Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

КАЗАНЦЕВА Галина Владимировна

 

Проект

 

«Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-plastilinografiya.doc245.43 КБ
Файл opyt_raboty_kazantseva_g._v.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад   №24 «Теремок»  ст. Будённовской Пролетарского района Ростовской области

              

Проект

«Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»  

   

                         

    Автор:  Казанцева Г.В.

                                                                                 воспитатель

 

                               

 

       Актуальность.

        Любая система дошкольного воспитания и обучения ориентирована на подготовку ребенка к школе.  

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.  

Год от года увеличивается количество детей, имеющих различные нарушения в состоянии здоровья детей: нарушения речи,    опорно-двигательной системы и др., что негативно сказывается на подготовке детей к школе.

         Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, умел правильно говорить, логически рассуждать, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики рук.

        Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность), зрительная и двигательная память, речь.  

         В 2018 году наш детский сад  посещало   86 детей,  из них  20 - с   речевыми нарушениями, слабо развитой моторикой рук.  Соответственно, у этих ребят велик риск школьной дезадаптации,    неуспеваемости.  

          Известный исследователь детской речи М. И. Кольцова пишет: «...Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

     Следовательно, одним из значимых факторов  недостаточной готовности к школе, является  слабо развитая мелкая моторика рук у детей.  

        Лепка - вид деятельности, который приносит детям много радости и удовольствия, повышает эмоционально -  положительный фон, создаёт  благоприятные  условия для  успешного развития ребенка.  

 Согласно ФГОС – художественно-эстетическое направление является одним из приоритетных.  

       Следовательно, принимая во внимание  все  вышесказанное, возникла идея совершенствования  развития мелкой моторики рук детей  средствами изобразительной  деятельности , внедрения в педагогический процесс новых методов, приемов и средств.

        В этой связи проект рассматривает внедрение в педагогический процесс  инновационной  технологии, направленной  на совершенствование изобразительных   навыков  у детей, сенсомоторики -  пластилинографии.        

          Пластилинография – техника самая осязаемая в художественном творчестве.   Основным инструментом в лепке является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.  

 Таким образом, целью моего проекта стало создание целенаправленной системы обучения детей  старшего дошкольного возраста  в ходе развития изобразительных  умений и навыков.

Для реализации  проекта, необходимо решить следующие  задачи:

  • Изучить и внедрить в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста  эффективные современные   технологии  по  изобразительной деятельности  с дошкольниками.  
  • Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности
  • Организовать предметно-развивающую среду, стимулирующую детей заниматься художественными  видами деятельности
  • Провести мониторинг успешности внедрения инновационного

         подхода   к обучению  детей изобразительным навыкам и умениям

Предполагаемые результаты:

  • повышение эффективности работы по развитию изобразительных умений и навыков у детей  старшего дошкольного возраста  в результате инновационного подхода и  совершенствование   сенсомоторики,  успешная  подготовка  к школе детей  старшего дошкольного возраста;
  • проектирование правильно-организованной   развивающей среды для   самостоятельной художественной деятельности вне занятий;
  • эффективное сотрудничество воспитателя,  детей и родителей в  образовательном процессе.

Создание целенаправленной системы обучения детей  старшего дошкольного возраста  в ходе развития изобразительных  умений и навыков  предполагает включение в педагогический процесс:

  • технологии  пластилинографии, которая  способствует развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление;

развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей,    подготовки  руки  к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Для реализации проекта необходимы следующие условия:

  • соответствующий уровень владения педагогом  технологией   пластилинографии;
  • взаимодействие с родителями и педагогами детского сада;
  • наличие  развивающего пространства (уголок изо  в группе и т.д.)

Обеспечение проекта

  • Техническое обеспечение:

компьютер, проектор, экран

 

  • Методическое обеспечение:

1. Методическая  литература по реализации проекта

2. Материалы мониторинга развития мелкой моторики и графических навыков

              Ориентировочная продолжительность реализации проекта: 1-2 года.  

План реализации проекта  включает в себя  несколько этапов:

1. Подготовительный

  • Изучение и анализ методической литературы, приобретённой для создания проекта;
  • Создание условий для реализации проекта;
  • Подбор диагностического инструментария;
  • Диагностика детей;
  • Анкетирование родителей, обсуждение целей и задач с родителями;
  • Сбор информации, материал для занятий.

2. Основной

  • Проведение занятий по изготовлению поделок из пластилина в совместной деятельности с воспитателем;
  • Проведение консультаций для родителей  «Польза пластилинографии для подготовки руки к письму» ;
  • Проведение совместных занятий для углубления взаимосвязи родителей и детей;
  • Оформление выставки «Знакомьтесь – наше творчество!».

3. Итоговый

  • Сбор и обработка материалов (анкет, диагностики);
  • Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;
  • Обобщение материала проекта;
  • Оформление фотоальбома с детскими работами; 
  • Анализ участия родителей в проекте ;
  • Презентация проекта, выступление на педсовете.

Механизмы оценки результатов

  • Диагностика знаний и умений, навыков детей  старшей группы
  • Анализ отзывов родителей
  • Обобщение и представление результатов проекта на районных семинарах

Публикация опыта работы участников проекта. 

Методы и приёмы реализации проекта

Методы:

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Приёмы рисования пластилином:

- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

- рисование мазками;

- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

- процарапывание по пластилину;

- вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

На подготовительном этапе  (сентябрь 2018г.) я изучила  психолого-педагогическую    и методическую литературу:    «Педагогическая психология», авт.  Выготский Л.С., «Как подготовить ребенка к школе», авт.  Реан, А.А.,  «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», авт. Г.Н. Давыдова, что дало мне возможность  выбрать  педагогическую технологию.

Основой опыта послужила непосредственная работа с детьми - апробация авторских наработок, конспектов занятий, проведения диагностических исследований.

Диагностическое  обследование детей  и его результаты  подтвердили   мой выбор   вида  деятельности  с детьми и  использование  в педагогическом процессе технологии  пластилинографии.

Анкетирование родителей  позволило определить цели и задачи совместной работы с  родителями  по данному направлению.

На основном этапе работы  (октябрь 2018г.)  мною было разработано перспективное планирование и внесены изменения в рабочую программу.

Перспективное планирование

Сентябрь:

1. ООД «Осеннее дерево»

2. Консультация для родителей «Пластилинография в детском саду. Виды пластилинографии»

3. ООД «Дары осени» (натюрморт «Овощи и фрукты»)

4.Индивидуальная - работа «Божья  коровка»            (контурная пластилинография)

Октябрь:

1. ООД «Виноградная лоза»

2. ООД «Осенние фантазии»(коллективная лепка)

Ноябрь

1. ООД «Ветка рябины»

2. ООД «Рыбки в аквариуме»

3. Самостоятельное художественное творчество

«Грибок» (воспитатель заранее готовит шаблоны с изображением различных грибов и затем организовывает выставку для родителей «Мы ходили по грибы»)

Декабрь:

1. ООД «Зимний вечер»

2. ООД «Елочка-красавица»

Январь:

1. ООД «У лукоморья дуб зеленый» (по мотивам сказок А. С. Пушкина)

3. Мастер – класс для родителей «Прилетели снегири»

Февраль:

1. ООД «Тюльпаны для любимого папы» (контурная пластилинография)

2. ООД «Броня крепка, а танки наши быстры» (интегрированное занятие ко дню Защитника Отечества»

3. Выставка работ для родителей «Пластилиновые фантазии»

Март:

1. ООД «Весенние цветы в подарок маме»

2. ООД «Ты беги, кораблик по волнам»

3 Консультация для родителей «Значение лепки для развития моторики рук ребенка»

Апрель

1. ООД «Веселая Хохлома»

2. Презентация для родителей «Маленькие художники»

Май

1. ООД «Ветка яблони»

2. Самостоятельное художественное творчество

«Золотой луг» (одуванчики)

Итоговое мероприятие:

Выставка детских работ

Круглый стол. Обсуждение результатов проекта «Пластилиновые фантазии»

Определены методы и приёмы реализации проекта:

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Приёмы рисования пластилином:

- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

- рисование мазками;

- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

- процарапывание по пластилину;

- вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами. 

 На этом этапе  реализации проекта  активно привлекала к совместной работе родителей.  Для них проводила беседы, консультации («Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилиновой живописи на развитие детей», «Как сохранить детские работы») красочно оформляла памятки  («Рисование пластилином».  Проводила мастер-класс с участием родителей «Пластилиновые заплатки», «Пластилинография в детском саду».

На  последнем этапе (май 2019г.) подводились итоги работы с дошкольниками.

Повысился уровень  сенсомоторики у дошкольников, уровень развития связной речи, дети стали лучше проговаривать звуки речи.  

 Они стали активными участниками конкурса, организуемого на уровне дошкольного учреждения: «Осеннее дерево», «Насекомые».

 Реализация проекта позволяет сделать вывод о том, что  пластилинография  даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики), развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное -  способствует развитию творческой личности.

В моих планах  на  перспективу - продолжить работу по повышению уровня развития творческих способностей  методом пластилинографии,  а именно,  развитие самостоятельности, креативности, инициативы  у детей  дошкольного возраста.

     Распространить опыт работы по развитию творческих способностей детей  дошкольного возраста среди коллег детского сада.

    Работать над использованием некоторых видов пластилинографии начиная с младшего дошкольного возраста.

   Разработать проект пластилинографии через реализацию мини-проектов: «Чудеса из пластилина», «Чудесная мозаика».

