Статья «Пластилинография как средство развития сенсомоторной координации и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
статья по теме

Кленина Ирина Валерьевна

«Источники способностей и дарований детей

находятся на кончиках их пальцев.

От них идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче творческая стихия детского разума,

тем он умнее».

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Пластилинография как средство развития

сенсомоторной координации и творческих способностей

детей старшего дошкольного возраста»

«Источники способностей и дарований детей

находятся на кончиках их пальцев.

От них идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче творческая стихия детского разума,

тем он умнее».

В.А. Сухомлинский

Период дошкольного детства – один из важных периодов развития человека, который характеризуется высокими темпами психофизиологического созревания. Дети появляются на свет с еще не способными к активному фунуционированию, но достаточно сформированными органами чувств. Пользоваться своими ощущениями они должны еще научиться. Малыш в жизни сталкивается с огромным многообразием форм, красок и других свойств объектов. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой. Ребенка окружает природа со всеми ее сенсорными признаками: шумами, запахами, многоцветием… Каждый малыш это воспринимает. Но если это происходит без грамотного педагогического руководства, оно может оказаться поверхностным, неполноценным. 

Значение сенсомоторного развития ребенка-дошкольника трудно переоценить. Ведь именно дошкольный возраст особенно благоприятен для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования органов чувств. Сенсорное развитие ребенка во многом зависит от того, как ребенок мыслит, видит, воспринимает мир осязательным путем. Насколько хорошо ребенок в детстве будет развит, настолько просто и естественно он овладеет новым в зрелом возрасте. Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Таких как форма, цвет, величина, положение в пространстве.

А развитие художественного творчества является неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения. Общество испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в различных ситуациях.  

Одним из средств, способствующих творческому и сенсомоторному развитию детей, является работа с пластилином. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Занятия лепкой восстанавливают внутренний баланс организма и душевного равновесия, оказывают определенное психотерапевтическое воздействие на детей. Такие занятия способствуют развитию творчества, чувства гармонии цвета и формы, эстетических чувств. Чем же полезны занятия лепкой для детей? Во-первых, дети, воспроизводя пластически предметы с натуры по памяти или по образцу, знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи. Во-вторых, развивается наблюдательность, внимание. Лепка способствует полету детской фантазии. На занятиях лепкой дети имеют дело с действительной формой предметов, они не только рассматривают, но и осязают их со всех сторон руками. А впечатление становится отчетливее, если в восприятии принимают участие все органы чувств.

Однако на современном этапе возникает необходимость обучения детей творить новое, многообразное, неповторимое.

Творческой альтернативой лепке может стать  пластилинография или, как ее называют иначе, «Живопись с помощью пальцев». Принцип данной техники – создание картин из пластилина на горизонтальной поверхности.

Пластилинография – малоосвоенная техника, но чрезвычайно занимательная и эффективная. Она развивает мелкую моторику, способствует развитию тактильных ощущений, развивает внимание, любознательность, расширяет представление об окружающем мире. А также совершенствует сенсомотрику – ориентировку в пространстве, согласованность в работе руки и глаза, координацию движений, их точность.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука.  Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев. Пластичность материалов, оптимальная трудность процесса лепки, вариативность использования, особенности протекания творческой деятельности при создании изделия, задействие разных психических качеств ребенка – все это обуславливает и предполагает успешное развитие творческих способностей.

Поэтому необходимость и целесообразность занятий пластилинографией не вызывает сомнения.

Основной идеей занятий пластилинографией является развитие художественного вкуса детей и развития личности в целом.

Основные принципы:

  1. Принцип доступности - все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
  2. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности.
  3. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
  4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
  5. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний.
  6. Принцип свободы выбора предоставляет детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, какой материал выбрать. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

Основные направления работы:

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность дошкольников.
  • Совместная деятельность детей и родителей.
  • Интеграция образовательных областей в организованной образовательной деятельности.
  • Развивающие игры, рассматривание альбомов иллюстраций по данной теме.
  • Беседы, наблюдения, экспериментирование.

Современные исследования и передовой опыт в области художественно-эстетического развития детей свидетельствует, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в разработке программы кружковой работы по лепке «Ловкие ладошки» для детей младшего дошкольного возраста и «Чудеса из пластилина» для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации педагогического опыта «Пластилинография как средство развития сенсомоторной координации и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Целью данного кружка является развитие художественно-эстетических способностей у детей через нетрадиционную работу с пластилином – пластилинографию.

В качестве основных мною были намечены следующие задачи:

  1. Создание условий для формирования и развития творческих способностей дошкольников.
  2. Освоение традиционных и нетрадиционных техник работы с пластилином.
  3. Развитие:
  • эстетического восприятия и художественно-образного мышления ребенка;
  • мелкой моторики, координации движения рук;
  • пространственного представления и цветового восприятия;
  • связной речи.
  1. Формирование способностей детей чувствовать и объяснять выразительность образа, давать художественную оценку создаваемого и законченного образа.
  2. Воспитание:
  • трудолюбия и старания;
  • эстетического вкуса и любви к прекрасному;
  • аккуратность в работе с материалом.

Для успешной реализации поставленных задач был разработан практический материал:

  • перспективный план работы кружка «Ловкие пальчики» для детей средней группы;
  • перспективный план работы кружка «Чудеса из пластилина» для детей старшей и подготовительной группы;
  • конспекты занятий с использованием техники пластилинография;
  • методические рекомендации и консультации для родителей и педагогов;
  • картотека пальчиковой гимнастики согласно перспективному плану кружка;
  • дидактические игры;
  • наглядный материал.

В качестве тем для занятий часто использую сюжеты сказок и мультфильмов, а также эмоциональный рассказ, поэзию, музыку, что способствует развитию воображения детей и делает занятия интересными и яркими.

Занятия по пластилинографии предполагают использование методов и приемов художественно-эстетического развития, которые имеют развивающий характер, побуждают детей к проявлению различных форм двигательной, речевой и творческой активности. Все три основных метода (словесный, наглядный и практический) применяются с нарастанием проблемности: от прямого воздействия к самостоятельному поиску детьми способов художественной выразительности.

Применяемые методы обучения, тесно связываются не только с темой, программным содержанием, но и с тем, что и как усвоили дети ранее.

Один из ведущих методов обучения на занятиях информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ подлежащего изображения предмета. Стараюсь активизировать речь и мышление детей, давая им возможность самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения.

При обучении детей навыкам работы с пластилином, также широко использую словесный метод, который включает в себя: беседу; рассказ, художественное слово, совет и указания педагога, а также педагогическую оценку. Согласно данному методу все действия сопровождаются четкой словесной инструкцией. Приемы составления более сложных изображений демонстрирую при помощи документ-камеры. Благодаря такому гаджету дети могут видеть на экране движения рук воспитателя, выполняющего определенные действия с пластилином. Это помогает дошкольникам лучше понять новые приемы и способы их использования в своей работе.

Для передачи образности, выразительности часто использую художественное слово (загадки, поговорки, стихи т.д.), а также даю советы, стимулирующие активность и самостоятельность детей.

При выполнении работ из пластилина важно уметь организовать последовательность действий. Поэтому учу ребят составлять определенный план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным.

Стараюсь преподносить детям новый материал или закреплять полученные навыки в процессе игры, что создает непринужденную творческую атмосферу, способствует развитию воображения.

Дети работают не только индивидуально, но и коллективно. В старшей группе на определенных занятиях предоставляю детям возможность выполнять работу по своему желанию.

   Для того чтобы понять, как дети усвоили полученные знания, навыки и умения, внимательно слежу за работой на занятии, а затем просматриваю готовые работы и записываю результаты. Записи после каждого занятия помогают мне проанализировать результаты по кварталам, а затем и за год. По окончании квартала сравниваю свои записи и работы детей, индивидуальные различия в освоении умений, что позволяем мне строить свою дальнейшую работу, а также проводить индивидуальную работу с детьми.

Данная форма нетрадиционной техники работы с пластилином оказалась интересной, занимательной и, что немаловажно, эффективной. Дошкольники, стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Работы детей стали более интересными, содержательными, а идея и замысел богаче. Каждая работа кажется произведением искусства. Дети обрели уверенность в себе и ощущают себя маленькими творцами. Творчество обогатило жизнь моих воспитанников новыми переживаниями и чувствами.

Сравнивая результаты этих двух лет, увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными и внимательными. Их работы по «пластилинографии» приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе. А, ведь, как известно, лишь то, что вызвало у ребенка интерес, может послужить стимулом к дальнейшему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Танцевальное деятельность как средство развития координации движения у детей старшего дошкольного возраста»

    Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества - является музыкальное движение. Музыкальные движения - это наиболее продуктивны...

Статья "Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста".

quot;Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста".            Подготовка ребенка к школе является  важной...

Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад   №24 «Теремок»  ст. Будённовской Пролетарского района Ростовской области Проект «П...

Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»  ...

Статья «Игра, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье описано влияние игры на формирование коммуникативных навыков детей, приемы, которые можно использовать в совместной деятельности с детьми для развития умения вести диалог....