Методическая разработка по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Федотова Наталия Павловна

Методическая разработка будет полезна воспитателям в работе с детьми младшего возраста по экологическому воспитанию. Материал содержит рекомендации по работе и конспекты НОД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

Автор: Федотова Наталия Павловна

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,  – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский.

 

Цель: экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

-подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

-воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

-показать важность природных ресурсов(воды и воздуха)в жизни человека;

-воспитывать бережное, экономическое отношение к природным ресурсам;

-формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

-подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

-формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы;

-воспитание правильного поведения в природе;

-развивать способность воспринимать эстетическую ценность

природы и выражать в творчестве полученные впечатления;

-освоение традиционных и нетрадиционных приемов изобразительного искусства

Пояснительная записка

Экология как наука появилась ещё в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине двадцатого столетия приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования.

В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Экология – наука комплексная. Существует три основных направления экологии:

– биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

 – социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;

 – прикладная экология, или охрана природы.

Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским учёным Б. Коммонером:

 –  всё  связано со всем;

 –  всё куда-нибудь девается;

 –  всё что-нибудь да стоит;

 –  природа знает лучше.

Задачи экологического воспитания – формирование  человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе у дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологическим факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно цело, если ребёнку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу – это «плохо». И совсем другое – когда ребёнок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом (карточки «Дуб и сосна») и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костер, а можно объяснить, что почва – «живая земля», в которой обитает множество живых организмов, корни растений. И многие из них гибнут из-за разведения костров. Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё.

В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных  на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое  животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

НОД по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. НОД можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, НОД по теме «Лес» воспитателю может «помогать» проводить сказочный Лесовичок, по теме «Озеро»  – водяной или Русалка. Можно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе, и в жилых уголках, зимних садах, –  все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями. Очень важно использовать рационально  земельные участки. Здесь можно создать экологическую тропу, «живую Красную книгу», клумбу с растениями – часами, растениями – барометрами.

Один из главных принципов составления программ занятий по экологической тематике должен быть интегрированный подход. Экологическое образование дошкольников необходимо проводить на специальных занятиях. Однако элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, и на занятиях по музыке, по развитию речи, трудовому обучению, изобразительному искусству. Отмечу, что не всякая литература о природе может быть использована для целей экологического образования. Например, существует много стихотворений о лесе, в которых авторы призывают беречь лес только потому, что он даёт людям ягоды, грибы, орехи. Это часто потребительский подход, когда человек рассматривает природу через призму своей выгоды, забывая о её само ценности. Для целей экологического образования использую не только рассказы, известные стихи о природе, но и обычные сказки, известные детские произведения. Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала могут служить стихи и сказки Б. У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, мех животных, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок. Кроме того, необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим. Например, можно использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. По ходу объяснения дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, «Земной шар», различных животных). Большое внимание отводится и рисованию – дети могут получать специальные знания, помогающие им осваивать материал. На таких комплексных занятиях они усваивают и дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектах. На занятиях по развитию речи используем картины о природе.

Для занятий используем наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

Чтобы повысить эффективность экологического образования используются  различные формы и методы:

– экологические занятия;

– экологические экскурсии;

– уроки доброты;

– уроки мышления;

– экологические конкурсы;

– обсуждение и проигрывание ситуаций;

– трудовой десант;

– коллекционирование;

          – экологические праздники;

          – экологические игры (дидактические, имитационные, игры –  моделирование экосистем, игры – путешествия);

          – экологические сказки;

             – инсценировки.

            Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления о природе. Дети очень любят сказки В. Бланки о животных. К ним относятся «Кто чем поёт?», «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?»,  «Хвосты», «Чьи это ноги», «Лес и мышонок». Яркие образы героев – животных надолго сохраняются в памяти детей. Так, из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной перине, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти, как ни в чём не бывало. Подкрепить можно опытом. Для этого нужно на небольшом участке расчистить снег лопатками, пока не покажется трава. Потом железной лопаткой вырубить пласт травы с землёй, положить в ящик и принести в группу. Через некоторое время пласт зазеленеет. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения воспитателем художественной литературы, проведённых наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Дети просят ответить на многие вопросы. Всё это делает работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.