«Пробудить, заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться…

Сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я стремлюсь в меру своих сил и способностей».

Литература:

     1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1990

   2. Реан, А.А. Как подготовить ребенка к школе. – Спб: Питерком, 1998, -109 с.

3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

      4. Г.Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва

     2008;

5. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий  2003», 2006.

  1. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

 

  1.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Казанцева Галина Владимировна воспитатель первой категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Теремок» ст. Будённовской Пролетарского района Ростовской области «Воспитатель года - 2020»

Слайд 2

Актуальность проекта Согласно ФГОС – художественно-эстетическое направление является одним из приоритетных. Известный исследователь детской речи М. И. Кольцова пишет: «...Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Слайд 3

Цель опыта. создание целенаправленной системы обучения детей старшего дошкольного возраста в ходе развития изобразительных умений и навыков. Задачи:  Изучить и внедрить в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста эффективные современные технологии по изобразительной деятельности с дошкольниками.  Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности  Организовать предметно-развивающую среду, стимулирующую детей заниматься художественными видами деятельности  Провести мониторинг успешности внедрения инновационного подхода к обучению детей изобразительным навыкам и умениям

Слайд 4

Предполагаемые результаты: повышение эффективности работы по развитию изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в результате инновационного подхода и совершенствование сенсомоторики , успешная подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста; проектирование правильно-организованной развивающей среды для самостоятельной художественной деятельности вне занятий; эффективное сотрудничество воспитателя, детей и родителей в образовательном процессе.

Слайд 5

Этапы проекта Подготовительный Изучение и анализ методической литературы, приобретённой для создания проекта; Создание условий для реализации проекта; Подбор диагностического инструментария; Диагностика детей; Анкетирование родителей, обсуждение целей и задач с родителями; Сбор информации, материал для занятий. Основной Проведение занятий по изготовлению поделок из пластилина в совместной деятельности с воспитателем; Проведение консультаций для родителей «Польза пластилинографии для подготовки руки к письму» ; Проведение совместных занятий для углубления взаимосвязи родителей и детей; Оформление выставки «Знакомьтесь – наше творчество!». Итоговый Сбор и обработка материалов (анкет, диагностики); Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; Обобщение материала проекта; Оформление фотоальбома с детскими работами; Анализ участия родителей в проекте ; Презентация проекта, выступление на педсовете.

Слайд 6

Методы и приёмы реализации проекта Методы: - Наглядные - наблюдение, показ, образец; -Словесные – беседы, объяснения , вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение; -Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный). Приёмы рисования пластилином: - рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»; - рисование мазками; - заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками; - процарапывание по пластилину; - вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

Слайд 7

Подготовительный этап изучение психолого-педагогической и методической литературы: «Педагогическая психология», авт. Выготский Л.С., «Как подготовить ребенка к школе», авт. Реан , А.А., «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», авт. Г.Н. Давыдова, что дало мне возможность выбрать педагогическую технологию . Основой опыта послужила непосредственная работа с детьми - апробация авторских наработок, конспектов занятий, проведения диагностических исследований.

Слайд 8

Основной этап

Слайд 9

Итоговый этап На этом этапе реализации проекта активно привлекала к совместной работе родителей. Для них проводила беседы, консультации («Что такое пластилиновая живопись ?». Проводила мастер-класс с участием родителей «Пластилиновые заплатки», « Пластилинография в детском саду».

Слайд 10

Применение опыта коллегами «Пробудить, заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться… Сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я стремлюсь в меру своих сил и способностей». В моих планах на перспективу - продолжить работу по повышению уровня развития творческих способностей методом пластилинографии , а именно, развитие самостоятельности, креативности, инициативы у детей дошкольного возраста. Распространить опыт работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста среди коллег детского сада.

Слайд 11

Результативность опыта Результаты педагогической деятельности показывают: У детей появился повышенный интерес, творческая активность. В работах детей преобладают новизна и оригинальность. Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами. У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки. Хорошо развита координация рук, мелкая моторика. Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

Слайд 12

Методическая литература 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1990 2. Реан , А.А. Как подготовить ребенка к школе. – Спб : Питерком , 1998, -109 с. 3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки». 4. Г.Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва 2008; 5. Давыдова Г.Н. « Пластилинография » - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. 6. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...

«Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»

Значение  лепки для развития ребенка огромно. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности....

"Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязание обоих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и перех...

Опыт работы " Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста ."

Лепка из солёного теста имеет важное значение для развития мелкой моторики кистей обоих рук ,зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов ,формирования умений и навыков работы ...

Методическая разработка на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГОВ МОНТЕССОРИ – МАТЕРИАЛОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Нетрадиционное использование аналогов Монтессори-Материалов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжен...

Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад   №24 «Теремок»  ст. Будённовской Пролетарского района Ростовской области Проект «П...