Развитие смеховой культуры и эмоциональной восприимчивости средствами театрализованной игры
рабочая программа по теме

Боровкова Надежда Сергеевна

Представлена мини-программа по созданию концентрированного, эмоционально насыщенного опыта нового социального  поведения ребенка  в семье и детском саду.

 Основное место в формировании чувства юмора у детей занимает формирование адекватных реакций на различные ситуации общения. Эмоциональные процессы – эта та сфера психологического бытия ребенка, которая включает и регулирует все остальные его функции, такие как  восприятие, память, внимание, мышление, воображение. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль, а, следовательно, и умение видеть смешное, являются продуктами воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_smehovoy_kultury_.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие смеховой культуры и эмоциональной восприимчивости

средствами театрализованной игры

Боровкова Надежда Сергеевна,

учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)

Мини-программа по созданию концентрированного, эмоционально насыщенного опыта нового социального  поведения ребенка  в семье и детском саду.

Цели:

  1. устранение искажений в эмоционально-личностном развитии ребенка;
  2. перестройка неблагоприятно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения;
  3. воссоздание полноценных, обновленных контактов ребенка с окружающими.

Среди многих сложных психических новообразований, характеризующих духовный мир личности, большое место занимают психические явления, связанные с ценностными ориентациями и эталонами. К таким явлениям относится  и такая психическая деятельность, в ходе которой реализуются определенные отношения субъекта и объекта, ситуации, оцениваемые личностью как смешные и связанные со специфическим «чувством комического».

           Известно, что способность замечать смешное в окружающей действительности и соответственно реагировать на него, является одной из важнейших сторон полноценного психического развития личности, предпосылкой ее оптимистической  жизненной позиции, одним из средств мобилизации сил в борьбе с трудностями, своеобразной профилактикой против уныния и пессимизма. О значении способности видеть смешные стороны жизни говорили выдающиеся мыслители разных исторических эпох, начиная с Аристотеля. Формирование умения видеть смешное, развитие чувства юмора у ребенка является условием воспитания жизнерадостной, оптимистически настроенной личности, средством преодоления замкнутости, угрюмости ребенка, необходимым условием разностороннего общения ребенка с окружающими его людьми.

На наш взгляд, основное место в формировании чувства юмора у детей занимает формирование адекватных реакций на различные ситуации общения. Эмоциональные процессы – эта та  сфера психологического бытия ребенка, которая включает и регулирует все остальные его функции, такие как  восприятие, память, внимание, мышление, воображение.

Эмоциональные образы и эмоциональный контроль, а, следовательно, и умение видеть смешное, являются продуктами воспитания.

Появление новых возможностей саморегуляции у ребенка, новый, незафиксированный, непрофанированный взгляд на мир, предполагает переход от внешней к внутренней регуляции поведения и установлению мотивов поведения. Эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка и формирование на ее основе смеховой культуры мы считаем важнейшей задачей педагога.

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это формирование способности управлять собственными эмоциями. В процессе коррекционной работы эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы, нормы  поведения, соотносит результаты своей деятельности с делами и результатами других.

Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется, прежде всего, на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, пантомимику, жесты, эмоциональную дистанцию.

Основой психологической работы с проблемными детьми по развитию смеховой культуры и повышению эмоциональной восприимчивости, на наш взгляд, является синтез методов группового психотренинга и элементов театрализованной деятельности. Основным направлением этой  работы является обучение ребенка созданию особой психологической атмосферы, которая благоприятным образом сказывается на эмоциональном состоянии, настрое мыслей и чувств ребенка, а тем самым на характере его действий и поступков. Театрализованная деятельность, на наш взгляд, наиболее эмоционально насыщенная деятельность, так как в основе её лежит игра – источник детского творчества.  Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого- либо персонажа, способствует усвоению детьми новых образов социального поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации. В процессе театрализованной деятельности  дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют  думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется и речь ребенка, совершенствуется умение строить диалоги с партнерами по общению.

Учитывая особую важность и значение индивидуальной работы, мы отводим ей в данном направлении вспомогательную роль, а приоритетным направлением  считаем групповые занятия, поскольку:

  1. инициатива в создании эмоциональной атмосферы общения со взрослым принадлежит, в основном, последнему;
  2. психологические проблемы ребенка наиболее обнаруживают себя в процессе обучения со сверстниками;
  3. данный вид коррекционной работы в настоящее время активно внедряется в практику дошкольных учреждений.

