Использование новых информационных технологий в работе над произношением детей с нарушениями слуха дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Пашнина Ирина Вадимовна

Предварительный просмотр:

казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Нижневартовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I,II вида»

Реферат

«Использование новых информационных технологий в работе над произношением детей с нарушениями слуха дошкольного возраста»

Подготовила:

Пашнина И.В.

учитель-дефектолог

2013

Содержание.

  1. Современный взгляд на использование информационных технологий.
  2. Значение  информационных технологий в обучении детей.
  3. Роль компьютерных технологий в обучении детей с нарушением слуха.
  4. Применение информационных технологий в работе над произношением детей с нарушениями слуха дошкольного возраста.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные  технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Одним из важнейших направлений исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики является разработка специальных средств обучения, необходимых для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, обусловленных нарушениями их развития. Современный педагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушением слуха, которая имеет в своей основе социализацию направленность, саморазвитие и самореализацию личности неслыщащего ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии, особенно для детей с нарушением слуха. Дети сравнительно рано знакомятся с компьютером. Практика показала, что интерес к занятиям значительно возрастает, повышает уровень познавательных возможностей. Использование новых нестандартных приемов объяснения и закрепление материала, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание, помогает развить произвольное внимание.  В этом случае  задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактах, но и в ассоциациях в  памяти детей, особенно глухих и слабослышащих. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме этого, использование презентаций в процессе обучения позволяет: заинтересовать детей, усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем подготовленности, организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями. Современная специальная (коррекционная) школа постоянно находится в поиске новых методов, которые помогли бы сделать учебно-воспитательный  и коррекционный процесс более результативным, развивающим и интересным. В качестве одного из средств коррекционной работы по повышению качества произношения глухих учащихся нами широко используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Использование ИКТ в образовательном процессе, а в частности на  индивидуальных занятиях по РСВ и ФП, позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, обеспечивать мотивацию учащихся к занятиям и к использованию устной речи, поддерживать работоспособность и продуктивность деятельности на протяжении всего занятия. Кроме того, использование ИКТ хорошо сочетается  с технологией развивающего обучения, позволяя использовать различные упражнения, направленные на развитие психических процессов, навыков самоконтроля над произношением.

Применение  наглядности на индивидуальных занятиях по РСВ и ФПСР помогает учащимся с нарушениями слуха научиться эффективно усваивать информацию посредством её визуального представления и переносить эти навыки в другие виды деятельности. Наглядность выступает как источник информации об объекте познания, как средство усвоения информации об окружающем мире. При помощи визуальных объектов становится возможным обучать учащихся алгоритму построения речевого высказывания, стимулировать их речевую активность, учитывая состояние эмоционально-волевой сферы и интересы ребенка с нарушениями слуха.

Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный поход. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, из года в год расширяться и углубляться, и здесь большое значение имеет многообразие форм подачи материала.

Играя известную познавательную роль, слуховое восприятие имеет для глухого и чисто практическое значение, облегчает ему ориентировку в окружающей среде. Достаточно указать на ту роль, которую играют различного рода звуковые сигналы (окрик, гудок паровоза, звонок, звук горна и т.п.), чтобы понять, какую ценность может иметь слуховое восприятие для глухого, обладающего даже сравнительно небольшими, непригодными для восприятия речи, остатками слуха.

Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что восприятие звуков само по себе может доставлять глухим удовольствие. Многие глухие дети с большой охотой прислушиваются к музыкальным радиопередачам. Следовательно, слуховое восприятие имеет известное значение и в эстетическом воспитании глухих детей.

Таким образом, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты, аудиоматериалов, могут сыграть огромную роль в системе социальной адаптации слабослышащего ребенка.

Следующий аспект использования технических средств в системе социальной реабилитации инвалидов по слуху – информатизация методик работы над речью.

Клинически тугоухость у детей характеризуется нарушением слуха различной степени, шумом в ушах, вестибулопатиями и нарушением речи. Степень сохранности речи у детей с тугоухостью находится в зависимости от ряда факторов: от условий роста и развития ребенка, от наличия или отсутствия работы по развитию его речи и от качества этой работы.

Многочисленные факты показывают, что при отсутствии работы над речью дети, даже сравнительно поздно потерявшие слух, к школьному возрасту оказываются без речи. И наоборот, при условии специальной работы над речью последняя не только сохраняется, но и развивается у детей, лишившихся слуха в 2-3-летнем возрасте. Наблюдения показывают, что при систематическом использовании слухового восприятия в процессе обучения глухих произношению результаты в отношении внятности речи учащихся оказываются еще более значительными.

В данном аспекте также необходимо использование звукоусиливающих свойств современного оборудования.

Кроме того, при формировании речевых навыков у детей-инвалидов по слуху необходимо использовать сохранившиеся у глухого зрительный, кожный и двигательный анализаторы. Использование зрительного анализатора в системе информационных технологий связано с одной стороны, с предъявлением анимационных и видеоматериалов, фиксирующих работу речевого аппарата (в том числе, с помощью анимации возможно изображение работы органов речи « в разрезе»), с другой стороны, с предъявлением одновременно визуального изображения и аудиосопровождения предмета или явления, снабженного текстовым комментарием. Такая комплексность органично включается в ту форму подачи материала, которая основана на принципах мультимедиа.

Таким образом, новые технические средства должны быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков.

Использование глобальной компьютерной сети Интернет в образовании глухих и слабослышащих детей играет огромную роль, способствуя расширению их коммуникативных возможностей, создавая благоприятный эмоциональный  тон и, тем самым, способствуя развитию уровня мотивации к обучению. Важно, что инвалиды по слуху, обращаясь в Интернет, могут использовать ( хоть и не в полном объеме) в учебных целях практически любую образовательную среду ( в отличие от инвалидов по зрению, для которых требуются создание особой информационной среды).

Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к глухим и слабослышащим детям, играют видеоматериалы. Предъявляемая видеоинформация может сопровождаться текстовой бегущей строкой или сурдологическим переводом. Видеоматериалы и анимация крайне полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений, сурдологическое описание которых затрудняется ограниченным словарным запасом детей с такой патологией. Причем видеоматериалы особенно помогают в изучении процессов и явлений, поддающихся видеозаписи, а анимация может быть использована для изображения различных динамических моделей неподдающихся видеозаписи процессов и явлений. Анимация может сопровождаться гиперссылками, комментирующими отдельные компоненты изображения, что также важно при работе с детьми, лишенными слухового восприятия.

Компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования программы, уровень развития устной речи детей, индивидуальные особенности и возможности ребенка. Информационные технологии позволяют довольно быстро создать требуемый объем дидактического материала, при этом педагог может сам задавать уровень сложности заданий, лексический материал, который при этом будет уточняться и закрепляться, на деле реализовывать индивидуальный подход к ребенку, учитывая зону его ближайшего развития

С помощью графического редактора можно создавать различные упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения, «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия») памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления (аналогии, исключение, и т. д.), воображения и других психических процессов.

С помощью этих программ нами создаются мультимедийные презентации  к занятиям для автоматизации звуков, работы над ритмико-интонационной структурой речи. На каждый изучаемый звук подобраны профили произношения звуков, картинки для закрепления  звуков во всех позициях, для дифференциации сходных по артикуляции звуков, речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков. Для учащихся с трудом справляющихся с программными требованиями подбирается более простой речевой материал, задания выполняются с помощью педагога (создаются подсказывающие ситуации, задаются наводящие вопросы и т. п.). При работе над ритмико-интонационной структурой речи задания выполняются по подражанию педагогу, предлагается нотированный речевой материал (с выделенным ударением, орфоэпическими нормами, паузами). Для учащихся, без затруднений овладевающих программой по формированию произношения, используются более сложные задания, речевой материал с более сложными грамматическими конструкциями, более самостоятельные виды деятельности.

