Методическая разработка " Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях мегаполиса"
методическая разработка (средняя группа) на тему

  Основной целью моей педагогической деятельности является экологическое воспитание дошкольников.

Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:

-формирование у дошкольников осознанное отношение к природе, её явлениям и объектом.

-прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными, птицами.

-воспитывать чувственно- эмоциональные  реакции детей на окружающую среду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Человечество стоит перед  лицом экологической катастрофы, причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношения людей к природе. Взаимодействие человека с природой актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там - лес погубили, там лугов лишились, там земля очерствела и не хочет рожать хлеб…

И никто как будто специально чёрным этим делом не занимается. Так хочется развести руками -мол, само как-то так вышло. Нет не само.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда – то был ребёнком.

 В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования формирования познавательных интересов и познавательных действий является одним  из основных принципов.  Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы: Что должны знать дети о природе? Как  научить любить природу?

Достичь этого можно в том случае если знакомить ребёнка с её тайнами, показать интересное в мире растений и животных. Учить наслаждаться  запахам  цветущих трав, красотой  пейзажами родных мест.

  Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.  К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы  сообщить им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (А.А. Быстров,  А.М.Степанова, О.Иогансон )  

Последнее десятилетие xx века многие программы прошли экспертизу Министерства и получили её одобрения к числу таких комплексных программ относятся: В.И. Анисков,  Г. Б. Анискова  ( Семицветик),                                                                                                                                                                                                          

А. Вересова «Мы земляне», Е. Рылеевой «Открой себя», Н.А. Авдеевой, Г.Б. Степановой «Жизнь вокруг нас», Ж.П. Васякиной - Новиковой «Паутинка», Н.А. Рыжовой «Наш дом- природа», С. Николаевой «Юный эколог».

  Основной целью моей педагогической деятельности является экологическое воспитание дошкольников.

Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:

-формирование у дошкольников осознанное отношение к природе, её явлениям и объектом.

-прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными, птицами.

-воспитывать чувственно- эмоциональные  реакции детей на окружающую среду.

В нашем дошкольном учреждении организацию образовательного процесса на данном этапе определяет Основная общеобразовательная Программа дошкольного образования (Педсовет № 1 от  29 августа 2012 г.). Комплексной программой реализуемой в ДОУ является Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Для решения задач экологического воспитания я в своей работе опираюсь программу "Наш дом-природа"  Н. Рыжова.

При подборе методов и приемов, руководствуюсь следующими принципами:

-принцип равенства и сотрудничества с детьми;

-принцип системности и постепенности;

-принцип наглядности и индивидуальности, который реализуется через учет результатов педагогической диагностики, проводимой на определенных этапах работы.

На первом этапе достижения поставленной цели я оценила ресурсное обеспечение (Приложение № 1).

Условия  необходимые для экологического воспитания создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями. В повседневной  жизни я организую,  наблюдения в уголке природы, привлекая детей к выполнению индивидуальных поручений, организую дежурство в уголке природы. (Фотоприложение). В уголке природы дети участвуют в посильном труде по уходу за растениями; учатся поливать растения, протирать большие кожистые листья опрыскивать их, обрезать сухие листья. Вместе со мной подкармливать растенья удобреньями.

 В моей группе мною создан уголок Доктора Айболита (Лекарственные растения).  В уголке  мы уточняем и расширяем представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах.

На территории ДОУ созданы видовые точки. Они выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. В качестве видовых точек, мы выбрали (Аллею выпускников) воспитанники подготовительных групп каждый год высаживают деревья, рядом растут кустарники. Также имеется  старый пень, земля покрытая мхом. На одном старом тополе - гнездо. На видовых точках я провожу наблюдения, экскурсии, театрализованные игры.

В нашем детском саду организован обширный огород, поставлена теплица.

Мы с детьми нашей группы выращиваем кабачки, тыквы, патиссоны. Дети

учатся ухаживать за растеньями, наблюдают за их развитием. В огороде имеется грядка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха,  тысячелистник, ромашка, зверобой. В специально отведённом месте растёт подорожник, репейник. На всех растениях обитают разные насекомые божьи коровки, гусеницы, бабочки. Здесь мы рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т.д. (Фотоприложение).

 На всей территории детского сада расположены цветники. На своём участке стараюсь подбирать цветы так чтобы, в течения сезона одни сменялись на другие. Чтобы дети могли наблюдать, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена. (Фотоприложение).

 При моём активном участие на территории детского сада создали опытно- экспериментальную зону. Метеоплощадка оборудованная флюгером, ветреным  рукавом,  осадкомером, солнечными часами, есть птичья столовая. На площадке я провожу наблюдения, опыты. Формирую у детей  экологическое мировоззрение.

В группе оборудована мини-лаборатория. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, учиться обобщать. Мною создан перспективный план  опытов. Фрагмент в (Приложение № 2).

В свободное время я часто читаю детям  художественную литературу о природе. Это произведения А. Пушкина, Ф.Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М Пришвина, В. Бианки, другие.

Возникший у ребенка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы усиливает воспитательное значение литературных произведений не только в умственном, но и в нравственном эстетическом плане.

 Жизнь в ДОУ проходит в условиях широкой гласности, открытости содружества воспитателя и родителей.

Для выявления отношений родителей к экологическому воспитанию детей мною было проведено анкетирование (Приложение № 3).

Анализ анкет показал, что родители воспринимают природу только как место отдыха, не жизненно важный фактор в воспитании ребенка. В связи с этим мною было проведено родительское собрание. Целью  собрания было привлечь родителей к совместной деятельности с детьми по экологическому воспитанию. Родители были привлечены к совместному творчеству, сделали с детьми поделки из природного материала, сделали кормушки для птиц.  

 В летней период мы с детьми наблюдаем за насекомыми, с помощью родителей в группе был создан мини- музей «Насекомые» (Фотоприложение). Ещё был создан мини-музей « Морские раковины» дети с родителями привозили их из путешествий, находили название. (Фотоприложение). Родители моей группы приняли активное участие в  разработанном мною проекте «Покорми птиц зимой ». (Приложение № 4).

 Экологическое воспитание дошкольников невозможно осуществить без системы. Поэтому я охватываю разнообразные виды деятельности. (Приложение № 5).  С специалистами мы работаем совместно, дети в рисунках отображают наши наблюдения. Приобретённые знания детей закрепляются в ходе  праздников и музыкальных развлечений.

Мною составлен перспективный план  дидактических игр. Фрагмент в (Приложение № 6).

 Постоянно стараюсь делиться своими знаниями и опытом с коллегами. Повышаю свою квалификацию, участвую в конкурсах, конференциях, имею свой веб сайт. (Приложение № 7)

Система работы позволила достигнуть следующих результатов:

-создан электронный банк презентаций по экологическому воспитанию.

-активизировалась мыслительно-поисковая деятельность детей (создан альбом «Наши опыты»)

-удалось уточнить и систематизировать знания детей об объектах и явлениях природы.

-обогатился и активизировался словарь детей (изготовлены книжки-самоделки)

-составлен перспективный план дидактических игр с экологическим содержанием.

Сильными сторонами своей педагогической деятельности считаю:

  1. Взаимопонимание, личностно-ориентированное общение с детьми и родителями.
  2. Результативность организованной образовательной деятельности. (Приложение № 8)
  3. Эффективное использование в работе ИКТ.

Считаю необходимым осуществлять в дальнейшей своей работе:

  1. Совершенствование форм и методов работы с детьми.
  2. Совершенствование развивающей среды дошкольного учреждения.
  3. Продолжение повышения моей квалификации, регулярное участие в конкурсах, методических мероприятиях.
  4. Взаимодействие с родителями воспитанников.

________                                                          _______________

    дата                                                                      подпись

Приложение

Приложение № 1                                                                                                                                

Методическое обеспечение.

Направление

Парциальные программы

Педагогические технологии

Познавательное развитие

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада -М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010.

Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания./  Науч.  Ред., сост. С.Н. Николаева. -М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144 с.

Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. -М: Просвещение, 2008-160 с.

Барабанщикова  Е. Объект исследования муравей. Обруч № 4 2003 с 28.

Техническое       обеспечение

- магнитола;

- DVD проигрыватель;

- телевизор;

- музыкальный центр;

- цифровой фотоаппарат;

- компьютер;

- принтер;

- сканер;

- видеокамера;

- есть выход в сеть Интернет;

- брошюровщик.

-интерактивная доска

Специальные помещения детского сада

- изостудия;

- зимний сад;

- огород;

- компьютерный класс;

- методический кабинет;

- сенсорная комната;

- спортивный зал;

- костюмерная;

- музыкальный зал;

- библиотека.

Групповая комната

- приемная;

- столовая;

- игровая;

- спальня.

Печатные средства

- методические пособия,

- дидактические  пособия,

- современные энциклопедии и справочники,

- журналы.

      Приложение  №  2

                   Перспективный план« опыты и эксперименты».

                                             Средняя группа.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1 неделя

«Узнаем, какая вода»

Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес и т.д.

«Воздух невидим»

Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха;

«Рассматривание песка через лупу»

Цель: определение формы песчинок.

2 неделя

«Как вода поступает к листьям»

Цель: на опыте показать, как вода двигается по растению.

«В почве есть воздух, в воде есть воздух»

Цель: закрепить представления о том, что в почве и в воде есть воздух.

«Песчаный конус»

Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью

3 неделя

«Солнце высушивает предметы»

Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

 «Движение воздуха»

Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха.

«Свойства мокрого песка»

Цель: познакомить со свойствами песка

4 неделя

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

«Буря»

Цель: доказать, что ветер это движение воздуха.

«Вода и снег»

Цель: закрепить знания о различных состояниях воды.

                                               Старшая группа.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1 неделя

« Летающие семена»

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

«Воздух невидим»

Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха;

«Защитные свойства снега»

Цель: познакомить со свойствами снега.

2 неделя

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

«Вода и снег»

Цель: закрепить знания о различных состояниях воды.

«Замерзание воды»

Цель: закреплять знания детей о свойствах воды.

3 неделя

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель: учить отмечать различные свойства предметов.

«Таяние снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега

«Таяние и замерзание воды»

Цель: закреплять знания детей о свойствах воды.

4 неделя

«Солнце высушивает предметы»

Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

«Свойства снега»    Цель: продолжить знакомство со свойствами снега.

«Прозрачность льда»

Цель: познакомить со свойствами льда.

                   

Приложение №3

Цель: Данной анкеты выяснить отношение родителей к вопросам экологического воспитания в семье и детском саду.

                    Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО_______________________________________________________

Возрастная группа___________________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ________________________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?__________________________________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?______________________________________________________

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ   много   внимания   уделяется экологическому воспитанию? _______________________________________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? _________________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?________________________________________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _________________________________________________________________

Нужно ли это делать? _________________________________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) _________________________________________________________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________________________________________________________

Приложение № 4

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

         В наше время проблемы экологии вышли на первый план. Безграмотная деятельность человека в природе привела к природным и техногенным катастрофам. Можно ли сейчас переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель- вернуть людям нормальное, естественное «экологическое чутье». И начинать это воспитание необходимо с  самого раннего возраста.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования формирование познавательных интересов и познавательных действий является одним из основных принципов.

В холодное время перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как покормиться .Доступной пищи становиться значительно меньше ,но потребность к ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут переживать зиму и погибают.

Задача взрослых- воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете -птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том ,как правильно вести себя в природе.

Проводя диагностическою беседу, я выяснила недостаток информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе, у детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

        Самостоятельные наблюдения и позитивные взаимодействия с природой – это, несомненно, повышение уровня экологического воспитания детей.

     Вид проекта: долгосрочный, групповой, познавательно-исследовательский с элементами творчества для детей 4-5 лет, экологический.

     Продолжительность проекта: 3 месяца.

     Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, специалисты ДОУ.

     Образовательная область: Познавательное развитие.   Интеграция: 

ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие», «Речевое развитие».

      Тема: « Покормите птиц зимой».

      Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Покормите  птиц зимой».

       Задачи:

- Привлечь  воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

- Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей.

- Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

- Развитие речи, активизация словарного запаса.

- Активизация мыслительно-поисковой деятельности детей.

- Организация совместной деятельности детей и родителей.

Оснащение проекта

Методическое обеспечение.

Комплексная

программа

«От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой -М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013-336 с.

Направление

Парциальные программы

Педагогические технологии

Познавательное развитие

Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей,  гувернеров-Воронеж:  И. П. Лакоценина  Н.А., т 2012-190 с.

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада-М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2010.

Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания./  Науч.  Ред., сост. С.Н. Николаева -М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144 с.

Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической  этики .-М: Просвещение, 2008-160 с.

Барабанщикова   Е. Объект исследования муравей. Обруч № 4 2003 с 28.

Техническое       обеспечение

- магнитола;

- DVD проигрыватель;

- телевизор;

- музыкальный центр;

- цифровой фотоаппарат;

- проектор;

- компьютер;

- принтер;

- сканер;

- видеокамера;

- есть выход в сеть Интернет;

- брошюровщик.

-интерактивная доска

Специальные помещения детского сада

- изостудия;

- зимний сад;

- огород;

- компьютерный класс;

- методический кабинет;

- сенсорная комната;

- спортивный зал;

- костюмерная;

- музыкальный зал;

- библиотека.

Групповая комната

- приемная;

- столовая;

- игровая;

- спальня.

Печатные средства

- методические пособия,

- дидактические  пособия,

- современные энциклопедии и справочники,

- журналы.

                           

                              Этапы реализации проекта

  1.  Подготовительный этап.

Виды деятельности

Цель деятельности

Сроки выполнения

1.

Анализ работы по данной теме в ДОУ

Подобрать методы, приемы для формирования начал экологической культуры.

Декабрь

2.

Изучение методических разработок педагогов ДОУ.

Подбор материала для реализации проекта

Декабрь

3.

Анализ имеющейся предметно - развивающей среды.

Выявить базу для реализации проекта.

Декабрь

4.

Подбор и анализ литературы экологического содержания о птицах.

Подобрать литературу для реализации проекта.

Декабрь

5.

Подбор дидактических игр, изготовление дидактического материала.

Подбор материала для реализации проекта.

Декабрь- Ноябрь

  1.  Основной этап.        

Работа с детьми .      

Вид деятельности.

Цель деятельности.

Сроки выполнения

1.

Чтение художественной литературы о птицах.

Развивать эмоциональную отзывчивость, развивать воображение, любознательность, память.

Декабрь-февраль.

2.

Рассматривание иллюстративного материала. Просмотр видео материалов, мультфильмов.

Учить различать птиц по внешнему виду. Воспитание бережного отношения к птицам.

Декабрь-февраль.

3.

Беседы о птицах.

Развивать речь детей, расширять словарный запас. Систематизировать представление о многообразии птиц.

Декабрь-февраль.

4.

Наблюдение за птицами в природе.

Развивать познавательную активность. Учить детей наблюдать за птицами, различать их по внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Декабрь-февраль.

5.

Проведение опытов.

Формировать навыки исследовательской деятельности. Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Декабрь-февраль.

4 раза  в месяц

6.

Заучивание стихов о птицах.

Развивать память, речь, интонационную выразительность речи. Формировать основы экологической культуры.

Декабрь-февраль.

1 раз в неделю

7.

Дидактические игры.

Закрепление знаний детей о птицах. Формирование интереса к птицам.

Декабрь-февраль.

1 раз в неделю

8.

Подвижные игры.

Развивать двигательную активность детей. Закреплять знания детей о птицах.

Декабрь-февраль.

3 раза в неделю

9.

Театрализация.

Развитие творческих способностей детей. Формирование основ экологического мировоззрения.

Декабрь-февраль.

1раз в месяц

10

Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.

Развивать речь детей , активизировать словарный запас .Формировать основы экологической культуры.

Декабрь-февраль.

1раз в неделю

11

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация, оригами).

Формирование художественного и эстетического вкуса. Воспитание бережного отношения к птицам.

Декабрь-февраль.

2 раза в неделю

12

Вечер загадок.

Развивать логическое мышление.

Декабрь-февраль.

1 раз в месяц

                                          Работа с родителями.

Вид деятельности.

Цель деятельности.

Сроки реализации.

1.

Консультации для родителей.

Повышение компетенции  родителей.

Декабрь-февраль.

1раз в месяц.

2.

Наглядная информация о птицах для родителей в родительском уголке.

Повышение компетенции родителей.

Декабрь-февраль.

1 раз в месяц.

3.

Домашнее задание для детей и родителей.

Содействие сотрудничеству детей и взрослых.

Декабрь-февраль.

1  раз в месяц.

                                           Взаимосвязь со специалистами.

Вид деятельности.

Цель деятельности.

Сроки реализации.

1.

Музыкальный досуг «Голоса птиц»

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

1-я неделя декабря

2.

Физкультурное развлечение «Птички»

Развивать двигательную активность. Закрепить знания о способах передвижения птиц.

3-я неделя января

3.

 Консультация психолога  «Как преодолеть страх перед птицами у детей».

Преодоление страхов детей. Воспитание гуманного отношения к птицах.

1-я неделя февраля

  1. Заключительный этап.

Вид деятельности.

Цель деятельности.

Сроки реализации

1.

Викторина «Птицы».

Закрепление и обобщение полученных знаний о птицах. Формирование экологической культуры.

2-я неделя февраля

2.

Выставка всех, выполненных в ходе реализации проекта, работ.

Закрепление полученных  в ходе проекта знаний.

3-я неделя февраля

3.

Театрализация  инсценировка (Птичкам холодно зимой).

Развитие творческих способностей детей.

4-я неделя февраля

Результаты реализации проекта

Задачи проекта.

Результаты реализации проекта.

1.

Способствовать накоплению у детей представлений о многообразии птиц.

Фото -музей «Птицы»

2.

 Способствовать уяснению связи между поведением людей и состоянием окружающей среды.

Изготовление кормушек  для птиц совместно с родителями.

3.

Формирование интереса к птицам и бережного отношения к ним.

Выставка поделок «Наши меньшие друзья».

4.

Развитие творческих и исследовательских способностей детей.

Театрализация (Птичкам холодно зимой).

5.

 Развитие речи, активизация словарного запаса.

Изготовление книжек-самоделок о зимующих птицах. Картотека стихов о птицах.

6.

 Активизация мыслительно-поисковой деятельности.

Альбом наши опыты.

7.

  Организация совместной деятельности детей и родителей.

Выставка оригинальных кормушек, книжек-самоделок.

Перспективный план по работе с родителями по реализации проекта

«Покормите птиц зимой»

Декабрь

Январь

Февраль

1 неделя

Анкетирование «Экологическое воспитание детей»

Цель: Выявить уровень заинтересованности родителей темой.

Акция «Покормите птиц вместе с детьми»

Цель: Привлечение внимания родителей к проблемам экологического воспитания.

2 неделя

Консультация « способ научить ребенка любить природу».

Цель: Привлечь родителей к работе по экологическому воспитанию детей.

Домашнее задания. Конкурс«Самая оригинальная  кормушка».

Цель: Взаимодействие родителей и детей.

Консультация «Ваш выходной день».

Цель: Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.

3 неделя

Смена наглядной информации «На прогулке»

Цель: Обогащение педагогических знаний родителей.

Смена наглядной информации «Зимующие птицы ».

Цель: Расширение компетенции родителей.

Смени наглядной информации «Стихи о птицах»

Цель: Обратить внимание родителей на необходимость  совместного с детьми чтения.

4 неделя

Домашнее задание «Сделай книжку-малышку о зимующих птицах»

Цель: Содействовать сотрудничеству детей и взрослых»

Индивидуальные беседы «Учимся играя».

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей.

Индивидуальные беседы «Как наблюдать за птицами».

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей.

 

   

Приложение № 5

Экологическое воспитание

                

Организованная

деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Приложение № 6

                                      Перспективный план    «Дидактические игры »

                                                  Средняя группа.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1 неделя

Тема: «Что в корзинку мы берем?»

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.

Тема: «Выбери нужное»

Цель: Закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Тема: «Кто чем питается?»

Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

2 неделя

Тема: «Вершки – корешки»

Цель: Учить детей составлять целое из частей.

Тема: «Когда это бывает?»

Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Тема: «Полезное– неполезное»

Цель: Закрепить понятия полезные и вредные продукты.

3 неделя

Тема: «Воздух, земля, вода»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление

Тема: «Найди свой камешек»

Цель: Развивать тактильные ощущения, внимание, память.

Тема: «Назовите растение»

Цель: Уточнять знания о комнатных растениях

4 неделя

Тема: «Природа и человек»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создал человек.

Тема: «Цветочный магазин».

Цель: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок.

Тема: «Кто где живёт»

Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания.

                                                                         

Старшая группа.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1 неделя

Тема: «Детки с какой ветки?»

Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Тема: «Цветочный магазин»

Цель: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Тема: «Где снежинки?»

Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

2 неделя

Тема: «Найди такой же цветок»

Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Тема: «Лекарственные растения»

Цель: Закрепить знания лекарственных растений.

Тема: «Когда это бывает?»

Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года.

3 неделя

Тема: «Угадай, что где растет»

Цель: Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Тема: «Назовите растение»

Цель: Уточнять знания о комнатных растениях.

Тема: «Ходят капельки по кругу»

Цель: Закреплять знания о круговороте воды в природе.

4 неделя

Тема: «Съедобное – несъедобное»

Цель: Закреплять знания о грибах.

 Тема: «Береги природу»

Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.

Тема: «Я знаю»

Цель: Закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Приложение № 8

Результаты педагогической диагностики по экологическому воспитанию

(2014 - 2015 начало учебного года, 2015 – 2016 начало учебного года)

Результаты педагогической диагностики по экологическому воспитанию

(2014 - 2015 конец учебного года, 2015 – 2016 конец учебного года)

Диагностика экологических знаний дошкольников

Цель – изучить уровень cформированности элементарных экологических представлений, мышления и экологически грамотного поведения дошкольников.

Блоки экологических знаний:

Критерии оценки знаний о природе у детей дошкольного возраста.

Задание № 1 

(проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: три большие карты, первая разделена на четыре части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображено голубое небо, ветви деревьев и земля, на третьей картинке изображены небо и луг, на четвертой отражена степь.

Фигурки животных: лошадь, корова, свинья, коза, баран, собака; волк, лиса, медведь, заяц, олень, тигр, слон, жираф, зебра, животные нашего края.

Фигурки птиц: голубя, синицы, воробей, дятел, сорока, вороны, снегирь, совы.

Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божья коровка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ:

Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Воспитатель предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их в соответствии с инструкцией разместить насекомых.

Воспитатель предлагает взять следующую картинку и разместить животных, которые живут в нашем краю.

Если на столе остались какие–нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

Как называется животное (птица, насекомое)?

Что ты можешь рассказать о нем?

Твое отношение к ним.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО. Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется называть характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание № 2

Цель: определить уровень знаний характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочки и поддон.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

-Какие условия необходимы для жизни роста и развития комнатных растений?

-Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

-Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного из растения).

-Для чего нужны людям комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

А) Сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

Б) Лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

В) Ягоды и грибы (Земляника, волнушка, подберезовик, клубника)

Г) Цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений; деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой ответ. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО. Ребенок затрудняется называть виды растений; деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает своего отношения к растениям.

Задание №3

Цель: определить уровень знаний характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

Педагог предлагает определить содержимое баночки. После тог как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

-Какие свойства песка ты знаешь?

-Где и для чего человек использует камни?

-Какие свойства воды ты знаешь?

-Где и для чего человек использует воду?

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО. Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание № 4

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

Воспитатель.

-Какое время года тебе нравится больше и почему?

-Нарисуй картинку, где будет изображено это время года.

-Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т. д.

Затем предлагает ответить на вопрос:

«Когда это бывает?»

-Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

-Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

-С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

-На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос: «Какое время года нравится больше и почему?». По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но допускают незначительные ошибки. На вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.

УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО. Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечает на вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание № 5.

Цель. Определить уровень отношений к миру природы.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

Педагог предлагает ответить на следующие вопросы

-Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными? (если они есть)? Если у ребенка нет домашних животных, спрашивает: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?».

-Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду (если они есть)? Если в детском саду их нет, спрашивает: «Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики, как бы ты стал ухаживать за ними?»

-Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

-Как мы можем помочь зимующим птицам?

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рубрика "Воспитатель года", конкурсный материал. Методическая разработка "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой ступенью, где начинается решение проблемы экологического образования.Одной из актуальных проблем современности является взаимодейств...

Рубрика "Воспитатель года". Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Пояснительная записка к методической разработке "Сказка, как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста"...

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Прогулка в Балаковском сосновом бору"

Знакомство детей с красивыми местами, где они могут отдохнуть вместе с родителями. Закрепление знаний детей о правилах поведения на природе, способствовать осознанному их применению....

Собственная методическая разработка, Конспект по непрерывной непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Волшебство осени» с использованием ИКТ.

В данной методической разработке изложен опыт интеграции образовательных областей позвательного развиия и художественно-эстетического развития в экологической направленности....

Собственная методическая разработка, конспект по непрерывной непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Волшебство осени» с использованием ИКТ.

В данной методической разработке изложен опыт интеграции образовательных областей позвательного развиия и художественно-эстетического развития в экологической направленности....

Методическая разработка «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В   материалах представлена разработка технологий экономического воспитания...