В процессе разработки направления развития смеховой культуры мы основывались на представлениях выдающегося отечественного психолога Л.С Выготского о роли творчества в психическом развитии ребенка. Творчество, по мнению Выготского, - это органичная форма деятельности для ребенка, это сама его жизнь. Творчество непосредственно связано с игрой, имеет ряд общих черт с ней, поскольку игра – это не простое воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, которая отвечает вопросам и впечатлениям ребенка.

Таким образом, синтез групповых психотехнических и ролевых игр, а также элементов театрализованной деятельности не случаен: в игре так же, как и в творчестве, мотив деятельности заключен в самом ее процессе, а не в  результате, то есть в том впечатлении, которое вызовет творчество в глазах зрителей. Выготский говорил, что ребенок – плохой актер для других, но прекрасный актер для себя. Мы отмечали ранее, что ребенок из неполной семьи – это хороший актер для других – он выбирает разные формы самопрезентации  - от негативистически - демонстративной до полного ухода в себя. Этим он как бы ориентирован на результат – получение внимания со стороны взрослого. Однако понять себя в системе взаимоотношений ребенку трудно.

Коллективное детское творчество создает особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребенка, поскольку в творчестве всегда есть желание заразить своим чувством другого человека. Формирование у ребенка умения взглянуть на себя со стороны, заметить  алогизмы в своем поведении, посмеяться над ними – это конечная цель нашей работы.

Также целью и основой творчества является «эмоциональное воплощение».  Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу «заражения» эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных процессов и состояний и формирования эмоционального контроля. Как  мы уже говорили, театрализованная деятельность для ребенка – это некое подобие, собирательный образ детской игры, где моделирование жизненных ситуаций точнее, острее и эмоциональнее, образ более завершенный, а обучающий эффект более значительный. Такая театрализованная деятельность,  сохраняющая непосредственность детской игры, основана на творческой импровизации детей – песенной, танцевальной, игровой, ориентирующейся, главным образом, на понимание смысла и эмоциональной атмосферы общей и индивидуальной деятельности.

Основной линией проходит снижение уровня тревожности, развитие уверенности в себе, снижение агрессивно-демонстративных тенденций и формирование позитивного восприятия себя и окружающего мира.

Поскольку игра для дошкольников – это не только наиболее естественная, но и ведущая форма деятельности, в русле которой формируются все основные новообразования, использование игры в качестве основного рычага коррекционной работы представляется наиболее целесообразным. В процессе игровой коррекции решаются следующие конкретные задачи:

1)у ребенка вызываются новые формы переживаний;

2)воспитываются новые чувства по отношению к взрослому, к сверстникам, к самому себе;

3)формируется адекватное отношение к себе и другим;

4)повышается уверенность в себе;

5)развиваются и обогащаются приемы общения со сверстниками; 6)отрабатываются новые формы и виды как игровой, так и неигровой деятельности. Дети получают необходимый для их психологического здоровья опыт новых отношений со взрослым и сверстниками, отношений, основанных на уважении и признании самостоятельности и самоценности детей.

Основной формой коррекционной работы является создание группы коррекции. В силу специфики поведения детей-дошкольников мы считаем возможным комплектование группы из 6-7 человек максимально.  Лучше, если это будут дети из разных групп, поскольку пребывание несколько лет в одном и том же коллективе не всегда плодотворно влияет на раскрытие внутреннего творческого потенциала ребенка.

Работа по расширению и упорядочиванию эмоционального и юмористического опыта детей проводится по трем направлениям (этапам):

Направление деятельности

Виды деятельности

  1. Формирование представлений о невербальных способах выражения эмоций

(6-8  занятий).

Детям предлагается в разных контекстах наглядно убедиться в том, что различные настроения, эмоции, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях, характере контакта взглядов и психологической  дистанции.

Проводятся ролевые игры и этюды типа: “С каким настроением мы пришли в детский сад”, ”Смешные козлята, которые ругались”, “Как веселая лисичка стала злой”, “Почему никто не понял моего настроения” и тому подобное. Эмоциональный и юмористический контекст варьируется от самого конкретного до самого общего,  требующего максимальной творческой работы фантазии ребенка.

