Эмпирическое исследование влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Беженарь Юлия Владимировна

 

КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОСТРОВНОМ РЕГИОНЕ: НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСТУПЛЕНИЕ В РАМКАХ СЕКЦИИ ОБЛАСТНОЙ II НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОСТРОВНОМ РЕГИОНЕ: НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСТУПЛЕНИЕ В РАМКАХ СЕКЦИИ ОБЛАСТНОЙ II НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

   Эмпирическое исследование влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Беженарь Юлия Владимировна, 62_a69@mail.ru

МБДОУ №42 «Черёмушки» г. Южно-Сахалинска

             

    В настоящее время вопросы музыкального воспитания освещены в теоретических исследованиях, изучены многими авторами, но внедрение музыкально-театрализованной деятельности в практику обучения и воспитания дошкольников, не имеет единого практического направления работы с детьми, что определило необходимость проведения эмпирического исследования в данной области.        

        Основополагающие научные разработки в области «Музыкально-театрализованной деятельности в развитии ребенка» представлены трудами следующих авторов: Л.С. Выгодский, Б.Н. Теплов, Д.В. Менджерицкая, Я.В. Артёмова, Е.Л. Трусова, Н.С.  Карпинская и др.

             В работе А. Е. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду» [1, c.57] обосновывается, что через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире. А.И. Картамашева в работе «Музыкально-театрализованная деятельность, как средство развития художественно-исполнительных навыков у детей дошкольного возраста» [18, c. 61], представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Таким образом можно сделать вывод, что процесс театрализованной деятельности неразрывно связан с музыкальным развитием ребёнка.

        Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, и таким образом обосновала идею взаимосвязи в взаимозависимости обучения и творчества детей. Наталья Алексеевна отмечает, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопления впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником [10, c. 14, 11, c. 12].

        В работах авторов Т.Е. Вендрова, И.В. Писарева «Восприятие музыкой», О.П. Радыновой «Слушаем музыку», Б.Т. Теплова «Психология музыкальных способностей», рассматриваются подходы к решению проблемы музыкально-эстетического воспитания. Авторы приходят к общему выводу: в занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами музыкальной деятельности.

                       Предмет исследования: педагогические условия и методика развития творчества старших дошкольников в музыкальной деятельности с использованием элементов театрализации.

Гипотеза исследования: Музыкально-театрализованная деятельность дошкольников будет успешной если:

- будет осуществляться с учетом возрастных особенностей дошкольников;

- если образовательная деятельность по музыкально-театрализованной деятельности будут проводиться регулярно, в течение учебного года.

Цель исследования: изучение возможностей музыкально-театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков и творческих способностей дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Определить особенности формирования музыкальной культуры дошкольников.
  2. Установить значение музыкально-театральной деятельности на развитие личности дошкольника.
  3. Подобрать методику диагностики музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
  4. Провести эмпирическое исследование влияния музыкально-театральной деятельности на музыкальную деятельность детей.

Эмпирическое исследование проводилось в 3 этапа:

1 этап (сентябрь - ноябрь 2015 г) - изучалась  психологическая  и методическая литература  по  теме  исследования,  проводилась подборка музыкально-театрализованных занятий, проводилась  первичная диагностическая работа по определению уровня развития  музыкальных и артистических способностей  старших дошкольников.

2 этап  (ноябрь 2015  - апрель  2016 г.) - проводился формирующий эксперимент,  в  ходе  которого применялись музыкально-театрализованные  занятия.

3 этап  (май  2016г.)  - проводилась повторная диагностика уровня развития музыкальных и артистических способностей детей,  осуществлялся  сравнительный  анализ  констатирующего   и   заключительного   этапов   экспериментов.

В исследовании принимали участие 20 детей старшей группы детского сада. Возраст детей 5-6 лет.

В своей работе мы использовали диагностику развития музыкальных и артистических способностей Е.А.Антипиной. Данная методика позволяет оценить музыкальные способности: восприятие музыки, пение, музыку и движение, элементарное музицирование, песенное и танцевальное творчество.

Артистические способности: основные принципы драматизации, артистические навыки.

 Диагностика  проводилась  в привычной для ребенка обстановке. Общение педагога и ребенка было доброжелательным, помогая ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов.  Педагог выслушивал ребенка до конца, не перебивая и не поправляя его ответы.

Музыкальные способности оценивались по следующим качествам:

Восприятие музыки: 1.Эмоциональная отзывчивость на музыку.

2. Определение музыкального жанра. 3.Осознанное восприятие формы музыкального произведения. 4.Соотнесение мелодии музыки с ее эмоционально-образным содержанием.

        Пение. 1. Пение естественным звуком. 2.Чистое интонирование в удобном диапазоне. 3. Пение без музыкального сопровождения. 4.Пение с удовольствием.

        Музыка и движение. 1. Выразительность и ритмичность движений.

2. Отражение языка музыки в движении. 3.Достаточный объем танцевальных движений. 4. Эмоциональный отклик на данный вид деятельности.

        Элементарное музицирование. 1.Устойчивый интерес к музицированию. 2.Владение приемами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах. 3. Передача ритмической пульсации и несложного ритмического рисунка. 4. Чувство ансамбля.

Песенное творчество. 1.Способность найти нужную интонацию в заданном жанре, характере (на заданный текст).

Танцевалъное творчество. 1.Способность импровизировать в свободном танце.

Артистические способности:

Основные принципы драматизации: 1. Устойчивый интерес (любовь) к театральному искусству. 2. Умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле.3. Владение выразительностью речи. 4. Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.

Артистические навыки: 1. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц. 2. Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его. Находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

 Характеристика уровней развития музыкальных и артистических способностей.

Высокий уровень -  творческая активность  ребенка,  его  самостоятельность,  инициатива,  быстрое осмысление  задания,  точное выразительной   его  выполнения без  помощи  взрослых,  ярко выраженная  эмоциональность ( во  у всех  видах музыкальной  деятельности).

Средний уровень -  эмоциональная  отзывчивость,  интерес, желание   включиться   в  деятельность.  Но  ребенок затрудняется  в   выполнения   задания.  Требуется  помощь  взрослого,  дополнительное  объяснение,  показ, повтор.

Низкий   уровень -  мало эмоционален, не  активен,  равнодушен; спокойно,  без интереса  относиться к  театральной  деятельности.  Не способен  к   самостоятельности.

После проведения входной диагностики были проведены в течение второго этапа музыкально-театрализованные занятия. Повторная диагностика проводилась по вышеуказанной методике.

Структура музыкально-театрализованного занятия включала:

Игры-драматизации, игру на музыкальных инструментах, танцы, ритмику, пение, театральные этюды, кукольные спектакли, артикуляционную гимнастику.

План музыкально-театрализованной  деятельности рассчитан на 1 год обучения. Проводилось одно занятия в неделю в первую или  вторую половину дня. Продолжительность музыкальной образовательной деятельности: 20 - 25 мин.

Педагогический анализ знаний и умений детей  проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

В первом полугодии начиналось знакомство с театральными куклами. Различными видами театров, основами актерского мастерства, к середине года уже дети активно участвовали в театрализованных играх, инсценировках, драматизациях.

Во второй половине учебного года театрализованные игры отличались более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами, что давало детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности.

Подводя итоги проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- Высокий уровень развития музыкальных способностей, восприятие музыки и пения повысилось. Большая часть детей творчески стало относиться к заданию, проявлять самостоятельность в определении музыкального жанра, чисто интонировать, петь с удовольствием.

- Повысилась четкость движения в соответствии с характером музыки, формой произведения, умение двигаться легко и пластично, получая от этого удовольствие.

- Улучшилась музыкальная память, певческие навыки и слух, дошкольники могут творчески передавать различные музыкально-игровые образы. Улучшилось техническое исполнение музыкального произведения в оркестре.

- Развитие артистических способностей.

Следует также отметить, что в результате проделанной работы, дошкольники стали эмоционально отзывчивыми, открытыми, раскрепощенными. Разыгрывание ролей на занятиях: танцевальная деятельность, пение, музицировали позволило им повысить не только музыкальные способности, но и артистические.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования музыкально-театрализованных занятий в образовательной программе детского сада.

Список использованной литературы

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2003г. – 103 с.
  2. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей - Л:1961;
  3. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. – М.: Инфра-М, 2000.
  4. Бочкарева. ДОУ. Художественная литература. Нестандартные занятия. Старшая группа. – Корифей. 2007. – 116 с.
  5. Бочкарева. О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа – Корифей. 2007. – 96 с.
  6. Бояркова Е.В. Музыкальный интерес как личностное качество в структуре эстетического сознания современных дошкольников//Международный интерактивный сетевой семинар «Социокультурная доминанта современного образования»2010.
  7. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - №11. – 1982. - С. 32-38.
  8. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. – М.: 1991 – 50 с.
  9. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. // Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
  10. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989 – 270 с.
  11. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1988.-240с.
  12. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 92стр.
  13. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
  14. Головащенко О.А. Развитие творческого потенциала формирующейся личности, через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра. // Дошкольное воспитание. – № 11. - 2002. – С. 12
  15. Гофман Э. Мысли о высоком значении музыки. // Искусство в школе. – 1992. – №2. – 51-54 с.
  16. Зимина А.Н., Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 304с.
  17. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1989
  18. Картамышева А.И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.
  19. Кондратьева Л.Р. Интегрированные подходы в музыкальном воспитании дошкольников // Открытый урок. - 2009, № 8, с. 45-48
  20. Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э. Интегрированное занятие для детей 5-7 лет // Музыкальная палитра. – 2006, №5, с. 3-6
  21. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. - М, 1982
  22. Музыкально-ритмическая деятельность как средство социальной адаптации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями с общество / И.Д. Маркевич // Сб. научн. статей. – Мурманск, 2006. – Ч. 2. – С. 22–27.
  23. Орешкина Э.Я. Формирование творческой личности ребенка средствами музыкально - театральной деятельности. – Биробиджан, ОО «Педагогическая ассоциация ЕАО РФ»,2010. - http://www.edu-eao.ru/images/stories/ppo/2010/03/03-oreshkina.pdf
  24. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 2000. – 158 с.
  25. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980. – 120 с.
  26. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: ИНФРА, 1998 – 56 с.
  27. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003 – 379 с.


Предварительный просмотр:

Практическая часть

Эмпирическое исследование влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

   Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство важно для самого ребёнка. Начиная свое музыкальное занятие, можно сказать столь привычное слово «Здравствуйте» по - разному. Пропеть его, так как это музыкальное занятие, а можно подключить разную интонацию (радостно, приветливо, небрежно, угрюмо). А также меняя методы и приемы брать за основу дружеское отношение друг к другу:

Мы друг другу руки подаём

И с улыбкой «Здравствуйте» поем

Добрый день! Добрый день!

Заниматься нам не лень

    Также введена в систему мимические разминки перед пением, позаимствованные у разных авторов(А.И.Бурениной., Т.Э.Тютюнниковой) и добавляю собственные сочинения:

Губы в трубочку сложились,

Вдруг в улыбку превратились,

Широко открыли рот

Как зевает бегемот,

Язычком уколем щечки

И надуемся как шар.

Язычками по дразнились

И улыбкой помирились.

     Также включен комплекс упражнений, которые развивают мимику, жест, пантомимические навыки:

- «Зеркало» -парами, друг против друга повторять гримасы;

- «Тень» - повторить движения напарника;

-  Выразительные движения – игры снежники, поймай бабочку, поймай улыбку и т.д.;

- Возьми и передай воображаемый предмет (лёгкий, стеклянный, тяжёлый).

     В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Дети уже могут устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. Интегрированный подход к организации взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.

    Программа дошкольного образования дает большую возможность слушать произведения композиторов, которые писали музыку к сказкам: П.И. Чайковский «Щелкунчик», Н. Римский-Корсаков «Садко», «Снегурочка». Великие творения А. Вивальди «Времена года», П.И. Чайковский «Времена года».

   В процессе слушания старшие дошкольники проявляют немалую активность в слушании и интерпретации музыки. Это выражается в попытке передать художественный образ в музыкально-ритмических движениях, отражающих впечатления от услышанного музыкального впечатления. Таким образом, ребёнок реализует естественную потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Например, прослушав произведения композитора Ф. Шопена «Вальс Зимы» и просмотрев на мультимедийном экране картины зимы определяем настроение музыки (лёгкое, воздушное), выясняем, что под эту музыку хочется выполнять плавные движения как будто падает снег и кружится. Берем в руки воздушные шарики, легкие, как снежинки. Подкидывая шарики-снежинки вверх, выполняем произвольные танцевальные движения, стараясь не уронить шарик.  Таким образом, ребёнок реализует естественную потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества.

    Ребёнок старшего дошкольного возраста охотно участвует в логоритмических разминках, которые я также ввела в занятия, как одно из основных видов музыкально-театрализованной деятельности. Широко используя авторские работы М.Ю. Картушиной, также добавляю игры собственного сочинения:

Раз, Два, Три, Четыре (ритмические хлопки)

На ладошках звуки жили (показываем ладошки)

Громко в кулачки стучали (стучим кулачок об кулачок)

Песни в гости приглашали (движение приглашения)

Приглашали в гости ножки (хлопки по коленкам)

Чтоб по топали немножко (топаем)

Вот пора ладошкам спать (поочередный показ ладошек)

Надо звукам отдыхать (складываем ладошки под щечку)

    Такие небольшие разминки дают возможность отрабатывать дикцию, ритмический рисунок и эмоциональное исполнение.

    Старшим дошкольникам особенно нравится импровизировать в пении, танце, игре на музыкальных инструментах, создавать небольшие оркестровки. Участие в таком виде музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством.

     Музыкальная-театрализованная деятельность включает в себя песенное творчество. Песни, как правило, разные по характеру. Я включила в занятие игру по заявкам телезрителей. По выбору, дети, как артисты по одному или группами исполняют знакомые песни. Такое небольшое игровое занятие позволяет детям не быть закомплексованными и почувствовать себя артистом. Каждый солирующий ребенок старается произвести впечатление на зрителей.

   Для старших групп в дополнительные занятия входит импровизация. Разыгрывание темы сюжета без подготовки, пожалуй, самое сложное, но наиболее интересная игра. К ней готовятся все предыдущие виды театрализованной деятельности. Я стараюсь подготовить детей, помочь подвести их к этому, но, а в остальном воображение и фантазию ребят развиваю по ходу событий, стараясь дополнить друг друга.

     «Что случилось в лесу?»  - определяем кто, кем будет из детей и начинаю развивать тему. На сцену выходит серый волк, имитирует мимикой и жестами злого волка. Кто-то выбрал роль лисы. По ходу импровизации можно задавать вопросы, которые помогут детям до фантазировать развитие сюжета. Желание качественно исполнять роль показывает, что главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат.

    План музыкально-театрализованной деятельности рассчитан на 1 год обучения. Проводилось одно занятия в неделю, в первую или вторую половину дня. Продолжительность музыкальной образовательной деятельности 20 - 25 мин.

    Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

    В первом полугодии начиналось знакомство с театральными куклами. Различными видами театров, основами актерского мастерства. Уже к середине года дети активно участвовали в театрализованных играх, инсценировках, драматизациях.

    Во второй половине учебного года театрализованные игры отличались более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами, что давало детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности.

    Итогом всех занятий стало музыкально-театрализованная постановка: «Баранкин, Будь Человеком!» (сценарий представления по мотивам сказки В.Медведева из сборника «Театр всевозможного» автор А.И.Буренина), в которой участвовали дети всей подготовительной группы, без исключений. Спектакль с успехом прошел для детей старших дошкольников нашего детского сада и для гостей областных курсов повышения квалификации воспитателей ИРОСО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков и сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста (Программа «Я тебя понимаю»)

Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье...

Родительское собрание в форме мастер-класса "Развитие логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

В материале представлен план проведения родительского собрания и конспект мастер-класса на тему "Нетрадиционные способы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Полезный матерал для решения проблем коммуникабельности детей старшего дошкольного возраста....

Статья «Пластилинография как средство развития сенсомоторной координации и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Источники способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движении детской рук...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

АктуальностьВ современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня...

Доклад из опыта работы «Использование лего-конструирования для развития познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченн...