ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
статья (подготовительная группа) по теме

Москалёва Оксана Анатольевна

 За основу коррекционной работы  использована здоровьесберегающая «Методика» авторов  А. В. Семенович, Е. А. Воробьева, которая опирается на современные (по А. Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе; а методически — на адаптированный вариант базовых телесно ориентированных, этологических, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o.a._moskalyova.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Москалёва Оксана Анатольевна

Воспитатель в логопедической группе

МБДОУ ЦРР «Василёк»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

       Психомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное его развитие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

       Целью нашей работы явилось проведение коррекционной работы по психомоторному развитию детей для укрепления их здоровья «как физического, так и психического».

      Коррекционную работу мы выполняли поэтапно по трем уровням:

  1. Уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов.
  2. Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром.
  3. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов.

На  первом этапе мы   использовали такие здоровьесберегающие технологии, как ароматерапия, цветотерапия и музыкотерапия. Базовыми элементами  являются дыхательные упражнения в сочетании с образными представлениями, соединение дыхания и движения, и специальными упражнениями, повышающими энергетический потенциал детей. Кроме того, мы используем: самомассаж головы, самомассаж  ушных раковин, самомассаж стоп.

Все  упражнения I этапа выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, они не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику.

Особое внимание мы уделяем упражнениям на устранение синкинезий, т.е. с патологическими ригидными телесными установками, которые ограничивают и обедняют движения ребенка.

Здесь мы используем такие упражнения, как:

1)Гимнастика для глаз, с использованием офтальмотренажёра по технологии Базарного.

2)  Мимическая гимнастика с элементами биопластики.

3)  Элементы из кинезиологических упражнений с фиксацией определённой части тела и т.п.

Переходя на второй этап, мы отрабатываем упражнения 2-го уровня: уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством  — уровень владения телом и пространством.

В основу этих упражнений  заложены «ритмические зарисовки» на развитие чувства ритма. Такие упражнения мы отрабатываем как на логоритмике, так и в совместной деятельности с применением музыкотерапии.

Упражнения и игры на развитие перцептивных и мнестических возможностей, подразумевают накопление чувственного опыта,  где мы направляем внимание детей на сенсорные ощущения при обследовании предмета: д\и «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек»,  «Из чего предмет»,  «Что в чёрном ящике?», «Найди такой же»,  «Определи на вкус»  и    др. д\и на ассоциативное мышление, по аналогии д\и «На что похоже?».

Игры на формирование пространственных представлений мы связываем  с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом).  Например: д\и “Робот», “Графические диктанты», “Где находится?»,  «Царство животных» и т.п.

Игры и упражнения на формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий. Такие как: д\и «Зеркало», «Тень», «Канатоходец», а также игры и упражнения на развитие ловкости и развитие внимания.  Во всех этих играх-упражнениях необходимо поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживать мотивацию ребенка к выполнению задания.

    На третьем этапе работы с детьми мы осваиваем задания и игры третьего уровня. Он называется уровень предметных и символических действий, который    обеспечивает программирование, регуляцию и контроль за протеканием психической деятельности, управляя работой нижележащих уровней. Именно на III этапе работы речь идет о качественно новом уровне в развитии предметной (ручной) ловкости, т. к. оценивается конечный результат смысловой цели движений, результат всего действия в целом.

     Этому этапу присущи все игры с правилами и ролевыми играми;  разнообразные задания, где ребенку предлагается придумать, спланировать какое-либо задание для других детей из группы (или для педагога).

Развитию произвольного внимания и памяти способствуют упражнения на переключение, на преодоление двигательного стереотипа. Это дидактические  игры: «Звонкая цифра», «Запретное движение», «Гонка за лидером»,  «Внимательный», «Повтори за мной», «Мнемотехника» и т.п.

        Благодаря такой систематической и разнообразной работе по коррекции психомоторного развития ребенка, развиваются моторная, сенсорная и психические функции, а  их развитие влияет на познавательные процессы, повышаются учебные возможности и работоспособность, благоприятно воздействующие на адаптацию детей в школе. Сравнительный анализ диагностики по развитию психомоторики к концу подготовительной группы дал следующие  результаты: высокий уровень моторики у детей вырос на 70%.

 Библиографический список:

  1. Воробьева Е. А., Семенович А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции и помощи детям и подросткам. М.: МГПУ - ПМСЦ,  1998.       С 80.
  2. Вербовая Н.П.,Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи — М., Искусство, 1997.  С18-33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии, как средство развития сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Коррекционная работа по сенсомоторному развитию детей для укрепления их здоровья «как физического, так и психического"...

Здоровьесберегающие технологи в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.

Методический материал в помощь музыкальным руководителям по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Будь здоров, Лунтик» для детей старшего дошкольного возраста

В конспекте детям предлагается отправиться в путешествие со сказочным персонажем, чтобы узнать секреты здоровья. По пути ребята выполняют различные задания: отгадывают загадки, делают дыхательную гимн...

«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подх...

Статья "Применение элементов здоровьесберегающих технологий в развитии психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР)".

Деятельность, направленная на здоровьесбережение и личностно-ориентированное развитие ребёнка, должна носить интегрированный характер, а не сводиться только к физическому воспитанию и проведению медиц...

Формирование слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи

Консультация для воспитателей логопедических групп по формированию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста....