Методическая разработка по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. "Прогулка в зимний лес".
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Представлен конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnaya_progulka.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект нод по экологическому воспитанию

детей младшего дошкольного возраста.

Тема: «Прогулка в зимний лес»

Интеграция   образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно –эстетическое развитие», «Социально –коммуникативное развитие»,

«Физическое развитие».

Возраст детей, группа: 2 -3 года, 1 младшая группа.

Виды детской деятельности: игровая, музыкальная.

Формы организации: групповая.

Цель:

Формирование  у детей представлений о жизни  лесных зверей  зимой.

Задачи:

Развивающие:

1. Расширять знания детей о зиме , как о времени года.

2. Развивать моторику артикуляционного аппарата и мелкую моторику рук.

3. Закреплять умение классифицировать предметы по  принадлежности.

Обучающие:

1. Обучать интонационной выразительности речи, .активизировать словарный запас у детей: дупло, запасы, берлога, орехи,  корешки.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

2. Воспитывать доброжелательное отношение детей к животным.

3.Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения.

Предварительная работа:

чтение и разучивание стихотворений и песен о  зиме,

наблюдения за зимними  явлениями на прогулках,

дидактическая игра «Кто,где живет»,

разучивание дыхательной гимнастики «Сдуем снежинки»,

рассматривание иллюстраций по темам«Дикие животные»«Деревья в лесу»,«Зима в лесу».

подвижные игры «Зайка беленький  сидит», «Зайчики и лисичка».

Оборудование:

музыка Чайковского «Зима », музыка для прыжков зайцев, для бега лисичек.

интерактивная доска, ноутбук, музык. центр

слайды «Зима  в лесу», «Звери за елкой», «Медведь в берлоге».

Материалы:

Кукла «Маша в зимней одежде»,

Игрушки «Белка», «Заяц», «Лиса».

Две корзинки,природный материал (шишки), муляжи (грибочки).

Посылка с угощением для ребят.

Ход нод

Минутка вхождения в день.

Воспитатель. Дети, чему вы сегодня удивлялись? (Ответы детей.)

 А я    сегодня         удивилась солнцу. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково  здороваться.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам

дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и удивиться красоте ,которая нас окружает.

Дети приветствуют друг друга  и говорят  до6рые пожелания.

Воспитатель :Дети ,скажите какое сейчас время года? Зима.

- Почему вы решили, что на улице зима?

Ответы детей.

 (Снег укрыл землю, деревья  и дома, дует холодный ветер, деревья стоят голые, солнце светит редко)

- Молодцы!  Ребята, посмотрите наша кукла Маша тоже переоделась, она собралась на прогулку. Скажите, а что изменилось в одежде людей, с приходом зимы? (Люди стали одеваться теплее, надели меховые шапки и шубы, теплые сапоги, шерстяные кофты, варежки, шарф.)

- Ребята, но  не только люди приготовились  к зиме , но и звери в лесу. А вы знаете, как они готовятся к холодам? (выслушиваются ответы детей).  Ребята я приглашаю вас в зимний   лес чтоб посмотреть , как же звери приготовились к холодам.

Звучит спокойная музыка.

На экране появляется картинка с изображением зимнего пейзажа.

Воспитатель предлагает полюбоваться им и говорит: «В лесу много снега-ни проехать ,ни пройти.Надо протоптать тропинки».

Поставьте руки на пояс  и вслед за мной «протаптывайте дорожки».

Проводится двигательная игра- разминка «Протопчем дорожки».

Воспитатель:

 Топ –топ да топ –топ

Топ –топ да топ –топ

(Дети притопывают на месте ногой.)

Едут,едут по дорожке

Наши маленькие ножки.

(Дети двигаются топающим шагом.)

Топ –топ да топ –топ

Топ –топ да топ –топ

(Дети притопывают на месте ногой.)

Мы шагаем понемножку

 протоптали мы дорожку.

(Дети шагают высоко поднимая ноги.)

Дети.

Зайки!Можете скакать!

Лисы можете бежать!

Гладкую дорожку протоптали ножки!

В конце игры-разминки звучит музыка для прыжков зайцев,для бега лисичек.

Ребята –вот мы с вами и оказались в лесу.

- Но сначала, давайте вспомним правила поведения в лесу:

Воспитатель  читает стихотворение.

У леса музыка своя…

Её послушайте друзья!

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

 Ребята вот и мы с вами постараемся не шуметь в лесу.

- Посмотрите, как красиво вокруг, на деревьях нет листочков, но им не холодно,потому что зима подарила им снежные,белые шубки ,лишь одна елочка стоит вся зеленая и кто то за ней прячется.

На экране картинка. Елка из- за которой видны  хвосты зверей :белки,зайца,лисы.

Проводится игра «Кто за елкой».

Ребята, звери пришли к елке встречать Новый год и стали обсуждать,какие подарки приготовил для них Дед Мороз.Звери спрятались за елкой (видны лишь одни хвосты) и громко спорят,какие у них будут подарки.Как вы думаете кто там спрятался.?

Дети отгадывают спрятавшихся зверей и называют их.Если зверя отгадали правильно,то он «выходит»(воспитатель выставляет игрушку на стол) из-за елки и здоровается с детьми.

Если дети  затрудняются,то воспитатель загадывает загадку.

Пушистый, маленький зверек

По деревьям прыг да скок

Он живет не на земле

А на дереве в дупле (белка).

- Ребята, смотрите, правильно вы отгадали, к нам вышла белочка.(воспитатель берет в руки белку, вместе с детьми рассматривают ее). Посмотрите, какая она красивая, у нее маленькие ушки, длинный хвостик. Потрогайте белочку, как у нее шубка? (мягкая), а какой хвостик? (пушистый) он помогает ей прыгать с ветки на ветку.

- Как вы думаете, что делает белка в лесу? (прыгает по деревьям, собирает шишки и грибочки)

- А что зимой делает белочка? (в основном прячется в дупле)

- А что кушает белочка? (орешки, грибы, ягоды, шишки)

- Где белочка хранит свои запасы? (в домике)

- Белкин домик называется дупло, белка носит свои запасы в дупло, которое расположено на дереве, чтобы зимой не было ей холодно и голодно.

-А, давайте поможем нашей белочке  разобрать ее запасы по разным корзинкам.  Ребята, что нарисовано на этой корзинке (шишки), значит, сюда мы будем собирать шишки, а на этой корзинке (грибы), сюда грибы.  

Дети сортируют шишки и грибы.

- Молодцы, помогли белочке. Давайте попрощаемся с белочкой   и посмотрим, кто еще спрятался за елкой.

Если дети затрудняются можно загадать загадку.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку

Кто это ребята? (зайчик)Воспитатель выставляет на стол игрушку зайчика.- Правильно, ребята давайте погладим зайчика, чтобы он нас не боялся. Скажите, а какая шубка у зайчика? (мягкая, пушистая), а какие у него ушки? (длинные), а хвостик? (короткий)

- Правильно, а вы знаете, ребята, какого цвета шубка у зайчика зимой? А какая шубка летом? Может, кто-то мне расскажет, почему? Летом зайка серый, ему легче прятаться в травке. Зимой выпадает снег и все вокруг белого цвета. Чтобы зайчика не нашла лиса и серый волк, он меняет свою шубку и надевает белую, как снег.

-Ребята, зайчик, кажется, замерз, давайте поиграем  с ним, чтобы он  согрелся.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять

(Поднимаем колени высоко)

Вышел зайчик поскакать

(Прыгаем)

Огляделся, повертелся,

Посмотрел наверх и вниз.

(Движения головой)

Пробежался, забоялся

(Бег на месте, присесть)

Где ты, зайчик, отзовись?

                                                               (Встать).

- Ребятки, зайчик  испугался кого то и убежал.

Ну а мы с вами давайте еще угадаем, кто спрятался за елкой.

Ответы детей.

Если дети затрудняются ,загадать загадку.

По снежку зимой бежала,
И следы все заметала.
Рыжий мех, а хвост – краса!
Подскажите, кто?  (Лиса)

Воспитатель выставляет игрушку лисы   на стол.

Лиса: Здравствуйте, друзья.  Посмотрите, какая у меня красивая шубка! А вы знаете, какого она цвета? (рыжая) А еще у меня есть замечательный хвостик. Потрогайте его, какой он? (мягкий, пушистый). А вы знаете, где я живу? ( В норке). Правильно, все-то вы знаете.

- Лисонька, расскажи, как ты готовишься к зиме?

Лиса: Я не делаю запасов на зиму и не засыпаю на всю зиму. Зимой я охочусь на мышей, да еще и зайчиков успеваю пугать. Моя шубка, становится еще пушистей и теплей. Ребята, что-то мне грустно стало, поиграйте со мной.

Пальчиковая гимнастика.

Шла лисичка по тропинке (указательный и средний пальчики „идут” по поверхности)
И несла грибы в корзинке. (Покажите „гриб”. Для этого одну руку сложите в кулак, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове „корзинка” из ладошек сделайте пригоршню.)
Пять опят (покажите 5 пальцев правой руки)
И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.)
Для лисят (сожмите пальцы правой руки в кулачок)
И для лисичек (сожмите второй кулачок)

Лиса: Спасибо, что развеселили меня.  До свидания.

- Ребята,ну вот вы и узнали всех кто спрятался за елкой: по их хвостикам.

Скажите,а почему медведя не было за елочкой?

Ответы детей.

Потому что зимой медведь спит.

-Правильно. Ребята, а вы знаете, как называется домик у медведя? (берлога).  

На экране появляется картинка «Медведь в берлоге».

Верно, осенью мишка наедается, и становится большим и толстым. А вы знаете, что он ест? (мед, корешки, малина, рыба) Правильно, когда он наедается, он забирается в свою берлогу, и засыпает и спит всю зиму.

Ребята,пора нам с вами возвращаться в детский сад.

 И возвращаться в детский сад мы с вами будем по той же дорожке которую мы с вами протоптали.

Едут,едут по дорожке

Наши маленькие ножки.

(Дети двигаются топающим шагом.)

Топ –топ да топ –топ

Топ –топ да топ –топ

(Дети притопывают на месте ногой.)

Мы шагаем понемножку

 протоптали мы дорожку.

(Дети шагают высоко поднимая ноги.)

Дети.

Зайки!Можете скакать!

Лисы можете бежать!

Гладкую дорожку протоптали ножки!

- Ну, вот мы и пришли. Понравилось вам наша  прогулка? (да) А куда мы ходили? (в лес) Каких зверей мы встретили в лесу? (лиса, белка, заяц).  Кто из зверей спит зимой? (медведь)  Кто делает запасы на зиму? (белка)  Зачем заяц меняет цвет своей шубки зимой? (чтобы прятаться)  Молодцы, все правильно!

А за то,что вы хорошо вели себя в лесу, не шумели, лесные жители прислали нам посылочку.Давайте посмотрим что там.(Печенье :орешки и грибочки).

Угощайтесь пожалуйста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой"

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли...

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Прогулка в Балаковском сосновом бору"

Знакомство детей с красивыми местами, где они могут отдохнуть вместе с родителями. Закрепление знаний детей о правилах поведения на природе, способствовать осознанному их применению....

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка будет полезна воспитателям в работе с детьми младшего возраста по экологическому воспитанию. Материал содержит рекомендации по работе и конспекты НОД....

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста на тему: «Юные спасатели»

Беседа с детьми о бережном отношении к природе, знакомство с магнитом, знакомство с различными вариантами обращения с отходами....

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Прогулка в весеннем лесу»

Цели:Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, научить самостоятельно находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни живот...