Проект "РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ"
проект (старшая группа) по теме

Сагдарова Эрзият Рауфовна
Актуальность темы связана с тем, что на современном этапе необходимость развитие творческих способностей в сфере общественной жизни ставит первоочередную задачу  воспитание самостоятельной и творчески развитой личности. В этом контексте проблема развития детского творчества приобретает особое значение. Не случайно в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» творчество детей рассматривается как формирования личности и указывается на необходимость усиление работы по формированию творческой направленности в любой деятельности . Одним из средств развитие игрового творчества старших дошкольников являются театрализованные игры.
 
                   Образцы перчаточных кукол для театрализованных игр,    изготовленные родителями и детьми
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3_4.docx89.64 КБ

Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы связана с тем, что на современном этапе необходимость развитие творческих способностей в сфере общественной жизни ставит первоочередную задачу  воспитание самостоятельной и творчески развитой личности. В этом контексте проблема развития детского творчества приобретает особое значение. Не случайно в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» творчество детей рассматривается как формирования личности и указывается на необходимость усиление работы по формированию творческой направленности в любой деятельности . Одним из средств развитие игрового творчества старших дошкольников являются театрализованные игры.

Уровень разработанности темы в литературе. 

Д.Б. Эльконин отмечает, что развитие детей дошкольного возраста происходит, прежде всего, в игровой деятельности ,которая является ведущей в период дошкольного детства [62,c.27]. К разновидностям игровой деятельности относятся театрализованные игры – «игры-представления, содержание которых построено на литературной или фольклорной основе с обязательным наличием зрителей» .

Театрализованные игры дошкольников изучены в работах О.А. Акуловой, Е.А. Антипиной, Л.В. Артемовой, Ю.А. Вакуленко, Т.Н. Дороновой, М.Д. Маханевой, Е.Е. Кравцовой, Т.И. Петровой, Э.Г, Чуриловой, А.В. Щёткина. Эти исследователи единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.  Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным развитие ребенка, в том числе его творческих способностей. Однако, по мнению Э.Г.Чуриловой дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно . Недостаточная изученность проблемы развития игрового творчества старших дошкольников в театрализованных играх не позволяет продуктивно использовать их потенциал в педагогическом процессе. Налицо противоречие   между имеющимися потенциальными возможностями театрализованных игр для развития игрового творчества старших дошкольников  и отсутствием научно обоснованных технологий, необходимых для их реализации. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова технология развития игрового творчества старших дошкольников в театрализованных играх? Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной деятельности и его недостаточным использованием в дошкольном учреждением может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной технологии, специально направленной на развитие игрового творчества старших дошкольников.

Гипотеза исследования: реализация технологии развития игрового творчества старших дошкольников в театрализованных играх будет успешной, если:

1) под игровым творчеством детей старшего дошкольного возраста понимать создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) замысла игры и стремление воплотить его, придумывание к известному сюжету игры новых, ранее не используемых деталей, новых игровых действий, новое исполнение роли, проявление ребёнком инициативы во всем: в придумывании разных вариантов изображения, ситуаций,  движений;

2) осуществлять поэтапную реализацию 4 блоков:  «Читаем сказки, беседуем о театре», «Играем в кукольный театр», «Театрализованная игра»,    «Показываем спектакль»;

3) организовать специальную предметно-развивающую среду.

РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ

Во-первых, ребёнок в игре сам один создаёт сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребёнку – его воле, его желанию, его замыслу. Второе, что делает ребёнок в этой игре и что роднит его с настоящим режиссёром, это то что он придумывает, чем что будет. Ребёнок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы – заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умения действовать в плане представлений, позволяют ребёнку наделять игрушку ролью вне зависимости от её образного решения. Третье сходство с режиссёрской работой заключается в том, что ребёнок придумывает и мизансцены, т.е. представляет кто где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами, и что результате этого произойдёт на «сцене». Четвёртый момент, это то, что ребёнок исполняет в театрализованной игре все роли ,если они есть, или просто сопровождают игру «дикторским» текстом.

Ребенок должен :

- уметь при небольшой помощи со сторон воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего);

-уметь использовать некоторые средства выразительности(мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний;

-уметь взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.;

-уметь пригласить зрителей и показать им спектакль .

Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская отмечают: «Важно то, что в театрализованное, речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль ,как «музыканты» ,обеспечивающие звуковое сопровождение .Каждый вид такой деятельности помогает ребенку создать нечто новое, раскрыть индивидуальные способности ребенка ,развить «талант, увлечь детей».

Таким образом, главные особенности театрализованных игр дошкольников состоят в том ,что они представлены широким разнообразием игр-драматизаций и режиссерских игр, оказывают важное влияние на развитие эмоциональной сферы детей, развивают игровые умения и творческие способности, основываются на принципах объединения игровой и художественной деятельности ,комплексности, импровизационности , интегративности . Все это позволяет педагогу комплексно решать задачи по развитию игрового творчества старших дошкольников в театрализованных играх.

Воспитатель применяет прямые методы руководства . Перечислим их.

1. Начало игры. С детьми, желающими принять участие в игре-драматизации, проводят беседу, в которой выясняют, знают ли дети произведение, последовательность событий, героев; включают дополнительные роли, если детей больше чем количество героев; выясняют характер героев; помогают детям овладеть средствами выразительности, с помощью которых можно выразить характер героев; обговариваются атрибуты; дополнительный материал (песни); определяется место для игры-драматизации; размещение декораций.

2.Распределение ролей можно проводить считалкой; в порядке очередности; по желанию детей. Застенчивые дети сначала выбираются на роли второго плана, затем – на главные.

3.Репетиция, в котором воспитатель чаще берет на себя слова ведущего или автора и одновременно участвует в игре, подсказывает детям слова, выход. При проведении игры-драматизации слова ведущего или автора можно поручить ребёнку. Особых репетиций игра – драматизация не требует.

4. В конце игры-драматизации проводиться анализ, в котором отмечаются успехи детей, средства выразительности, с помощью которых ребёнку удалось передать характер героя. Работу над постановкой и показ спектакля желательно фиксировать(стенды с фотографиями ,выставки детских рисунков, видеозапись).

              Предметно-развивающая среда старшей группы детского сада

Мини центры

Оснащение основное оборудование

Уголок ряжения

  • Разнообразные предметы одежды(головные уборы, юбки, брюки, кофты и т.д.)
  • Театральные костюмы(кошки, волка,

зайчика, лисы, бабушки, дедушки, и т.д.)для театрализованных игр (драматизаций сказок) и для свободной самостоятельной деятельности детей

Уголок «Театр»

  • Шапочки «Персонажи сказок»
  • Атрибуты для разыгрывания сказок
  • Пальчиковый и настольный театр
  • Фигуры, игрушки персонажей сказок(мелкие резиновые, деревянные)
  • Предметы декораций (деревья, домики, машинки, мебель и т.д.)
  • Силуэты животных ,рыб, насекомых, растений, птиц

Речевой уголок

  • Книги сказок
  • Картотека: стихи, загадки, пословицы  и  поговорки о речи и общении

Уголок чтения

  • Полочка с подборкой произведений детской художественной литературы

(сказки, стихи, рассказы) для чтения взрослых детям и для самостоятельного рассматривания детьми

Уголок «Сказки недели»

  • В течении недели на полочке стоит подборка книг – сказки с иллюстрациями разных авторов, с которыми ведется работа по:
  • Рассматриванию иллюстраций
  • Чтению сказок
  • Драматизации отрывков
  • Беседы по содержанию и т.д.

Музыкальный уголок

  • ПодборкаDVD дисков с мультфильмами и русскими народными сказками
  • Диски с аудиозаписями сказок
  • Диски с детскими песнями из мультфильмов и художественных фильмов

Таким образом, вся работа по развитию игрового творчества старших дошкольников способствовала активному участию детей в театрализованных играх. Это способствовало обогащению театрального опыта: расширению знаний детей о сказках и представлений о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. У большинства детей игровое творчество стало все чаще выражаться в желании «изобрести» что-то новое (замысел игры, обогащение сюжета за счет соединения двух сюжетов, вставки новых эпизодов, внесения элементов современной реальной жизни в традиционные сказки, личный жизненный опыт детей).Дети стали использовать оригинальные речевые выразительные средства, мимику, жесты, движения.