   

         В работе с детьми используем различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Например, если дождь идёт при солнышке значит, скоро прекратиться, ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит.

         Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока.

         Бережное отношение к природе воспитываем с самого раннего возраста. Прежде всего, стремимся пробудить интерес к обитателям уголка живой природы. Дети с желанием ухаживают за комнатными растениями, заботятся о рыбках, птицах, коте Тишке. Стремимся не только научить детей навыкам ухода за животными, но и проявлять к ним внимание, доброту.

         В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой.  В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.

         С самого начала учебного года ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Мы обращали внимание на форму и окраску листьев, учили по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагали побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли за нами новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат. Наблюдали, как стаи перелётных птиц – диких уток, гусей – улетали на юг, в тёплые края. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений, птиц.

      

Приложение

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ:

«СРАВНЕНИЕ ДЕРЕВА И КУСТАРНИКА».

 

Задачи:

  –  Формировать представления о том, что дерево и кустарник – это растения, у них общие существенные признаки (корень, стебель, лист), есть и различия – у дерева один стебель (ствол), а  у кустарника много.

 –  Развивать аналитическое мышление.

 –  Воспитывать интерес к жизни растениям.

Модели.

Особенности строения дерева и кустарника (корень, стебель – ствол, лист).

Предварительная работа.

На прогулке рассмотреть куст шиповника, выделить его части (много стеблей, листьев). Показать детям, что у кустарника тоже есть корни. На последующих прогулках рассмотреть куст акации и деревья (тополь, клён), уточняя их строение.

 

Ход НОД.

 

1. (Занятие проводится либо на прогулке, либо в группе, если из окна хорошо виден куст). Игровой персонаж сообщает, что он гулял на их участке и видел много растений, не только одни деревья. Но видел и странные деревья – они маленькие, их много и растут они на одном месте. Воспитатель и дети удивляются, что же за деревья видел игровой персонаж. Он предлагает подойти к окну и посмотреть на эти деревья. Дети объясняют, что это кусты. Персонаж не верит.

         2. Воспитатель предлагает детям научить игровой персонаж  различать деревья и кустарники. Дети располагаются на коврике перед панно. Воспитатель на панно закрепляет картинки дерева и кустарника и спрашивает у детей, что изображено на картинках (дерево и куст), и предлагает объяснить, как они узнали, что это дерево (куст).

         Дети называют и показывают на картинки корни, ствол, ветки, листья. Воспитатель выясняет у детей, сколько стволов – много или один, закрепляет рядом с деревом соответствующую модель.

         Аналогичным образом дети объясняют игровому персонажу, как они узнали кустарник. Объясняют, что у дерева – один ствол, а у кустарника – много, закрепляют рядом с кустарником соответствующую модель.

         Воспитатель предлагает детям подумать, чем ещё не похожи дерево и кустарник. Сравнивают их по высоте. (Дерево высокое, а кустарник низкий).

         3. Игровой персонаж предлагает детям пойти на улицу и поискать на кустарнике птичье гнездо. Дети с помощью воспитателя объясняют игровому персонажу, можно ли найти в кустарнике птичье гнездо и почему птицы строят гнёзда только на деревьях.

 

 

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ:

«РАССМАТРИВАНИЕ И СРАВНИВАНИЕ КОШКИ И КРОЛИКА».

 

 

Задачи:

 –   Закрепить умения выделять и правильно называть части тела животного, его способности. Используя знакомые модели, закрепить знания и умения пользоваться ими.

 –    Поддерживать интерес у детей к наблюдению за животными.

 – Побуждать к сравнению животных (кошки и кролика), нахождению признаков различия и сходства (уши, глаза, хвост, шерсть, способы передвижения, питания).

Модели.

 Особенности строения кошки и кролика (длинные уши кролика, маленькие уши кошки, так же – разные глаза, ноги, хвосты).

Предварительная работа.

Знакомство с кошкой, рассматривание картины «Кошка с котятами», чтение художественной литературы, знакомство с моделями, характеризующими части тела: четыре ноги, хвост, уши, усы. Игра с Кисонькой – Мурысонькой.

 

Ход НОД.

