Методическая разработка «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
методическая разработка (старшая группа)

Стрекалова Ольга Сергеевна

В   материалах представлена разработка технологий экономического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_itog.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Экономическое воспитание детей старшего дошкольного

возраста  в условиях ДОУ»

Стрекалова Ольга Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54 «Аленький цветочек»

1.1.Актуальность. 

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание -  сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

   Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая как область «разумного ведения домашнего хозяйства», «искусство ведения домашнего хозяйства» экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.

      В качестве предпосылок экономического воспитания можно выделить  доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.

 Усвоение экономических  знаний на ступени дошкольного возраста -  это,  прежде всего  один  из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

 Особое значение сегодня приобретает необходимость разработки технологий экономического воспитания, отвечающих запросам времени, позволяющих грамотно осуществлять данный процесс.

     Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

     Поэтому тему «экономическое воспитание детей  старшего  дошкольного возраста  в условиях ДОУ» считаю актуальной.

Новизна. Предлагаемые занятия с детьми старшего дошкольного возраста носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала

1.2. Цель: формирование экономического мышления, определенного отношения к предметному миру, окружающему ребенка, как совокупности ценностей, результатов труда человека.

Гипотеза: если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.

Задачи:

1. Ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира).

2. Трудовое воспитание (работа, её результат, индивидуальный и коллективный труд и др.).

3. Развитие игровой деятельности.

4. Воспитание необходимых качеств у детей (бережное отношение к предметному миру, природе и т. п.).

5. Формирование навыков разумного поведения и потребностей.

Применение разработанной методики будет способствовать:

• приобретению детьми старшего дошкольного возраста экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях;

• положительному влиянию занятий на воспитание таких качеств личности как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость и т. п. ;

• развитию трудолюбия и самостоятельности, формированию навыков разумного поведения в социальной жизни;

• обогащению игровой деятельности.

1.3. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания

Смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений.

 Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.

Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим.

Перспективной формой работы по формированию первоначальных нравственных представлений в процессе экономического воспитания старших дошкольников является привлечение детей к рассказыванию и обсуждению ситуаций «воображаемой моральной дилеммы», когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности.

1.4.Трудовое воспитание в системе экономического образования

Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения.

         В старшем дошкольном возрасте формируются представления о разнообразии профессий: строитель, воспитатель и т.д. Тематический  план по ознакомлению детей с «экономическими» профессиями позволит раскрыть содержание труда взрослых, качества трудящегося человека, показать воспитательную ценность труда - его преобразующую роль.

     Система знаний о труде взрослых, в основе, которой лежат представления о преобразовании человеком предмета труда ( исходного материала) в продукт (результат) труда имеет экономическую основу: рациональное, расчетливое отношение к ресурсам, из которых изготовляется любой предмет; осознание необходимости освоения орудий труда, использование их по назначению, бережное к ним отношение.

       В детском саду дети ежедневно наблюдают разнообразные виды труда, пользуются их результатами. Дети должны подвестись к пониманию того, что материалы, инструменты, продукты труда произведены для людей данной профессии другими. При этом результатом труда пользуется как сам производитель, так и многие потребители.

         В совместной работе со взрослыми старший дошкольник выделяет  цепочку  связей в производстве товара, представляет его «жизненный» цикл, его постоянную  необходимость.

      В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения - продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

    Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование) направлена на развитие изобразительных способностей, творчества, художественного вкуса, эстетических качеств личности.

      В экономическом воспитании она рассматривается как вид трудовой деятельности, в процессе которой ребенок творчески создает продукт, соответствующий его интересам и желаниям.   В  процессе работы   они   осваивают   структуру   трудовой  деятельности, самостоятельно управляя процессом преобразования материалов в продукт труда.

Использование разных видов конструирования способствует развитию у детей пространственного воображения, логической памяти, комбинаторных способностей. При этом происходит осознание экономической природы продуктов трудовой деятельности, приобретается опыт решения простых экономических задач. Создавая объемные изделия из пластичных материалов, дети осваивают технику лепных работ, выделяя особенности их конструкции, формы, пространственного расположения.

В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделие (товар) от качества его изготовления, определяют нужное количество материалов, выделяют  рациональные способы изготовления изделия.

Отображая в рисунке окружающий мир, дети развивают композиционные  и колористические умения, творческие способности. При этом рисунок  становится предметом разговора, выражающего экономическую  сущность творческой деятельности (познание мира профессий творческой направленности,  например составление рекламы).

 Особенность продуктивной деятельности в том, что, вне зависимости от материалов, она представляет собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом).

1.5.Формы и методы экономического воспитания

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

     Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я»:

  • играм: интеллектуальным, сюжетно-ролевым, дидактическим,
  • комплексно-тематическим занятиям,
  • чтению художественной литературы, решению проблемных ситуаций, возникающих в сказках и реальной жизни, разыгрывание экономических ситуаций,
  • развлечениям, драматизациям экономических сказок , вечерам досуга. 

1.Основная форма обучения — играИменно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры,  естественно для дошкольника.

2.Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру  «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

3. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

4. Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам.  Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.

5. Знакомство с новым материалом очень интересно  и увлекательно  проводятся в ходе игры- путешествия «Музей денег»,  «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу  ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.

6. Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»),  включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты — А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» и др.

7. Одной   из   форм   познавательно-игровой   деятельности   является интегрированное занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математическому  развитию     детей.

При ознакомлении с социальной действительностью дети старшей группы хорошо ориентируются в таких понятиях, как родной город, страна,  чем он славен, какими народными промыслами, известными людьми гордится город, поселок и т.д. Благодаря усвоению программы ознакомления детей с явлениями социальной действительности формируется база социального развития ребенка, чувств сопричастности ко всему, что происходит в стране, а в общем социальной активности, не безразличия к происходящему. Ознакомление детей с явлениями социальной жизни — неисчерпаемый источник социализации ребенка, предметным миром.

8. Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

9. Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из  примеров может быть  книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», которая была использована мной в работе. Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

1.6. Экономическое воспитание в семье

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

    Семья - это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.

     Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.

     Семейное воспитание индивидуально, обращено непосредственно к ребенку. В этой связи, экономическое воспитание детей в семье рассматривается нами как систематическое целенаправленное воздействие взрослых членов семьи, всего семейного уклада на формирование у детей хозяйского отношения к личному и общественному достоянию, уважение к людям труда, к труду во всех его направлениях, формирование нравственно-экономических качеств.

     В повседневном общении с родителями ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности и овладевает нравственно-экономическими качествами, такими как трудолюбие, бережливость, экономность и др.

     Освоение этих качеств возможно только под руководством взрослого, который играет роль «социального проводника» - определяет чему, как и когда учить ребенка.

     Традиционно, одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность, что является необходимым условием жизни и развития семейных отношений. Повседневный учет расходов и доходов, правильное использование каждого трудового рубля, бережное отношение к продуктам питания и вещам – все это представляет большие возможности для экономического воспитания детей в семье. Особое внимание в семье уделяется формированию нравственно-экономических качеств (внутренние духовные качества личности, связанные с этическими нормами, правилами поведения в экономической деятельности, выражающимися в способности участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы с целью достижения успеха).

               Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления. Отсюда вытекают принципы «финансового воспитания»:

1.Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если говорено, что данная вещь принадлежит ребенку -нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага.

2.Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? Помните, что с нами ребенок учится, имея «страховку» - которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит как можно больше ошибок! Наша задача здесь – не ругать и укорять, А разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам

3.Всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее - возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими. Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы.

4.Четко соблюдать договоренность: никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае – не обещать невыполнимого.

5.Обязательно определять систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально - 3 лет). Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении!

Надо напоминать ребенку почаще, что деньги - это средство для получения чего-то, а не цель сами по себе. Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах -надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи. Если он потратил свои деньги «не так»- надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он ошибся (не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел. Посочувствовать: « Ну. что ж…» Никогда не предлагать финансовую компенсацию. Ограничиться психологической. Если потерял - икогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое тоже бывало, и не раз.

Система штрафов -  что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные, но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других.

Что  дает детям система самостоятельного распоряжения деньгами?

1.Умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.)

2.3нание о соотношении стоимости вещей (услуг)

3.Умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать.

4.Умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного — и соответственно определять приоритеты)

5.Повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) -новый опыт прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»).

6. Познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали — все это ведет к рефлексии.

7. Познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других -тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого (в том числе и на вашу).

8. Радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется (хороший тест для родителей - го же мы вырастили? Что нас ждет в старости?).

9. Возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь -база для становления субъектности ребенка.

10. Знакомство с основными финансовыми понятиями -«долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д.

11. Умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.

Нами выработаны некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников.

К ним относятся: информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы); создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях; чтение художественной литературы,  прогулки- наблюдения.

1.7. Создание условий по обучению дошкольников экономики.

Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию необходимо создать необходимые педагогические условия. Обогащению впечатлений способствует созданние в игровых центров, что способствуют погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной и продуктивной деятельности

Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

Максимальная эффективность работы по экономическому воспитанию будет достигнута, если будут созданы следующие условия:

1. Организован центр экономики в группе, который включает в себя: макет банка, биржи, рекламного агентства и т. д., коллекцию денежных знаков различных стран, морфологические таблицы, схемы, мнемотаблицы по экономике.

2. Изготовлены разнообразные атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Супермаркет», «Сберкасса».

3. Подобрана художественная литература для детей экономического содержания.

4. Современный театрализованный уголок, организованный с учетом выполнения принципов доступности и активности детей.

5. Различные дидактически пособия, призванные вызвать интерес у детей, пособия и оборудование для трудовой деятельности.

       Разработано календарно-тематическое планирование. В работе мы опирались на эмпирические знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики, использовали традиционные и нетрадиционные методы воспитания.

1.8. Календарно тематическое планирование

основ экономического воспитания в образовательной  деятельности

Календарно тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в  ДОУ широки: на занятиях (речевое развитие, ФЭМП, познавательное развитие, художественное творчество) коммуникации, в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (сюжетно-ролевые игры, изготовление аксессуаров для игр и др.)

 Старшая группа

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Содержание

Сентябрь

2

«В гости к Гному Эконому и Фее экологии»

Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключения на основе опытов, воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам.

 «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

«Что продается, а что – нет?»

Практическая работа – опыты с водой

«В каком магазине будет больше покупателей? «Беседа о Гринписе, рассматривание эмблемы данной организации

Обсуждение смысла пословицы

3

«Заветные желания»

Раскрыть значимость жизненно важных потребностей человека; развивать воображение, самостоятельность мышления, связную речь.

Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Телефон»

Беседа по содержанию прочитанного стихотворения

«Мои потребности»

Игра «Что кому нужно?» (показать детям разнообразие потребностей человека)

«Необитаемый остров»

«Помоги кораблю добраться до острова»

Обсуждение смысла пословицы

4

«Телепере дача «Почта гнома Эконома»

Закрепить представления детей о содержании труда людей некоторых профессий (повар, портной, строитель, врач и др.), связанных с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилье и др; развить смекалку, сообразительность, логическое мышление.

 «Письмо от гнома Эконома» (закрепить профессии людей, которые производят товары, удовлетворяющие потребности людей)

Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы все люди работали портными (строителями, врачами, поварами)?»

«Придумай и нарисуй вывеску для пекарни Винн-Пуха» Рекламная пауза – этюд «Удивительная машина «Стинол» (изображение с помощью мимики и жестов работу холодильника)

«Письмо от Золушки» «Письмо из Простоквашино» (решение проблемной ситуации «Как продлить жизнь старым газетам»)

Раскрась листочки в соответствии с образцом Обсуждение смысла пословицы

Октябрь

1

«Как Миша из покупателя превратился в продавца»

Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес.

Чтение художественной литературы «Как Миша из покупателя превратился в продавца»

Беседа о прочитанном по вопросам

Что случилось с Мишей после прогулки?

