Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
статья по рисованию по теме

Смирнова Людмила Ивановна

     Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и

     воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенса-

     ции зрительной недостаточности. Детям, имеющим нарушения функций зрения, нелегок    путь познания. Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности, необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их характерные признаки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга

Статья

Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник  и материалов  в изобразительной деятельности.

Автор:

Смирнова Людмила Ивановна

воспитатель высшей кв. категории

                                                                         …Это правда! Ну, чего же тут скрывать?

                                                                             Дети любят, очень любят рисовать!

                                                                             На бумаге, на асфальте, на стене

                                                                             И в трамвае на окне…

                                                                                                                      Э.Успенский

      Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства.

      Именно в этом  возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка и реализуются первые проявления творчества.

      У современных детей фантазии и воображения более чем достаточно. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.

     Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и

     воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенса-

     ции зрительной недостаточности. Детям, имеющим нарушения функций зрения, нелегок    путь познания. Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности, необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их характерные признаки.  

Процесс рисования сказывается на детях весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.

        Доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.    

        Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов  и техник способствует развитию у ребенка:

     - мелкой моторики рук и тактильного восприятия

     - пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия

     - внимания, усидчивости

     - изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмо

      циональной отзывчивости.

           Очень часто отсутствие знаний и навыков владения техникой рисования, отталкивает ребенка от рисования, поскольку результат его усилий, получается непривлекательным, т.е. не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу  или реальному объекту , который он пытался изобразить.

           Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира в нетрадиционной технике рисования  или с нетрадиционными материалами, ребенок получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством. В совместном творчестве с детьми, используя нетрадиционные материалы и техники, ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.

           Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы совместной деятельности и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Все это говорит о том, что с детьми, страдающими нарушением зрения, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных приемов изображения.

           Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества,т.е. позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

          Изобразительная  и художественно-продуктивная деятельность приносят много радости детям, особенно используя в своих работах нетрадиционные техники изображения и нетрадиционные материалы. Что же такое нетрадиционные техники рисования – это тычок кистью, печатание листьями, оттиск печатками из овощей, кляксография, выдувание трубочками, рисование пальчиками, палочками, трубочками, ластиком и т.д. Наиболее простой и эффективный способ выражения своих чувств, радости и удивления в художественно-продуктивной деятельности –это аппликация. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для детей младшего дошкольного возраста, т.к. их деятельность в этот период носит предметный характер. И сколько радости и эмоций проявляет ребенок, когда работает с нетрадиционными материалами и у него получается то, что он хотел изобразить. Используя в своей работе такие нетрадиционные материалы, как ватные диски, из которых получаются красивые цветы, пушистые животные и т.д., поролон и даже изоленту, дети получают положительные эмоции.

        Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат свое работы они видят сразу.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

    Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и х...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»

Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....

Формирование эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества

Презентация по формированию эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества...

Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Доклад из опыта работы

laquo;Корень – источник доброты в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, ко...

Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие » с использованием нетрадиционной техники по изобразительной деятельности (рисование) «Путешествие в мастерскую художника»

Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие »  с использованием нетрадиционной техник...