Заключение

Реализация ФГОС в ДОУ направлена на развитие ребенка, в образовательной области «Художественное –эстетическое развитие» которое направлено на достижение целей формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработку навыков восприятия произведений различных видов искусств, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Развитие игрового творчества детей дошкольного возраста – процесс длительный и сложный. Игровое творчество дошкольника – это творчество, которое проявляется в игре. Под игровым творчеством детей старшего дошкольного возраста понимается создание ребёнком субъективно нового (значимого для ребёнка прежде всего) замысла игры и стремление воплотить его, придумывание к известному сюжету игры новых, ранее не используемых деталей, новых игровых действий, новое исполнение роли, проявление ребёнком инициативы во всем: в придумывании разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

Развитие игрового творчества старших дошкольников в театрализованных играх осуществляется на интегративной основе, это проявляется в том, что в создании драматического содержания ( интерпретация, переосмысление заданного художественным содержания сюжета или сочинение вариативного либо собственного замысла (умение воплощать художественный образ с помощью исполнения роли, средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева). Ребёнок занимает позицию актёра; в оформлении спектакля: создание ( подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. Ребёнок занимает позицию художника-оформителя.

Список использованных источников и литературы

 1.Аванесов,В.С.[Текст] Определение, предмет основные функции педагогической диагностики /  Педагогическая диагностика -2008.- 4.- С.23-25

 2.Акулова, О.А. Театрализованная деятельность дошкольников [ Текст]/О.А.Акулова// Дошкольное воспитание -2005.-4-С.23-27.

3.Антипина,Е.А.Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]\ Е.А.Антипина .-М.:Детство-Пресс,2006.-245с.

4.Бочкарева ,Л.П.Театрально-игровая деятельность дошкольников [Текст]:Метод. Пособие для специалистов по дошкольному образованию –Ульяновск:ИПКПРО,1993.-274с.

5.Доронова, Т.Н.Развитие детей от 4-7 лет в театрализованной деятельности [Текст«Из детства –в отрочество».-М.:Мозаика-Синтез,2007.-С.110-123.

6.Менджирицкая .Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] ;под ред.Т.А.Марковой\Д.В.Менджирицкая.-М.:Просвещение ,1982.-253с.

7.Петрова,Т.И.подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду[Текст] Т.И.Петрова,Е.Л.Сергеева,Е.С.Петрова.-М.:Карапуз,2007.-227с.

8.Петрова ,Т.И.Театрализованные игры в детсом саду [Текст] \Т.И.Петрова,Е.Л.Сергеева,Е.С.Петрова.-М.:Карапуз,2007.-227с

9. Сигуткина, Р.И. Рекомендации к организации театральных игр [Текст] / 10.Р.И. Сигуткина // Дошкольное воспитание. – 2001. - №2. – С. 25-28.

11.Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр  [Текст]: пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. – М.: АРКТИ, 2010. – 208 с.

12.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Детство – Пресс. 2009. – 327 с.

Цикл бесед о театре со старшими дошкольниками.

Цель: Познакомить дошкольников с миром театра, со спецификой правил поведения в театре, стимулировать их интерес к театральному искусству.

Беседа 1 «Что такое театр?»

Воспитатель: Знаете ли вы, что такое спектакль? Что значит «театральное искусство»? Кто такие авторы? Какие представления в театре бывают? Какие там декорации? Освещение? Превращения? Слушайте ,сейчас я вам объясню все по порядку.(Выставляю фотографию Большого театра).Вот стоит дом. Снаружи как будто ничего особенного .Ну ,дом как дом, только понарядней других ,да окон в нем меньше, чем дверей. Вошли и увидели окошечко с надписью «Касса» .Здесь покупают билеты.(Муз. руководитель подходит к столу, оформленному в виде кассы)».Дайте нам ,пожалуйста ,билеты, - говорите вы кассиру,- на сегодняшний спектакль». «Пожалуйста»,-отвечает он вам и отрывает билеты, на которых напечатано название театра, номер ряда ,и места ,где вам нужно сидеть. Вы платите деньги. Получаете билет и идете смотреть представление.

              У театрального служащего ,капельдинера, вы покупаете программку. Программка – это такой листок, на котором написано все, что вам интересно узнать о представлении до его начала: какие актеры играют, как называется пьеса, кто ее сочинил и другое.

               Очень интересный сегодня спектакль! Давайте-ка рассмотрим сегодняшнюю программку. Ба! Да это же Петрушкин театр, в котором дают сказку «Ай да репа!».

Давайте купим билеты на спектакль .Кто будет у нас кассиром? Дети «покупают» билеты и рассаживаются смотреть любую сказку, подготовленную музыкальным руководителем.

Беседа 2 «Кто придумал театр?»

            Воспитатель: Театр существовал уже у древних греков. Им первым пришла в голову мысль представить сказание о своих богов и героях в живых лицах. Они поняли, как прекрасно ,поучительно и занято может быть театральное зрелище, где вместо сказочника выступает перед слушателями те самые люди, о которых рассказывают в сказке. Ведь мы гораздо больше верим тому, что происходит у нас в глазах, чем тому, о чем нам только рассказывают. Греки открыли способы хорошо представлять в театре, как серьезные сочинения – трагедии, так и смешные – комедии. Когда актеры изображали разных людей, богов, зверей – публика очень часто награждала их хлопаньем в ладоши – аплодисментами.

            В древности актеры играли на улице. Почти все население города присутствовало на спектакле. Чтобы актеров было хорошо видно, они надевали большие маски ,гораздо больше их голов. А чтобы  публике было хорошо слышно, в рот маски вставляли рупор, называющей персоной.

 От греческого театра мы позаимствовали многие названия для нашего театра начиная с самого слова «театр», которое по –  гречески  произносится  «театрон» и означает «зрелище».

            Давайте и мы сейчас наденем эти маски и превратимся в разных зверей.

А теперь скажите мне ,какого зверя называют царем всех зверей?

Правильно – льва. Игра называется «Звери ,берегитесь льва!»

          Игра по типу «Ловишки».Лев в середине круга, звери под музыку движутся подскоками ,затем ритмично хлопают и говорят: «Раз, два, три, ну, скорее нас лови!» и разбегаются . «Лев» ловит. Пойманный встает на его место, и так далее.

                                      Беседа 3 « В театре»

            Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами увидели театр, зашли в  него, купили в кассе билет и программку. Сегодня я предлагаю зайти в зрительный зал и посмотреть вокруг. ( Выставляет иллюстрацию или схему зрительного зала театра).

            Самое главное место в зрительном зале – это сцена, где представляют пьесу. А против сцены – ряды стульев и кресел. Те кресла, которые ближе к  сцене ,называются амфитеатром. А по бокам  -  ложи с красивыми названиями: бенуар, бельэтаж, балкон. В каждой ложе ,то есть в отгороженном местечке, помещается 4 или ,если ложа большая, 6 кресел.Если вы сидите далеко от сцены, то вам понадобится бинокль. Это такой прибор, состоящий из двух трубок с увеличительными стёклами, чтобы лучше разглядеть то, что вас заинтересовало, но находиться на сравнительно далёком расстоянии.

            А сейчас обратите внимание  на сцену. Видите свет, идущий у края сцены и освещающий занавес. Здесь помещается вовсю длину сцену ряд лампочек, называемый рампой. Сама сцена закрыта занавесом. Спектакль начинается, как только занавес поднимается, или раздвинется, потому, что занавесы бывают двух систем: поднимающиеся и раздвижные.

            Вы знаете сказку «Щелкунчик»? Нет? Как раз сегодня её и будут представлять в театре. (  Музыкальный руководитель включает видеозапись с балетом П.И. Чайковского « Щелкунчик», где хорошо просматривается зрительный зал Большого театре, сцена, занавес. Дети слушают увертюру балета, смотрят начало спектакля).

                                      Беседа 4. «  За кулисами »

            Воспитатель: Ребята, много интересного можно  найти в театре, давайте сегодня, посмотрим, кто прячется за кулисами, то есть за сценой. Это пространство зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с  улицы,  ведущий прямо на сцену. Если мы туда попадаем, то самый главный человек из тех, кого мы там встретим, - режиссёр театра.

            Когда автор напишет пьесу, театр примет её для постановки, то первый, кто получает в руку пьесу, это режиссёр. Он внимательно читает пьесу, изучает её и обсуждает с актёрами. Затем распределяет роли между актёрами – те слова и те образы, которые должны говорить и изображать на сцене актёры, читает им пьесу и назначает репетиции – примерное исполнение пьесы. Пока актеры репетируют пьесу, в соседних помещениях кипит другая работа: художник – декоратор рисует декорации к спектаклю, костюмер шьёт костюмы для актёров. И вот наступает день, когда первый раз идёт спектакль. Это премьера ( по – французски – « первый раз » ). Ребята, как вы думаете, где играют актёры? Правильно, на сцене. ( Показывает иллюстрацию ). Видите, какая она большая? Если мы посмотрим наверх, то увидим множество занавесей. Это висячие декорации, а те декорации, которые находятся на сцене, называются «павильонными ».

