Главные вкладки

    Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
    рабочая программа по рисованию (старшая группа) по теме

    Газимова Елена Александровна

    Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют органическое поражение центральной нервной системы и поэтому самостоятельно не овладевают ни одним из видов детской деятельности, ни социальными нормами поведения, ни речью.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon k_proektu.doc156 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад компенсирующего вида №81

    Проект

    «Рисование пластилином как средство

     развития мелкой моторики  рук

     детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

    Вид проекта: средне срочный, творческий                        

    Возраст детей 6-7 лет

    Участники проекта: воспитатель, дети, родители,педагоги

            Воспитатель Газимова Елена Александровна

            1 кв. категория

            Тел.с. 89641134090

    Г. Ангарск        2011г.

    Обоснование актуальности проблемы

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 81 г.Ангарска является учреждением, обеспечивающим индивидуально – ориентированную коррекционную помощь семье в воспитании детей  дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), имеющими легкую умственную отсталость, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений.

    Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют органическое поражение центральной нервной системы и поэтому самостоятельно не овладевают ни одним из видов детской деятельности, ни социальными нормами поведения, ни речью.

    Многолетние исследования доказывают, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с ОВЗ развиваются все виды детской деятельности.

         Наши воспитанники  занимаются по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МДОУ детский сад компенсирующего вида № 81, созданной  на основе авторской программы Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее воспитание и обучение».

          Проанализировав программу, я пришла к выводу, что большее внимание в разделе программы «Продуктивная деятельность» уделено рисованию, нежели лепке. Значение же лепки для развития ребенка огромно. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Техника лепки - самая развивающая – в лепке работают две руки (развитие мелкой моторики), и координируется работа двух полушарий, происходит обогащение сенсорного опыта (цвет, пластика, форма, материал, вес),  у детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца, развивается воображение, эстетический вкус. Искусство это осязаемо- лепные фигурки можно трогать, рассматривать, изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть, показывать спектакли. Лепные картины или интересные поделки могут украсить группу или комнату. Все это можно отнести и к технике рисования пластилином.

    Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей : Н.Б.Халезова, Б.Б.Косминская, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, О.В.Григорьев и др. Отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

    Цель: сформировать у детей с ОВЗ навык рисования  пластилином

    Задачи:

    Коррекционно-развивающие:

    - развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

    - развивать пространственное мышление, элементарные творческие способности, чувство цвета, формы, пропорции;

    - формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни

    Образовательные:

    -  продолжать знакомить с разными приемами и способами, в рисовании пластилином

    - учить смешивать пластилин, находить разные оттенки

    - учить принимать совместное участие в работе в соответствии с общим замыслом

    Воспитательные:

    - воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

    -  воспитывать оценочное отношение детей к деятельности сверстников

                Рисование пластилином - один из наиболее редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности, так как является не обязательным в программе дошкольного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких мероприятий с детьми. Я использую методику Т.Н.Яковлевой «Пластилиновая живопись». Особую ценность эта методика приобретает для развития мелкой моторики и биологически активных точек у детей. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Руки детей подготавливаются к овладению учебными и трудовыми умениями и навыками.

           Для детей с ОВЗ важным является выполнение коллективных работ.

    Детям предлагается панно из картона или орг. стекла, с нанесенным на него контуром сюжета рисунка, дети подбирают цвет пластилина, и наносят его на панно.

    Задания носят дифференцированный характер. Исходя из имеющихся возможностей детей и необходимости коррекции тех или иных недостатков, одним детям можно поручить только, скатывать шарики, делать капельки или только закрывать фон, другим детям делать основную композицию. От участия в общем деле «на равных» при неравных возможностях выигрывают все, так как все  воспитанники задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Такое панно можно использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей. Если ребенок сделал что - то неудачно, то это легко исправимо, неудачное изображение просто счищается стекой. Возможность исправить ошибку придает детям уверенность, самостоятельность. Элементы, с которыми дети не справляются, выполняет воспитатель, внося свой вклад в общий творческий процесс.  Эта методика очень гибкая и позволяет подобрать ребенку задание в соответствии с его возможностями.

    Методы обучения детей рисованию пластилином разнообразны.

     - Наглядный:  экскурсии, прогулки. Диафильмы, видеофильмы. Обследование предметов. Образец. Показ способов действия: общий, частичный (воспитателя и ребенка), поэтапный. Обрисовывание жестом. Анализ детских работ.

    - Словесный:  Объяснение. Пояснение. Указание. Вопросы к детям. Художественное слово. Поощрение.

    - Практический: Индивидуальная  коррекционная работа с детьми в свободной деятельности. Дидактические игры, Пальчиковые игры.

    - Исследовательский:  ребенок проводит исследования: какой цвет картона, пластилина выбрать;  Как можно получить разнообразные цвета и оттенки пластилина. Как лучше расположить рисунок на картоне или орг. стекле. Как интереснее изобразить тот или иной предмет.

    - Информационный:  экскурсии, прогулки, диафильмы, видеофильмы. Обследование предметов. Образец. Показ способов действия: общий, частичный, поэтапный. Анализ детских работ. Объяснение. Вопросы к детям. Поисковые вопросы к детям. Художественное слово. Поощрение. Игровые, сюрпризные моменты.

    В своей работе применяю следующие техники и приемы рисования пластилином:

     1.    Нанесение пластилина на картон. Можно сделать поверхность немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.
    Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

    2.      На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком, а рисунок процарапывается стеком или палочкой.

    3.      Рисовать пластилином “горошками”, «капельками» и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки или капельки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

    4.    На картон или орг. стекло  наносится рисунок, скатываются жгутики, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками.

    5.     Работа на стекле. Подготовим стекло, протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться маркер. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Далее подбираем цвет пластилина и намешиваем его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем,  насколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитываем, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следим за контуром рисунка и не выходим за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем –  фон. Выполненную работу оформляем.

    В рамках реализации задачи годового плана дошкольного учреждения по оздоровлению детей с ОВЗ при рисовании пластилином использую приемы, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников:

    1. движения стеками (игровое упражнение)
    2. пальчиковые гимнастики
    3. разучивание стихов, загадок, поговорок, проговаривание их с движениями
    4. упражнение на дыхание
    5. звуковая гимнастика, музыка эмоций
    6. перебирание пальцами бус, природного материала
    7. игры на дыхание
    8. ароматерапия

    План поэтапной реализации проекта

    1 этап - подготовительный

     (с 01.05.2011г.- 31.06.2011г.)

    Содержание мероприятий

     Сроки

    Ответственный

    Изучение литературы

    В течении года

    воспитатель

    Изучение опыта работы О.Ю.Тихомировой «Пластилиновая картинка»

    Май-июнь

    воспитатель

    Составление плана проектной деятельности

    Май-июнь

    Воспитатель

    Учитель-дефектолог

    Логопед

     Подбор необходимого оборудования, пособий, материалов

    Май-июнь

    Воспитатель

    Родители

    Создание развивающей среды

    Май-июнь

    Воспитатель

    Мониторинг по выявлению знаний, умен6ий, навыков и способностей проводится два раза в год (начало и конец учебного года).

    Система мероприятий достижения детьми планируемых результатов

    освоения основной общеобразовательной программы МДОУ

     детский сад компенсирующего вида №81

                        Образовательная область «Художественное творчество»

    Раздел программы «Лепка»

    Параметры наблюдения

    Показатели  навыков у воспитанников  группы

    Андрей

    Эрдем

    ДимаБ

    Алеша

    Денис

    Егор

    Игорь

    Костя

    Ваня

    Паша

    ДимаС

    Кирилл

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    1

    2

    обследует предмет перед лепкой

    2

    2

    3

    2

    3

    3

    2

    3

    2

    2

    2

    Передает в лепных поделках основные свойства и отношения предметов форма

    цвет (белый, серый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, черный, коричневый)

    размер  (большой, средний, маленький, длинный, короткий)

    пространственные отношения (вверху, внизу, слева, справа)

    2

    2

    3

    1

    2

    2

    2

    3

    1

    2

    2

    2

    3

    3

    1

    2

    2

    3

    3

    2

    3

    2

    1

    2

    3

    1

    2

    3

    2

    3

    2

    2

    2

    1

    2

    3

    1

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    Лепит предметы по образцу

    по словесной инструкции

    2

    2

    3

    2

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    2

    1

    1

    3

    1

    2

    2

    1

    2

    1

    1

    1

    Дает оценку своей работе и работе сверстников

    1

    1

    3

    1

    2

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    Участвует в создании коллективных лепных поделок

    1

    1

    3

    2

    2

    2

    3

    3

    2

    3

    2

    Средний балл

    .

    Общий балл

    Начало года – 2,4б.        Конец года -

    3б.- уровень выше среднего

    2б.- средний уровень

    1б.- уровень ниже среднего

    2 этап – практический

    ( с 01.09. 2011г. – 31.04. 2012г.)