Где можно купить продукты питания?

Почему Мише понадобилось малиновое варенье и молоко?

Какое решение принял Миша и почему? Как можно назвать Мишу в данной ситуации?

Что главное в магазине?

Что такое товар?

«Разгадай ребус» Решение проблемной ситуации «Какой бывает товар?»

«Какой товар лишний?»

Обсуждение смысла пословицы

2

«Бережное отношение к вещам»

Закрепить понятие «магазин», учить устанавливать связь места работы и профессии человека; формировать у детей бережное отношение не только к своим предметам, но и к общественным; учить детей приводить в порядок испорченные вещи.

Игра «Кто, где работает?» (закрепить профессии)

«Какой вещи принадлежит?»

«Ремонт испорченных вещей» (Дети находят вещи и пытаются отремонтировать. Воспитатель в течении этого задания оказывает помощь детям. Обращает внимание детей на то, что следует выполнять все действия аккуратно, чтобы потом можно было приятно пользоваться этими предметами)

Беседа о правильном обращении с вещами

Как следует обращаться со своими вещами?

Бережно, не портить, не ломать.

А с вещами, которые есть у нас в группе, как следует обращаться?

Так же, как и с личными вещами?

Со всеми вещами нужно обращаться бережно и аккуратно.

Если сломали вещь то, что нужно сделать?

Если вы сломали чужую вещь, что можно следует сделать?

«Расставь точки в соответствии с образцом»

«Раскрась поезд»

Обсуждение смысла пословицы

3

«О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазине»

Дать понятие зависимости процесса производства от времени: - прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом.

Чтение художественной литературы «О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазине»

Беседа о прочитанном по вопросам

Чем торговал Миша?

Почему в его магазине брали мед?

Что случилось с Мишиным товаром, и к чему это привело?

Что решил хозяин магазина Миша?

Как понять выражение «хорошего хозяина ноги кормят»?

Как называют пчелу, белку, ворону?

Можно ли быстро получить мед? (Раскрыть взаимозависимые цепочки)

Как общался Миша со своими друзьями?

Можно ли всегда получать урожай? Почему?

Что Миши понял о торговле? Что нужно для занятия торговлей?

«Смотри внимательно»

«Что ты делаешь дома?»

«Расставь знаки в соответствии с образцом»

Обсуждение смысла пословицы

4

«Заводы нашего города»

Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров. Сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках города: местонахождении, выпускаемой продукции, товарных знаках

 «Экскурсии на предприятия города Коряжмы» (просмотр презентации о главных предприятиях нашего города, выпускаемой продукции, их нахождение на карте)

«Что производит комбинат?»

«Как хлеб на стол пришел?»

«Помоги жителям города »

Игра «Супермаркет» (распределение товаров по отделам)

Обсуждение смысла пословицы

Ноябрь

1

«Интересные покупки»

Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

«Что можно купить на 5, 10, 50 рублей?»

Чтение стихотворения «Три копейки на покупку»

Решение проблемной ситуации «Кто купит больше?»

Игра «Поход в магазин» (определить, можно ли на имеющиеся деньги купить предполагаемый товар)

«Что нельзя купить за 100 рублей»

Обсуждение смысла пословицы

2

«Как Сорока Мишин товар хвалила»

Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовывать.

Чтение художественной литературы «Как Сорка Мишин товар хвалила»

Беседа о прочитанном по вопросам

Что делал Миша весной?

Как помогли ему его друзья?

Почему никто не шел к Мише в магазин?

Кто помог ему привлечь внимание к магазину?

Каким словом называется работа, которую выполнила Сорока?

Почему пошли покупатели к Мише в магазин?

«К какому портному придет больше заказчиков»

Решение проблемной ситуации «Как можно узнать о товаре?»

«Реклама какого товара принесет большую пользу?»

«Помоги девочке добраться до домика»

Обсуждение смысла пословицы

3

«Как Миша цену назначал»

Дать понятие о том, что один и тот товар может быть дешевле или дороже и от чего это зависит.

Чтение художественной литературы «Как Миша цену назначал»

Беседа о прочитанном по вопросам

Что делал Миша, чтоб в его магазине шла торговля?

Почему он решил поднять цену на малину?

О чем мечтал Миша?

Как Миша свой товар разложил, почему?

Что произошло с посетителями, почему никто ничего не купил?

Почему Крот у Миши купил машину?

Что решили лесные жители?

От чего зависит цена товара?

«В каком магазине товар раскупят быстрее?»

«Что стоит дороже?»

«Помоги детям встретиться»

Обсуждение смысла пословицы

4

«Встреча товаров. Мир рекламы»

Способствовать осознанию ребенком связей между названием производителя и продукцией, которую он выпускает; развить умение моделировать явления экономической деятельности; дать детям представление о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио- и видеореклама; развить воображение, самостоятельность.

Игра «Товары нашего города» (рассматривание с детьми промышленных товаров и товаров народного потребления, производимых предприятиями нашего города)

«Угадай товар»

Игра «Трик – трак, это не так» (закрепить связь между названием производителя и продукцией, которую он выпускает)

Рассматривание рекламных газет, журналов

«Мир рекламы»

Игра «Придумай рекламу»

«Реклама Бабы-Яги»

«Помоги мальчику»

Обсуждение смысла пословицы

Декабрь

1

«О том, как можно торговать»

Дать понятие о розничной и оптовой торговле, учить сопоставлять эти понятия.

Чтение художественной литературы «О том, как можно торговать»

Беседа о прочитанном по вопросам

Каким был урожай малины?

Как Миша цену назначал?

Что делал Миша с непроданной малиной?

Зачем Миша пошел к Лисе на рынок?

Что предложила Мише Лиса?

Зачем Лисе много малины?

О чем договорились Миша и Лиса?