            Осмотрев сцену, мы можем познакомиться и с другими помещениями « закулисного царства »: с мастерской декоратора и бутафора, с костюмерной, с гримуборной актёра – там он гримируется и переодевается.

            А знаете ли вы, ребята, кто такой бутафор? Бутафор – это такой человек, который делает искусственные вещи. ( Показать для приёма бутафорские приёмы, фрукты, цветы).

     А теперь мы в гримуборной актёра. Смотрите! Столик, на нём зеркало, краски, пудра, ненастоящие волосы, которые называются париком. Здесь актёр превращается в героя  сказки. А помогают ему в этом театральные гримеры и парикмахеры.

            Давайте сейчас с вами поиграем в актёров и гримёров, сделаем из обычной девочки принцессу, а из обычного мальчика дедушку.

            Выбирают одного гримёра и двух актёров, они на глазах у всех начинают превращения 

                                                                                                   

Игра-драматизация Русской народной сказки «Заюшкина избушка».

                                          Старшая группа.

Цель: научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка».

Задачи: Познакомить с правилами кукловождения; совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям; учить интонацией передавать настроение героя; воспитывать чувство сопереживания ,сочувствия; ввести в активный словарь детей «сказочную» лексику(лубяная, несу косу, сижу на печи).

Материал: Плоскостное изображение ледяной и лубяной избушек, деревья ,кусты; куклы –варежки: лиса, заяц ,петух, медведь, собака, волк; ширма в рост ребенка.

Ход игры-драматизации Ведущий. Посмотрите и послушайте сказку «Заюшкина избушка». Жили – были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная , а у Зайца- лубяная. Пришла весна – красна. Под тёплыми лучами весеннего солнышка избушка Лисы растаяла, а избушка Зайца стоит, как ни в чём не бывало. Вот и побежала Лиса к соседу.

              Лиса. Заинька – соседушка, пусти меня погреться. Пусти, родненький!

              Заяц. Заходи, Лисонька.

              Ведущий. Не успела Лиса войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца.

              Лиса ( в окошке ). Уходи прочь, Косой! Чтобы духу твоего не было!

              Ведущий. Погнала Лиса Зайца. Сел он на пенёк и заплакал. Идут мимо Собака: «Ав – ав – ав! О чём, Заяц, плачешь?»

              Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у неё избушка растаяла. Она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

              Собака. Не плачь, Заяц. Я её прогоню.

              Ведущий. Пошла Собака к избушке и стала гнать Лису.

              Собака. Ав – ав – ав! Поди, Лиса, прочь. Ав – ав – ав!

              Лиса ( в окошке ). Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

              Ведущий. Испугалась Собака и в лес убежала. А Заяц по – прежнему сидит на пеньке и плачет. Идёт мимо Волк.

              Волк ( участливо ). О чём, Заяц, плачешь?

              Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у неё избушка растаяла – она  и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

              Волк. Не плачь, Заинька. Я её выгоню!

              Заяц. Нет, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты, Волк, не выгонишь.

              Волк. Не, выгоню.

              Ведущий. Подошёл Волк к избушке и стал гнать Лису.

              Волк. Поди, Лиса, вон!

              Ведущий. А Лиса Волка ничуть испугалась.

              Лиса ( в окошке ). Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.

              Ведущий. Испугался Волк и убежал. Идёт мимо Зайца Медведь.

              Медведь ( участливо ). О чём, Заяц, плачешь?

              Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у неё избушка растаяла. Она  и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

              Медведь ( важно ). Не плачь, Зайчик, я её выгоню!

              Заяц. Нет, Медведь, не выгонишь. Собака гнала не выгнала, Волк гнал – не выгнал, и ты Медведь, не выгонишь.

              Медведь ( упрямо ). Нет, вы-го-ню!

              Ведущий. Подошёл Медведь к избушке и стал гнать Лису.

              Медведь ( рычит ). Поди вон, Лиса! Не – мед – лен – но!

              Ведущий. А Лиса не испугалась.

              Лиса ( в окошке ). Как выскочу, как прыгну, пойдут клочки по закоулочкам.

              Ведущий. Испугался Медведь и убежал. Идёт мимо Зайца Петух.

              Петух. Ку – ка – ре – ку! ( Участливо ). О чём, Зайка, плачешь?

              Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у неё избушка растаяла. Она  и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.

              Петух. Я её сейчас выгоню!

              Заяц. Нет! Не выгонишь. Собака гнала не выгнала, Волк гнал – не выгнал. Медведь гнал – не выгнал, и ты, Петушок, не выгонишь.

              Петух. Нет, я выгоню! Я – храбрый Петух! Ку – ку – ре – ку!

              Ведущий. Подошёл Петух к избе и стал гнать Лису.

              Петух. Ку – ка – ре – ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи. Поди, Лиса, вон.

              Лиса. Шубу надеваю…

              Петух. Ку – ка – ре – ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Ступай, Лиса.

              Ведущий. Лиса испугалась и убежала. И стали Заяц и Петух жить поживать в Зайкиной избушке. Вот и сказки конец!

Пример технологии проведения игры-драматизации «Теремок»

(технология строится на основе «расшатывания» сюжета игры «Дом»).

            1.Знакомство со сказкой. Чтение сказки и рассматривание иллюстраций. Просмотр диафильма «Теремок». Показ детям сказки с помощью геометрических моделей: кругов разного  цвета и величины. Экскурсия в музей «Русская изба». Знакомство с ее атрибутами (печь, скамейка, прялка). Повторная экскурсия в музей «Русская изба». Обучение игровым действиям: печь блины, прясть пряжу, подметать пол. Обучение приговоркам: « Пеку блины румяные, румяные, горячие».

            2. Эмоциональная рефлексия знакомого материала. Посещение кукольного театра. Просмотр спектакля «Теремок». Обсуждение спектакля в группе. Рассматривание  книг и сравнение разных вариантов сказочной версии «Теремок». Просмотр диафильма « Рукавичка» и других версий «Теремка». Разучивание приговорок к сказке: «Лягушка-квакушка пряжу прядет» ; «Волк-волчище дров припасет», «Лисичка –сестричка дом приберет»; «Все вместе дом построим лучше прежнего». Сочетание слова и движения .Отработка интонации. Дома вместе с родителями выпечка блинов для игры.

           3.Художесвенная деятельность детей. Лепка «Мой любимый герой в сказке «Теремок» (лепка и обыгрывание сказочных персонажей). Музыкальная деятельность – разучивание песен о дружбе и теремке. Имитация движений животных. Конструирование из картона и бумаги «шапочек –масок» для персонажей сказки. Рисование  «Стоит в поле теремок». Игры с конструктором «Русская изба»(использование крупного строителя). Сюжетно – ролевая игра –придумка  «Теремок»: «Вот по полю - полю кошка идет…». Что кошка может делать в теремке? Кто еще может прийти в теремок? Что звери могут делать в теремке?

         4.Создание игровой среды. Оформление русской избы в группе из имеющегося материала (на отдельном столе). Организация выставки детских рисунков и конкурса на лучший теремок деревьев для разыгрывания  сказки в настольном театре. Запись воспитателем «новых сюжетов» сказки «Теремок» (по детским «придумкам»). Подготовка геометрических моделей для разыгрывания новых сюжет сказки «Теремок» на фланелеграфе.

     3 этап. Заключительным этапом становится подготовка и проведение театрализованного представления  ( детского  спектакля), в котором принимают участие все дети. Спектакль может быть поставлен по сказке или же тема представления может быть приурочена к какому- либо празднику ( Новый год, Масленица, Женский день, День Земли и т.д.)

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ТЕАТР» для старших дошкольников

Цели

Предварительная  работа

Предметно-развивающая среда

Атрибуты

Индивидуальная работа

Совершенствовать  навыки социального  (этикетного) поведения. Развитие у детей интереса к театрализованной деятельности.

1. Посещение театра кукол.

2. Беседа о назначении театра, правил поведения в нем. Рассказ о работе артистов, режиссера, костюмеров, декораторов, осветителей, музыкантов и т.д.  3.Рассматривание иллюстраций по теме «Театр».

4.Составление рассказов детьми на тему «Что я видел в театре».

5.Построение здания театра из крупного «Строителя».

6.Изготовление театральных билетов.

7.Аппликация, рисование

Петрушки.

Реальные предметы:

стулья,            элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых персонажей

( Кот Матроскин, Микки Маус). Игровой материал: куклы.

Настольный театр по сказкам. Театральные билеты.

Предложить меняться  ролями и привлекать других детей для роли кукловодов. Помогать детям пользоваться этикетной речью.

Творческие задания для оценки компонента игрового творчества старших дошкольников в театрализованных играх.

          I серия. Творческие задания на выявлении умений предложить оригинальный замысел и сюжет игры, находить решения в нестандартных ситуациях: согласовать ролевые действия с партнерами по игре, подобрать ролевые действия, соответствующие характеру персонажа. Детям предлагается на основе сюжета русской народной сказки «Теремок»сочинить сценарий ,организовать спектакль(распределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).Каждый ребенок проводит моделирование сюжета сказки «Теремок» по тексту сказки и иллюстрациям. Воспитатель  с каждым ребенком проводит беседу-обсуждение замысла, идеи постановки.

          IIсерия .Творческие задания на выявление умений подготовить атрибуты, реквизиты. Детям предлагается на основе сюжета русской народной сказки «Теремок»спроектировать декорации ,костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит .Воспитателем ведется беседа-обсуждение с каждым ребенком предложенного им замысла, идеи постановки в контексте предлагаемых им декораций.

         IIIсерия. Творческие задания на выявление оригинальности интонационных средств, мимики ,жестов, поз и движений при создании образа.

       1 упражнение. Ребенку предлагается произнести с разными интонациями(удивленно,радостно,вопросительно,сердито,ласково,спокойно,равнодушно)текст:Два щенка, щека к щеке ,Щиплют щетку в уголке.

2 упражнение. Ребенку предлагается произнести с разным тембром голоса фразы в диалоге(ребенок отвечает на вопросы имитируя кошку):

Киска , как тебя зовут?

-мяу!(нежно)

Стережешь ты мышку тут?

-мяу!(утвердительно)

Киска, хочешь молока?

-мяу!(с большим удивлением)

А в товарищи щенка?

-мяу! ффф-ррр!(изобразить по-разному – трусливо  ,пугливо, радостно).

3.Пантомимические этюды(передать действия сказочных персонажей):

-как танцует добрая фея на балу у Золушки;

-как злится страшная ведьма на балу у Золушки;

-как здоровается Снежная Королева;

-как обижается Винни- Пух.

4.Образные упражнения под музыку Е.Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л.Банниковой «Поезд», «Самолет», «Марш деревянных солдатиков»,В.Герчика «Заводная лошадка».Дети в танце и ритмических движениях стараются передать музыкальные образы и настроение музыки.

Образцы перчаточных кукол для театрализованных игр,

изготовленные родителями и детьми.

C:\Users\пк\Searches\Desktop\фото.JPGC:\Users\пк\Searches\Desktop\фото.JPG

C:\Users\пк\Searches\Desktop\S«G« 3.JPGC:\Users\пк\Searches\Desktop\фото 1.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация : Проект"Развитие игрового творчества старших дошкольниках в театрализованных играх"

Актуальность проекта:Развитие творческих способностей в сфере общественной жизни ставит первоочередную задачу  воспитание самостоятельной и творчески развитой личности Творчество детей рассм...

Специфика работы по формированию музыкально-игрового творчества у дошкольников

Материал для воспитателей и музыкальных руководителей по теме "Устное русское народное творчество - детям"...

Дидактические игры в процессе изобразительного творчества старших дошкольников

В статье описаны функции и даны примеры дидактических игр, используемых на занятиях по изобразительной деятельности в старших группах детского сада....

Развитие игровых умений у дошкольников посредством театрализованной деятельности, игр-драматизаций (из опыта работы)

Развитие игровых умений у дошкольников посредством театрализованной деятельности, игр-драматизаций (из опыта работы)...

«Игровой час для старших дошкольников: сюжетно-ролевая игра «Швейное ателье»

В современной реальности закономерно растёт интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Эта задача обусловлена современным подходом к оце...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре"

Представлен проект по развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре. Рассмотрены теоретические основы театрализованной деятельности дшокльников, а также анализ авторсик...