Программа "Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста"
картотека по коррекционной педагогике на тему

Картотека игр и упражнений на развитие тонкой моторики руки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №83»

Программа

Развитие мелкой моторики

детей старшего дошкольного возраста

Педагог-психолог

Шевченко

Ирина Андреевна

г. Бийск

Пояснительная записка

С самого раннего детства маленький ребенок хочет двигаться, движение для него это способ познания окружающего мира. Чем точнее будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Всю двигательную деятельность можно условно разделить на две группы: общую моторику и мелкую, или тонкую моторику. Общая моторика – это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела.

Тонкая моторика – это высокое дифференцированное движение пальцев рук с определенной амплитудой и силой. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Уровень развития мелкой моторики ― один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.

        В дошкольном детстве необходимо проводить работу по развитию тонкой моторики и координации движений рук. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решается сразу две задачи: мелкая работа рук влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, а так же малыш готовится к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель: создание условий развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику.

2. Формировать письменную и устную речь.

3. Развивать устойчивость и распределение внимание.

Форма организации: индивидуальная.

Условия реализации:  индивидуальная работа с ребенком 5-6 лет. Время проведения одного занятия – 20-25 минут, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Структура занятия:

1. Вводная часть - знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.

2. Основная часть - проведение игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

3. Заключительная часть - подведение итогов занятия, прощание с группой.

Тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Цель занятия

Содержание занятия.

Вводная, основная и

заключительная части

1

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики и устойчивости внимания

Вводная часть – знакомство, настрой на работу

Основная часть – упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, графический диктант, игры с крупой, бусинами, пуговицами, гимнастка

Заключительная часть –подведение итогов, прощание

2

Мелкая моторика, развитие речи

Развитие мелкой моторики, развитие письменной речи

Вводная часть - приветствие

Основная часть – упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, графический диктант, вырезание ножницами, гимнастка

Заключительная часть –подведение итогов, прощание

3

Мелкая моторика, развитие внимания

Развитие мелкой моторики и внимания

Вводная часть - приветствие

Основная часть – упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, графический диктант, аппликации, гимнастка

Заключительная часть –подведение итогов, прощание

4

Развитие устной и письменной речи

Развитие моторики, внимания и письменной речи

Вводная часть - приветствие

Основная часть – упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, графический диктант, рисование, гимнастка

Заключительная часть –подведение итогов, прощание

5

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики, воспитание терпения и настойчивости

Вводная часть - приветствие

Основная часть – упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, графический диктант, оригами, гимнастка

Заключительная часть –подведение итогов, прощание

6

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики, воспитание усидчивости и терпения

Вводная часть - приветствие

Основная часть – упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, графический диктант, плетение, гимнастка

Заключительная часть –подведение итогов, прощание

7

Развитие письменной речи

Развитие мелкой моторики, письменной и устной речи

Вводная часть - приветствие

Основная часть – упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, графический диктант, лепка из пластилина, гимнастка

Заключительная часть –подведение итогов, прощание

8

Мелкая моторика

Развитие моторики и письменной речи

Вводная часть - приветствие

Основная часть – упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, графический диктант, штриховка, гимнастка

Заключительная часть –подведение итогов, прощание

9

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики, воспитание терпения и усидчивости

Вводная часть - приветствие

Основная часть – упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, графический диктант, складывание пазлов, гимнастка

Заключительная часть –подведение итогов, прощание

10

Мелкая моторика, развитие письменной речи

Развитие мелкой моторики, письменной речи

Вводная часть - приветствие

Основная часть – упражнения на развитие мелкой моторики – пальчиковая гимнастика, графический диктант, раскрашивание, гимнастка

Заключительная часть –подведение итогов, прощание

Программа

ЗАНЯТИЕ №1

I. Вводная часть.

Знакомство с ребенком. Настрой на работу по развитию мелкой моторики.

II. Основная часть.

Вот мы и познакомились. Можно начинать наше занятие. Я приготовила очень интересные игры.

  1. Пальчиковая гимнастика. Техника проведения представлена в приложении 1.
  2. Графический диктант. Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линию следующим образом:

1) Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.

2) Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.

3) Одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз.

4) Одна клетка влево, три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, одна клетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз.

5) Одна клетка вниз, пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх, пять клеток вправо, три клетки вниз.

6) Четыре клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево.

7) Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево.

8) Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо.

9) Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево.

10) Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево.

3. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.

4. Гимнастика.

1) Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе.)

2) Ладошка – кулачок – ребро (на счет «1 – 2 – 3».)

3) Пальчики здороваются (на счет «1 – 2 – 3 – 4 – 5» соединяются пальцы обеих рук: большой палец с большим, указательный с указательным...)

4) Человечек (указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу.)

5) Дети бегут наперегонки (движения как в 4 упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

III. Итоговая часть.

Молодец! Скажите-ка мне, понравилось ли тебе играть? Какие упражнения было легко выполнить? А какие сложно? Почему?

На этом занятие закончено, до новых встреч!

ЗАНЯТИЕ №2

I. Вводная часть.

Добрый день! Как твое настроение? Готов к сегодняшнему занятию? Молодец! И во что мы будем играть сегодня…

II. Основная часть.

1. Пальчиковая гимнастика (см. приложение 1)

2. Графический диктант.

Прямые дорожки.

Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги (стимульный материал см. в приложении 2)

  1. Вырезание ножницами.

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

4. Гимнастика.

1) Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2) Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3) Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

4) Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5) Корни растений (прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

III. Итоговая часть.

Скажи, мой юный друг, что же мы сегодня делали на занятии?  Что тебе понравилось? Возникали ли у тебя сложности в выполнении заданий?

Хорошо! А теперь давай прощаться. До следующей встречи!

ЗАНЯТИЕ №3

I. Вводная часть.

Здравствуй, дорогой друг! Как твое настроение? Начнем наше занятие.

II. Основная часть.

1. Пальчиковая гимнастика (см. приложение 1).

2. Графический диктант. (стимульный материал см. в приложении 2).

Фигурные дорожки

– Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.

Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.

3. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

4. Гимнастика.

1) Пчела (указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг).

2) Пчелы (то же упражнение выполняется 2-мя руками).

3) Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).

4) Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5) Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

III. Итоговая часть.

Молодец! Скажите-ка мне, понравилось ли тебе сегодня играть? Хорошо! А теперь давай прощаться. До новой встречи!

ЗАНЯТИЕ №4

I. Вводная часть.

Добрый день! Как твое настроение? Сегодня нас снова ждут интересные игры и упражнения. Ты готов? Тогда вперед!

II. Основная часть.

1. Пальчиковая гимнастика (см. приложение 1).

2. Графический диктант (стимульный материал см. в приложении 2). –

Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

3. Рисование.

Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

4. Гимнастика.

1) «Двое разговаривают» (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу).

2) «Стол» (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).

3) «Кресло» (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).

4) «Ворота» (соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).

5) «Мост» (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).

III. Итоговая часть.

Молодец! Понравилось ли тебе сегодня на занятии? Что запомнилось больше всего? Чем мы сегодня занимались на занятии? Что понравилось (не понравилось) на занятии?

А теперь давай прощаться. До новых встреч!

ЗАНЯТИЕ №5

I. Вводная часть.

Добрый день! Как твое настроение? Сегодня нас снова ждут интересные игры и упражнения. Ты готов? Тогда вперед!

II. Основная часть.

  1. Пальчиковая гимнастка (см.приложение 1).
  2. Графический диктант (стимульный материал см. в приложении 2).

Рисование по точкам.

Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания

следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

3. Оригами.

Оригами – древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному.

Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная). Плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе.

4. Гимнастика.

1) «Ромашка» (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).

2) «Тюльпан» (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).

3) Сжимание и разжимание кистей рук на счет раз - два.

III. Итоговая часть.

Молодец! Понравилось ли тебе сегодня на занятии? Что запомнилось больше всего? Чем мы сегодня занимались на занятии? Что понравилось (не понравилось) на занятии?

А теперь давай прощаться. До новых встреч!

ЗАНЯТИЕ №6

I. Вводная часть.

Добрый день! Как твое настроение? Сегодня нас снова ждут интересные игры и упражнения. Ты готов? Тогда вперед!

II. Основная часть.

1. Пальчиковая гимнастика (см. приложение 1).

2. Графический диктант. (стимульный материал см. в приложении 2).

Рисования по контурам.

Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

3. Плетение.

Материалом для плетения могут быть береста, нитки лыка, прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

4. Гимнастика.

1) «Улитка с усиками» (положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их).

2) «Раковина улитки» (правая рука на столе, левую руку положить сверху).

3) «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).

4) «Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх).

5) «Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

III. Итоговая часть.

Молодец! Понравилось ли тебе сегодня на занятии? Что запомнилось больше всего? Чем мы сегодня занимались на занятии? Что понравилось (не понравилось) на занятии?

А теперь давай прощаться. До новых встреч!

ЗАНЯТИЕ №7

I. Вводная часть.

Добрый день, дорогой друг! Как твое настроение? Хочешь поиграть? Тогда начнем.

II. Основная часть.

1. Пальчиковая гимнастика (см. приложение 1).

2. Графический диктант. (стимульный материал см. в приложении 2).

Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

  1. Лепка из пластилина.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

Лепка геометрических фигур, цифр, букв.

4. Гимнастика.

1) «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой руки и левой руки имитируют стрижку ножницами).

2) «Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать их).

3) «Дом» (соединить наклонно кончики правой и левой руки).

4) «Бочонок с водой» (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, остальные сверху отверстия).

5) «Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней).

6) «Лестница в небо» кончик указательного пальца правой руки смыкается с кончиком пальца левой руки. Кончик указательного пальца левой руки- с кончиком большого пальца правой руки. Нижние два пальца размыкаются и обходят с двух сторон сомкнутые пальцы.

III. Итоговая часть.

Молодец! Понравилось ли тебе сегодня на занятии? Что запомнилось больше всего? Чем мы сегодня занимались на занятии? Что понравилось (не понравилось) на занятии?

А теперь давай прощаться. До новых встреч!

ЗАНЯТИЕ №8

I. Вводная часть.

Добрый день! Как твое настроение? Сегодня нас снова ждут интересные игры и упражнения. Ты готов? Тогда вперед!

II. Основная часть.

1. Пальчиковая гимнастика (см. приложение 1).

2. Графический диктант. (стимульный материал см. в приложении 2).

Соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

3. Штриховка.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Виды штриховки:

раскрашивание короткими частыми штрихами;

раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

4. Гимнастика.

1) Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе.)

2) Ладошка – кулачок – ребро (на счет «1 – 2 – 3».)

3) Пальчики здороваются (на счет «1 – 2 – 3 – 4 – 5» соединяются пальцы обеих рук: большой палец с большим, указательный с указательным...)

4) Человечек (указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу.)

5) Дети бегут наперегонки (движения как в 4 упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

III. Итоговая часть.

Молодец! Понравилось ли тебе сегодня на занятии? Что запомнилось больше всего? Чем мы сегодня занимались на занятии? Что понравилось (не понравилось) на занятии?

А теперь давай прощаться. До новых встреч!

ЗАНЯТИЕ №9

I. Вводная часть.

Добрый день! Как твое настроение? Сегодня нас снова ждут интересные игры и упражнения. Ты готов? Тогда вперед!

II. Основная часть.

1. Пальчиковая гимнастика (см. приложение 1).

2. Графический диктант. (стимульный материал см. в приложении 2).

Рисование по клеточкам.

На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.

3. Складывание пазлов.

4. Гимнастика.

1) Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2) Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3) Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

4) Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5) Корни растений (прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

III. Итоговая часть.

Молодец! Понравилось ли тебе сегодня на занятии? Что запомнилось больше всего? Чем мы сегодня занимались на занятии? Что понравилось (не понравилось) на занятии?

А теперь давай прощаться. До новых встреч!

ЗАНЯТИЕ №10

I. Вводная часть.

Добрый день! Как твое настроение? Сегодня нас снова ждут интересные игры и упражнения. Ты готов? Тогда вперед!

II. Основная часть.

1. Пальчиковая гимнастика (см. приложение 1).

2. Графический диктант. (стимульный материал см. в приложении 2).

Штриховки с различным направлением движения руки

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

3. Раскрашивание.

4. Гимнастика.

1) Пчела (указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг).

2) Пчелы (то же упражнение выполняется 2-мя руками).

3) Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).

4) Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5) Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

III. Итоговая часть.

Молодец! Понравилось ли тебе сегодня на занятии? Что запомнилось больше всего? Чем мы сегодня занимались на занятии? Что понравилось (не понравилось) на занятии?

А теперь давай прощаться. До новых встреч!

Приложение 1

Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.

1. Ладони поочередно ударяют о край стола.

2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки.

3. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.

4. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.

5. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

6. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.

7. Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки.

8. Руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут ими.

9. На раз – подушечки пальцев поджимаются к верхней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляются и растопыриваются.

10. Предплечье вертикально, ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты. Вращение кистями от себя и к себе.

11. Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

12. Руки ставятся на край стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к краю стола, передвигая пальцами как ножками.

13. Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз.

14. Руки сжимают в локтях, держа кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.

15. Пальцы сплетаются, ладони соединяются и стискиваются как можно сильнее. Потом руки опускают и слегка трясут ими.

16. Ладони поставлены вертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются.

17. Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо.

18. Руки сжимают в кулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

19. Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты в замок. Затем пальцы распрямляются и вновь сжимаются в замок.

20. Руки сжимают в кулачки, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать ими воображаемую бумагу.

21. Руки соединяют в замок и тянут в разные стороны.

22. Сцепляют большие пальцы и тянут руки в разные стороны. То же делают для других пальцев: указательного, среднего, безымянного, мизинца.

23. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Хлопают кончиками больших пальцев. То же – для указательных, средних, безымянных, мизинцев.

24. Левая ладонь – вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок. Затем положение рук меняется.

25. Поочередно пригибают пальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.

26. Пальцы сжаты в кулачок, выдвинуты указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, следует медленно шевелить пальцами.

Приложение 2

Стимульный материал «Занятия №2», упражнение 2.

Стимульный материал «Занятия №3», упражнение 2.

Стимульный материал «Занятия №4», упражнение 2.

Стимульный материал «Занятия №5», упражнение 2.

Стимульный материал «Занятия №6», упражнение 2.

Стимульный материал «Занятия №7», упражнение 2.

Стимульный материал «Занятия №8», упражнение 2.

Стимульный материал «Занятия №9», упражнение 2.

Стимульный материал «Занятия №10», упражнение 2.

Список использованной литературы:

  1. Солнцева В.А., Белова Т. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики». М.: АСТ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»

Речь является важнейшей психической функцией человека.  Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...

Развитие творческих способностей и мелкой моторики старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги.

Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, ...

Учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме: Совершенствование мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники модульного оригами Прошина Наталья Юрьевна

«Забавные фигурки»ГДОУ ТО №1Воспитатель группы детей со сложными нарушениями развития:   Прошина Н.Ю.Цель – Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики старшего дошкольного возраста"

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Остановимся на одном из аспектов этой проблемы - развитии ...