Развитие графомоторных навыков у детей c нарушением слуха дошкольного возраста.
статья по развитию речи (старшая группа)

Шатова Ирина Александровна

Развитие графомоторных навыков у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие графомоторных навыков у детей c нарушением слуха дошкольного возраста.

  Большинство первокласников испытывает значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают специалисты,  причинами  этого являются слабые мышцы пальцев и кисти рук, которые быстро утомляются. Поэтому именно в дошкольном возрасте надо уделять внимание развитию мелкой ручной моторики. Целенаправленность и точность движений руки развиваются в процессе деятельности, путём систематичного обучения и постоянных упражнений.
Графическими навыками в педагогике называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки, изображающей при этом знаки и их соединения. Это сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается совместной работой речедвигательного, речеслухового, зрительного, кинетического и кинестетического анализаторов.

В дошкольном возрасте необходимым является именно подготовка руки к письму, а не само письмо.

Профессор М.М.Безруких выделяет следующую последовательность развития ручной моторики и графических навыков:

  • -до 2-х лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив его в кулак;
  • -в 2–3 года ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху. Это позволяет ему начать копировать вертикальные и округлые, и горизонтальные линии;
  • -к 3–4 годам у ребенка совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволит сформировать правильный захват карандаша, дает возможность копировать простейшие фигуры (крест, круг, молоточек);
  •  к 4–5 годам ребенок способен копировать фигуры с соблюдением основных пропорций, может ограничивать протяженность линий, а также срисовывать предметы, рисовать по представлению;
  •  в 5 лет дети начинают хорошо выполнять вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность.

Развивая у дошкольников мелкую моторику и координацию движений рук, мы одновременно готовим детей и к овладению навыком письма и влияем на интеллектуальное развитие детей.

    У детей с 2 до 4 лет, о развитии графических навыков пока говорить рано т.к. точность и ловкость движения пальцев приобретается детьми в старшем дошкольном возрасте. Поэтому можно использовать следующие виды игр:
• Игры с различными сыпучими материалами.
• Лепка.
• Игры с конструкторами.
• Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
• Рисование  тематических рисунков различными материалами – фломастерами, цветными карандашами, мелками, акварелью.
• Шнуровка.

Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги и др. развивают руку, пальцы и глаз ребенка, подготавливая их к процессу письма – развиваются мелкие мышцы руки, дети научаются видеть форму и воспроизводить ее.

В возрасте 4-5 лет занятия с детьми постепенно должны усложняться. Поэтому для формирования графических умений у детей старшего возраста можно использовать такие упражнения, как:

  • обведение образцов обводка по шаблону или трафарету, по контуру;
  • штриховка. Этот вид упражнений отлично развивает умение видеть и обозначать контуры фигур, развивает глазомер. Необходимо обращать внимание ребенка на умение при штриховке не выходить за линию контура, соблюдать направление линий;
  • рисование узоров и орнаментов разной сложности;
  • разукрашивание картинок и др.

Дети, как правило, с интересом и удовольствием выполняют данные задания.

Возраст  5-6 лет - финишная прямая перед школьным обучением, поэтому воспитателям и родителям необходимо обучить ребенка тем навыкам, которые будут ежедневно сопровождать его в школе:

  • научить ориентироваться по клеточкам (например, правый/левый верхний угол и т.д.);
  • научить вести кривые и волнообразные и линии;
  • сформировать навыки и умения обводить по контуру клеточки, проводить по возможности прямые линии по разным направлениям: сверху вниз и справа – налево и др.;
  • научить соединять уголки клеточек по диагонали.

Для решения этих задач можно с детьми подготовительной группы проводить графические диктанты, обводки по точкам, рисование узоров на листе бумаги в клеточку не отрывая руки от бумаги и не вращая лист.  Используя в работе с детьми подготовительной группы игр на выкладывание фигур, предметов из счетных палочек или  из веревочек, дорисовывание деталей изображения  способствует развитию зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, умения располагать изображения на плоскости по образцу, а затем и по памяти, и также совершенствованию мелкой моторики.

Возможно проведение интеллектуальных игр с элементами развития мелкой моторики  в виде карточек-тренажеров с заданиями: провести линии от персонажа к предмету или цифре, соотнести форму или размер с данным предметом, найти лишний предмет, распутать лабиринты, решить логическую задачу, решить квест, ребус, головоломку и т.д. Все эти задания позволяют развивать как  графомоторные навыки и тренировать мелкую моторику рук, так и научить решать поставленные речевые задачи, развить познавательно-исследовательские действия.
  Развитию  гибкости, ловкости пальцев и кистей рук, регулировки мышечной нагрузки способствует игра «Занимательные планшеты». Данная игра способствует совершенствованию умения создавать изображение по образцу, опираясь на координатные точки, развитию воображения.
Для развития силы пальцев и их быстроты движений можно предложить детям различные игры и ручные тренажеры такие как эспандеры, массажеры, мячики Су-Джок, йо-йо.

В процессе выполнения графических упражнений дети также усваивают правила при письме:

  •  правильная посадка за столом;
  • правильное положение руки и  кисти;
  • как правильно держать карандаш;
  • правильное положение тетради на столе и др.

  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, что является надежным фундаментом для начала школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста

Классификация технологий обучения и методы применения....

Презентация "Время года - весна" для детей с нарушением слуха дошкольного возраста.

Данная презентация поможет педагогам и родителям детей с нарушением слуха познакомить детей с сезонными изменениями в природе и жизни людей весной или повторить их....

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей с нарушением слуха дошкольного возраста»

  Экологическое образование не является изолированным направлением д/сада, оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного проце...

Сенсорное воспитание детей с нарушениями слуха дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности

Сенсорное воспитание детей является предметом активного изучения со стороны специалистов в области детской педагогики и психологии. Сенсорное воспитание формирует у ребенка такие обобщенные знания и у...

Развитие графомоторных навыков у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Причины нарушений, этапы формирования графических навыков, приемы работы....