Коррекция общей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
картотека по развитию речи (старшая группа)

Алиса Владимировна Бабенко

Картотека разработанна с учетом возрастных особенностей детей. Упражнения направлены на развитие координации речи с движениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коррекция общей и мелкой моторики

детей старшего дошкольного возраста с

общим недоразвитием речи»

 (пальчиковые игры и

упражнения на координацию речи с движением).

Лексическая тема

Коррекция мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)

Коррекция общей моторики (координация речи с движением)

Наш детский сад. Профессии детского сада.

«Воспитатель»

Игра «Затейники»

Моя семья. Знакомство с элементарными правилами безопасности в семье.

«Моя семья»

«Это тоже я могу»

Огород.  Овощи.

Массаж пальцев «Овощи»

«Овощи»

Сад. Фрукты.

«Яблоня»

Хороводная игра «Яблоня»

«На базар ходили мы…»

«Садовник»

Осень. Признаки осени.

«Осень, осень к нам  пришла»

«Дождик»

Деревья осенью.

«Осенняя песенка»

«Ветер северный подул».

«Листики»

«Осень»

«Станем мы деревьями»

Одежда. Материалы, из которых она сделана.

«В понедельник я кроила…»

«Стирка»

«Портной устал»

Обувь. Материалы, из которых она сделана.

«Новые кроссовки»

«Вот ботинки для Маринки…»

Перелетные птицы

«Птичек стая»

«Отлёт  птиц»

Дикие животные

«Есть у каждого свой дом»

«Теремок»

«Дикие животные»

«На водопой»

«Игра»

Домашние животные

«Кролик»

«Пять поросят»

«Сочини стихотворение»

Домашние птицы

«Гуси»

«На лугу»

Зима. Зимние развлечения. Новый год

«Украшаем ёлку»

«Мы идём»

Зима. Приметы зимы.

«Лепим снеговика»

«Закружились,  завертелись»

Зимующие птицы

«Снегирь и сорока»

«Вороны»

«Хочу быть птичкой»

Мебель

«Наша квартира»

«Едем в магазин»

Посуда

«Помощники»

«Посуда»

Продукты питания

«Оладушки»

«В булочной»  

«Мы тесто месили»

Наше тело, предметы гигиены

 «Кран откройся»

«Потягушки»

«Наши ручки маленьки.»

«Ножки»

«Мы умываемся»

8-е  Марта  - праздник наших мам.

«Прищеплю прищепки»

«Маму я свою люблю»

«Цветы»

Весна. Прилетели птицы.

«Птички», «Скворечник»

«Солнышко, солнышко»

Наша страна. Наш город. Моя улица.

«Дом на горе»

«Строим дом»

«Строим дом»

Транспорт

«Транспорт»

 «Самолёт», «Шофёр»

Растения и животные весной. Насекомые.

«Насекомые»

«Бабочка»

Тема: Наш детский сад. Профессии детского сада.

«Воспитатель»

Кто улыбкой нас встречает,                      (Дети поочередно закладывают пальцы  на руке)

На вопросы отвечает,                                  

Учит нас считать, лепить

И поделки мастерить?

Наши воспитатели –                                  (Выполняют хлопки руками)

Нам друзья, приятели.

«Затейники»

Ровным кругом друг за другом                (Дети, взявшись за руки, идут по кругу.)

Мы идем за шагом шаг.                              

Стой на месте, дружно, вместе                (Опуская руки, играющие останавливаются,                                                                              Сделаем вот так!                                        затейник показывает какое-нибудь движение.

                                                                     Все дети  повторяют это движение.)

Тема:  Моя семья. Знакомство с элементарными правилами безопасности в семье.

«Моя семья»
Этот пальчик (большой) – дедушка         («бородку» показываем большим и указательным)                                                                                                                                         Этот пальчик (указательный) - бабушка  («спицы»  двумя указательными)
Этот пальчик (средний) - папочка            («цепь» - сильное звено двумя средними)

Этот пальчик (безымянный) - мамочка   (прижимаем нежно к груди)
Этот пальчик (мизинец) - это я!               (малыш указывает на себя)
Вот и вся моя семья!                                  (вертит всей ладошкой с растопыренными   пальчиками)

«Это тоже я могу»

(Дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами: "Это тоже я могу").

В: Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти? Руки вверх я подниму.

Д: Это тоже я могу.

В: Вправо-влево разведу.

Д: Это тоже я могу.

В: И, как птица, полечу.

Д: Это тоже я могу.

В: Головою поверчу.

Д: Это тоже я могу.

В: А потом присяду, встану.

Д: Это тоже я могу.

В: И нисколько не устану.

Д: Это тоже я могу.

В: Я попрыгаю немного.

Д: Это тоже я могу.

В: И пешком пойду в дорогу.

Д: Это тоже я могу.

В: Если надо, побегу.

Д: Это тоже я могу.

В: Все на свете я могу!

