Основные этапы работы по развитию коммуникативных навыков и сферы общения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи по теме

Боровкова Надежда Сергеевна

Данная работа посвящена проблеме развития коммуникативных навыков и сферы общения у старших дошкольников со зрительной патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Основные этапы работы по развитию коммуникативных навыков и сферы общения у детей  старшего дошкольного возраста

Боровкова Надежда Сергеевна,

учитель – дефектолог, педагог-психолог высшей категории

Наркевич Вера Викторовна, старший воспитатель высшей категории

(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)

Данная работа посвящена проблеме развития коммуникативных навыков и сферы общения у старших дошкольников со зрительной патологией.

Основными положениями, на которые мы опираемся, являются следующие:

1. В развитии слабовидящих детей отмечаются различные отклонения ( кроме дефекта зрения ); отклонения наблюдаются не столько в интелектуальной сфере, сколько в эмоционально - волевой, личностной сферах и сфере общения.

2. Процесс развития выразительных средств общения у слабовидящих детей зачастую неразвернут, либо действует по одному из направлений:  развиваются или речь - изолированно от других действий, или выразительные движения - изолированно от вербальных реакций ( Литвак А.Г.,85, Зинченко В.П.,89 ).

3. Специальное обучение слабовидящего ребенка неречевым и речевым средствам коммуникации с опорой на взаимодействие сохранных анализаторных систем позволяет находить наиболее интенсивные пути развития познавательной и коммуникативной деятельности.

4. Формы общения, описанные Лисиной, у детей с нарушением зрения формируются в замедленном темпе, хотя и имеют такие же качественные характеристики. Без дополнительных коррекционных мероприятий переход от одной формы общения к другой затруднен, а иногда невозможен.

5. Процесс развития коммуникативных навыков и коррекции сферы общения только тогда будет эффективен и оптимален, когда правильно выбрана стратегия коррекционной работы.

       Все содержание коррекционной работы мы разбили на три этапа, по принципу “ от простого к сложному “.

I ЭТАП - развитие предпосылок адекватной оценки собственного поведения и поступков окружающих людей.

II ЭТАП - формирование умений и навыков практического владения различными способами общения ( вербального и невербального ) и регуляции собственного поведения.

I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, содержит в себе игры, упражнения, этюды , развивающие у детей пяти - шести лет способность произвольно направлять свое внимание на партнеров по общению ( их позы, жесты, мимику, эмоции, высказывания ), а также на свои собственные действия в процессе общения.

         Данное направление рассматривается нами в контексте развития ситуативно - деловой формы общения со сверстниками и внеситуативно - познавательной формы общения со взрослыми.

          Введение этого этапа позволяет слабовидящим детям активно прожить момент познания себя в лучших качествах, освоить способы делового общения со сверстниками,” теоретического “ сотрудничества со взрослыми, реализовать потребность в уважении старших, а также оценить отношение к себе своих сверстников.

           ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ на данном этапе является РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК АДЕКВАТНОЙ ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОСТУПКОВ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ.

            В работе используются следующие ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, направленные на формирование навыков социальной перцепции:

1. Специально организованные занятия.

2. Этюдная деятельность.

3. Игры и упражнения.

             В занятиях естественным образом сочетается этюдная деятельность ( эмоциональная, двигательная сферы ) с упражнениями на развитие взаимоотношений, общения ( коммуникативная сфера ). Одним из результатов этой работы и будет развитие навыков социальной перцепции ( восприятие человека человеком ).

             В занятиях, кроме авторского, используется иллюстративный материал  из книги Г. Бардиер “ Я хочу !“ . Упражнения могут быть пересмотрены, дополнены, либо наполнены новым содержанием, в зависимости от ситуации.

              Сочетание изобразительной наглядности, вербального выражения, двигательной и мимической активности дает больший эффект, нежели простое рассматривание картинок и вопросно - ответная форма занятия.  В данных играх главное - импровизация, и именно умение взрослого импровизировать, его гибкость и податливость в изменении содержания определяют успех этой работы. Ведь в основном от установки взрослого зависит, как произойдет достраивание образа другого человека в восприятии ребенка.

             В ходе придумывания сказок и историй дети вместе со взрослым изображают каждого из персонажей, смену их настроения, а соответственно, двигательных и вербальных реакций. Постепенно происходит формирование целостного образа персонажа, дети имеют возможность увидеть и почувствовать, что эмоциональные проявления человека и сам человек - это нечто разное, что нельзя судить о человеке по одному лишь поступку. Появляется осмысленность ( как качественный признак ) в восприятии ребенком другого человека, понимание субъективности такого восприятия.

          Работа в этюдах предлагает отыгрывание различных ситуаций общения, близких детям и носящих яркий эмоциональный оттенок.

Например: “ Два сердитых мальчика”, “ Обида “, “ Подружки поссорились “, “ Заботливая девочка “, “ Хвастливая мышка “, “ Кривляка “ и другие.

           Также в свободной деятельности и в занятиях используются игры и упражнения, в которых ребенок занимает активную позицию в ситуации общения и самостоятельно находит выход из проблемной зоны:

“Путешествие по сказочному лесу”.

Содержание:

Дети проигрывают поход по лесу, где им встречаются разные персонажи, провоцирующие детей на плохие, отрицательные поступки. Перед походом в “лес” ребенку дается инструкция - ни в коем случае не поддаваться на провокации и совершать только добрые поступки.

“ Интервью “, “ Диалог “, “ Телефон “.

Содержание:

Развитие навыков ведения диалога в разных ситуациях с разными людьми.

“ Маски “

Содержание:

Ребенок надевает какую - либо маску и начинает вести себя как - то особенно, не так как всегда.

“ Волшебный магазин “

Содержание:

Кому каких положительных качеств не хватает, может купить в специальном волшебном магазине за доброе, вежливое слово.

“ Необычный сундучок “

Содержание:

Все свои плохие качества можно спрятать в этом сундучке, а потом и сам сундучок закопать или убрать куда - нибудь далеко - далеко, где его никто не найдет.

“ Видеоролик “

Содержание:

Снимаем на видеокамеру ( не по - настоящему ) фильм из жизни детей; есть актеры, операторы, режиссер. Зарисовываем эмоции, позы, жесты, озвучиваем.

       В свободной деятельности, либо как часть занятия проводятся беседы, направленные на то, чтобы ребенок мог оценить ситуацию и свое поведение в данной ситуации:

“ Что бы ты ответил или сделал? “

- если тебя толкнут;

- если тебе наступят на ногу;

- если рядом обижают малыша;

- если тебя не берут в игру? и т. п.

      Некоторые дети с трудом включаются в подобную деятельность, поскольку имеют заниженные представления о своих возможностях, уровень требовательности к себе у них повышен .

     Главными результатами данного этапа являются умения, необходимые для построения первого социального контакта:

1. Умение выбирать партнера для взаимодействия.

2. Умение проявить себя как партнера по общению.

3. Умение проявить ( и принять ) встречную заинтересованность.

II ЭТАП - представляет из себя цикл коррекционно - развивающих занятий для детей шести, шести с половиной лет, направленных на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

ЦЕЛЬЮ данного этапа является ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЛАДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ ОБЩЕНИЯ ( ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ) И РЕГУЛЯЦИИ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ.

         Работая в данном направлении, мы облегчаем слабовидящему ребенку переход от ситуативно - деловой формы общения со сверстниками ко внеситуативно - деловой и от внеситуативно - познавательно формы ко внеситуативно - личностной форме общения со взрослыми.

          Через упражнения в отношениях с другими людьми ребенок овладевает системой отношений людей , через сотрудничество, познает смысл соревнования, через сопереживание узнает взаимопонимание.

КОРРЕКЦИОННЫЙ ЦИКЛ СОСТОИТ ИЗ 9 ЗАНЯТИЙ и рассчитан на 2,5 - 3 месяца ( одно занятие в неделю ).

Каждое занятие содержит в себе 3 части:

I РАЗМИНКА, целью которой является снятие напряжения, принятие на себя ребенком необычной роли.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, целью которой является решение задач, представленных в цикле занятий.

III ПРОЩАНИЕ, целью которого является сплочение коллектива детей, формирование у кажого из детей чувства принадлежности к коллективу.

   Основными результатами эффективной работы на  втором этапе будут  следующие умения:

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА.

- произвольное направление внимания на различные эмоциональные проявления свои и других людей ( жесты, мимика, пантомимика );

- различение и сравнение эмоциональных ощущений, определение их характера ( приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно, весело и т. д. )

- самостоятельное и по образцу воспроизведение различных умений и чувств;

- в выражении собственных эмоций использование адекватных жестов и пантомимики;

- произвольное направление внимания на мышечные ощущения и соответствующие им эмоциональные реакции;

- использование собственных эмоциональных реакций в качестве оценки результативности своей деятельности;

- различение положительных и отрицательных эмоций, представление их в понятиях.

СФЕРА ОБЩЕНИЯ.

- упражнение, понимание и различение чужих эмоциональных состояний;

- использование адекватных способов воздействия на других людей

( с помощью положительных эмоциональных отношений ) ;

- проявление эмпатических чувств ( принимать эмоциональную позицию партнера по общению, отвечать без критической оценки );

- использование различных языков общения: мимика, ортокинестетика, ай - контакт.

ПОВЕДЕНИЕ

- анализ собственных поступков, корректировка поведенческих  реакций в соответствии с ситуацией общения;

-

правильная оценка, ориентировка в различных проблемных ситуациях, адекватное реагирование на их изменение;

- предвидение конечного результата своих действий и поступков в жизненных ситуациях.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, первые два этапа позволяют слабовидящему ребенку:

1) выбрать партнера для взаимодействия;

2) проявить себя как партнер;

3) проявить встречную заинтересованность;

4) обменяться представлениями, чувствами, мыслями, отношениями;

5) в целом достигнуть стадии социально - психологической совместимости.

Однако для того, чтобы взаимодействие было более полным и продолжительным, необходима дальнейшая работа по развитию навыков произвольности в сфере общения.

III ЭТАП является ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ,

обобщающим все умения и навыки, освоенные детьми в ходе всей предыдущей работы по развитию сферы общения.

ЦЕЛЬ.  Научить детей контролировать свои действия и управлять своим поведением, поступками, речью в процессе общения.

         На этом этапе внеситуативно - деловая форма общения со сверстниками и внеситуативно - личностная форма общения со взрослыми приобретают новый оттенок: происходит освоение норм морали и правил поведения, осознание детьми своих прав и обязанностей. Дети учатся контролировать свои действия и поступки, выполнять определенные обязательства перед другими людьми.

Иными словами, этот этап в социальном плане является переходным от роли “ дошкольника “ к позиции “ школьника “.

III ЭТАП ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 9 РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ.

РЕЗУЛЬТАТОМ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

- владение основными приемами релаксации;

- осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;

- умение концентрировать внимание в коллективной деятельности;

- умение управлять своим поведением в игровой и учебной ситуациях;

- преодаление чувства страха, застенчивости;

- использование социально - приемлимых форм поведения в конфликтных ситуациях;

- овладение основами безопасности жизнедеятельности.

Дополнительно ведется работа по развитию навыков социально - адекватного поведения.

Содержание игр, упражнений на всех трех этапах может видоизменяться, дополняться, меняться местами в зависимости от состояния группы детей в данный момент, от темпа развития детей; основывается на результатах срезовых диагностик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков и сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста (Программа «Я тебя понимаю»)

Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье...

УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на достижение целей овладения деть...

Эмпирическое исследование влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОСТРОВНОМ РЕГИОНЕ: НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСТУПЛЕНИЕ В РАМКАХ СЕКЦИИ ОБЛАСТНОЙ II НАУЧНО &ndash...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Полезный матерал для решения проблем коммуникабельности детей старшего дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чтобы направить психологическое развитие дошкольников с нарушением коммуникативных навыков в нужное русло, воспитателям дошкольных учреждений нужно регулярно и последовательно заниматься обучением так...

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста....

Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста.

Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста....