Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Гречухина Татьяна Николаевна

Причины нарушений, этапы формирования графических навыков, приемы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текстовый документ14.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР

старшего дошкольного возраста

Выполнила учитель-дефектолог Гречухина Т. Н.

Графические умения у детей 5-7 лет с ЗПР находятся на низком уровне. Дети не умеют правильно держать карандаш, проводить линии в заданных направлениях, изображать предметы. У многих детей задержка психомоторного развития сопровождается нейродинамическими, энцефалопатическими или иными отклонениями нервнопсихической сферы. Это тормозит развитие графических умений и изобразительной деятельности в целом. Таким образом, развитие графических умений является одной из основных задач обучения детей с ЗПР. До пяти лет ребенку трудно ограничивать длину линий, кинестетический контроль формируется только после 6-ти лет, до шести лет основной контроль при выполнении графических заданий осуществляется при помощи зрения. А глазомерные функции совершенствуются постепенно. При формировании у дошкольников с ЗПР графических умений педагог решает коррекционные задачи:

  Совершенствовать восприятие формы, величины, цвета

 Развивать внимание, память, мышление, воображение, речь

 Развивать зрительно-слуховое восприятие

 Развивать зрительно-моторную координацию

 Развивать оптико-пространственное восприятие (ориентировка на собственном теле, на листе)

 Формировать навыки учебной деятельности (умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; контроль за собственными действиями).

К старшему дошкольному возрасту у детей уже может сложиться устойчивый неправильный стереотип захвата карандаша и изобразительных движений. При неправильном положении пальцев можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером на верхней фаланге безымянного пальца, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.

 Виды неправильного навыка письма:

1. неверное положение пальцев: - ребенок держит пишущий предмет щепотью, собрав пальчики горсточкой, рука сжита в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, карандаш (ручка) лежит не на среднем, а на указательном пальце; - ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику или очень далеко от него;

 2. неправильное положение руки: - кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен от себя в сторону, кисть зависает над столом, зависает локоть;

3. неправильное движение кисти: - кисть жестко фиксирована на листе, двигаются только пальцы, локоть находится на листе, слишком сильный (слабый) нажим; - ребенок принимает неудобную позу, изгибаясь в сторону, подкладывая под себя ногу, приподнимаясь со стула. Педагога должен насторожить такой признак недостаточной работы пальцев, как активное поворачивание бумаги при рисовании и закрашивании.

Специальных занятий по развитию графических навыков нет. Графические задания являются составной частью любого занятия. При обучении графическим умениям рекомендуется придерживаться следующих правил:

Ребенок может приступать к выполнению графического задания, только после того, как у него сформируется положительное эмоциональное отношение к деятельности (например: помочь привязать веревочку, чтобы шарик не улетел…)

Перед выполнением графического упражнения необходимо провести пальчиковую гимнастику и упражнения для активизации внимания

При выполнении графического задания необходимо постоянно следить за осанкой ребенка, положением рук, правильным захватом (изображение тех или иных линий, фигур требует разного положения руки и разной организации движений.

При изображении вертикальной линии рука движется сверху вниз или снизу вверх.

При изображении горизонтальных линий рука движется слева направо, справа налево. Кисть должна находиться снизу линии. Длительность графического упражнения – 3-4 мин (исключение занятия по рисованию.)

После выполнения графического задания необходимо встать из-за стола и провести двигательную разминку или релаксационное упражнение.  

Графический навык у детей в старшем дошкольном возрасте развивается как в альбомах, так и в тетрадях в клетку (большую – ст. гр., обычная – пдг.гр) и линию (широкая – ст.гр., узкая – пдг. гр)

Этапы формирования графических навыков:

 1. Обучение правильной осанке и правильному захвату карандаша (ручки)

2. Клетка - рисование точек Линия – закрашивание узкой линии, широкой линии

3. Рисование вертикальных линий: коротких, потом длинных. Направления – сверху вниз, снизу-вверх.

4. Рисование горизонтальных линий: коротких, потом длинных.  Направления – слева направо, справа налево

5. Рисование наклонных линий. Направления разные.

6. Рисование уголков.

7. Рисование бордюров.

8. Рисование квадратов.

9. Рисование прямоугольников.

10. Рисование горизонтальных и вертикальных линий.

11.Рисование кружков.

12.Рисование предметов из кругов.

13. Рисование овалов.

14.Рисование треугольников.

15. Рисование елочек.

16. Рисование предметов из кругов, овалов, ломанных линий.

17. Штриховка имеет последовательность: а) Редкая штриховка карандашом одного цвета. б) Штриховка двумя карандашами разного цвета. в) Частая штриховка одним цветом. г) Частая штриховка разными карандашами. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Цель. Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Актуальность темы. Общительност...

Тема: «Роль дидактических игр в развитии мышления и речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста». Игровая мозаика: «Что? Где? Когда?»

Дидактические игры, насыщенныех разнообразным занимательным материалом, способствуют не только речевой активности и быстроте мышления, но и активизируют восприятие, позволяют детям по-новому пр...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

   Исследуется проблема подготовки к школе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которая  весьма актуальна в нашем обществе. Так, по данным Министерства образования...

Конспект ООД по развитию графо-моторных навыков у детей с ОНР старшего дошкольного возраста «В гостях у Карандашкиной» Воспитатель логопедической группы МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида» г.Новозыбкова Брянской обл. Ровная Галина Михайловн

Данное занятие направлено на развитие графоматорныхнавыков .здесь представлен комплекс тех методов приемов которые я использую на кружковых занятиях по данной теме Занятие состоит из 3 частей-практиче...

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста....

Развитие графомоторных навыков у детей c нарушением слуха дошкольного возраста.

Развитие графомоторных навыков у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста....

Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста.

Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста....