Методическая разработка «Экологическое воспитание детей с нарушением слуха дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Васильева Валентина Гурьевна

    Экологическое образование не является изолированным направлением д/сада, оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад №118» города Чебоксары Чувашской Республики

Методическая разработка

«Экологическое воспитание

детей с нарушением слуха

дошкольного возраста»

                                                               Подготовил:

воспитатель МБДОУ118

                                                                   Васильева В.Г.

Чебоксары

 

 На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы его экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

    Экологическое образование не является изолированным направлением д/сада, оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает: постоянное повышение квалификации педагогического коллектива по экологическому образованию; поиск новых технологий, методик, новинок в периодической печати; участие в экологическом образовании родителей воспитанников ДОУ; мониторинг.

    Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

     В течении 3 лет предметом нашего изучения являлась апробация системы работы по формированию элементарных экологических представлений у детей с сенсорной недостаточностью  через Ознакомление с окружающим миром.

    В своей работе мы используем: « Программу воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста». Авторы: Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.В .-Москва, Просвещение, 1991г.

Так же используем парциальные программы:  

С.Н.Рыжовой «Я и природа»,

С.Н.Николаевой «Юный эколог».

   Актуальность избранной темы на современном этапе очевидна. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее.

Детские сады занимают особое место в жизни детей в эпоху детства, их воспитательное воздействие длительно и эффективно происходит в тот период жизни ребенка, который отличается особой восприимчивостью к внешним воздействиям. Важно уже с младшего дошкольного возраста стимулировать развитие кругозора, насыщение доступными пониманию детей знаниями, что дает пищу для них и вызывает потребность исследовать природу того, что его окружает.

      Говоря о специфике методики экологического воспитания для  детей с нарушениями слуха, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Существует еще антропоцентрическое направление, которое признает ведущую роль человека в системе «человек-природа».

           С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать познавательному развитию ребенка.

В компенсирующей группе «КОЛОБОК» МБДОУ №118 г. Чебоксары

учитель-дефектолог Алексеева Ольга Ильинична и воспитатели Васильева Валентина Гурьевна,  Петрова Мария Кимовна создают необходимые условия для познавательной деятельности детей. Дети любят играть и экспериментировать с природным материалом, который всегда доступен малышам, дети сами пополняют природный материал (шишки, каштаны, веточки, желуди, семена, ракушки, листья, камни т. д.). Всё это хранится в отдельных закрытых и подписанных коробках. При сборе растительного материала всегда предупреждают и следят за тем, чтобы дети не обламывали ветки, собирали только опавшие листья, объясняют, что нельзя вырывать цветы и травы с корнем, так как этим можно нанести невосполнимый ущерб природе.

 Совместно с детьми ведем систематическое наблюдение за объектами живой природы, им нравится ухаживать за черепахами,  рыбками, кормить, любоваться, наблюдать за образом жизни и поведением.

Каждое утро, мы со старшими детьми отмечаем изменения в календаре погоды, выбирая соответствующие карточки-схемы, отмечаем изменения погоды в течение дня, тем самым формируем интерес к явлениям природы.

На прогулках привлекаем внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым. Наблюдаем за небом, солнцем, ветром, формируем умение видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм.

При оформлении группы используем экологически безопасные материалы, игрушки; озеленяем группу, территорию. Весной на своем участке вместе с детьми пересаживаем цветы на клумбах, на огороде сажаем лук, зелень, помидоры, кабачки….   Дети любят ухаживать за ними, следят за почвой, рыхлят, поливают. Особое место отводим занятиям, играм на свежем воздухе.

  • формируем экологически грамотное поведение в природе, воспитываем чувства ответственности, желания и умения сохранять окружающий мир природы.

В течение зимнего периода выращиваем лук на зелень, цветы. Дети ухаживают за комнатными растениями, заботятся о них. В уголке природы подобраны необходимые пособия, дидактические игры, игрушки.

Развивающая предметная среда должна способствовать реализации всех компонентов содержания образования: познавательного, нравственного, ценностного и деятельностного.

Мы ставим перед собой задачи: познакомить дошкольников с самими явлениями, их особенностями, свойствами, характерными признаками; показать их связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных, человека.

При ознакомлении детей с неживой природой мы используем разнообразные формы и методы работы. В общении с природой важно научить детей взаимодействовать с ней. С одной стороны, это должно быть достаточно уверенное, адекватное поведение в природной среде, с другой – бережное отношение к объектам неживой природы: растениям, животным. Достичь этого можно, если умело сочетать практические методы, использовать самостоятельность и активность детей. Воспитатель обязан максимально использовать природную среду, чтобы формировать у детей отношение к природе, через чувства, познание и действие.

В своей деятельности мы используем различные формы педагогической работы.

Экологические наблюдения – их цель сформировать представления о явлениях природы, их особенностях, характерных признаках; показать связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных, человека.

В нашей группе мы ведем схематический календарь природы за погодными и атмосферными явлениями. В старшем возрасте особое внимание уделяется наблюдениям и обсуждению с детьми примет укорачивающегося дня. Дети сравнивают, как было вечером летом, как стало осенью, зимой.

Экологические знания являются основой экологического сознания, поэтому необходимо приобщать детей к практической деятельности.

Необходимо использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями неживой природы благоприятные периоды каждого сезона.

На прогулках, когда тепло, мы организуем игры с песком во всех возрастных группах, дети знакомятся со свойствами и качествами песка, игры с песком проводятся многократно, при этом развиваем не только пассивную, но и активную речь малышей. Дети наблюдают, как меняются свойства песка, когда его заливают водой. В играх вместе с детьми помогаем лепить пирожки, строить горки, гаражи, домики. Все постройки обыгрываем, детям нравится угощать нас различными блюдами, приготовленными из песка. В старшем возрасте дети учатся различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, сыплется, лепится, разного цвета, впитывает воду, по мокрому песку легче ходить, чем по сухому.

Экологические экскурсии играют большую роль в экологическом образовании детей. Цель экскурсий – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, вслушиваться, всматриваться. Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, экологической обстановки, наличии животных, растений.

Дети проявляют большой интерес к объектам природы и быстрее и легче усваивают информацию. Экскурсии в природу дают возможность наблюдений за сезонными изменениями в природе, за характерными изменениями в живой и неживой природе. Главное – содержание экскурсии должно быть интересным каждому ребенку. Эффективным приемом воспитания и обучения детей на экскурсиях является выполнение ими несложных самостоятельных заданий, проведение повторных наблюдений, отражение своих впечатлений в рисунках.

Наблюдения на экскурсиях, на прогулках, в повседневной жизни воспитывают потребность в общении с природой, развивают экологическое сознание.

Неоценима роль экологических игр. Игра – любимое занятие детей. В игре легче обучать, т. к. чтобы стать участником игры, ребенок должен усвоить определенные знания. Ребята сами участвуют в изготовлении атрибутов для игр (воздушные змеи,  самолетики, постройки и т. д.)

Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. Это КВН, экологические викторины, конкурсы. В работе с детьми большое значение имеют дидактические игры; «Кто, где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом?» (об экосистемах);  «Живое - неживое» (на классификацию по заданным признакам); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе.)

Дети любят игры- превращения, на имитацию признаков, движений «Мы рыбки», «Мы камешки», «Большая и маленькая гора», «Я ручеек» и т.д.

Экологические занятия, уроки доброты развивают интерес к миру природы, формируют положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботится о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Мы стараемся использовать самые разные ситуации для накопления, расширения, уточнения сенсорного опыта. Форма, цвет, размер, запах, вкус, характер поверхности и другие особенности природы, вместе с детьми сравниваем. Важная роль отводится сказкам. У детей преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но, сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, воспитатель помогает приобрести реалистические представления об окружающем мире.

Все эти формы и методы экологического воспитания мы стараемся включать  в разные виды совместной деятельности, их частую смену и совмещение с игрой и творчеством.

Работа по воспитанию у детей экологического сознания может быть по-настоящему результативной, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы стараемся  использовать, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, мастер-класс, тематические выставки рисунков, работ из природного материала, семейных фотографий…).

Наши родители активно участвуют в сборе коллекций «Камни», «Ракушки», «Песок», «Глина», с удовольствием участвуют в изготовлении поделок из природного материала для украшения группы, праздников, ярмарок.

В родительском уголке мы размещаем разнообразную литературу об экологическом образовании, помещаем краткие вопросы-тезисы.

Очень важно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как дома. Мы предлагаем родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, послушать дыхание реки, шум леса и т. д. В нашей            фонотеке собраны записи для прослушивания в кругу семьи: «Журчание ручейка», «Голоса птиц», «Морской прибой» и т. д.

Мы надеемся если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «Лугов и полей», любоваться травами, насекомыми, птицами, камешками, песчинками – одним словом пристально вглядываться, всматриваться в жизнь.

Таким образом, экологическое образование родителей – важное и сложное направление педагогического процесса, которое во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы.

Хотелось бы, чтобы мнение В.А. Сухомлинского о том, что «Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы ребенок рос исследователем,  чтобы каждый его шаг, был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю» стало для родителей и для педагогов ориентиром для приобщения детей к миру природы.

Уникальность и чистота восприятия окружающего мира являются чудесной особенностью детства. Используя разнообразные виды деятельности, интегрированный подход в обучении, мы хотим научить детей сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать. Дети стремятся узнать что-то новое, познать,

Поэтому, считаем необходимым продолжать работу экологического воспитания дошкольников. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме, используется моделирование, экспериментирование, исследовательская деятельность, изобразительная деятельность, труд на участке и в уголке природы, игра, наблюдения на экскурсиях, прогулках, занятиях, в повседневной жизни.

В дальнейшей работе планируем использовать в своей работе опыт передовых педагогов, новых технологий, изучать познавательную, научную литературу. И мы надеемся, что нам удастся сформировать у слабослышащих детей чувство красоты природы, ее разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности.