«Игровой час для старших дошкольников: сюжетно-ролевая игра «Швейное ателье»
план-конспект занятия (старшая группа)

Терещенкова Елена  Николаевна

В современной реальности закономерно растёт интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Эта задача обусловлена современным подходом к оценке качества образования, при котором главным результатом деятельности образовательного учреждения является не система знаний, умений и навыков, а овладение ребенком набором компетентностей – интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизнедеятельности.

Одной из основных компетентностей личности, в том числе и ребёнка старшего дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая признана стержневой, так как лежит в основе других компетенций.

Важнейшим фактором в формировании коммуникативной компетентности является включение детей в сюжетно-ролевую игру.

Игра – самоценная форма активности ребёнка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребёнка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.

В последние годы многие учёные и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры в жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребёнка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей. Сюжетно-ролевым играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребёнка. Важно учитывать, что существуют игровые темы, которые явно утратили свою актуальность для современного дошкольника (но по-прежнему представлены в предметно-развивающей среде детского сада, например, игры «Почта», «Библиотека», «Ателье» и др.)

Люди в настоящее время в большей степени пользуются электронной почтой, а компьютер и Интернет стал обычным явлением в семьях детей, теперь редко отправляются посылки или бандероли. Соответственно из нашей жизни ушло содержание для отражения в сюжетноролевой игре «Почта». Ребенок дошкольного возраста практически не соприкасается с таким социально значимым объектом, как библиотека, в силу особенностей образа жизни, характерного для современного дошкольника (многие родители стремятся покупать детям книги, часто книга как таковая заменяется аудиокнигой или диском с фильмом) Родители предпочитают покупать готовую одежду, а не шить ее в ателье. При этом такие социальные явления, как почта, библиотека, швейная мастерская и др., содержательно раскрываются мной в процессе организации работы по ознакомлению с социальной действительностью. Между тем, названные темы не требуют продолжения и развития содержания в сюжетно-ролевой игре, так как в них отсутствует эмоционально-значимое содержание для отражения в игре.

Кроме того, при общем понимании важности сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативной компетентности дошкольника педагоги часто испытывают затруднения в ее реализации, связанной, как правило, с их низкой игровой грамотностью и игровой культурой. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Технология сопровождения современной сюжетно-ролевой игры, представленная в пособии, содержит подробные методические рекомендации (технологические карты) по организации сюжетно-ролевых игр с новым содержанием.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ «Ателье»

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
  2. ЦЕЛЬ: создание условий для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевой игры «Ателье».

 

  1. ЗАДАЧИ:
    1. Продолжать учить детей отражать в сюжетно-ролевой игре «Ателье» специфику разных профессий: приёмщик, закройщик, швея, гладильщик.

Формировать навыки связной правильной речи через использование разных игровых приёмов. Обогащать словарный запас новыми словами.

  1. Развивать двигательную активность детей, их артикуляционный аппарат; общую и мелкую моторику пальцев рук; память, внимание, мышление, сообразительность.

Формировать навыки общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками; умения работать по определённым игровым правилам.

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, чувства гуманизма, толерантности и эмпатии, активность, ответственность, дружелюбие.
  2. АТРИБУТЫ: презентация, картинки профессий, атрибуты для игры: подготовка ткани, выкроек, швейных машин, утюги, гладильные доски, подборка журналов мод, пуговицы, жетоны.
  3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
    1. Чтение литературных произведений: Б. Заходер «Портниха», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Михалков «А что у вас?», М. Майн «Пуговица», Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля», русская народная сказка «Василиса Прекрасная», пословицы, поговорки, загадки.
    2. Беседы с детьми на тему: «Ателье мод», «О труде взрослых в ателье» и другие.
    3. Встреча с заведующей ателье
  1. Дидактические и речевые игры: «Профессии», «Что из чего?», «Для какой профессии?», «Исправь ошибки» и другие.
  2. Просмотр презентаций и видеороликов по данной теме.
  3. Экскурсии в ателье, магазин тканей.

 

Этапы

Действия воспитателя

Действия детей

Создание мотива:

1 .Организация детей, установка на предстоящую деятельность).

  1. Сюрпризный момент (посылка).
  2. Создание проблемной ситуации.
  1. Для привлечения внимания детей читает приветствие «С добрым утром!»
  2. Вносит посылку (глобус), выясняет у детей что такое глобус, для чего он нужен, какие города дети знают.
  3. Сообщает детям, что вместе с посылкой пришло письмо из Города Мастеров, которого нет на глобусе, и именно жители этого города сообщают в письме, что у них закрылось ателье, и одежда их стала старенькая, серая и некрасивая, а работников нет. Что делать, как помочь жителям?
  1. Дети взаимодействуют с воспитателем, настраиваются на предстоящую деятельность.
  2. Отвечают на вопросы. 3.Предлагают выход из проблемной

ситуации: поехать в Город Мастеров и самим открыть ателье ( под музыку Бурениной, дети отправляются на поезде в путь).

Деятельностный этап:

  1. Создание условий для игровой деятельности: выполнение заданий во время путешествия в Город мастеров.
  2. Распределение ролей.
  3. Подготовка оборудования.
  4. Самостоятельная игра
  5. Соединение сюжетных линий.
  1. Первая остановка: Игра «Отгадай профессию» (загадки о профессиях, необходимых в ателье)
  2. Вторая остановка: Речевая игра «Из чего сошьем?»
  3. Третья остановка: Пальчиковая гимнастика

«Мы шьем».

  1. Четвертая остановка: Речевая игра «Кто что делает?»
  2. Игра «Ателье»
    • Берет на себя роль заведующего ателье.
    • Предлагает провести «Летучку» (планерка), где подсказывает, с помощью каких приемов можно распределить роли.
    • Предлагает подготовить свои рабочие места.
    • Во время игры подходит к каждому отделу, интересуется успехом, принимает активное участие в игре. В конце игры звучит фонограмма «Бой часов».
  1. Отгадывают загадки, показывают свои знания о профессиях в ателье.
  2. Образовывают прилагательные от существительного.
  3. Развивается мелкая моторика, четко проговариваются слова.
  4. Активизируются знания детей о профессиях.

 

  1. Дети распределяют роли и договариваются о действиях персонажей:
    • Заведующий - руководит предприятием.
    • Швея - шьёт одежду.
    • Модельер - придумывает модели одежды.
    • Закройщик - по выкройке кроит материал.
    • Приёмщик - принимает заказы.
    • Продавец - продаёт ткани и модели, сшитые в ателье.
 

 

 

 

6. Дети готовят необходимое оборудование. 7.Самостоятельная игра.

Рефлексия. Показ мод.

Поощрение детей.

  1. Подводит итог, хвалит всех работников отделов, награждает медальками «ЗА добросовестный труд», приглашает на показ мод.
  2. Предлагает вернуться в детский сад.
  3. Задает вопросы, где побывали? Что делали? Что понравилось больше всего? В чём возникли трудности? Хотелось ещё поработать в ателье? А может кто-нибудь захотел стать швеёй или модельером?
  1. Дети под музыку показывают модели.
  2. Под фонограмму поезда дети возвращаются домой.
  3. Дети отвечают на вопросы, убирают оборудование.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игровой час для старших дошкольников: сюжетно-ролевая игра «Швейное ателье»

В современной реальности закономерно растёт интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Эта задача обусловлена современным подходом к оценке качества образования, при котором главным результатом деятельности образовательного учреждения является не система знаний, умений и навыков, а овладение ребенком набором компетентностей – интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизнедеятельности.

Одной из основных компетентностей личности, в том числе и ребёнка старшего дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая признана стержневой, так как лежит в основе других компетенций.

Важнейшим фактором в формировании коммуникативной компетентности является включение детей в сюжетно-ролевую игру.

Игра – самоценная форма активности ребёнка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребёнка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.

В последние годы многие учёные и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры в жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребёнка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей. Сюжетно-ролевым играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребёнка. Важно учитывать, что существуют игровые темы, которые явно утратили свою актуальность для современного дошкольника (но по-прежнему представлены в предметно-развивающей среде детского сада, например, игры «Почта», «Библиотека», «Ателье» и др.)

Люди в настоящее время в большей степени пользуются электронной почтой, а компьютер и Интернет стал обычным явлением в семьях детей, теперь редко отправляются посылки или бандероли. Соответственно из нашей жизни ушло содержание для отражения в сюжетноролевой игре «Почта». Ребенок дошкольного возраста практически не соприкасается с таким социально значимым объектом, как библиотека, в силу особенностей образа жизни, характерного для современного дошкольника (многие родители стремятся покупать детям книги, часто книга как таковая заменяется аудиокнигой или диском с фильмом) Родители предпочитают покупать готовую одежду, а не шить ее в ателье. При этом такие социальные явления, как почта, библиотека, швейная мастерская и др., содержательно раскрываются мной в процессе организации работы по ознакомлению с социальной действительностью. Между тем, названные темы не требуют продолжения и развития содержания в сюжетно-ролевой игре, так как в них отсутствует эмоционально-значимое содержание для отражения в игре.

Кроме того, при общем понимании важности сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативной компетентности дошкольника педагоги часто испытывают затруднения в ее реализации, связанной, как правило, с их низкой игровой грамотностью и игровой культурой. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Технология сопровождения современной сюжетно-ролевой игры, представленная в пособии, содержит подробные методические рекомендации (технологические карты) по организации сюжетно-ролевых игр с новым содержанием.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ «Ателье»

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
  2. ЦЕЛЬ: создание условий для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевой игры «Ателье».

  1. ЗАДАЧИ:
  1. Продолжать учить детей отражать в сюжетно-ролевой игре «Ателье» специфику разных профессий: приёмщик, закройщик, швея, гладильщик.

Формировать навыки связной правильной речи через использование разных игровых приёмов. Обогащать словарный запас новыми словами.

  1. Развивать двигательную активность детей, их артикуляционный аппарат; общую и мелкую моторику пальцев рук; память, внимание, мышление, сообразительность.

Формировать навыки общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками; умения работать по определённым игровым правилам.

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, чувства гуманизма, толерантности и эмпатии, активность, ответственность, дружелюбие.
  2. АТРИБУТЫ: презентация, картинки профессий, атрибуты для игры: подготовка ткани, выкроек, швейных машин, утюги, гладильные доски, подборка журналов мод, пуговицы, жетоны.
  3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
  1. Чтение литературных произведений: Б. Заходер «Портниха», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Михалков «А что у вас?», М. Майн «Пуговица», Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля», русская народная сказка «Василиса Прекрасная», пословицы, поговорки, загадки.
  2. Беседы с детьми на тему: «Ателье мод», «О труде взрослых в ателье» и другие.
  3. Встреча с заведующей ателье
  1. Дидактические и речевые игры: «Профессии», «Что из чего?», «Для какой профессии?», «Исправь ошибки» и другие.
  2. Просмотр презентаций и видеороликов по данной теме.
  3. Экскурсии в ателье, магазин тканей.

Этапы

Действия воспитателя

Действия детей

Создание мотива:

1 .Организация детей, установка на предстоящую деятельность).

  1. Сюрпризный момент (посылка).
  2. Создание проблемной ситуации.
  1. Для привлечения внимания детей читает приветствие «С добрым утром!»
  2. Вносит посылку (глобус), выясняет у детей что такое глобус, для чего он нужен, какие города дети знают.
  3. Сообщает детям, что вместе с посылкой пришло письмо из Города Мастеров, которого нет на глобусе, и именно жители этого города сообщают в письме, что у них закрылось ателье, и одежда их стала старенькая, серая и некрасивая, а работников нет. Что делать, как помочь жителям?
  1. Дети взаимодействуют с воспитателем, настраиваются на предстоящую деятельность.
  2. Отвечают на вопросы. 3.Предлагают выход из проблемной

ситуации: поехать в Город Мастеров и самим открыть ателье ( под музыку Бурениной, дети отправляются на поезде в путь).

Деятельностный этап:

  1. Создание условий для игровой деятельности: выполнение заданий во время путешествия в Город мастеров.
  2. Распределение ролей.
  3. Подготовка оборудования.
  4. Самостоятельная игра
  5. Соединение сюжетных линий.
  1. Первая остановка: Игра «Отгадай профессию» (загадки о профессиях, необходимых в ателье)
  2. Вторая остановка: Речевая игра «Из чего сошьем?»
  3. Третья остановка: Пальчиковая гимнастика

«Мы шьем».

  1. Четвертая остановка: Речевая игра «Кто что делает?»
  2. Игра «Ателье»
  • Берет на себя роль заведующего ателье.
  • Предлагает провести «Летучку» (планерка), где подсказывает, с помощью каких приемов можно распределить роли.
  • Предлагает подготовить свои рабочие места.
  • Во время игры подходит к каждому отделу, интересуется успехом, принимает активное участие в игре. В конце игры звучит фонограмма «Бой часов».
  1. Отгадывают загадки, показывают свои знания о профессиях в ателье.
  2. Образовывают прилагательные от существительного.
  3. Развивается мелкая моторика, четко проговариваются слова.
  4. Активизируются знания детей о профессиях.

  1. Дети распределяют роли и договариваются о действиях персонажей:
  • Заведующий - руководит предприятием.
  • Швея - шьёт одежду.
  • Модельер - придумывает модели одежды.
  • Закройщик - по выкройке кроит материал.
  • Приёмщик - принимает заказы.
  • Продавец - продаёт ткани и модели, сшитые в ателье.

6. Дети готовят необходимое оборудование. 7.Самостоятельная игра.

Рефлексия. Показ мод.

Поощрение детей.

  1. Подводит итог, хвалит всех работников отделов, награждает медальками «ЗА добросовестный труд», приглашает на показ мод.
  2. Предлагает вернуться в детский сад.
  3. Задает вопросы, где побывали? Что делали? Что понравилось больше всего? В чём возникли трудности? Хотелось ещё поработать в ателье? А может кто-нибудь захотел стать швеёй или модельером?
  1. Дети под музыку показывают модели.
  2. Под фонограмму поезда дети возвращаются домой.
  3. Дети отвечают на вопросы, убирают оборудование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация и руководство самостоятельной, творческой игровой деятельностью дошкольников. Сюжетно – ролевая игра»

1.Характеристика  игровой деятельности. Игра как средство обучения самостоятельности.2. Самостоятельная деятельность3.  Предметно – развивающая среда4. Сюжетно – ролевая игра – как один из в...

Предметно-игровая среда как фактор развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников

Статья в сборнике "Материалы международной научно-практической конференции: "Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок"Гринбаум Елена Евгеньевна,воспитатель ГБОУ д/с №1817 ЗелОУО г. Моск...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Проект программы огранизации игровой деятельности детей старшего возраста "Сюжетно-ролевая игра МЧС"

Вид игры:Творческая (сюжетно-ролевая игра) Срок реализации Программы: 1месяц...