Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Цель:

Развитие адекватного самовосприятия и восприятия других в ситуациях межличностного общения.

Задачи:

  • введение в атмосферу психокоррекционных занятий
  • сплочение участников группы
  • развитие адекватного восприятия себя и своего партнера по игре
  • снятие комплексов «больной ребенок»

Используемые методы:

  • Сказкотерапия
  • Арттерапия
  • Релаксация, визуализация

Этапы занятия:

  • Организационный
  • Мотивационный этап
  • Практический этап
  • Завершающий этап

Ход занятия:

Организационный этап

Ритуал приветствия «Делай как я»

Психолог: «Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какое-нибудь движение или действие. Например, я назову свое имя и похлопаю в ладоши. Можно топнуть ногой, помахать рукой или сделать что-то еще, но так, чтобы все сидящие в круге могли повторить ваше действие. Итак, я называю свое и имя и хлопаю в ладоши, а все остальные повторяют за мной…Отлично! Продолжит тот, кто сидит справа от меня…»

Мотивационный этап

Вводная беседа

Психолог спрашивает у детей, любят ли они играть, в какие игры, одни или с друзьями, как они знакомятся с другими ребятами, что при этом говорят, что делают.

Практический этап

«Сказка про маленькое облачко» (Для детей 5-10 лет).

Далеко-далеко, за морями и горами, в царстве Неба (по соседству с Солнцем и Луной) жил маленький ребенок – Облачко, которого звали Пуфик. Он был очень веселым и беззаботным. Пуфик любил гулять по небу вместе со своей доброй и мягкой мамой – Кучевой Тучкой и сильным большим папой Громом, которые его очень любили. Часто втроем они катались по всему небу и любовались сказочной природой.

Однажды Пуфик полетел гулять без родителей. Ему было весело и радостно смотреть сверху вниз на таких же маленьких детей, как он сам. Они смеялись и радовались хорошей солнечной погоде. Но неожиданно Пуфику стало грустно. Ему захотелось вместе с ними беззаботно радоваться солнышку, ловить солнечных зайчиков, бегать и играть в прятки. И он решил подойти, чтобы познакомиться с ними.

– Здравствуйте, меня зовут Пуфик, я живу на небе. Давайте играть вместе. Мне хотелось бы с вами дружить.

– А что ты можешь? - спросили дети.

– Я не знаю,- растерянно произнесло Облачко.

– Ты можешь играть в салки? – спросили дети.

– Нет, не могу,- ответило Облачко.

– А в мячик?

– В мячик? – переспросило Облачко.- Ой, тоже не могу, у меня нет рук, как у вас.

– А во что же ты будешь с нами играть? – недоуменно спросили дети.- Ты же ни во что не умеешь играть. Нет,- сказали дети,- мы не будем с тобой дружить. Ты нехороший, ты загораживаешь нам солнце. Ты не такой, как мы, и не сможешь с нами играть. Уходи, мы не будем с тобой дружить,- еще раз повторили дети.

И Облачко улетело. Ему было очень плохо. Оно чувствовало себя никому не нужным и покинутым.

— Меня никто не любит,- сквозь слезы всхлипывало оно.- Со мной никто не хочет играть, я ничего не умею. Почему я не такой, как эти дети?

Ему захотелось улететь далеко-далеко, чтобы его никто не видел.

– Если меня никто не любит, тогда зачем я здесь нужен,- думал маленький Пуфик.

– И родители меня, наверное, тоже не любят, они меня просто жалеют, потому что я ничего не умею, у меня ничего не получается.

Так облачко долго плыло по небу, пока не прилетело в пустыню, где ему настолько стало горько, что оно расплакалось еще сильнее, и его маленькие слезинки, горько падая на землю, образовали красивое синее озеро. А облачко все плакало и плакало, пока не услышало голоса животных и птиц, растений и деревьев. Эти голоса, доносившиеся с земли, благодарили его за то, что оно утолило их жажду и наполнило их новой жизнью.