    Взаимодействие

     с детьми

    Взаимодействие

    с педагогами

    Взаимодействие

    с родителями

    Создание развивающей среды

    Работа по самообразованию

     Оформить статью в родительский уголок «Рисуем пластилином»

    Сбор материала для детской мастерской

    Открытие детской мастерской

    Познакомить родителей с методикой рисованием пластилином.

    Выставка детских работ.

    Знакомство с работами из пластилина. Знакомство с особенностями материал (пластилин, картон, орг. стекло)

    Пригласить родителей на открытое занятие.

    Работа с цветом в пластилине, соединение цветов получение оттенков.

    Сообщение на пед.часе «Формирование у детей с ОВЗ навыка рисования  пластилином»

    Консультация для родителей «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей»

    Проведение открытого занятия для родителей по теме: «Рисование пластилином,  как средство развития мелкой моторики  пальцев рук».

    Изготовление панно, коллективная работа «Листопад, листопад, листья желтые летят». Работа с накладными деталями.

    Принять участие в изготовлении эскизов для рисования пластилином.

    Выставка совместного творчества детей и родителей.

    Изготовление картины «Живые яблочки на ветках»- птицы

    Изготовление дидактических игр

    Скручивание жгутиков.

    Оформление картины «Елочка, зеленая иголочка»

    Оформить выставку к новогоднему празднику

    Нанесение эскиза на картон.

    Выкладывание жгутиком по контуру.

    Оформить статью для родителей  «Учимся рисовать пластилином вместе с детьми».

    Фотовыставка «Мы рисуем пластилином»

     

    Открытка папе.

    Выкладывание звезды.

    Изготовление открыток для пап ко Дню защитника Отечества

    Открытка маме  «Мимоза»

    на основе полученных знаний.

    Сделать подарки мамам ко дню 8 марта

    Подготовка с детьми к открытому корекционно развивающему мероприятию.

    Проведение открытого корекционно развивающего мероприятия для коллег.

    Проведение открытого корекционно развивающего мероприятия для родителей.

    Галерея лучших детских работ

    в фойе детского сада

    Отчет по теме по самообразованию

    Выставки детских работ в группе (ежедневно действующие и обновляющиеся)

           Работа в технике «рисуем пластилином» сначала под руководством взрослого, а затем в совместной деятельности  научит детей создавать своими руками интересные картинки, которые они могут повесить на стену, подарить своим близким и друзьям. Лепные картинки животных и людей дети используют в разных видах театрализованной деятельности.  А самое главное дети узнают много интересного об окружающем их мире. В достаточной степени разовьют мелкую моторику пальцев рук.

           

    Динамика достижений по художественно – эстетическому направлению

    основной общеобразовательной программы МДОУ

     детский сад компенсирующего вида №81

                        Образовательная область «Художественное творчество»

    Уровень

    Начало года        Конец года

    Выше среднего

     (2,5 баллов и выше)

    9%

    Средний

    (1,5 – 2,4 балла)

    90%

    Ниже среднего

    (0 – 0,3 балла)

    ---

    3 этап - заключительный

    (с 01.05.2012г. – 31.05.2012г.)

    Подготовка к презентации, презентация на пед. совете,

    групповом родительском собрании.

    Используемая литература:

    1. Основная общеобразовательная программа МДОУ

    детский сад компенсирующего вида №81

    1. Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ АРКТИ,2006
    2. Т.Н.Яковлева Пластилиновая живопись. Методическое пособие. Москва 2010
    3. Т.Е.Иванова Занятия по лепке в детском саду. Методическое пособие

    Москва 2010

    1. О.Ю.Тихомирова Пластилиновая картинка Москва Мозаика – Синтез 2010
    2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста \ Под ред.Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина – М. Просвещение, 1984.
    3. Сенсорное воспитание в детском саду .Под ред. Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой – М.Просвещение, 1981


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами сенсорной комнаты

    Представленный цикл занятий способствует развитию восприятия  и сохранению психологического здоровья детей с ОВЗ...

    Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

    Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

    Мнемотехника, как средство формирования связного высказывания и коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

        Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;       Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой неп...

    Обследование речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью компьютерной технологии в условиях ПМПК

    В данном материале представлен опыт диагностического обследования речи ребенка старшего дошкольного возраста с помощью компьютерной технологии в условиях психолого-медико-педагогической комиссиию...

    Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

    Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...

    Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Зимушка- Зима"

    Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...