«Оптовая – розничная торговля»

«Пройди лабиринт»

«Раскрась рисунок»

Обсуждение смысла пословицы

2

«Как Миша много – много малины продал»

Показать арифметические действия выгодных дел; Учить сопоставлять новые понятия: «торговля оптом», «торговля в розницу»

Вступительная беседа

«Закрепление дней недели»

«Сколько Миша заработал денег? Решение задач»

Закрепление с Филином понятий оптовая, розничная торговля

«Раскрась одинаковые предметы в одинаковый цвет»

Обсуждение смысла пословицы

3

«Почему у Миши растет не только малина, но и цена»

Дать понятие о том, как нужно цену назначать, чтобы она устраивала и продавца, и покупателя.

Чтение художественной литературы «Почему у Миши растет не только малина, но и цена»

Беседа о прочитано по вопросам

Почему к концу лета Миша сильно устал?

Какое решение принял Миша?

Кто помог Мише?

Как он малину вырастил?

Какой урок вынес Миша из торговли малиной в прошлый раз?

Куда пошли заработанные Мишей деньги?

Почему ему не хватило денег отдать долг Барсуку?

«Какие фрукты дешевле в России?»

«Что стоит дороже?»

«Подбери слова с противоположным значением»

Обсуждение смысла пословицы

Январь

3

«Как у Миши появился помощник дятел»

Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата.

Чтение художественной литературы «Как у Миши появился помощник дятел»

Беседа о прочитанном по вопросам

Почему Миша уставал?

Как он учитывал спрос покупателя?

Что понял Миша о товаре? (Товарооборот, использовать схему)

Кто Мише свою помощь предложил, как они об этом договорились? (Инсценировка диалога Миши и дятла Яшеньки)

Что платят за работу? (Заработную плату)

Чему обрадовался дятел?

«Кто должен получать большую зарплату?»

«Каких монет не бывает?»

«Раскрась мячики»

Обсуждение смысла пословицы

4

«Интересные покупки в городе игрушек»

Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание; учить использовать в речи существительные с обобщающим значением (бизнесмен, продавец); формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий, учить правильно воспринимать рекламу.

Вступительная беседа «Путешествие в Город Игрушек»

«Размещение детей на «лайнере»

«Соедини цифры»

«Реши пример»

«Напиши недостающие номера на домах»

Игра «Назови профессию»

Игра «Товарный поезд» (закрепить цвета, знание цифр, счет)

Обсуждение смысла пословицы

Февраль

1

«Волшебные помощники»

Уточнить представления детей о роли бытовой техники в доме. Развивать из фантазию и творческие способности.

Отгадывание загадок

Решение проблемной ситуации «Почему предметы бытовой техники называют волшебными помощниками?»

«Какие чудо – машины могут жить в доме Золушки?»

Решение проблемной ситуации «Что может попросить старик у золотой рыбки, чтобы облегчить труд старухе?»

«Пройди лабиринт»

«Впиши пропущенные цифры»

Игра «Изобретатели» (построить из разного материала (строительный материал, игрушки, бросовый материал) свою чудо - машину)

8. Обсуждение смысла пословицы

2

«Как Миша понял, что деньги счет любят»

Дать понятие о затратах и прибыли в торговле. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (неосновные) расходы.

Чтение художественной литературы «Как Миша понял, что деньги счет любят»

Беседа о прочитанном по вопросам:

Почему хорошо пошли дела в магазине?

Что стало появляться у Миши? (Свободное время.) Как он использовал это время?

Как Миша цену назначает?

Что надо учитывать при назначении цены на товар? (Затраты.)

Куда пошли заработанные деньги?

О чем Миша договорился с соседями? (О поставке товаров на следующий год.)

Что понял Миша?

Что положил Миша в лист мать-и-мачехи и почему? (Зарплату.)

С кем еще расплатился Миша и почему?

Что получил от торговли Миша? (Прибыль.)

О чем волновался Миша, что он решил и почему?

Как Миша назвал свою толстую тетрадь? (Учет.)

«Кто больше прибыли получит?»

«Куда приедет велосипедист?»

«Найди ошибки»

Обсуждение смысла пословицы

3

«Как Миша учился деньги делить»

Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение).

Чтение художественной литературы «Как Миша учился деньги делить»

Беседа о прочитанном по вопросам:

Куда Миша решил потратить свою прибыль?

О чем просила Мишу Лисонька?

Как Миша общался с Лисой?

Что советовала Лиса Мише?

На что Миша тратил деньги от прибыли? (На себя – потребление, на покупателя – накопление.)

Почему Миша не тратил все деньги?

«Курочка Ряба»

«Кот Матроскин и Шарик»

«Стрекоза и Муравей»

Обсуждение смысла пословицы

4

«Знакомимся с новой профессией – брокер»

Дать детям понятие о том, кто такой брокер и чем он занимается.

Чтение художественной литературы «Знакомимся с новой профессией – брокер»

Беседа о прочитанном по вопросам:

Что хорошо и что плохо для Мишиного магазина?

Чего боялся Миша? (Обанкротиться.)

Почему Миша в город отправился?

Что ему посоветовал пес Барбос?

Почему на рынке Миша не стал торговать?

Что такое биржа?

Как называется продавец на бирже? (Брокер.)

Почему у Миши быстро нашелся покупатель?

«Где что нужно покупать»

«Где более высокие цены?»

«Нарисуй справа такой же рисунок»

Обсуждение смысла пословицы

Март

1

«В гостях у семьи Экономистов»

Познакомить с некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплатой, стипендией, пенсией; воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Знакомство с семьей Экономистов

Работа с моделью семейного бюджета

«У кого какой доход»

«Разгадай ребус»

«Посчитай доход семьи Экономистов»

обсуждение смысла пословицы

2

«Доходы и расходы семьи Экономистов»

Уточнить представления детей о доходах и расходах (обязательных и необязательных); закрепить навыки счета, действия сложения и вычитания.

«Разгадай кроссворд»

История гнома Эконома (решение проблемных ситуаций, связанных с расходами)

Игра «Расходы» (закрепить умение детей разделять расходы на основные и неосновные)

«Определи доходы и расходы семьи Экономистов»

«Расставь знаки между словами»

Обсуждение смысла пословицы

3

«Хоть семи еще нам нет, формируем мы бюджет»

Продолжать вводить детей в мир экономических отношений; закрепить с детьми понятия «доход», «расход», «бюджет». Заложить основы планирования семейного бюджета. Закрепить известные детям математические понятия.

Распределение детей на две группы – семьи, распределение ролей – членов семьи

«В каком доме живет твоя семья»

Работа с моделью семейного бюджета

«Что относится к основным расходам, а что к неосновным»

«Составь задачу» (составление задачи с экономическим содержанием по предложенному примеру)

Решение проблемных ситуаций, связанных с изменением доходов или расходов семьи

«Разгадай кроссворд»

Обсуждение смысла пословицы

4

«Как у Миши испортилась малина»

Познакомить с новыми понятиями – что такое дефицит, затоваривание, страхование.

Чтение художественной литературы «Как у Миши испортилась малина»

Беседа о прочитанном по вопросам:

Что случилось летом в лесу?

Как поступил Миша со своим товаром?

Какую ошибку он допустил?

Что подсказала ему Сорока? (Затоваривание.)

Что придумал Миша?

Чего не хватало лесным жителям и почему?

Как называется явление, когда не хватает товара? (Дефицит.)

О чем пожалел Миша и почему?

Как выручил лесных жителей Винни-Пух?

Что он делал для своих покупателей и почему?

Чего испугался Миша?

«Какой товар быстро раскупится?»

«Какой дефицит самый неприятный»

«Расшифруй слова»

«Впиши пропущенные цифры»

Обсуждение смысла пословицы

Апрель

1

«Мишино страхование»

Дать представление о том, сто такое страхование и зачем нужно страховаться.

Чтение художественной литературы «Мишино страхование»

Беседа о прочитанном по вопросам:

Какая беда случилась с Мишей?

О чем спросила Мишу Ворона? (О страховании.)

Что такое страхование и для чего оно нужно?

Кто помог Мише восстановить магазин и как?

Почему Миша спит спокойно?

«Зачеркни и прочитай»

«Кто страховщик?»

«Обведи по пунктирным линиям»

Обсуждение смысла пословицы

2

«Что дешевле? Кому что подарим?»

Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развивать самостоятельность в выборе решения.

Д/и «Что дешевле?» (сформировать умение ориентироваться в цене товаров)

«Найди самый дорогой и самый дешевый предмет»

«Поставь по порядку цифры от самого дешевого предмета до самого дорогого»

«Кому что подарим?»

Обсуждение смысла пословицы.

3

«Как Миша и его семья денежки считали»

Закрепить понятия бюджет и его составляющие: доходы и расходы.

Чтение художественной литературы «Как Миша и его семья денежки считали»

Беседа о прочитанном по вопросам:

Что произошло в Мишиной жизни?

О чем мечтали медвежата?

Что такое калькулятор и для чего он нужен? (Показ и объяснение)

Что такое доходы, расходы, сбережения?

Для чего нужны сбережения?

Как папа Миша объясняет своим детям, что такое бюджет?

«Какие расходы делает твоя семья?»

«Как можно сэкономить?»

«Угадай по первым буквам»

Обсуждение смысла пословицы.

4

«Решение проблемных ситуаций»

Совершенствовать навыки в решении экономических задач. Развивать самостоятельность мышления, связную речь.

Решение проблемной ситуации «Загадки бельчат»

«Отгадай загадку»

Решение проблемной ситуации «Письмо Ослику»

«Назови профессии друзей Ослика»

Решение проблемной ситуации «Заработанные деньги»

«Помоги Белочке»

Обсуждение смысла пословицы.

Май

1

«Муха по полю пошла, муха денежку нашла»

Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать количественный состав числа из единиц (набор копеек).

Рассматривание монет

Игра «Угадай монетки»

Игра «Открой замок» (закрепление цифр, порядкового счета)

«Старые монеты»

Игра «Ярмарка»

Решение задач с Шутом

«Найди копилочку» (работа с картой-схемой)

«Русское лото»

Обсуждение смысла пословицы.

2

«Маленькие покупки»

Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам. Воспитывать вежливость, доброжелательное отношение к окружающим. Закрепить счет монет от 10 копеек до 1 рубля.

 «Отделы магазина»

«Кто работает в магазине?»

«Какому плоду соответствует товарный знак»

Игра «Покупатель - продавец» (предложить детям выбрать необходимые продукты и произвести за них оплату)

«Расшифруй слова»

Обсуждение смысла пословицы.

3

«Экономический брейн – ринг»

Систематизировать знания детей по экономическим понятиям, закрепить профессии, развитие словаря за счет использования в речи экономических терминов.

 «Угадай по описанию» (угадать по описанию экономическое понятие)

«Все ли можно купить?» (беседа о том, почему не все можно купить и продать)

Разгадывание загадок о профессиях

Обсуждение смысла пословицы.

4

Мониторинг

Выявление уровня сформированности эконмических представлений

 

Подготовительная группа

Сентябрь

Тема: «Труд-продукт (товар)»

Задачи:

- воспитывать уважение к людям разных профессий, к результату их труда

- познакомить с понятиями: труд, продукт, товар, профессия.

Целевая прогулка: на кухню детского сада (с целью знакомства с продуктом труда повара)

Образовательная практика: Финансовая грамотность.

Цель

Предположительные виды деятельности.

Вовлечение родителей и социума

Заинтересовать  детей, побудить к действию построить своими руками транспортное средство.

Коммуникативная –беседа- приглашение в путешествие на корабле

Провести беседу с ребенком на тему «Моя профессия» Познакомить ребенка с атрибутами профессии.

Строительство транспортного средства, поддержка детской инициативы.

Моделирование. Из подручного материала или мягких блоков дети строят корабль.

Формировать представление детей о профессиях, атрибутах и конечном продукте, который получается в результате деятельности.

Игровая

ДИ «Профессия, атрибут,

Дать понятие о труде, как об основной деятельности человека, источнике его существования

Продуктивная:

1 Конструирование палатки из бумаги.

Дать понятие о продукте труда, как результате труда людей

2 Моделирование из пластилина продуктов питания

Дать понятие о продукте труда, как результате труда людей, познакомить детей с качественными и некачественными продуктами труда.