Тема:  Огород.  Овощи

Массаж пальцев «Овощи»

Вырос у нас чесночок,                         Дети разминают фалангу указательного

                                                               пальца (от ногтя к основанию),

Перец, томат, кабачок,                        фалангу среднего пальца,

Тыква, капуста, картошка,                  безымянного,

Лук и немного горошка.                      мизинца.

Овощи мы собирали,                        Так же массируют пальцы на

Ими друзей угощали,                        другой руке.

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,                            Разминают большой палец левой  руки

Наш друг — огород.                         Разминают большой палец правой руки.

«Овощи»

Как-то вечером на грядке                         (Дети идут по кругу, взявшись за руки,

Репа, свекла, редька, лук                           в центре круга — водящий с завязанными    глазами.)

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:                       (Останавливаются, крутят водящего.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,              (Разбегаются, приседают, водящий ищет.)

Ну а ты иди искать.

Тема:  Сад. Фрукты

«Яблоня»

Яблоня! Яблоня!                  (Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре,

Где же твои яблоки?                 подняв руки вверх, стоит один ребенок — «яблонька».)

Заморозил их мороз?                 (Дети останавливаются, на каждую

Или ветер их унес?                  строчку загибают по одному пальцу на левой руке.

Или молния спалила?              Ребенок-«яблонька» отрицательно качает головой.)

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?                     (Разводят руками, пожимают плечами.)

- Не морозил их мороз,            (Дети загибают по одному пальцу на правой руке.)

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали...

Дети оборвали!                        (Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними,  «пятнает».)

Югославская песенка

Хороводная игра «Яблоня»

(Один из детей — яблоня (надевает шапочку и встает в центр круга).

Мы посадим яблоню во дворе, во дворе.         Идут в центр круга, кланяются.

Вырастает яблоня по весне, по весне.              Идут из центра круга, разводят   руки в  стороны.

Вырастает яблоня вот такой вышины.             Поднимают руки вверх.

Вырастает яблоня вот такой ширины.              Руки разводят в стороны.

А мы к нашей яблоне подойдем, подойдём.    Идут, взявшись за руки, в центр круга.

А мы сладки яблочки соберем, соберем.          Поднимают руки и «снимают яблоки».

«На базар ходили мы…»

    (Соединение пальцев подушечками, начиная с  мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы,                           мизинцы

Много груш там и хурмы,                  безымянные

Есть лимоны, апельсины,                   средние

Дыни, сливы, мандарины,                  указательные

Но купили мы арбуз —                       большие

Это самый вкусный груз!                    пальцы сжимаются в кулак, а большой   отводится вверх

«Садовник»

Мы вчера в саду гуляли,                   (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы смородину сажали.                     (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.)

Яблони белили мы                             (Движение правой рукой вверх-вниз.)

         Известью, белилами.

Починили мы забор,                               (Имитируют удары молотком.)

         Завели мы разговор:                          (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.)

—  Ты скажи, Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

—  Дам в награду                                (На каждое название фруктов

Слив лиловых,                                     загибают по одному пальцу на правой руке.)

Груш медовых,

Самых крупных,

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

Тема: Осень. Приметы  осени

«Осень, осень к нам пришла…»

Осень, осень к нам пришла,                            

Дождь и ветер принесла.                                 Дети   стучат  пальцем левой руки

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,                                по ладони правой.

Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,                                  

Листья кружатся, летят.                                   Трут ладонью о ладонь.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Листья кружатся, летят.

Песни птичек не слышны,                                

Подождем их до весны.                                    Кисти рук накрест,

Чик-чирик, чик-чирик,                                      движения кистями рук вверх-вниз

Подождем их до весны.

«Дождик»

Дождик, дождик на дорожке,                                  Руки вытянуты, ладонями, повернутыми

Он намочит наши ножки,                                  тыльной стороной вверх, выполняют

Нужно ножки поднимать,                                   движения вверх-вниз («ловят капельки»).

Через лужицы скакать.

Припев:

Так, вот так, так, вот так!                                 * стоя, подпрыгивают на двух ногах;

Через лужицы скакать!                                  ** стоя на месте, выполняют подскоки;

                                                             

Мы наденем все сапожки,                                    Стоя на месте, «надевают сапожки» -

И сухими будут ножки,                                       проводят руками от щиколоток  

Можно ног не поднимать                                     к коленям.

И по лужицам шагать!

                                                                               

Припев:

Так, вот так, так, вот так!                                  * топают;

И по лужицам шагать!                                ** шагают на месте, высоко  поднимая ноги;

Дождик, дождик припустил,                                   Дети, стоя на месте, делают

Всех ребяток намочил!                                    взмахи руками перед собой

Ну, скорее, поспешим,                                        (стряхивают  «капли»)

От дождя мы убежим!

Припев:

Поспешим, поспешим,                              ** бегут на месте;  

От дождя мы убежим!                                 *** бегут на свои места.

Тема:  Деревья осенью.

        «Осенняя песенка»

         Погуляем, погуляем                                   Идут по кругу, собирают листья.

         В садике своем.                                              

         Желтых листьев,

         Красных листьев

         Много наберем.  

                                         

         Посмотрите, посмотрите,                           Поднимают руки вверх,

         Вот какой букет.                                          поднимаются на носочках.

         Листья в вазу мы поставим                        Составляют букет в вазу.

         В нашем уголке.                                                  

        «Ветер северный подул»

         (Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием  стихотворения)

         Ветер северный подул: «С-с-с-с»,                        

         все листья с липы сдул…                           (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

         Полетели, закружились

         и на землю опустились.

         Дождик стал по ним стучать:                              

         «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»                     (Постучать пальцами по столу.)

         Град по ним заколотил,

         листья все насквозь пробил.                      (Постучать кулаками по столу.)

         Снег потом припорошил,                           (Плавные движения кистями рук вперед-назад.)

         Одеялом их накрыл.                                (Ладони крепко прижать к столу.)

«Листики»

Мы, листочки осенние,                              (Дети изображают, как кружатся и    

На веточках сидели.                                     падают листья)                              

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повернул их, покружил

И на землю опустил.

       «Осень» (по стихотворению М. Садовского «Осень»)

        (Педагог приглашает детей изобразить деревья в осеннем парке.)    

         Березы косы расплели,        Выполняем наклоны головы к плечам, при

                                                                  этом спина прямая,  ноги на ширине плеч.

         Руками клёны хлопали,                 Поднимаем руки в стороны до уровня плеч,

                                                                  затем резко опускаем их, хлопаем себя по ногам.

         Ветра холодные пришли,               Выполняем махи руками над головой из сторо-

                                                                  ны в сторону, изображаем раскачивающиеся от

                                                                   ветра деревья.

         И тополи затопали.                            Одновременно с движением рук топаем ногами.

         Поникли ивы у пруда,                           Выполняем наклон вперёд, спина округлена,

                                                                  свободные, расслабленные  руки касаются пола.

        Осины задрожали,                           Потрясем кистями.

        Дубы, огромные всегда,               Потянулись вверх, встали на цыпочки.

         Как будто меньше стали.               Присели на носочках, подняв пятки, колени

                                                                  вместе, руки на коленях.

         Все присмирело.                            В приседе округлили спину, пригнули голову

         Съежилось,                                     к коленям, руками обхватили колени.

         Поникло, пожелтело.

         Лишь ёлочка пригожая                Выпрямились, выполняем упражнение

         К зиме похорошела.                       для позвоночника, совершая вращение

                                                                  туловища вокруг вертикальной оси, спина пря-

                                                                  мая, руки двигаются свободно вслед за вращением

                                                                  туловища.

                                                     

       «Станем мы деревьями»

        Станем мы деревьями                           Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе.

        Сильными, большими.

        Ноги – это корни,                                   Раздвигают ноги шире.

        Их расставим шире,

        Чтоб держали дерево,                            Сжатый кулак ставят над другим кулаком.

        Падать не давали,

        Из глубин далёких                                 Наклоняются, складывают ладони чашечкой,

        Воду доставали.                                     разгибаются.

        Тело наше – ствол могучий,                Раскрытыми ладонями проводят вдоль тела  сверху вниз

        Он чуть-чуть качается                          Покачивается из стороны в сторону.

        И своей верхушкой острой                  Складывают ладони шалашиком, острым  концом  вверх

        В небо упирается.                                 Поднимают соединенные руки вверх.

        Наши руки – это ветви,                        Раскрывают ладони в поднятых руках, пальцы направляют от себя.

        Крону вместе образуют.                       Смыкают пальцы над головой.

        В кроне им совсем не страшно,           Качают головой.

        Когда ветры сильно дуют.                   Качают поднятыми руками.

        Пальцы – веточками будут,                 Шевелят пальцами обеих рук.

        Листья закрывают их.                           Прикрывают одну ладонь другой.

        Как придет за летом осень,                  Поднимают вверх правую руку, затем левую.

        Разлетятся листья вмиг.                       Разводят руки в стороны.

     Тема:  Одежда. Материалы,  из которых она сделана.

«В понедельник я кроила…»

(Выполнять действия в соответствии с текстом стихотворения)

В понедельник я кроила,

а  во вторник — платье шила.

В среду — фартук вышивала,

А в четверг — белье стирала:

все свои платочки и братишкины носочки.

А в пятницу, субботу отдыхала от работы.

«Стирка»

Стираем, стираем,                               (Дети имитируют движения стирки)

Стираем мы белье,

Стираем, стираем,

Стираем мы белье.

А после выжимаем                              (Дети «выкручивают» бельё, «развешивают» его на  

 И сушим мы его                                   веревке, спинке стула)

Прищепками закрепим

И тут, и тут, и там.                               (Закрепляют белье настоящими прищепками)

Окончена работа,

Теперь мы спляшем вам.                    (Встряхнув руками, весело произвольно танцуют, прыгают)

     

«Портной  устал»

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения)

Вот портной наш шить устал,

Из-за стола он быстро встал,

Расправил плечи, потянулся, потом он низенько нагнулся.

Затем на цыпочки поднялся,

«Поприседал я вот, размялся.

К работе можно приступать,

Теперь нам долго не устать.

Тема:  Обувь. Материалы, из которых она сделала.

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки.                                     (Загибают на обеих руках пальчики по

На ногах сапожки.                                        по одному, начиная с больших.)

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так,                                                           («Шагают» по столу указательным

Вот так,                                                            и средним пальцами обеих рук.)

Новые кроссовки.

«Вот ботинки для Маринки»

(Дети выполняют движения, подражая педагогу, и договаривают за ним слова и  словосочетания.)

Вот ботинки для Маринки,                   (По два раза ритмично топают каждой ногой.)

Не ботинки, а картинки.                      (Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.)

Чтобы в них гулять, ходить,                  (Идут по кругу друг за другом).

Бегать, прыгать и шалить.                     (Бегут, делают два прыжка, топают обеими ногами)

Тема:  Перелётные птицы

       «Птичек стая»

Пой-ка, подпевай-ка!                              (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия

Десять птичек – стайка,                          птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала

Эта птичка – соловей,                             правой, а затем левой руки.)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан…

Птички, птички, по домам!                    (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки.)

       

«Отлёт птиц»

- Гуси, утки!                                  Дети сгибают руки в локтях, сжав пальцы в кулаки.

—  Кря-кря-кря!                            Поднимают и опускают локти.

—  Летим в теплые края!

Будем крыльями махать,               Делают легкие взмахи руками.

Будем крылья разминать.

Правым крылом взмахнем,            Поднимают и опускают правую руку,

Левым взмахнем потом.                Левую руку.

Поворот направо:                          Поворачиваются направо.

-  До свиданья, зайка!                    Кланяются.

Поворот налево:                            Поворачиваются налево.

До свиданья, белка!                       Наклоняют голову вперед.

Летим вперед за вожаком              Бегут на носках по кругу.

И покружимся потом.                    Кружатся.

Повернулись кругом:                     Поворачиваются на 360°.

-  До свиданья, милый дом!            Машут рукой.

Вперед полетели,                           Бегут по кругу.

А как устали — сели.                     Приседают.

Тема:  Дикие животные

«Есть у каждого свой дом»»

У лисы в лесу глухом

Есть нора - надежный дом.

Не страшны зимой метели                                (Дети загибают пальцы на обеих руках:

Белочке в дупле на ели.                                      по одному пальцу на каждое двустишие)

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,                                 (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

        «Теремок»

         Стоит в поле теремок, теремок.                     Показывают «теремок», соединяя кончики пальцев              рук над головой.

         Он не низок не высок, не высок.                   Приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая руки вверх.

         На двери висит замок да замок.                     Показывают «замок» сомкнутыми ладонями и пальцами.

         Кто бы тот замок открыть нам помог?          Поднимают плечи вверх, опускают.

         Слева зайка, справа мишка.                            Поворачивают голову вправо, затем – влево.

         Отодвиньте-ка задвижку.                                Тянут руки в разные стороны, но пальцы оставляют в «замке»

         Слева ёжик, справа волк.                                Кивают головой вправо, затем – влево.

         Нажимайте на замок!                                       Сильно сжимают пальцы.

         Зайка, мишка, ёжик, волк                                Открывают замок (рассоединяют пальцы по  одному),

        Открывают теремок.                                         разводят руки в стороны.

        «Дикие животные»

         — Мальчик с пальчик, Где ты был?              (Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

         — Долго по лесу бродил!                               (Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

        Встретил я медведя, волка,                             (Большой палец правой руки поочередно

        Зайку, ежика в иголках.                                    соприкасается с остальными пальцами.)

        Встретил белочку, синичку,

        Встретил лося и лисичку.

        Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.                                            (Четыре пальца последовательно сгибаются - кланяются.)

      «На водопой»

       Жарким днём лесной тропой        

       Звери шли на водопой.

       За мамой-лосихой топал лосёнок,

       За мамой-лисицей крался лисёнок,  

       За мамой-ежихой катился ежонок,                                

(  (Дети спокойно идут по кругу друг за другом.)

(  

 ( (Идут, громко топая.)

(  (Крадутся на носочках.)

(  (Приседают, медленно двигаются вперед.)

       За мамой-медведицей шел медвежонок,               (Идут вперевалку.)

       За мамою-белкой скакали бельчата,                      (Скачут вприсядку.)

       За мамой-зайчихой — косые зайчата,                   (Скачут на прямых ногах.)

       Волчица вела за собою волчат,                           (Идут на четвереньках.)

       Все мамы и дети напиться хотят.                    (Лицом в круг, делают движения языком - «лакают»)

«Игра»

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)

Собираем детвору

Поиграть в одну игру.

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как лисенок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал.

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит,

Просыпаться не спешит.

Тема:  Домашние животные

«Пять поросят»

Пять поросят гуляли на просторе,                          (Быстро двигать пальчиками по столу.)

Пять поросят пошли купаться к морю.                  (Медленно переставлять пальчики по столу.)

Один из них устал.                                                    (Загнуть большой пальчик.)

— Пойду домой,— сказал.

И вот вам результат:

Четыре поросенка гуляли на просторе,

Четыре поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал.                                                    (Загнуть указательный пальчик.)

— Пойду домой,— сказал.

И вот вам результат:

Три поросенка гуляли на просторе,

Три поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал. — Пойду домой,— сказал.     (Загнуть средний пальчик.)

И вот вам результат:

Два поросенка гуляли на просторе,

Два поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал.                                                     (Загнуть безымянный пальчик.)

— Пойду домой,— сказал.

И вот вам результат:

Один поросенок резвился на просторе,

Один поросенок пошел купаться к морю,

Потом устал.                                                               (Загнуть мизинчик.)

— Пойду домой,— сказал.

И вот вам результат:

Ноль поросят гуляют на просторе.

«Кролик»

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)

Скок-поскок, скок-поскок,

Кролик прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьет,

На разминку всех зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

«Сочини стихотворение»

(Дети становятся в круг, в центре его воспитатель.

Воспитатель предлагает детям всем вместе сочинить стихотворение.)

Воспитатель: Подпевает козлик мне:

Дети: Бе-бе!

Воспитатель: Лает пёсик, хвост задрав:

Дети: Гав-гав!

Воспитатель: А петух мне на бегу

Прокричал...

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель: А котенок пискнул:

Дети: Мяу!

(В ходе физкультминутки дети вслед за воспитателем изображают движения животных: топают ногой (как козлик), встают на четвереньки (как пёсик), машут руками (как петух), садятся на корточки (как котёнок))

Тема: Домашние птицы»

«Гуси»

(Дети ставят локти на стол. Кисти сгибают, пальцы собирают в щепоть – изображают

клювы гусей – «гуси стоят лицом друг к другу»)

Во дворе гогочут гуси:                     Поворачивают кисти то вправо, то влево – «гуси поворачи-

                                                            вают головы»

- С добрым утром, тетя Дуся!         «Говорит один гусь»

- С добрым утром, тетя Дуся!         «Говорит другой гусь»

Га-га-га…                                          «Гуси говорят по очереди»

Наварила тетя Дуся                          «Помешивают кашу» правой рукой.

Вкусной каши белым гусям.           То же левой рукой.

- Вот спасибо, тетя Дуся!                «Говорит один гусь»

- Вот спасибо, тетя Дуся!                «Говорит другой гусь»

Га-га-га…                                          «Гуси говорят по очереди»

Поклевали кашу гуси,                      «Гуси клюют кашу»  (по очереди)

Подобрели сразу гуси:

- Очень любим тетю Дусю!             «Говорит один гусь»

- Очень любим тетю Дусю!             «Говорит другой гусь»

Га-га-га…                                          «Гуси говорят по очереди»

«На лугу»

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря!                                   (Дети шагают, как уточки)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж!                                            (Дети машут руками)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га!                                           (Дети плавно вращают шеей)

Клювом перья расправляют.         (Повороты туловища влево-вправо)

Ветер ветки раскачал.                    (Дети качают поднятыми вверх руками)

Пёс наш громко зарычал,

Р-р-р!                                               (Руки на поясе, наклон вперед, смотреть перед собой)

Прошуршала в травке мышь,

Ш-ш-ш!                                            (Дети перебирают пальцами рук, показывая, как бежит

                                                          мышь)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш!                                            (Плавно приседают)

Тема: Зима. Зимние развлечения. Новый год

Пальчиковая игра «Украшаем елочку»

Елочку пушистую                                  Дети соединяют большой палец правой руки с

                                                                        мизинцем левой, а большой палец левой руки с  мизинцем правой.

Дети наряжали,                                      Дети размыкают большой палец

Разными игрушками                                  и мизинец и поворачивают кисти на 180°

                                                                     навстречу друг другу, вновь соединяя пальцы.

                                                                     Повторяют в другую сторону.

Елку украшали.

Шарики повесили,                                     Соединяют все пальцы правой руки с пальцами          левой, округляют их, образуя шар.

Звонкие хлопушки,                                     «Скользяще» хлопают ладонями друг о друга

                                                                      («тарелочки»).

Яркие фонарики,                                        Вращают кистями рук («фонарики»).

Клоуна Петрушку,                                     Показывают руками длинный нос.

Льдинки серебристые,                               Поднимают вверх указательные пальцы,

                                                                     остальные сжимают в кулак.

Сосульки ледяные,                                     Опускают указательные пальцы вниз («сосульки»).

Мишуру пушистую,                                   Поднимают и плавно опускают руки через стороны,   мелко перебирая пальцами.

Звезды золотые.                                          Поднимают руки, ладонями от себя, широко

                                                                      раздвинув пальцы.

Елочка нарядная,                                        Вытягивают вперед правую руку.

Все встанем в хоровод,                              Вытягивают вперед левую руку.

Песнями и плясками                                   Берутся за руки и встают в хоровод.

Встретим Новый год!

«Мы идем»

Мы идем, мы идем,                                 Дети маршируют.

По дорожке мы идем.

Мы идем, мы идем,

Звонко песенку поем:

«Ля-ля-ля...»

Через сугробы мы шагаем,                      Шагают,  высоко поднимая колени.

Ноги выше поднимаем,

Все равно вперед идем,

Смело песенку поем:

«Тра-та-та...»

А теперь на лыжи встали,                     Двигаются скользящим шагом

Очень быстро побежали,

Мчимся с горки, не молчим,

А задорно так кричим:

«Ух!..»

Тема: Зима. Приметы зимы.

«Лепим снеговика»

Раз и два, раз и два —

Лепим мы снеговика.                            Имитируют лепку снежков.

Мы покатим снежный ком.                  Поочередно проводят ладонями

Кувырком, кувырком.                           по шее справа и слева.

Мы его слепили ловко.                         Проводят пальцем по щекам сверху вниз.

Вместо носа есть морковка,                  Растирают указательным пальцем крылья носа.

Вместо глазок — угольки,                    Прикладывают ладони ко лбу козырьком и энергично

                                                                 растирают лоб.

Ручки — веточки нашли.                      Энергично растирают ладонь о ладонь.

А на голову — ведро.                            Раздвигают указательный и средний пальцы и       растирают точки перед и за ушами.

Посмотрите, вот оно!                            Кладут обе ладони на макушку и качают головой.

«Закружились, завертелись»

Закружились, завертелись

Белые снежинки,

Вверх взлетели белой стаей

Дети кружатся на месте.

Легкие пушинки,                                                      Поднимают руки, кружатся.

Чуть затихла злая вьюга                                       Опускают руки, встают прямо.

Улеглись повсюду,                                                Приседают, руки опускают.

Заблистали, словно жемчуг,                                 Встают, кладут руки на пояс.

Все дивятся чуду.                                                  Имитируют движения.

Тема: Зимующие птицы

«Снегирь и сорока»

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы —             (Насыпаем в кружку сухой горох.

Зимуют у нас эти чудные птицы.                         Ребенок на каждый ударный слог

И чтоб они жили по-прежнему с нами,               перекладывает горошины по одной в другую Мы будем кормить их, конечно же, сами.           кружку)

 «Вороны».

Дети изображают ворон, они стоят стайкой и подражают всем движениям воспитателя, который поет или говорит нараспев:

Вот под елочкой зеленой            (Дети бегают по комнате, размахивая ручками, как крыльями.)

Скачут весело вороны.

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,           (Дети ходят по комнате.}

Спать ребяткам не давали.

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают,            (Дети садятся на корточки, ручки под щечки - засыпают.)

Спят вороны, отдыхают.

Тихо. Кар-кар-кар.

 

«Хочу быть птичкой»

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал:

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду я считать опять.

Рот открыл, смотрю я в небо,

Вправо, влево. Я там не был.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Крылья вверх и крылья вниз,

Только слышен ветра свист.

Я подпрыгнул, чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

Дети делают движения указательным и средним пальцами рук, обозначающие ходьбу.

Скрещивают перед собой кисти рук, делают ими плавные движения, обозначающие полет.

Загибают поочередно пальцы рук, начиная с большого, а затем с мизинца.

Поднимают голову вверх.

Делают повороты головой.

Часто взмахивают руками через стороны вверх, вниз, кисти напряжены.

Плавно взмахивают руками.

Вращают указательными пальцами рук, поднятых вверх.

Подпрыгивают.

Приседают.

Тема: Мебель

«Наша квартира»

В нашей комнате — столовой —                      (На каждое название предмета мебели дети    

Есть отличный СТОЛ дубовый,                         загибают по одному пальчику. К концу

СТУЛЬЯ - спинки все резные,                           стихотворения должны быть загнуты все десять

Ножки гнутые, витые.                                         пальцев.)

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых — спальне —

Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две  широкие КРОВАТИ

С одеялами на вате

И березовый КОМОД,

Мама там белье берет.

А в гостиной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ - центр музыкальный.

«Едем в магазин»

Едем-едем мы домой

На машине грузовой.         Дети бегут парами.

Едем прямо, едем вправо,

Снова  вправо и вперед,         Выполняют движения по тексту.

Грузовик огромный, новый

Прямо к дому нас везет.         Останавливаются.

Мы купили в магазине стол,

Диван, комод, буфет,

Две кровати, этажерку

И зеленый табурет.

Нам еще нужна тахта

И гладильная доска.

Тема: Кухня. Посуда.

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,                               (Удар кулачками друг о друга,

                                                                     хлопок в ладоши; повторить.)

Мы посуду перемыли:                             (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку              (Загибают пальчики по одному,

                                                                     начиная с большого.)

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,                              (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбилили,                  (Загибают пальчики по одному,

                                                                      начиная с большого.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,                 (Удар кулачками друг о друга,

Так мы маме помогали.                              хлопок в ладоши; повторить.)

«Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,                  (Надули животик: одна рука на

                                                                             поясе, другая изогнута, как носик)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,                                   (Присели, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                                 (Кружатся, рисуя руками круг.)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,                                     (Потянулись, руки сомкнули над головой)

Голова на тонкой ножке.                                    

Вот пластмассовый поднос.                              (Легли на ковёр, вытянулись.)

Он посуду нам принёс.

Тема: Продукты питания

«В булочной»

В булочной у нас баранки, булки, бублики, буханки,                 (Дети загибают пальцы на руке)

пирожки, батоны, плюшки, и плетенки, и ватрушки,

курабье, бисквит, печенье, бутерброды, чай с вареньем,

много пряников, конфет, пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой, и полено, и помадка ...

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

«Оладушки»

Ладушки, ладушки                                     Дети сопровождают текст потешки

Пекла бабка оладушки                               соответствующими  движениями: пекут

Маслом поливала,                                      с бабкой оладушки, поливают их  маслом.

Детишкам давала.                                       Загибают пальцы на руке.

Даше - два,

Паше - два,

Ване - два,

Тане - два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

«Мы тесто месили»

Насыпаем в кастрюлю 1-1,5 килограмма гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнем,

Комочки опять и опять достаем.

Тема: Наше тело, предметы гигиены

«Кран, откройся!»

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь, уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!!!

Логопедическая гимнастика «Потягушки»

Потягушки-потягушки!                                        Дети потягивают руками в стороны — вверх.

Просыпайтесь, мои ушки!                                    Потягивают пальчиками за мочки ушей.

Просыпайтесь, мои губки!                                   Вытягивают губки трубочкой.

Просыпайтесь, мои зубки!                                   Показывают зубки («заборчик»).

Надувайтесь, мои щечки,                                     Надувают щеки.

Словно два больших мешочка.                            Хлопают ладошками по  щекам.

Глазки, глазки, открывайтесь,                              Проводят указательными пальцами по векам.

Просыпайтесь, просыпайтесь!                             Моргают.

Зубки острые, кусайтесь!                                      Покусывают зубками сначала  верхнюю губу,

                                                                                 потом нижнюю.                                        

Губки, губки, улыбайтесь!                                   Улыбаются, растягивая губы.

«Наши ручки маленьки»

Наши ручки маленьки, ки-ки-ки.                          (Вытягивают вперед руки)

Наши ручки чистеньки, ки-ки-ки.                        (Показывают ладошки)

Мы сожмем их в кулачок, чок-чок-чок.               (Сжимают в кулачок)

И поставим на бочок, чок-чок-чок.                      (Ставят ладонь на ребро)  

Мы похлопаем в ладошки, ки-ки-ки.                   (Хлопают в ладоши)

Пусть попляшут наши ножки, ки-ки-ки.             («Пляшут»)

Мы попрыгаем немножко, ко-ко-ко.                    (Прыгают)

И отправимся в дорожку, ку-ку-ку.                      (Садятся на свои места)

«Ножки»

(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями)

Шагают наши ножки

По ровненькой дорожке.

Похлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки.

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

На носочках поскачите

И на ножках походите.

Устали наши ножки.

Присядем на дорожке.

Посидим, отдохнем

И опять гулять пойдем.

«Мы умываемся»

(Дети имитируют движения умывания, чистки зубов, вытирания и далее по тексту стихотворения)

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Пасту для зубов берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево,

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

Тема: 8-е  Марта  - праздник наших мам.

«Прищеплю прищепки»

Натяните веревку на уровне плеч ребенка и дайте ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение:

Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку.

«Цветы»

(Дети имитируют движения по тексту»)

Мы цветы в саду сажаем,

Их из лейки поливаем.

И красивы тюльпаны

Пусть растут для нашей мамы.

«Маму я свою люблю»

Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:           (Дети  выполняют соответствующие движения.)

Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,      

Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу, и ни разу,

И ни разу, ни словечка не скажу.

Тема: Весна. Прилетели птицы.

«Птички»

Птички прилетели, крыльями         (Пальцами обеих рук производить движения

Махали.                                                 вверх-вниз.)

Сели.

Посидели и дальше полетели.

«Скворечник»

Скворец в скворечнике живет         (Ладони соприкасаются пальцами, большие

И песню звонкую поет.                     загнуты внутрь)

«Солнышко, солнышко…»

Солнышко, солнышко, в небе свети!             Дети тянутся руками вверх.

Яркие лучики к нам протяни!                         Вытягивают руки вперед ладонями вверх.

Ручки мы вложим в ладошки твои,                Встают парами.

Нас покружи, оторвав от земли.                     Кружатся.

Хлопают радостно наши ладошки,                Хлопают в ладоши.

Быстро шагают резвые ножки.                       Быстро шагают на месте.

Солнышко скрылось, ушло на покой,            Приседают, голову закрывают руками.

Мы же на место сядем с тобой.                      Тихо садятся на свои места.

Тема: Наша страна. Наш город. Моя улица.

«Дом на горе»

На горе мы видим дом.                                 (Кистями рук изобразить домик.)

Много зелени кругом.                                   (Волнообразные движения кистями рук)

Вот деревья, вот кусты.                                 (Руками «показать» деревья, кусты)

Вот душистые цветы.                                    (Пальцами «показать» бутон)

Окружает все забор.                                      (Пальцами «показать» забор)

За забором – чистый двор.                            (Погладить ладонями стол)

Мы ворота открываем.                                  (Кистями «показать», как ворота открываются)

К дому быстро подбегаем.                            (Пальцами «пробежаться» по столу)

В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!»               (Постучать кулаком по столу)

Кто-то к нам идет на стук.                            (Ладонь приложить к правому уху, прислушаться)

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли.                                  (Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то)

«Строим дом»

Тук, тук молотком.                                        Дети имитируют работу молотком.

Строим. Строим новый дом.

Этот дом — для Маши,                                 Показывают рукой друг на друга.

Этот дом — для Саши,

Этот дом — для Даши,

Этот — для Наташи.

Этот дом — для Ксюши,

Этот — для Андрюши.

Все соседи, все друзья.                                 Разводят приветственно руками.

Жить без дружбы нам нельзя.

 

«Строим дом»

Тук-ток, тук-ток!

Застучал молоток.

Будем строить новый дом      

С высоким крыльцом,

С окнами большими

Дети ударяют кулачками друг о друга.

Поднимают руки.

Сгибают поднятые руки в локтях

и кладут одну ладонь на другую («окно»)                                                                        

Со ставнями резными.                                       Разводят руки в стороны («раскрывают ставни»).

Тук-ток, тук-ток!                                                Ударяют кулачками друг о друга.

Замолчал молоток.                                             Опускают руки.

Вот готов новый дом.                                        Соединяют руки над головой («крыша»).

Будем жить мы в нем.                                        Прикасаются ладонями к груди и вытягивают  

                                                                              руки  вперед.

                 

Тема: Транспорт

«Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай —              Соединение всех пальцев с большим по

О них ты на улице не забывай (смена рук).             очереди, начиная с указательного, на каждый

В морях — корабли, ледоколы, суда,                       ударный слог:

Они очень редко заходят сюда.

 «Самолет»

Ну-ка, летчики-пилоты,

Приготовились к полету.

К самолету подошли

И по трапу вверх взошли.

Начинается полет,

                             Дети стоят прямо, руки по швам.

                             Маршируют.

                             Приседают на одно колено, расставив руки  в стороны («самолет»).

Загудел наш самолет.

Вверх поднялся, полетел.

Летчик вправо посмотрел,

Летчик влево посмотрел.

Быстро полетел вперед

Наш почтовый самолет.                                          

Гудят: «У-у-у...»

Встают на ноги.

Поворачивают головы вправо,

влево.

Бегут по кругу на носках.

                                                                                       Дети «улетают на самолете».

«Шофёр»

Шофер не любит долго спать,

Чуть свет встаёт шофёр,                                             Дети встают на носочки, потягиваются.

К своей машине он спешит,                                       Бегут по кругу.

Чтоб завести мотор.

           Качу, лечу

           Во весь опор,

           Я сам – шофёр,

           Я сам – мотор,

           Нажимаю на педаль,

           И машина мчится в даль.

Тема: Растения и животные весной. Насекомые.

«Насекомые»

Прилетела к нам вчера                   Дети машут ладошками.

Полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелёк                Загибают пальчики.

И веселый мотылек.

Два жука и стрекоза —                  Делают кружочки из пальцев и подносят к глазам.

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,                  Машут ладошками.

От усталости упали.                       «Роняют» руки.

 «Бабочка».  

Спал цветок и вдруг                     Плавно поднять руки вверх.

проснулся,

Больше спать не захотел.               Повернуть голову вправо-влево.

Шевельнулся, потянулся,               Руки на пояс, встать на носочки.

Взвился вверх и полетел.               Маховые движения руками, бег на носочках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии, как средство развития сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Коррекционная работа по сенсомоторному развитию детей для укрепления их здоровья «как физического, так и психического"...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

За основу коррекционной работы  использована здоровьесберегающая «Методика» авторов  А. В. Семенович, Е. А. Воробьева, которая опирается на современные (по А. Р. Лурия) представления о...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе  широко распространены поговорки, ...

Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .

Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую  «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...

Система коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Предлагаю Вашему вниманию систему коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ведь, как известно, развитие крупной и мелк...

Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...