Перспективный план реализации долгосрочного логопедического проекта «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

Булудова Гаянэ Самвеловна

Этапы проекта

Содержание деятельности

Практические материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план реализации долгосрочного логопедического проекта

 «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе «А»

 МБДОУ ЦРР – ДС №8 «Звёздочка»

Этапы проекта

Содержание деятельности

Практические

материалы

Организационная деятельность

  1. Подготови -

тельный (обсуждение темы, определение мотивов, выбор идеи, поиск путей решения проблемы).

Август.

  1. Выбор темы проекта и его разработка.
  2.  Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.
  3. Подбор методического материала по заявленной теме.
  4. Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР.
  5. Разработка перспективного плана работы.
  6. Разработка картотек, дидактических игр и упражнений.
  7. Разработка анкет для родителей с целью выявление компетентности родителей по данной проблеме.
  8. Разработка консультаций, буклетов, памяток для родителей.
  1. План реализации проекта.
  2. Технологическая карта.

  1. Диагностический (выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук у детей).

1, 2 сентября.

  1. Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей.
  2. Зафиксировать и проанализировать особенности развития мелкой моторики на начало учебного года.
  3. Анкетирование родителей с целью выявление компетентности родителей по данной проблеме.

  1. Мониторинг развития мелкой моторики детей.
  2. Анкета для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у  дошкольников»

  1.  Основной (реализация идеи проекта).

Сентябрь - май

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

  1. Тема «Детский сад и игрушки».

Пальчиковые гимнастики «Детский сад», «Подарок  Мишке», «Игра», «Игрушки-погремушки», «Игры-игрушки»;

Фигурки из палочек «Качели», кубик;

Игра «Чудесный мешочек». Дорисовка узора;

«Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур»; 

Игра «Кнопочная мозаика: башенки, дорожки, мячики катятся»;

Игра с прищепками «Лошадка»;

Игры с крупами;

Игра «Нарисуй по точкам»;

Игра «Раскрась игрушки в соответствии со значками»;

Соединить по точкам «Мячики»;

Игра «Пальчиковые шаги»;

Игра «Бусы»; игры-вкладыши, пазлы;

  1. Консультация «Развитие мелкой моторики».
  2. Буклет «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?».
  1. Картотеки пальчиковых гимнастик;
  2. Картотеки пальчиковых игр;
  3. Развивающая игра  «Фигурки из палочек»;
  4. Игра «Кнопочная мозаика»;
  5. Игры с прищепками;
  6. Игры с крупами; 
  7. Игра «Нарисуй по точкам»;
  8. Игра «Дорисуй узор»;
  9. Игры с трафаретами и шаблонами;
  10. Игра «Тренируем пальчики – развиваем речь»;
  11. Игры и упражнения для развития мелкой моторики;
  12. Игры «Готовим руку к письму. Развиваем мелкую моторику»;
  13. Игра «Нарисуй по клеткам»;
  14. Игра «Шнуровка»;
  15. Игра «Весёлые точки. Готовим руку к письму»;
  16. Игра «Шагаем пальчиками»;
  17. Упражнения по методике

«Расскажи стихи руками»;

  1. Консультация «Развитие мелкой моторики»;
  2. Буклет «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»;
  3. Консультацию «Развиваем мелкую моторику»;
  4. Памятка по развитию мелкой моторики.
  5. Консультация «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»
  6. Папка-передвижка «Пальчиковые игры для малышей в стихах»;
  7. Памятка по проведению речедвигатьльных упражнений в домашних условиях;
  8. Консультация «Ода глине – развитие мелкой моторики»;
  9. Папка-передвижка «Разговорчивые пальчики».
  10. Консультация «Развитие мелкой моторики в быту»;
  11. Буклет «Пальчиками играем – речь развиваем»;
  12. Пальчиковый игротренинг «Наши пальчики»;
  13. Буклет «Игры с крупой»;
  14. Консультация «Пальчиковые игры в шкатулочку»;
  15. Папка-передвижка «Пальчиковые игры»;
  16. Консультация «Самомассаж»;
  17. Вечер в семейной гостиной «Почему так важно развивать тонкую моторику рук?»;


Октябрь






















Ноябрь


































Декабрь


































Январь










Февраль















Март


























Апрель































Май










  1. Тема: «Овощи и фрукты».

Пальчиковые гимнастики «Засолка капусты», «Про овощи», «Приглашаем в огород», «Добрый друг», «Фрукты», «Апельсин», «Фруктовый сад»;

Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей);

Игра с красной фасолью (выложить свеклу);

Работа с трафаретами обводка и штриховка изображения овощей и фруктов;

Игры с прищепками «Редиска», «Лук», «Репка», «Свекла», «Морковь», «Подсолнух», «Ананас»;

Игра «Чудесный мешочек»;

«Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур»; 

Игра «Кнопочная мозаика: ёжик с яблоками»;

Игры с прищепками;

Игра «Раскрась в соответствии со значками».

Обводка и штриховка изображения овощей и фруктов;

Игра «Шнуровка»;

Игра «Пальчиковые шаги»;

Соединить точки по порядку и раскрась картинку «Виноград»;

Нахождение мелких предметов в емкости

с фасолью, горохом - "сухой бассейн";

  1. Тема «Одежда и обувь».  

Пальчиковые гимнастики: «Одежда», «Большая стирка», «Подарок мишке», «Умелые пальчики»,  «Ботинки», «Стираем вещи», «Новенькие кроссовки», «Штанишки», «Колготки»;

Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками;

Соединить по точкам «Шапочка», «Кеды»;

Игра «Кнопочная мозаика»;

Работа с трафаретами;

Игра с прищепками «Платье»;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

Игра «Шнуровка»;

Игра «Пальчиковые шаги»;

Обводка и штриховка изображения обуви и одежды;




  1. Тема «Перелетные птицы».

 Пальчиковые гимнастики «Птичек стая», «Скворечник», «Птицы», «Птичка на бочке», «Птички-невечички», «Грачиная деревня»;

Пальчиковые игры «Птичка», «Мама птица и птенцы»;

Упражнения        по        методике «Расскажи стихи руками»: «Хочу быть птичкой»;

Игра «Кнопочная мозаика: птички летают»;

Игры с прищепками «Птичка»;

Игра «Нарисуй по точкам»;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

Игра «Шнуровка»;

Игры-вкладыши, пазлы;

  1. Тема «Домашние птицы».

Пальчиковые гимнастики «На птичье дворе»,  «Петушок зерно клюёт», «Утята», «Жили у бабуси», «Петушок и курочка», «Петушок», «Птичий двор»;

Пальчиковые игры «Цыплятки», «Ути-ути»;

Обвести по точкам рисунок «Утёнок»;

Игра «Кнопочная мозаика: уточки плавают, гуси с гусятами,  курочка и цыплята»;

Игра с прищепками «Утёнок»;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

Игра «Шнуровка»;

Игра «Пальчиковые шаги»;

Обводка и штриховка изображения

домашней  птицы;

Нахождение мелких предметов в емкости

с фасолью, горохом - "сухой бассейн";

  1. Тема «Домашние животные».

Пальчиковые гимнастики «Коза и козлёнок», «Пёс

 и лошадь», «Кормилица», «Коза», «Поросята» «Котята», «Кролик», «В деревне»;

Пальчиковые игры «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Ириски от киски», «Десять маленьких котят»;

Фигурки из палочек «Кисонька»;

Соединить точки по порядку и раскрась картинку «Кошечка», «Лошадка», «Котёнок»;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

Работа с трафаретами: обводка и штриховка изображения домашнего животного;        

Игра с прищепками «Лошадка»;

Игра «Пальчиковые шаги»;

Нахождение мелких предметов в емкости

с фасолью, горохом - "сухой бассейн";

Игра «Бусы»; игры-вкладыши, пазлы;

  1. Тема «Деревья и кустарники».

Пальчиковые гимнастики «Елка», «У сосны», «Корни», «Листопад», «Рябиновые бусы», «Листья»;

Пальчиковая игра «Ёлочки»;

Обведение по точкам прямые наклонные короткие линии на ёлочке. Раскрашивание ёлочки;

Игры с прищепками «Берёза», «Деревцо»;

Игра «Кнопочная мозаика: ёлочки и грибочки»;

Упражнения        по        методике

«Расскажи стихи руками»: «Станем

мы деревьями»;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

Игра «Шнуровка»;

Дорисуй деревья по пунктирным линиям;



  1. Тема «Зима».

Пальчиковые гимнастики «Зима пришла», «Зимой», «Снежок», «Во дворе», «Снег, снег кружиться», «Зимой»;

Фигурки из палочек «Снежинка», «Звёздочка», «Ёлочка»;

Дорисовка узора: «Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур»; 

Игра «Кнопочная мозаика: белый снег, снег на дорожке, сосульки капают»;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

Игра «Пальчиковые шаги»;

Нахождение мелких предметов в емкости

с фасолью, горохом - "сухой бассейн";

Игра «Бусы»; игры-вкладыши, пазлы;

  1. Тема «Зимующие птицы».

 Пальчиковые гимнастики «Голуби», «Воробьи», «Птички», «Лесной лекарь», «Лесные встречи», «Ворона и белка», «Птички зимой»;

Обвести изображение птички и заштриховать;

Пальчиковые игры «Птичка», «Мама птица и птенцы», «Птицы»;

Упражнения        по        методике «Расскажи стихи руками»: «Хочу быть птичкой»;

Игра «Кнопочная мозаика: птички летают»;

Игры с прищепками «Птичка», «Синичка»;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

Игра «Шнуровка»;

Игры-вкладыши, пазлы;

  1. Тема «Дикие животные».

Пальчиковые гимнастики «Зимовье зверей», «На тропинке», «Подарки друзьям», «Нора и логово», «Серый волк», «Сидит белка на тележке», «В лесу»;

Пальчиковые игры «Мишки», «Волк и лиса», «Зайкины уши», «Ёжик»;

Работа с трафаретами: обводка и штриховка изображения дикого  животного;

Игра «Кнопочная мозаика: ёжики с яблоками»;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

Игра «Шнуровка»;

Игра с прищепками «Заяц», «Ёжик», «Белка», «Барсук»;

Игра «Пальчиковые шаги: ёжики, мёд и медвежонок, зайчик»;

Соединение точек одной линией «Заяц идёт к морковке», соединить по точкам «Ёжик идёт к яблоку»;

  1. Тема «Зимние забавы. Новый год».

Пальчиковые гимнастики «Снежный ком», «Новогодняя ёлочка», «Лыжи, санки и конки», «Новый год», «Во дворе»;

Фигурки из палочек «Санки»;

Дорисовка узора: «Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур»; 

Обведение узоров по точкам;

Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии;

Обведение по точкам линий с петлёй внизу;

Упражнение в прописывание длинных прямых наклонных линий и длинных линий с петлёй внизу;

Игра «Кнопочная мозаика: белый снег, снег на дорожке, сосульки капают»;



  1. Тема «Животные севера и жарких стран».

Пальчиковые гимнастики «В жарких странах», «Черепаха», «Животные жарких стран», «Слон», «Обезьянки», «У жирафов», «Пингвин», «Царь зверей», «Страус», «Джунгли»;

Соединить точки по порядку и раскрась картинку «Слоненок», «Лев»;

Работа с трафаретами: обводка и штриховка изображения животных жарких стран;

Соединить по точкам «Обезьянка»;

Нарисуй по клеточкам «Лев»;

Игры-вкладыши, пазлы;

Нахождение мелких предметов в емкости

с фасолью, горохом - "сухой бассейн";

Упражнения        по        методике

«Расскажи стихи руками»: «Ученые мартышки».

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

        

  1. Тема «Посуда. Продукты».

Пальчиковые гимнастики «Глаша каши наварила», «Посуда», «Компот»;

Фигурки из палочек «Конфета»;

Работа с трафаретами: обводка и штриховка изображения продуктов и посуды;

Упражнения        по        методике «Расскажи стихи

руками»: «Обжора», «Приготовили обед»;

Обведение по точкам «Посуда» «Кружка», «Сыр», «Мороженое»;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

Игры с крупами;

Обведи по контуру посуду;

  1. Тема «Человек. Части тела».

Пальчиковые гимнастики «Человечек», «Части тела»,  Пальчиковая гимнастика «Моемся, чистим зубы»;

Соединить точки по порядку и раскрась картинку «Рыцарь», «Человечек»;

Вкладыши «Человек», «Части тела»;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

  1. Тема «Защитники Отечества».

Пальчиковые гимнастики «Солдаты», «Бойцы-молодцы», «Лётчик», «Пилот», «Защитники Отечества»;

Фигурки из палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

Упражнения        по        методике «Расскажи стихи руками»: «Смелый капитан»;



  1.  Тема «Весна. Перелётные птицы».

Пальчиковые гимнастики «Весна», «Сосульки», «Пришла весна», «Труд людей весной», «Скоро весна» «Птичек стая», «Скворечник», «Птицы», «Птичка на бочке», «Птички-невечички», «Грачиная деревня»;

Пальчиковые игры «Птичка», «Мама птица и птенцы»;

Соединить по точкам «Зонтик», «Облако»;

Игра «Кнопочная мозаика: ручейки, птички летают»;

Игра с прищепками «Солнышко», «Туча», «Дождик», «Птичка»;

Обвести по точкам солнышко. Штриховка тучки;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

Упражнения        по        методике «Расскажи стихи руками»: «Хочу быть птичкой»;

Игра «Нарисуй по точкам»;

Игры-вкладыши, пазлы;

  1. Тема «Семья. Мамин праздник».

Пальчиковые гимнастики «Моя семья», «Мамин праздник», «Кто приехал?», «Мама», «За столом», «Разгром»;

Фигурки из палочек «Рожица», «Очки»;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

Игра с прищепками «Развешиваем бельё»;

Упражнения        по        методике «Расскажи стихи руками»: «Мамины помощники», «Непослушная дочка»;

  1. Тема «Дом. Мебель».

Пальчиковые гимнастики «Наша мебель», «Стол», «Стул», «Лесенка», «Избушка», «Мебель», «Строим дом», «Пальчики-строители»;

Игра с прищепками «Домик», «Заборчик»;

Соединить по точкам «Заборчик»;

Игра «Кнопочная мозаика: домики и флажки»;

Фигурки из палочек «Дом и ворота», «Мост», «Окно», «Кровать»;

Упражнения        по        методике «Расскажи стихи        руками»: «Лестница», «Мы - ребята мастера»;

Обводка и штриховка изображения мебели;

  1. Тема «Профессии».

Пальчиковые гимнастики «Профессии», «Маляры», «Что принёс нам почтальон?», «Дом на горе», «Капитан»;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

Работа с трафаретами обводка и штриховка изображения инструментов;

Упражнения по методике «Расскажи   стихи   руками»:   «Мы шофёры», «Смелый капитан»;

  1. Тема «Комнатные растения».

Пальчиковые гимнастики «Аленький цветочек», «Наши алые цветы», «Катя леечку взяла», «Живой уголок»;

Фигурки из палочек «Кактус»;

Игра с прищепками «Цветок»;

Работа с трафаретами: обводка и штриховка изображения цветов;

Соединить по точкам «Цветок»;

Игра «Кнопочная мозаика: цветочек»;

Штриховка изображения кактуса;

  1. Тема «Рыбы».

Пальчиковые гимнастики «Рыбки», «Грека и рак», «Краб», «Купание», «Осьминог», «Налим», «Рыбы», «Золотая рыбка»;

Фигурки из палочек «Рыбка», «Ракушка».

Игра с прищепками «Рыбка»;

Соединить по точкам «Рыбка плывёт к рыбке», «Разноцветные рыбки»;

Работа с трафаретами: обводка и штриховка изображения морских обитателей;

Соединить точки по порядку и раскрась картинку «Рыбка».;

Игра «Кнопочная мозаика: рыбки плавают»;

Дорисуй картинку с изображением кита и заштрихуй его, картинку с изображением рыб, водорослей и камешек;

Упражнения        по        методике «Расскажи стихи руками»: «Рыбка плавала в пруду»;

  1. Тема «Насекомые».

Пальчиковые гимнастики «Пчёлка», «Улитка»,  «Божья коровка», «Осы», «Бабочка», «Жук». Фигурки из палочек «Бабочка», «Жук»;

Соединить точки по порядку и раскрась картинку «Улитка»;

Игра с прищепками «Божья коровка», «Гусеница», «Бабочка»;

Соединить по точкам «Бабочка», «Мошка», «Бабочка летит к цветку», «Лягушка прыгает к мошке»;

Работа с трафаретами: обводка и штриховка изображения насекомых;

Игра «Кнопочная мозаика: трава и жуки, бабочки на цветках, жуки ползают»;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

  1. Тема «Транспорт».

Пальчиковые гимнастики «Лодочка», «Пароход», «Транспорт», «Мы по городу шагаем»;

Фигурки из палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», Лодка с парусом»,  «Самолет»;

Игра с прищепками «Самолёт»;

Соединить точки по порядку и раскрась картинку «Пароход», «Мотоцикл», «Грузовик», Такси»;

Соединить по точкам «Паровоз», «Машинка»;

Игра «Кнопочная мозаика: машины на дороге»;

Дорисуй автомобили, заштрихуй их;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;



  1. Тема «День Победы. Наша станица».

Пальчиковая гимнастика «Капитан»;

Фигурки из палочек «Башня», «Колодец», «Ракета»;

Обведение по точкам солнышко, волны;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

  1. Тема: «Ягоды».

Пальчиковые гимнастики «Ягоды», «Рябиновые бусы», «По ягоды»;

Фигурки из палочек «Корзина». Рисование пластилином «Земляничка». Дорисовка узора;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

  1. Тема: «Грибы».

Пальчиковые гимнастики «Грибы», «Этот пальчик», «За грибами»;

Соединить по точкам «Грибок»;

Игра «Кнопочная мозаика: ёлочки и грибочки»;

Работа с трафаретами: обводка и штриховка изображения грибов;

Игра «Раскрась в соответствии со значками»;

  1.  Тема «Лето»

Пальчиковые гимнастики «Лето», «Утро и вечер», «Солнышко», «На горке», «Радуга», Поле одуванчиков»;

Игра «Кнопочная мозаика: воздушные шарики, солнышко»;

  1. Консультацию «Развиваем мелкую моторику»
  2. Памятка по развитию мелкой моторики.






























  1. Консультация «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»
























































  1. Папка-передвижка «Пальчиковые игры для детей в стихах».
  2. Памятка по проведению речедвигатьльных упражнений в домашних условиях.



















































  1. Консультация «Ода глине – развитие мелкой моторики».
  2. Папка-передвижка «Разговорчивые пальчики».











1. Консультация «Развитие мелкой моторики в быту».

2. Буклет «Пальчиками играем – речь развиваем».






















  1. Пальчиковый игротренинг «Наши пальчики»;
  1. Буклет «Игры с крупой».
























  1. Консультация «Пальчиковые игры в шкатулочку»
  2. Папка-передвижка «Пальчиковые игры»

















































  1. Консультация «Самомассаж»;
  2. Вечер в семейной гостиной «Почему так важно развивать тонкую моторику рук?»

  1. Заключительный (диагностика развития мелкой моторики рук)

Май.

Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.

Показ презентации «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно ра...

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством лепки

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы педаг...

Развитие мелкой моторики как средство активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мо...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...