно оставить четкий и слабый след, можно легко нанести цвета друг на друга, не требуя высыхания. У него есть своя интересная черта штриховки, используемая очень часто в рисунках.

Дети любят рисовать, а мы их в этом должны поддержать.

Тест для родителей(воспитанников среднего возраста).

«Неталантливых детей не бывает».

Цель: выявить особенности (способности) ребенка.

Текст опросника

1. Случается ли ребенку находить необычное применение, какому-либо предмету?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

4. Любит ли рисовать абстрактные предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?.

7.Любит вырезать затейливые фигуры из бумаги?

8.Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

10. Боится ли темноты?

11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

13. Попробовал ли переставить мебель по своему разумению?

14. Был ли удачен этот замысел?

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?

16. Мог ли Ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение различных предметов?

17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус Вашему мнению?

18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснение тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явление?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?

23. Помнит и рассказывает ли ребенок свои пережитые впечатления?

Обработка данных:

Каждое «да» - 1 очко: Далее необходимо подсчитать количество набранных очков.

Интерпретация результатов:

от 20 до 23 очков: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом.

от 15 до 19 очков: ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-либо заинтересован.

от 9 до 14 очков: большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

от 4 до 8 очков: Ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

Менее 4 очков: ребенку не хватает изобразительности, может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.

Анкета для родителей "Любит ли ваш ребенок рисовать?"

(для родителей воспитанников старшего возраста)

Уважаемый родитель! Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?". Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!

1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?

да

очень умеренные способности у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя.

2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?

Бумага (белая, цветная), краски, глина, пластилин, сангина, уголь, цветные мелки, наборы цветных карандашей, фломастеры, кисти.

Дополните свой ответ:

_________________________________________________________________.

3. Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной

деятельностью ИКТ технологии?

Компьютерные программы,

электронные пособия по изобразительной деятельности

слайды или картины с изображениями животных, природных объектов, живописи,

графики, декоративно-прикладного искусства.

Дополните свой ответ:

_________________________________________________________________.

4. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?

берет, когда сам пожелает

по разрешению взрослых

Дополните свой ответ: _____________________________________.

5. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?

часто

иногда

никогда

Кого в основном просит ребенок?

__________________________________________________________.

6. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?

предлагаете самому порисовать

обещаете порисовать в другой раз

включаетесь в творческий процесс по его просьбе

Дополните свой ответ:

_________________________________________________________________.

7. Используете ли Вы мультимедийные презентации, найденные в интернете, для знакомства с произведениями изобразительного искусства?

картины (пейзаж, натюрморт и др.)

декоративно-прикладное искусство (Городец, хохлома, гжель и др.)

не использую.

Дополните свой ответ:

______________________________________________________________.

8. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?

_____________________________________________________________.

9. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:

да

нет

Благодарим за сотрудничество!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования на примере изображения салюта различными нетрадиционными способами.

   Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающег...

Консультация для родителей «Развитие художественно - творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Консультация для родителей«Развитие художественно - творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»...

Педагогический проект на тему "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Предлагаю вашему вниманию педагогический проект "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисов...

Статья "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

В статье отражен опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию их творческих способностей  посредством использования нетрадиционных техник рисования....

План работы по теме самообразования «Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии нетрадиционных методов рисования».

Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способн...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей является изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий. т. к. в...