Следует также отметить, что гипертекст, лежащий в основе целого ряда информационных технологий, в рамках обучения детей-инвалидов по слуху также приобретает определенную специфику. Во-первых, сама гипертекстовая форма организации учебного материала, включая использование гиперактивных графиков, схем, таблиц, способствует развитию системного представления знаний, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями восприятия. Во-вторых, на углубляющих уровнях гипертекста, предъявляемого слабослышащим детям, необходимо размещать большое количество иллюстративного материала, а также синонимических и других текстовых пояснений, направленных на развитие словарного запаса детей.

В целом создание текстовых средств учебного назначения для глухих и слабослышащих детей требует обязательного участия специалиста-дефектолога, так как одним из наиболее значимых в рассматриваемой методической системе следствий недуга является ограниченный словарный запас и недостаток базовых средств для его пополнения.

На современном этапе осуществляется переход к масштабному использованию средств обучения, основанных на преимуществах технологий. В конце 70-х – начале 80-х гг. ХХ века  благодаря использованию микропроцессоров и информационных произошёл скачок в развитии средств визуализации акустических компонентов речи, которые используются в учебном процессе в качестве вспомогательных средств формирования в коррекции различных нарушений произношения у детей. Проведенное педагогическое исследование было посвящено введению самого мощного современного средства формирования и коррекции произносительной стороны речи – зарубежной компьютерной программы Speech Viewer («Видимая речь») – в контекст отечественной традиции сурдопедагогической помощи детям.

Программа «Видимая речь» предоставляет дополнительную информацию об основных акустических компонентах речи за счет их визуализации в режиме реального, а также – отсроченного времени. Используемые визуализации образы являются доступными для детей старшего дошкольного. Сфера применения программы достаточно широка и охватывает все стороны работы над произношением.

Функциональные возможности программы Speech Viewer («Видимая речь») в аспекте основных задач и направлений работы сурдопедагога показал, что она может быть плодотворно использована в качестве вспомогательного средства при решении следующих задач:

  • обследования ритмико-интонационной стороны речи ребенка с целью получения наиболее объективных данных, дополняющих данные традиционного обследования;
  • формирования мотивации к занятиям произношением и осознанного отношения к ним;
  • формирования правильного речевого дыхания;
  • развития и коррекции нарушений голоса;
  • развития голосовых модуляций;
  • формирования нормального темпа и слитности речи;
  • выделения словесного и логического ударения;
  • коррекции нарушений звукопроизношения;
  • формирования навыков самоконтроля.

               Были выделены этапы коррекционной работы, на которых целесообразно применять « Видимую речь»:

  • обследования произносительной стороны речи ребенка;
  • формирования первичных произносительных умений и навыков;
  • формирования и уточнения артикуляторных укладов;
  • автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
  • введения усвоенных произносительных навыков в произвольную речь;
  • формирования звуко - слогового анализа и синтеза;
  • формирования навыков самоконтроля.

              Анализ возможностей программы показал, что при работе с детьми старшего дошкольного возраста она может быть использована в качестве вспомогательного средства коррекции различных аспектов произносительной стороны речи:

  • речевого дыхания;
  • голоса;
  • звукопроизношения;
  • темпо - ритмической организации речи;
  • интонационного оформления речи.

            На основе отечественной концепции системного подхода к коррекции нарушений произношения у детей, положения о необходимости применения развивающихся технических средств

              В процессе комплексного коррекционного воздействия были разработаны принципы применения «Видимой речи», которые регламентируют соотношение нового средства обучения со сложившейся в сурдопедагогике и логопедии системой коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей.

  • «Видимая речь» - вспомогательное средство формирования и коррекции произносительной стороны речи;
  • Педагогическая целесообразность применения «Видимой речи» в коррекционном процессе определяется особыми образовательными потребностями детей с различными нарушениями произносительной стороны речи – потребностями  в дополнительной визуальной опоре для анализа собственной речевой деятельности в режиме реального и отстроченного времени.
  • Включение «Видимой речи» расширяет арсенал средств сурдопедагога и логопеда, но не нарушает принятой системы коррекции недостатков произносительной стороны речи у детей и логики профессионального мышления при планировании этой работы.
  • Включение «Видимой речи» дополняет традиционно используемые средства, но не вытесняет их. На каждом этапе работы над произношением выбирается средство, наиболее адекватное поставленной задаче и индивидуальным возможностям ребенка.

            «Видимая речь» может плодотворно использоваться в качестве вспомогательного средства обучения применительно к детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями произносительной стороны речи различного генеза и степени выраженности.

            Было установлено, что включение «Видимой речи» в коррекционный процесс позволяет несравненно быстрее, чем в традиционных условиях, вызывать у детей мотивацию к занятиям произношением, а затем развивать и поддерживать ее на протяжении длительного периода времени.

            Данная компьютерная технология является эффективным средством развития произносительных навыков.

            Были выявлены те необходимые для фонетического оформления речи навыки, формирование которых с помощью «Видимой речи» происходит у детей быстрее, чем в обычных условиях:

  • правильного речевого дыхания;
  • полнозвучного и стабильного голосоведения;
  • наличия голосовых модуляций;
  • нормального темпа и слитности речи;
  • выделения словесного и логического ударения;
  • правильного звукопроизношения;
  • развития фонематического слуха и самоконтроля за речью в условиях незапланированной коммуникации.

              Включение «Видимой речи» в арсенал средств педагога способствует также развитию работоспособности детей, сохранению продуктивности их деятельности на протяжении всего индивидуального занятия, а не только на тех этапах, где применяется компьютерная программа. Показателями роста работоспособности детей являются: стремлений, а также готовность многократно и усердно повторять необходимые однообразные упражнения, предлагаемые взрослым на определенных этапах индивидуальных занятий.

           Внедрение «Видимой речи» в практику помощи детям с различными нарушениями произносительной стороны речи стало возможным благодаря не только работе исследователей, но и вкладу практиков – сурдопедагогов  – в многолетнюю экспериментальную работу, которая потребовалась для проверки и уточнения подхода к использованию информационных технологий в обучении детей произношению.

Список используемой литературы:

  1. Бельтюков, В.И. Недостатки произношения слова и их устранение у глухонемых и тугоухих учащихся [Текст] / В.И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 1956. - 112с.
  2. Зубенко, Н.П. Компьютерный калейдоскоп: использование компьютерных презентаций в начальных классах [Текст] / Н.П. Зубенко. - Мозырь: Содействие, 2007. - 32 с.
  3. Волкова, К.А. Методика обучения глухих произношению [Текст] / К.А. Волкова. - М.: Просвещение, 1980. - 111с.
  4. КукушкинаО.И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б., Информационные технологии в обучении произношению. Полиграф-Сервис, 2004.
  5. Рау, Ф.А., Рау, Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению [Текст] / Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау. - М.: Учпедгиз МП РСФСР, 1959. - 321с.
  6. Рау, Ф. Ф., Слезина, Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих [Текст] / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. - М.: Просвещение, 1981. - 243с.
  7. Слезина, Н. Ф. Формирование произношения у глухих школьников [Текст] / Н.Ф. Слезина. - М.: Просвещение, 1984. - 267с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста

Классификация технологий обучения и методы применения....

Презентация "Время года - весна" для детей с нарушением слуха дошкольного возраста.

Данная презентация поможет педагогам и родителям детей с нарушением слуха познакомить детей с сезонными изменениями в природе и жизни людей весной или повторить их....

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей с нарушением слуха дошкольного возраста»

  Экологическое образование не является изолированным направлением д/сада, оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного проце...

Сенсорное воспитание детей с нарушениями слуха дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности

Сенсорное воспитание детей является предметом активного изучения со стороны специалистов в области детской педагогики и психологии. Сенсорное воспитание формирует у ребенка такие обобщенные знания и у...

Развитие графомоторных навыков у детей c нарушением слуха дошкольного возраста.

Развитие графомоторных навыков у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов: «Организация образовательного пространства для детей с нарушением слуха дошкольного возраста»

Консультация для педагогов : «Организация образовательного пространства для детей с нарушением слуха дошкольного возраста»...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха дошкольного возраста

Основной особенностью слуха является отражение внешнего мира в форме звуковых образов. Звуки — одни из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы, звук значите...