И в этот момент маленькое беспомощное облачко с красивым и нежным именем Пуфик поняло, что оно тоже что-то умеет, что-то значит в этой жизни и может дарить радость окружающим. А главное – оно поняло, что любит все, что его окружает, и почувствовало, что и он кому-то очень нужен, его любят, ждут, на него надеются.

От всего этого ему вдруг стало очень весело и легко. Все звери и птицы стали восхвалять маленькое Облачко:

– Да здравствует Облачко! – кричали они. - Ты самое лучшее Облачко на свете! Ты такое красивое, легкое и пушистое, мы тебя очень любим и хотим, чтобы ты стало нашим другом!

Пуфик был счастлив! Он вновь полетел на свою полянку, где резвились дети, которые его так обидели. Но он на них уже не обижался, так как многое понял. Светило солнышко, было очень жарко и всем хотелось летней прохлады. Тогда Пуфик решил порадовать всех и пролил на землю летний ласковый дождик. Дети в восторге запрыгали по лужам и протянули ручки к Небу. И тут они увидели на Небе то самое маленькое Облачко, которое доставило им такую радость.

– Милое Облачко,- закричали они.- Не уходи, давай поиграем с тобой в прятки. Давай мы будем с тобой дружить!’

Для маленького Пуфика это было самой большой наградой за его труды. Он понял, что надо только постараться – и тогда обязательно найдешь много хороших друзей.

Светило солнышко, была прекрасная погода, по Небу весело плыло маленькое белое пушистое облачко, а внизу по травке бежали дети, пытаясь догнать своего нового друга. Они долго кружили в хороводе и пели Пуфику свои любимые песни.

Обсуждение сказки:

- Почему Пуфик думал, что его никто не любит?

- От чего стало Пуфику весело и легко? Что он понял?

- С тобой когда-нибудь происходило что-нибудь похожее?

Рисунок «Мой друг»

После обсуждения сказки психолог предлагает детям сесть за столы, где приготовлены бумага и цветные карандаши, и нарисовать своего друга. Если у кого-то друга пока нет, то предлагается нарисовать такого друга, какого ребенок хотел бы иметь в будущем.

4. Завершающий этап

Релаксация «Полет к Волшебному Облаку»
Люди любят мечтать. Сейчас помечтаем и мы. Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к Волшебному Облаку. Вы - команда космического корабля. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох, выдох (3 раза). Крепко, крепко зажмите в кулачках штурвалы. Вдох, выдох (3 раза). Корабль взлетает. Нам легко. Тело легкое, невесомое. Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды. Волшебное Облако уже близко. Мы совершаем мягкую посадку. Возьмемся за штурвалы, надавим на педали. Как плавно и легко мы сели! Выйдем из корабля. Перед нами океаны цветов: они желтые, розовые, оранжевые, белые. Но у всех - волшебные стебельки. В этом океане цветов живут необыкновенные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми ушками. Это и есть жители Волшебного Облака. Облакокрылышки. Они улыбаются. Они рады нам, мы им очень нравимся. Они предлагают нам свою нежность. Они протягивают нам свои крылышки, в наше тело входят тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем с собой это добро, радость, поделимся ею с родными, друзьями, со всеми людьми, которых мы сегодня встретим.

*В процессе релаксации звучит тихая, спокойная музыка.

Ритуал группового прощания «Доброе животное»

Психолог: «А теперь давайте встанем в круг, возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук – шаг вперед, тук – шаг назад.

Спасибо всем. На этом наше занятие завершается. До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Цель. Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Актуальность темы. Общительност...

Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Причины нарушений, этапы формирования графических навыков, приемы работы....

Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста.

Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста....

Конспекты занятий по развитию коммуникативных навыков для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЛЕГО-конструктора

активизация речи, формирование у детей заинтересованности к работе с Лего-конструктором на логопедических занятиях....

Развитие рефлексивных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов-психологов и коррекционных педагогов....