 

На полу установлен «барьерчик», вокруг него на стульях сидят дети, за маленьким столом воспитатель. К детям на занятие приходит знакомый игровой персонаж, Кисонька – Мурысонька и приносит с собой кролика (лучше живого, но можно игрушку).

         Мурысонька. Мяу-Мяу! Здравствуйте, дети! Я опять пришла к вам в гости, чтобы познакомить со своим сыночком. Мне его хозяйка принесла. Он такой же пушистый, как я, только молочко моё пить не хочет, всё морковку грызёт.

         Воспитатель. Кисонька – Мурысонька, а ты не ошиблась? Твой ли это сыночек? Что-то он на тебя не похож. Ребята, давайте поможем Кисоньке – Мурысоньке разобраться, что за зверька она принесла. А я вам загадку про него скажу: «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку» (Кролик).

         Воспитатель. Да, этот зверёк похож на зайку, но живёт он дома, а не в лесу, и зовётся кроликом. А как называется сыночек у Кисоньки – Мурысоньки?

         Дети. Клтёнок.

         Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, похож ли он на сыночка Кисоньки – Мурысоньки?

         Нахождение с детьми признаков различия (у кролика уши длинные, а у кисоньки короткие; у кролика глаза маленькие, круглые, как пуговки, а у кошки глазки вытянутые, крупные), а затем признаков сходства. На столе у воспитателя лежат модели, дети подходят, находят нужную модель и по ней с помощь воспитателя ведут сравнение.

         После рассматривания, сравнения и уточнения признаков частей тела, способов движения, питания дети вместе с воспитателем уточняют, что кролик – сыночек не Кисоньки – Мурысоньки, а мамы – крольчихи.

 

 

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ:

 «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС».

 

 

Задачи: – Формировать представления детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных лучей, становиться теплей, тает снег, (проталины), изменяется одежда людей.

 –  Показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных (на ветках деревьев и кустов набухают почки, и появляется первая травка, первые цветы, звери в лесу меняют окраску, просыпаются после зимней спячки, появляются насекомые, из тёплых краёв прилетают птицы).

 – Активизировать мыслительную деятельность детей за счёт решения логических задач.

– Развивать память, внимание, воображение, активизировать словарь («весна», «проталина», «сосулька», «скворцы», «грачи»).

Модели. Заяц, меняющий окраску; медведь, спящий в берлоге.

Ход НОД.

         1. Появляется игрушечный зайчик. У него серый мех, а ушки, хвостик и живот – белые. Зайчик здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на окраску зайца, уточняет, почему шёрстка меняет окраску. Зайчик приглашает детей в гости в весенний лес при условии, если они правильно отгадают загадку: Тает снежок,

                          Ожил лужок,

                        День прибывает.

                       Когда это бывает? (Весной).

         Воспитатель обсуждает с детьми, как можно и нужно одеваться весной на прогулку, и предлагает построить дорожку в лес из волшебных кубиков (кубики Никитина).

         2. Дети садятся за столы, обсуждают с воспитателем, какого цвета дорожку будут строить (жёлтая – осенняя, белая – зимняя, красная – лето жаркое, синяя – весна).

         Воспитатель спрашивает:

 – У каждого из нас получилась короткая дорожка, а как нам сделать длинную, до самого леса? (Соединяют дорожки в одну). Сколько у вас было коротких дорожек? (Много).   А сколько длинных? (Одна). А теперь мы можем отправиться в лес на поиски следов весны.

3. Звучит аудиозапись музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года. Апрель». Дети, слушая музыку, двигаются по группе. Воспитатель предлагает им глубоко подышать свежим весенним воздухом, полюбоваться окружающим лесом (по всей группе развешены репродукции с видами весеннего леса).

Воспитатель рассказывает детям о разных птицах, которые живут в весеннем лесу. Говорит о том, как можно помогать пернатым друзьям – строить домики, кормушки, скворечники.

Вновь звучит музыка. Дети продолжают прогулку. Воспитатель спрашивает:

 – Своим пением птицы разбудили лесного жителя. Чей это след? (Рассматривают след медведя). Как называется жилище медведя? Что весной происходит с медведями? Каких ещё животных, спящих зимой, вы знаете?

Мишка хочет поиграть с нами. Игра «Зайка серенький сидит» (один ребёнок – «медведь», остальные – «зайчики»).

 

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ:

«НАСЕКОМЫЕ».

 

Задачи: Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства); продолжать формировать навыки и умения выделять первый звук в слове, твёрдые и мягкие согласные, делить слова на слоги, «измерять» длину слов; составлять предложения; подбирать синонимы и антонимы; использовать многозначные слова (крыло); подбирать рифму и выразительно читать стихи.

Материал и оборудование. Картинки – жук, божья коровка, бабочка, пчела, стрекоза, нарцисс, сирень, роза, василёк, мак, ромашка, тюльпан; гнёзда диких пчёл, соты разной величины; микроскоп с препаратом мушки; игрушка доктор Айболит.

Методы. Беседа, наблюдение, рассматривание, художественное слово.

 

Ход НОД.

 

1.     Фонетическая разминка.

Воспитатель. Наступила осень. Стало пасмурно, холодно. Всё живое готовится к зиме.

Ребёнок читает стихотворение В. Берестова «Тучка».

Воспитатель. О каком времени года говорится в стихотворении? Как описывает поэт настроение?

Дети. Об осени: идёт дождь, на улице грусть, но становится весело, когда выглянет солнышко. Тогда мы видим радугу.

Воспитатель. Да, совсем недавно мы слышали весёлые песенки разных насекомых. А какие вы знаете?

Дети. Песенку жука – «жужжалочка». Он жужжит:

         Все вместе читают чистоговорку:

         Не жужжу, когда лежу,

         Не жужжу, когда сижу,

         Не жужжу, когда тружусь,

         А жужжу, когда кружусь.

Дети. Ещё мы знаем песенку комарика – «з з з – зуделочку». Он зудит «зу – зу – зу, захочу и укушу». А у змея – «шипелочка» («шу – шу – шу, потихонечку шуршу»). А у стрекозы – «стрекаталочка» – тр – тр. (Показывают, как стрекоза лапками трёт и стрекочет).

Воспитатель. Но самые весёлые, звонкие, нежные и «ароматные» песенки, конечно, у…

Дети. У цветов.

Воспитатель.  Какие цветы особенно любят звенеть?

Дети. Колокольчики (показ картинки).

Воспитатель. Давайте покажем, как поёт колокольчик.

Мальчики поют низко «з – з – з», а девочки – тонко и нежно «зь – зь – зь», (повторяют несколько раз порознь и вместе).

Воспитатель. А что ещё может звенеть? (Показ колокола).

Дети. Звонок, колокольчик.

Воспитатель. Давайте сделаем колокольчик – колокол (пальчиковая гимнастика) и споём песенку колокола.

        

           Колокольчик всё звенит,

         Язычком он шевелит,

         Дзинь – дон, дзинь – дон,

         Колокольный льётся звон.

2.     Деление слов на слоги.

Дидактическая игра «Собери букет».

Воспитатель. Мы пришли на красивую поляну, на которой растёт очень много разных цветов. (Показ картинок. Дети называют цветы, выделяя голосом первый звук: р – ромашка, м – мак, н – нарцисс). Вот и собрали букет. А сейчас поиграем. К нам прилетели наши весёлые друзья – насекомые. (Показ картинок. Дети называют: жук, пчела, бабочка). Но они грустные, так как потеряли свои домики. Покажем им?

Дидактическая игра «Кто с кем живёт».

Воспитатель. Чтобы найти домик насекомому, нужно определить «длину его названия, например, слова «жук», и выбрать равное ему слово – цветок. Для жука это мак (одна часть). А пчела где будет жить?

Дети. Пче – ла – две части. Для неё домиком могут стать нар – цисс; тюль – пан; ро – за; си – рень. Ба – боч – ка – три части: она может поселиться в таких цветах, как ро – маш – ка, ва – си – лёк.

Воспитатель. Слышите, как они вас благодарят?

Дидактическая игра «Подскажи слово».

Воспитатель. Вот какие чудесные истории случаются с цветами. Однажды я слышала разговор жука и лютика, но некоторые слова я забыла, а вы поможете их вспомнить. (Чтение стихотворения Р. Сефа «Разговор жука и лютика» с подбором рифмующихся слов).

 – Лютик, лютик, что хохочешь?

 –  Да, ведь ты меня…(щекочешь),

         Так листочки мне…(щекочешь),

Что не хочешь – … (захохочешь).

3.     Физкультминутка.

Народная песенка «Божья коровка».

Под музыку дети выбирают ведущего – « божью коровку» – и поют:

         Божья коровка, полети на небо,

         Принеси нам хлеба.

         Чёрного, белого,

         Только не горелого.

Ведущий поёт: «Будет солнце – полечу, (дети поднимают руки – крылья). Будет дождик – посижу» (складывают руки – крылья и садятся).

Игра продолжается несколько раз со сменой ведущего.

4. Связная речь.

         Дети рассказывают, что есть у бабочки, стрекозы (глаза, крылья, усики, туловище, ножки), рассматривают картинки.

         Воспитатель. А какие крылья у бабочки?

         Дети. Округлые, цветные, большие.

Воспитатель. У стрекозы?

Дети. Длинные, вытянутые, прозрачные.

Воспитатель. А глаза у бабочки, какие?

Дети. Маленькие, крошечные, чёрные, как точки.

Воспитатель. А у стрекозы?

Дети. Огромные, выпученные, круглые, как шарики.

Воспитатель. А как летает бабочка?

Дети. Тихо порхает, машет крыльями.

Воспитатель. А стрекоза?

Дети. Быстро, стремительно, как вертолёт, крыльев не видно.

1.     Конкурс «Самый наблюдательный».

Воспитатель. А сейчас у нас будет конкурс на самого наблюдательного. Отгадайте: «Маленькая труженица, всех мёдом кормит».

Дети. Пчела.

Воспитатель. А как вы догадались?

Дети. Она мёдом угощает людей, разных зверей, например, медведя, и своих деток – пчёлок. Она много работает, трудится.

Воспитатель. Найдите дом пчелы и скажите, как он называется.

Дети. Улей. (Находят).

Воспитатель. А как устроен её дом? Куда пчела собирает мёд? Как она его «делает»?

Дети. У домика много тонких, серых стенок; вход малюсенький. Внутри соты – чашечки для мёда. А мёд пчела делает из цветочной пыльцы. (Рассматривают соты и ульи разной величины и соединяют их по размерам).

Воспитатель. Какие ульи? А соты?

Дети. Улья большие, а соты маленькие, а вот эти ещё меньше, совсем малюсенькие, крохотулечки. Там живёт маленькая семейка пчёл.

2.     Дидактическая игра на многозначное слово.

Воспитатель. Что же общего у всех насекомых, о которых мы сегодня говорили?

Дети. У них есть крылья. Они умеют летать.

Воспитатель. Да, они умеют летать, потому что у них есть крылья. А у кого или у чего ещё есть крылья? (Показ картинок: пчела, птица, летучая мышь; самолёт, мельница, машина). А для чего машине нужны крылья?

Дети. Чтобы она не пачкалась, когда едет по грязной дороге.

Воспитатель. А мельнице?

Дети. Чтобы муку делать, из которой хлеб пекут.

3.     Сюрпризный момент.

Воспитатель. К нам пришёл доктор Айболит. Он принёс микроскоп – прибор, который делает очень маленькое большим. (Рассматривание мушки). Какие у неё ножки? Сколько их? Какие крылышки? Туловище? Спасибо тебе доктор Айболит. Теперь мы знаем, что есть такие крошечные вещества. Они могут быть опасными – это микробы, поэтому мы будем…

Дети. Мыть руки, овощи, фрукты.

Воспитатель. Вот и закончилась наша прогулка на весёлую осеннюю полянку. Попрощаемся с друзьями, ведь зимой они спят, прячутся в земле.

Дети. До свидания, до скорого свидания весной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой"

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли...

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. "Прогулка в зимний лес".

Представлен конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Прогулка в Балаковском сосновом бору"

Знакомство детей с красивыми местами, где они могут отдохнуть вместе с родителями. Закрепление знаний детей о правилах поведения на природе, способствовать осознанному их применению....

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста на тему: «Юные спасатели»

Беседа с детьми о бережном отношении к природе, знакомство с магнитом, знакомство с различными вариантами обращения с отходами....

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы

План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....