3Рисование одежды для моряков.

Учить составлять рассказ по алгоритму Профессия-атрибуты-знания и умения-продукт (портной-швейная машинка, материал, и.т.д. – выучиться на швею, желание шить одежду – одежда)

Познавательная

(коллективная деятельность)

Составление рассказа по алгоритму.

Выяснить что ребята хотели сделать, что делали, что получилось, а что нет.

Рефлексия

Октябрь

Тема: «Профессия -менеджер»

Задачи:

-познакомить детей  с профессией менеджер

- воспитывать интерес и уважение к профессии менеджера

-узнать что делает менеджер, с чем он работает, продукт его деятельности

-выяснить востребована ли эта профессия

-дать понятие реклама

- знакомство с понятиями прибыль, заключение договора, переговоры

Образовательная практика: Финансовая грамотность.  «Лабиринт знаний»

Цель

Предположительные виды деятельности.

Вовлечение родителей и социума

Создание проблемной ситуации. Закрепление понятия товар. Выявление пути решения этой проблемы.

Коммуникативная познавательная– приходит в гости енотик и плачет. Он не может продать свой товар (печенье)

Рекомендовать родителям поговорить с детьми о профессии менеджера. Сначала пусть дети сами расскажут что они уже узнали об этой профессии.

Познакомить детей с профессией менеджер, выяснить чем он занимается, как нам может помочь эта профессия. Выяснить есть ли конечный продукт деятельности. Определить, что необходимо для того, чтобы продать печенье енотика. (реклама, переговоры с покупателями, заключение договора, продажа, получение прибыли)

Коллективная познавательная

Работа по алгоритму «Профессия-менеджер»

Превращение в енотиков. (штампики на щеке)

Дать понятие о труде, как об основной деятельности человека, источнике его существования

Продуктивная:

1 Рисование

Бумажных денег и монет для торговли.

Дать понятие о продукте труда, как результате труда людей

2 Моделирование из пластилина печенья разных видов. Изготовление упаковки.

Дать понятие о продукте труда, как результате труда людей, познакомить детей с качественными и некачественными продуктами труда.

3Аппликация

Изготовление рекламных листовок, плакатов.

Закрепление понятий реклама, деньги, переговоры, прибыль, зарплата. Обыгрывание работы менеджера. Закрепление правил поведения в магазине.

Познавательная

(коллективная деятельность)

Обыгрывание продажи печенья с использованием всех приготовленных атрибутов

Выяснить, что ребята хотели сделать, что делали, что получилось, а что нет.

Рефлексия

Ноябрь

Тема: «Что такое деньги?»

Задачи:

-формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости

-развивать представление детей о понятии «деньги»

-выяснить зачем нужны деньги

- откуда берутся деньги (источник происхождения

-дать понятия купюра, монета, достоинства купюры

Образовательная практика: Финансовая грамотность.  «Лабиринт знаний»

Цель

Предположительные виды деятельности.

Вовлечение родителей и социума

Создание проблемной ситуации. Выяснить что это такое? Что там лежит? Зачем деньги кладут в копилку? Что нужно чтобы наполнить копилку? Где взять деньги?

Коммуникативная познавательная– на видном месте стоит копилка.

Порекомендовать родителям совершать покупки вместе с детьми, знакомить детей с деньгами со стоимостью товаров.

Познакомить с историей денег. Что такое достоинство монеты, какие бывают деньги (бумажные, монеты, пластиковые карты) Номинал купюр, что на них изображено, деньги разных стран.

Коллективная познавательная

Просмотр презентации

Закрепление понятий деньги, купюры, достоинство купюр, закрепить счет.

Игровая

Коллективная игра «Домино»

Дать понятие о труде, как об основной деятельности человека, источнике его существования

Продуктивная:

1 Рисование

Бумажных денег и монет для альбома нумизмата.

Дать понятие о продукте труда, как результате труда людей. Выяснить что такое кошелек, зачем он нужен.

2 Моделированиеденег из пластилина

Дать понятие, что такое сейф и для чего он нужен, как он выглядит.

3 Конструирование из картона изготовление сейфа для денег

Познакомить детей, что такое банк, зачем он нужен, кто в нем работает. Сделанные деньги кладем на счет в банк. Каждый копит деньги для игры «Арбат»

Познавательная

(коллективная деятельность)

Игра «Банк» (каждый кладет сделанные деньги в банк на свой счет. Накапливает их для игры Арбат.

Выяснить, что ребята хотели сделать, что делали, что получилось, а что нет.

Рефлексия

Декабрь

Тема:  «Что такое цена?»

Задачи недели:

-закреплять понятия монеты, купюры, деньги

- познакомить с понятием дорогой, дешевый

-познакомить с понятием цена

Образовательная практика: Финансовая грамотность.  «Лабиринт знаний»

Цель

Предположительные виды деятельности.

Вовлечение родителей и социума

Выяснить что изображено на экране.Что такое ценник? Что на нем написано?

Коммуникативная познавательная– видеописьмо от Незнайки

Порекомендовать родителям совершать покупки вместе с детьми, знакомить детей с деньгами со стоимостью товаров.

Вспомнить понятие продукт труда. Дать понятие цены. Объяснить, что как только продукту назначена цена он становится товаром. Узнать что такое ценник? Как он выглядит? Зачем он нужен?

Коллективная познавательная

Работа по алгоритму когда продукт стал товаром? Какой путь ему надо пройти?

Труд-продукт-цена-товар

Выяснить понимают ли дети что на ценнике написано количество реальных денег, которые нужно отдать продавцу. Закрепить понятия купюра, номинал, какие бывают купюры.

Игровая

Коллективная игра. Составляется схема Профессия (картинка)-продукт этой профессии-ценник с написанной ценой-вопрос сколько стоит товар и нужно положить подходящие денежные купюры.

