Методическая разработка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Прогулка в Балаковском сосновом бору"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Знакомство детей с красивыми местами, где они могут отдохнуть вместе с родителями. Закрепление знаний детей о правилах поведения на природе, способствовать осознанному их применению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_na_saratovprogulka_v_balakovskom_sosnovom_boru.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

методическую разработка

по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Приоритетная область: познавательное развитие (ознакомление с миром природы)

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие

Тема. Прогулка в Балаковском сосновом бору

Цели: Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы соснового бора в Балаковском районе в жизни людей. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Задачи:  

Образовательные:

1) познакомить детей с красивыми местами, где могут отдыхать дети со   своими родителями;

2) закрепить знания детей об основных правилах поведения на природе, способствовать осознанному их применению.

Развивающие:

1) способствовать развитию у детей любознательности, умственной активности;

2) формировать у детей нормы поведения в природе.

 Воспитательные:

 Воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о животных и птицах.

Индивидуальная работа: воспитывать в Диме Г. качество личности, как желание помочь животным

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, музыкальное сопровождение

Ход занятия

Воспитатель: Недавно мы весну встречали, дети. Природа ожила, зазеленела. Теперь пришло весне на смену лето.

Заходит взрослый, одетый в костюм лето.

Лето: Мой вам привет, ребята – дошколята!

          Я – лето красное, я солнышком богато.

          Его цветы в моём венке горят,

          Цветы живые – это мой наряд.

Дети поют песню «Здравствуй, лето» муз. М. Магиденко, сл. Н. Найдёновой

Лето: Дети, а вы знаете, что такое лето?  Ответы детей. Тогда я вас приглашаю в сосновый бор отдыхать. Обращает внимание на экран.

   

Слайд 1                                     Слайд 2                        Слайд 3

Предлагает любоваться красотой природы.

Дидактическая игра «Что взять с собой в лес».

Цель. Помочь детям выбрать из того, что есть на столе только необходимые вещи, которые пригодятся в лесу (карточки с нарисованными предметами).

Лето: Через луг да во лесочек мы пойдём гулять

           Любоваться на цветочки и грибочки собирать.

           В игры разные играть, бегать, прыгать, загорать.

Под песню «Течёт река Волга» сл. Л. Ошанина, муз. М.Фрадкина дети на катере по реке Волге отправляются в сосновый бор.

Воспитатель: Вот мы на полянке. Никто не отстал? А вы знаете, как нужно звать в лесу тех, кто заблудился или отстал? Ау! А как эхо в лесу отзывается? (тихим голосом «Ау»). Хорошо, что мы с вами были внимательны и все вместе добрались до полянки. Посмотрите, как здесь красиво.

Слышится плач

Воспитатель: Тише, ребята! Слышите? Кто – то плачет. Кто это? Ответы детей. Да то это же Ромашка.

Выводит на середину девочку, одетую в костюм ромашки.

Воспитатель: Сестричка Ромашка – белая рубашка, что ты плачешь?

Ромашка: Как же мне не плакать? Были у меня подружки – ромашки. Пришли такие же дети как вы, сорвали их и унесли.

Воспитатель: Ребята, а можно ли просто так срывать цветы? Почему?

Ответы детей.

Лето: На земле исчезают цветы,

           С каждым годом заметнее это.

            Меньше радости и красоты

            Оставляют нам каждое лето.

Воспитатель: Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если мы сорвём цветы. Что же останется на полянке? Ответы детей. Конечно, опустеют все полянки и не будет красоты.

Воспитатель: Ребята, Ромашка не будет одна, если мы соберём ромашки из лепестков.

Подвижная игра «Собери ромашку»

На ковре разбросаны лепестки (из белой бумаги). Дети собирают из лепестков ромашки. Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие растения растут в сосновом бору.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=026ed28652dc7a7188506ef20e279444&n=33&h=215&w=323 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e1c8b6ba3d0a4f506d52c26bd535830d&n=33&h=215&w=287 http://i15.photobucket.com/albums/a363/vredina_/IMG_20150525_183318_zpsv7ytwrlm.jpg

 Слайд 4                               Слайд 5                            Слайд 6

Воспитатель: Ромашка является лекарственной травой, которая борется со многими заболеваниями. Ромашку можно применять в качестве травяного чая при головных болях, при зубной боли, при воспалении ушей, глаза с колющими болями, при болях в животе. Потому и просто так рвать нельзя.

Воспитатель: Что это? (Поднимает с пола сосновую шишку, рассматривают). С какого дерева упала шишка? (Ответы детей). 

    Ни для кого не секрет, как легко дышится в прекрасном и красивом, хвойном лесу! Находясь в сосновом лесу, так и хочется вдохнуть полной грудью свежего и чистого воздуха. Из далекого прошлого всем известно, что сосновый лес обладает целительными свойствами.  Наши предки во времена мощных эпидемий, развешивали ветки хвойных деревьев, таких как сосна и ель.  Хвойные деревья выделяют особые биологические вещества – фитонциды – которые распыляются в воздухе, такие вещества способны уничтожить большинство бактерий.  

Слайд 7

Воспитатель продолжает говорить при включённой музыки «Пение птиц в сосновом лесу»

Воспитатель: Какой восторг вызывает красота хвойных лесов.  Эти ровные и стройные стволы сосен, эти кустарники, хруст опавшей хвои под ногами, все это словно райское место на Земле.  Лучи солнца, пронизывающие деревья, выгладят словно паутинка, сплетенная по всему лесу. А какое прекрасное пение лесных птичек, шелест хвои от ветра.

    А какое вкусное варенье можно приготовить из шишек ели. Наверняка кто-то пробовал такое варенье, знает, что этот вкус не сравнится не с чем, а этот аромат хвои – он незабываем.  Данное варенье помогает при больном горле, если жевать шишку из этого варенья, то ваше больное горло в скором времени перестанет болеть.  Хвойный лес – это большой источник ингаляции и витаминов.

Воспитатель: А каких животных вы видели в сосновом бору, когда отдыхали с родителями? Рассказы детей.

  Слайд 8                              Слайд 9                                 Слайд 10

Воспитатель: Посмотрите, как здесь красиво. Кого мы можем встретить в лесу? (белку, лису, волка) А это кто притаился под елочкой? Неужели это ежик? Подскажите, как ежик проводит зиму. Верно, он зимой спит. А что могло его заставить проснуться, что вы можете предположить на эту тему? У ежика на лапке ранка от еловой иголки (по предположению детей как вариант).

Проблемная ситуация

Ежику нужна помощь. Ваши предложения. (Ответы детей.  Подвести детей к тому, что необходимо обратиться за помощью к взрослому, но воспитатель не умеет оказывать врачебную помощь, значить нужно обратиться к специальному врачу, который лечить зверей – это ветеринар). Дети предлагают способы доставки ежика в лечебницу, приходят к выводу, что нужно использовать подручные средства переноса животного – корзинку, а чтоб руки не уколоть об его иголки, ежика можно завернуть в одеяло.   Ребята, что вы можете посоветовать ежику, чтобы избежать опасных ситуаций и сохранить свое здоровье? (Быть внимательным, не наступать на острые предметы, обходить

опасные места, не разбрасывать стекла, иголки.)

Пальчиковая гимнастика «Ежики»:

Ёжик маленький замерз              (сложить пальчики в кулачки-

И в клубок свернулся.                 ёжик свернул иголки)

Солнце ёжика согрело -               (выпрямить пальцы –

Ёжик развернулся!                       ёжик показал колючки)

Воспитатель: Но чем чаще люди посещают лес, тем больше он становится загрязненным. Большинство сосновых лесов, замусорены пластмассовыми бутылками. Люди не должны забывать слова «отдохнул в лесу - убери за собой». Такие загрязнения пагубно влияют на леса, но у нас еще есть время, чтобы одуматься и найти пути решения данной проблемы.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=34a40c6a7f27d4924cfce81a16a31cfc&n=33&h=215&w=287Слайд 11

Дети убирают мусор, бутылки, пакеты, которые были разбросаны на полу.

Воспитатель: Но у сосновых лесов есть еще один злейший враг – пожар. В основном лесные пожары происходят из-за нагрева осколков стекла или не осторожного обращения с огнем, человека. Пожар сметает все на своем пути, уничтожая животных, живущих в лесу, сам лес, а также жилые дома.

Слайд 12

Воспитатель: Очень часто можно заметить, что большинство приезжают в лес, не для того чтобы побыть в тишине, а делают из него шум, включая громко музыку.

Воспитатель включает тихую музыку и играет с детьми в мяч (задаёт вопрос и бросает мячребёнку)

Воспитатель: Ребята, что мы должны помнить, когда придёте отдыхать в сосновый бор.

  1. Не рвать, не топтать цветы
  2. Не обижать животных
  3. Отдохнул в лесу – убери за собой
  4. Не зажигать в лесу спички без родителей

Воспитатель: Наверное, все же, когда-нибудь человек поймет, то что подарила нам природа нужно беречь, бережно относится к этой неописуемой красоте, которую предоставляют нам сосновые леса.

           СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Н. И. Крылова «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения», Волгоград,                                        Издательство «Учитель», 2009 г.
  2. Журнал «Педсовет» №3,8,11,12,   2013 г., главный редактор А.В. Мерзлов
  3. Журнал «Педсовет» №2,4, 2014 г., главный редактор А.В. Мерзлов