Дидактические игры в процессе изобразительного творчества старших дошкольников
статья по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Кудинова Надежда Петровна

В статье описаны функции и даны примеры дидактических игр, используемых на занятиях по изобразительной деятельности в старших группах детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_v_izo.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в процессе изобразительного творчества

старших дошкольников

Основная функция дидактических игр – обучение в игровой форме. Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме

 - накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное расположение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами;

 - совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом);

 - развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику.

Если дидактическая игра включена в процесс изобразительного творчества, то она

 -   увеличивает  его привлекательность для детей;

 - способствует его развитию и совершенствованию (более глубокие представления о свойствах предметов позволяют детям в процессе рисования, лепки, аппликации передавать их характерные черты и детали);

 - совершенствует детское творчество (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладевать обобщёнными способами изображения этих предметов, а значит, самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности).

«Радуга»

1. Каждый ребёнок рисует семь картинок (на каждый цвет радуги). Затем дети должны выбрать и разложить в нужной последовательности карточки всех цветов радуги и подобрать к ним соответствующие картинки.

2. У ведущего – предметные картинки, а у каждого ребёнка – одна карточка. Ведущий показывает картинки (по одной). Тот, у кого карточка такого же цвета, берёт картинку. Потом ведущий предлагает детям нарисовать любой понравившийся им предмет «своего» цвета. Или: называть предмет и его цвет без показа картинки.

3. Ведущий описывает предмет, не называя ни его, ни его цвета, дети должны угадать и назвать его. Угадавший получает карточку такого же цвета.

«Художественный салон»

Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Картина продаётся в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, ответил на вопросы: «О чём рассказывается в произведении? Какое передано в нём настроение? Как художник показал главное в своей картине? Почему тебе понравилась именно эта картина, и для чего ты решил её приобрести?» «Купивший» большее число репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона.

«Составь натюрморт»

Из отдельных изображений предметов и фонов нужно составить натюрморт по подобию образца. Или придумать свой собственный вариант (например, натюрморт в холодных или тёплых тонах).

«Дополни натюрморт»

Демонстрируется натуральный натюрморт и его изображение, на котором отсутствует несколько предметов. Нужно среди предложенных отдельных изображений найти эти предметы и разместить в соответствии с оригиналом.

«Выставка картин»

Педагог поручает двум ребятам оформить выставку из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру. Они стараются красиво разместить картины на стене. Остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по плану: почему эти произведения размещены таким образом? (То ли у них общая тема, или они одного жанра – портрет, пейзаж, натюрморт). Какое произведение понравилось и почему? Что особенно красиво показал художник в своём произведении и каким образом? Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается ребёнок, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине, а также верно ответивший на вопросы детей. А задавший лучший вопрос получает значок «Лучший зритель».

«Реставратор»

Детям раздаются заготовки плоскостных изображений «разбившихся» предметов хохломской, гжельской, городецкой, дымковской, жостовской, филимоновской росписей. Задача каждого реставратора – воссоздать изделие и «возродить» рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактические игры используются в процессе обучения детей с задержкой психического развития сюжетно-ролевой игре, умению брать на себя определённую ответственность в качестве ролевой модели....

Дидактические игры в процессе обучения сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста

Методическое пособие. Основная цель - раскрыть важность дидактических игр в процессе обучения детей, выделены уровни развития дидактических игр....

Восприятие природы в процессе изобразительной деятельности дошкольников.

В  данной презентации раскрыты основные этапы программы Т.А. Копцевой  «Природа и художник» :Как научить ребенка передавать эмоционально-ценностное отношение к природе?Как обогат...

Дидактические игры в процессе математического развития дошкольников.

Дидактические игры в процессе математического развития дошкольников....

Стендовый доклад "Дидактические игры в процессе преодоления нарушений слоговой структуры слова у дошкольников"

Стендовый доклад предназначен для родителей и педагогов. Он отражает актуальность проблемы нарушений слоговой структуры слова и знакомит с опытом работы в данной области. ...

Методическая разработка по использованию игровых технологий и дидактических игр в процессе ознакомления старших дошкольников с Санкт-Петербургом «Играем в Петербург»

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является актуальной проблемой дошкольного образования. Одним из направлений этой темы является краеведение, в случае Санкт-Петербурга – пе...