2. Развитие понимания смысла и значения различных форм поведения людей (7-8 занятий).

Детям предлагаются различные модели анализа поведения, такие, например,  как анализ реакций в стрессовой ситуации (уверенная, неуверенная, агрессивная, юмористическая).

Вся работа строится на решении проблемных ситуаций: “если бы… то что?”.  Этот этап деятельности направлен на насыщение эмоциональной атмосферой приобретенного опыта поведения в эмоционально значимых ситуациях. Сложные проблемы берутся из семейной и групповой жизни детей. Дети разыгрывают различные ситуации, а потом оценивают их с позиции веселого и скучного человека, а  также с позиции “веселости - невеселости” ситуации для ее участников.

  1. Оценка собственного поведения на основе полученных знаний и навыков

(7-8 занятий).

Основное внимание уделяется оценке собственного и приобретенного  опыта поведения  в эмоционально значимых ситуациях.

В работе используются  элементы психодрамы и ролевые игры. Объектом обсуждения, интерпретации и воплощения являются отношения детей внутри коррекционной группы,  и то, каким образом эти отношения влияют на контакты с другими детьми, воспитателями и родителями.

В процессе всей деятельности коррекционной группы у детей  постепенно формируется  позиция людей с чувством юмора, умеющих адекватно выражать свои эмоции и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Формируются предпосылки осознания реального смысла и значения формирования эмоциональной атмосферы добра, радости для улучшения собственного самочувствия и социальных отношений.

          В ходе работы используются следующие методы и приемы:

  1. Этюды.
  2. Игры- драматизаци.
  3. Игры на развитие навыков социальной перцепции.
  4. Игры-сказки.
  5. Сказки-тесты.
  6. Игры-путешествия.
  7. Большое внимание в процессе работы уделяется телесной терапии, поскольку в процессе работы с собственным телом ребенок не только учится различать и сравнивать ощущения от разнообразных движений, но и корректировать свои движения в зависимости от заданной ситуации. А также произвольно направлять свое внимание на двигательные реакции  свои и партнера по общению. Двигательные методы не только создают потенциал для всей будущей работы с детьми, но и активизируют, простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Очевидно, что закрепление любых телесных навыков предполагает обращение к таким психическим функциям, как,  например, эмоции, память, процессы произвольности и саморегуляции.
  8. Одним из наиболее адекватных методов коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка, включенных в коррекционные занятия,  являются самостоятельные игры-фантазии (сказки, сочиненные самими детьми) с проекцией внутренних  эмоциональных проблем и актуальных переживаний. Основной принцип проведения подобных игр заключается в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь заменить их на положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями. Отсутствие режиссерского контроля и обязательств объяснять поведение персонажей сохраняет принцип игровой реальности и облегчает вживание в роль. В дальнейшей работе используются сюжеты сказок (придуманных педагогом совместно с детьми), где происходят волшебные превращения и где взрослый берет на себя роль, противоположную роли ребенка.  Следует отметить, что эффективность воздействия игр, этюдов и упражнений значительно повышается, если они сопровождаются музыкой, либо пением.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы самими детьми, использование разнообразных способов терапии является эффективным средством регуляции поведения каждого ребенка и группы в целом. Здесь проявляется такой феномен, как “закон общего эмоционального знака”, описанный Выготским. Согласно этому закону, доминирующее чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением. Эти представления о том, что доминирующая эмоция подбирает впечатления, мысли и образы, которые созвучны актуальному представлению, и легли в основу построения нашей коррекционной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ"

Актуальность темы связана с тем, что на современном этапе необходимость развитие творческих способностей в сфере общественной жизни ставит первоочередную задачу  воспитание самостоятельной и твор...

Презентация : Проект"Развитие игрового творчества старших дошкольниках в театрализованных играх"

Актуальность проекта:Развитие творческих способностей в сфере общественной жизни ставит первоочередную задачу  воспитание самостоятельной и творчески развитой личности Творчество детей рассм...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект НОД по образовательной области "Развитие речи".Тема "Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру" Теремок"

Цель: Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре - драматизацииПрограммные задачи:Обучающие:-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;-активизи...

Консультация для воспитателей на тему: «Культура речевого общения в театрализованной игре»

Консультация для воспитателей на тему: «Культура речевого общения в театрализованной игре»...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...