Закреплять понятие деньги, зачем они нужны, номинал банкнот

Продуктивная:

1 Изготовление бумажных денег

Изготовить товары для магазина на итоговое мероприятие

2 Моделирование товаров из соленого теста

Изготовить ценники для магазина на итоговое мероприятие

3 Конструирование из картона ценников

Сделанные деньги кладем на счет в банк. Каждый копит деньги для игры «Арбат»

Познавательная

(коллективная деятельность)

Игра «Банк» (каждый кладет сделанные деньги в банк на свой счет или в свой кошелек. Накапливает их для игры Арбат.

Выяснить, что ребята хотели сделать, что делали, что получилось, а что нет.

Рефлексия

Январь

Тема: «Откуда у людей берутся деньги?»

Задачи:

-закреплять понятия монеты, купюры, деньги

-обогащать знания детей о профессиях

-выяснить что нужно для того чтобы были деньги

-закрепить понятие зарплата

- познакомить с понятием бартер

Образовательная практика: Финансовая грамотность.  «Лабиринт знаний»

Цель

Предположительные виды деятельности.

Вовлечение родителей и социума

Создать проблемную ситуацию. Побудить детей предложить пути решения проблемы.

Коммуникативная познавательная– на видном месте стоит копилка. Приходит в гости Незнайка ищет копилку. Оказывается он не знает что это такое и не умеет считать.

Порекомендовать родителям совершать покупки вместе с детьми, знакомить детей с деньгами со стоимостью товаров.

Выяснить что такое деньги? Зачем они нужны? Что было когда не было денег? Дать понятие бартер.

Коллективная познавательная

Просмотр презентации о деньгах. Мультик Тетушки Совы.

Научить детей считать не количество купюр, а их номинал

Игровая

Коллективная игра «Посчитай деньги в копилке» (Фиксики)

Учить считать и сравнивать количество денег.

Продуктивная:

1 Логическая задача «Сравниваем кошельки»

Учить соотносить набор монет с заданным числом

2 Логическая задача «Соотнеси набор монет с заданным числом»

Учить соотносить набор монет с заданным числом и с кол-вом предметов.

Коллективная игра

Круги Лулия«Соотнеси Цыфрус  кол-вом предметов и с купюрой или монетой. Например: три рубля-три чашки (картинка)- монеты по 1 рублю 3 шт (картинка)

Выяснить, что ребята хотели сделать, что делали, что получилось, а что нет.

Рефлексия

Февраль

Тема: «Что такое бюджет семьи?»

Задачи:

-познакомить детей с понятием «бюджет семьи»

-обогащать представление детей о бедных и богатых

-познакомить с понятиями: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, достаток

Образовательная практика: Финансовая грамотность.  «Лабиринт знаний»

Цель

Предположительные виды деятельности.

Вовлечение родителей и социума

Ввод детей в тему занятия. Дать возможность догадаться о чем пойдет речь на занятии.

Коммуникативная познавательная– видеоурок тетушки Совы.

Порекомендовать родителям Планировать расходы с детьми. Учить рассчитывать деньги, планировать покупки.

Дать понятия бюджет семьи, зарплата, пенсия, стипендия, пособие, доход, расход.

Коллективная познавательная

Работа по алгоритму бюджет семьи (доходы и расходы)

Изучить особенности поведения детей в образе папы (мамы). Узнать чувствуют ли они уровень достатка своей семьи.

Игровая

Сюжетно-ролевая игра «Если бы я был папой…» (мамой)

Учить планировать покупки и рассчитывать деньги.

Продуктивная:

1 Рисование

Составь бюджет своей семьи

Выяснить как усвоено понятие расходы семьи и что к ним относится.

2 Рисование

расходов своей семьи

Выяснить как усвоено понятие доходы семьи и что к ним относится.

3 Рисование

Доходы своей семьи

Закрепить изученные понятия. Познакомить с пословицами про деньги.

Коллективная познавательная

Составление Синквейна тема бюджет. (Денежки счет любят. Деньги-дело наживное.)

Выяснить, что ребята хотели сделать, что делали, что получилось, а что нет.

Рефлексия

Март

Тема: «Азбука безопасности»

                Задачи:

-уточнить и закрепить понятия цена, ценник, товары разной стоимости, касса, кассир, продавцы

-закрепить умение понимать, что на свою сумму можно купить

-закреплять счет количественный и порядковый

Образовательная практика: Финансовая грамотность.  «Лабиринт знаний»

Цель

Предположительные виды деятельности.

Вовлечение родителей и социума

Заинтересовать детей. Вызвать желание побывать в магазине.

Коммуникативная познавательнаяпутешествие в супермаркет

Порекомендовать родителям совершать покупки вместе с детьми, знакомить детей с деньгами со стоимостью товаров.

Закрепить изученные понятия. Составить алгоритм действий. Обозначить цель путешествия.

Коллективная познавательная

Повторить правила поведения в магазине. Алгоритм работы.

Познакомить с работниками магазина и их обязанностями, закрепить понятия ценник, зачем он нужен, что на нем указано, где написана цена. Показать кассу, зачем она нужна, кто за ней работает.

Двигательная, Познавательная

Рассматривание товаров и ценников, знакомство с работниками магазина, предложить сделать покупку.

Выяснить, что ребятам понравилось, что узнали? Что еще хотели бы узнать.

Рефлексия

Апрель

Тема:  «Зачем нужна реклама»

Планируемое событие:  «Рекламное агентство» (познавательно-развлекательная игра)

Задачи недели:

-познакомить детей с понятием реклама

-выяснить зачем нужна реклама, для кого делается реклама

Образовательная практика: Финансовая грамотность.  «Лабиринт знаний»

Цель

Предположительные виды деятельности.

Вовлечение родителей и социума

Создать проблемную ситуацию. Побудить детей выссказывать пути решения проблемы.

Коммуникативная познавательнаяПриходит в гости зайка грустный. Не знает как ему морковку продать.

Рекомендовать родителям анализировать с детьми рекламные ролики с целью выявления признаков ее необходимости.

Дать понятие рекламы. Откуда берется реклама и с чего все начинается. (труд-продукт-цена-товар-менеджер-реклама-покупатель)

Коллективная познавательная

Просмотр презентации

Закрепить понятие обменный пункт, его функции. Закрепить названия иностранных денег.

Игровая

Сюжетно-ролевая игра «Обменный пункт»

Закрепить названия и вид иностранных денег.

Продуктивная:

1 Аппликация

Альбом иностранных денег

Накопление денег для игры

2 Моделирование из бумаги

Деньги для «Арбата»

Примерное распределение ролей на итоговое мероприятие

3 Рисование

На тему: «Чем я хочу заниматься?» профессия, занятие

Закрепить изученные понятия. Познакомить с пословицами про деньги.

Коллективная познавательная

Составление Синквейна тема Деньги. (Денежки счет любят. Деньги-дело наживное.Не в деньгах счастье. Копейка-рубль бережет)

Выяснить, что ребята хотели сделать, что делали, что получилось, а что нет.

Рефлексия

Май ( закрепление пройденного)

Тема: «Откуда у людей берутся деньги?»

Задачи:

-закреплять понятия монеты, купюры, деньги

-обогащать знания детей о профессиях

-выяснить что нужно для того чтобы были деньги

-закрепить понятие зарплата

- познакомить с понятием бартер

Образовательная практика: Финансовая грамотность.  «Лабиринт знаний»

Цель

Предположительные виды деятельности.

Вовлечение родителей и социума

Создать проблемную ситуацию. Побудить детей предложить пути решения проблемы.

Коммуникативная познавательная– на видном месте стоит копилка. Приходит в гости Незнайка ищет копилку. Оказывается он не знает что это такое и не умеет считать.

Порекомендовать родителям совершать покупки вместе с детьми, знакомить детей с деньгами со стоимостью товаров.

Выяснить что такое деньги? Зачем они нужны? Что было когда не было денег? Дать понятие бартер.

Коллективная познавательная

Просмотр презентации о деньгах. Мультик Тетушки Совы.

Научить детей считать не количество купюр, а их номинал

Игровая

Коллективная игра «Посчитай деньги в копилке» (Фиксики)

Учить считать и сравнивать количество денег.

Продуктивная:

1 Логическая задача «Сравниваем кошельки»

Учить соотносить набор монет с заданным числом

2 Логическая задача «Соотнеси набор монет с заданным числом»

Учить соотносить набор монет с заданным числом и с кол-вом предметов.

Коллективная игра

Круги Лулия«Соотнеси Цыфрус  кол-вом предметов и с купюрой или монетой. Например: три рубля-три чашки (картинка)- монеты по 1 рублю 3 шт (картинка)

Выяснить, что ребята хотели сделать, что делали, что получилось, а что нет.

Рефлексия

   Заключение

   Практические занятия по формированию экономического мышления показывают, что экономическое воспитание дошкольника не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формируют деловые качества личности, что обеспечит преемственность между детским садом и школой.

  Использование  разнообразных форм и методов по формированию экономического мышления дает возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным.

       Практика показывает, что наиболее интересны детям такие формы как: дидактические игры, чтение сказок, отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов и  решение логических задач, различные развлечения.

Для них это и веселая игр, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности.

Детям нравятся так же нестандартные вопросы, необычные и в то же время содержательные задания, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок.

   Использование разнообразных методов и форм невозможно без развивающей среды. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, экологию, обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Использование интересных и эффективных методов и приемов по формированию экономического мышления способствует: приближению знаний к реальной  действительности; формированию интереса к социальным явлениям, происходящим в общественной   жизни; обретению знаний о новых экономических профессиях, умении  рассказать о них; обогащению словарного запаса, связанного с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий; развитию общительности, чувству собственного достоинства, ответственности, стремлении доводить начатое дело до конца ; воспитанию здорового интереса к деньгам, осознание правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд – деньги» и т.д.

 Опыт показывает, что только совместная работа детского сада и семьи дает хорошие результаты и способствует  более серьезному и ответственному отношению взрослых к формированию экономического мышления.

 Т.е. раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработки стратегии в индивидуальном порядке. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, решается задача всестороннего развития личности.

Список литературы

1. Детский экономический словарь: учеб.пособие  / Сост. Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова.-  М.: Просвещение, 1997.- 80 с.

2.  Джугенхаймер Д. У., Гордон И. Основы рекламного дела : учеб.пособие  / М.: Просвещение, 1996.- 125 с.

3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : учеб.пособие  /. М.: Просвещение, 1996.- 130 с.

4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учеб.пособие  /. М.: Просвещение,- 1999 . 300 с.

5. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста : учеб.пособие  /. М.: Просвещение,- 1992 . 255  с.

6. Раизбе рг Б. А., Прутченко А. С. : Учебная программа по экономике (для 1 — 11-го классов/  . М.: Просвещение,- 1992 . 280   с.

7 . Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье : учеб.пособие  /. М.: Просвещение, 1996.- 125 с.

8. Смолнцева А.А. Введение в мир экономики , или как мы играем в экономику:. : Учебно- методическое пособие. / .  С.П.б.: « ДЕТСТВО- ПРЕСС», - 2002.,. 150 с.

9. Шатова А.Д- Дошкольник и... экономика : учеб.пособие  /. М.: Просвещение, 1996.- 200  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В реферате обосновывается актуальность экономического воспитания  детей  старшего дошкольного возраста через разные  виды  детской  деятельности....

Методическая разработка " Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях мегаполиса"

Основной целью моей педагогической деятельности является экологическое воспитание дошкольников.Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:-формирование у дошкольнико...

«Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В данном материале раскрывается значение экономического воспитания в ДОУ...

«Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В данном материале раскрывается значение экономического воспитания в ДОУ...

Методическая разработка Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Введение.Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как · к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изме...

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно – патриотическому воспитанию "Майский праздник – День Победы!".

Данная методическая разработка посвящена проблеме воспитания у обучающихся духовно-нравственных ценностей, чувства уважения к ратному и трудовому подвигу народа, осмыслению нравственного долга перед в...

«Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОО(У)»

laquo;Экономическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста  в условиях образовательного пространства ДОО(У)»...