Использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Смуткина Наталья Николаевна

Инновационный опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx44.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Улыбка» комбинированного вида.

Инновационный опыт на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий  в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста».

                                                                                  Подготовила:

Музыкальный руководитель

                                                                                                     Смуткина Наталья Николаевна

г. Ардатов  

 2014 г

Содержание:

1.Введение. Актуальность темы

2.Условия формирования опыта

3.Теоретическая база опыта

4.Технология опыта

5. Результативность опыта 

6. Трудоёмкость опыта

7. Адресность опыта

8. Наглядные приложения

1.Введение. Актуальность темы.

Дошкольный возраст- самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса .Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника На Руси пение сопровождало человека в различных жизненных ситуациях: с песней он радовался, грустил и работал. К.Д. Ушинский писал: «В песне есть не только нечто оживляющие и освежающее человека, а есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувство». Эту особенность песни необходимо использовать педагогом, музыкантом для целостного развития ребенка.

            Песни помогают объединять детей общим настроением, воспитывать у них эстетическое восприятие, эстетические чувства, такие как, патриотизм, гуманное отношение к окружающему миру.

             Пение- самый массовый и доступный для детей исполнительский вид музыкальной деятельности, а голос- это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент. Пение в дошкольном возрасте играет большую роль. Оно может оказывать сильное влияние на настроение детей и их развитие, улучшает самочувствие, укрепляет здоровье. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В. М. Бехтерев; И. П. Павлов. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.

             Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения (а значит и улучшение обмена веществ), дыхания (значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки). Процесс пения помогает ребенку приобрести определенные навыки в развитии голоса, способствует формированию личности, развитию музыкального вкуса, содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему), помогает устранению дефектов речи. В пении происходит общее развитие ребенка, формируются его высшие психические функции, развивается речь.

                Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

          Проработав 23 года в качестве музыкального руководителя в детском саду, ознакомившись и апробировав на практике несколько программ музыкального воспитания, я убедилась в том, что при обучении детей пению  не всегда удаётся достичь поставленных задач. Понимание проблемы  привело к необходимому поиску инновационных методов и приёмов музыкального воспитания детей. Изучив литературу по данной тематике я  пришла к выводу ,что музыкальные занятия  для дошкольников должны быть направлены не только на формирование основ музыкальной культуры,  но и способствовать укреплению здоровья  ребёнка.  С тех пор мои занятия  это сплошное переплетение музыкальных и здоровьесберегающих методов и приёмов. Здоровьесберегающие технологии(дыхательная гимнастика, ,валеологические распевки, игровой массаж, речевые игры и др.) используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребёнка. В основе  моей работы по развитию певческих навыков лежат идеи детского музыкального воспитания К. Орфа; В. В. Емельянова; а так же методические рекомендации Т.М. Орловой; С. М. Бекиной м других современных педагогов.

       При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.

        Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Не следует позволять детям исполнять песни с большим диапазоном.

         Песенный репертуар включает в себя:

- упражнения для развития певческого голоса и слуха;

- детские песни для различных видов музыкальной деятельности ( слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением.

В непосредственно образовательной деятельности перед разучиванием или исполнением песен провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. На своих занятиях я использую гимнастику, дыхательные упражнения, распевание. Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки  и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

Выстроенная мною система работы позволяет воспитанникам совершенствоваться в музыкальном развитии. Очень  хочется верить, что я своей работой, своим отношением помогаю детям любить песню во всех её проявлениях.      

Актуальность данной темы в том, что именно пение является основным средством музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям дошкольного возраста. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, развивают речь, проявляют свою творческую активность. Музыка воспитывает высокий вкус и добрую душу.

2.Условия формирования опыта:

На формирование опыта оказало влияние открытие на базе д/с «Улыбка» экспериментальной площадки: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении», изучение методической литературы, изучение опыта коллег.

                                                   3.Теоретическая база опыта

Теоретической  базой наряду с комплексной программой «Детство» для разработки педагогического опыта использовались следующие методические разработки и технологии:

1.Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.

2.Ветлугина Н.А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'', М., ''Просвещение'', 1989г

3.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.:Сфера,

2008г.

4.Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры.''СПб, 1999 г.

5.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М.:Сфера, 2004г.

6.Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.

                                                               4. Технология опыта.

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.

Целью моей работы стало овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А.Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

5.Результативность проводимой работы.

      Описанные выше здоровьесберегающие технологии я постоянно использую в своей непосредственно образовательной деятельности перед началом работы над песенным репертуаром. В результате дети стали лучше, качественнее осваивать музыкальный материал, наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития. Ребята стали более раскрепощенными. Воспитанники нашего детского сада поют теперь не только на непосредственной образовательной деятельности, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в городских конкурсах.

      Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ детский сад «Улыбка»   Об увеличении уровня развития певческих способностей свидетельствуют результаты диагностики в сравнении за 2 учебных года. Высокий уровень развития певческих навыков увеличился. Низкий уровень - понизился.

    Сравнительная диагностика уровня развития музыкальных способностей  за 2 года ( 2012-2013у.г; 2013-2014 уч.г) показала следующие результаты:

                                                           

      Пение

Высокий

15%

21,8%

Средний

75%

76,2%

Низкий

10%

3%

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Музыка» с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим  строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход непосредственной образовательной деятельности, его содержание и методы.

    Работая систематически в течение года по «формированию певческих навыков  детей старшего дошкольного возраста», я добилась существенных результатов. По результатам диагностики, я сделала вывод:

  • Дети стали эмоциональны и раскованны на занятиях, праздниках и развлечениях.
  •   У детей сформировались певческие навыки: они умеют владеть интонацией, петь выразительно в различной динамике.
  •   В сопровождении фортепиано дети чисто интонируют, развита дикция, артикуляция.
  •  Умеют понимать содержание текста и эмоционально передавать свое отношение к песне.
  •   Научились петь различно, начинать и заканчивать музыкальную фразу одновременно, мягко пропевать окончания слов, легко определяют звуковысотное положение мелодии.
  •  Голоса детей приобрели естественно звучание, появилась певучесть, звонкость, высокое, светлое звучание, появилась заинтересованность к индивидуальному исполнению.

        Воспитанники ДОУ активно участвовали в открытых занятиях, концертной деятельности, фестивалях, смотрах – конкурсах, что свидетельствует о качественной работе над развитием певческих навыков детей.

Вывод: Здоровьесберегающие технологии : валеологические распевки, комплексы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, речевые упражнения, релаксации , их систематическое использование, формируют устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала. Перечисленные виды упражнений играют важную роль  в охране детского голоса, профилактике заболеваний, связанных с дыханием.

                                             6.Трудоёмкость опыта.

Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приёмов для формирования певческих навыков достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей. В будущем я планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, используя  наработанный опыт.

                    7.Адресность

Представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями и воспитателями детских садов для развития певческих навыков детей через здоровьесберегающие технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологи в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.

Методический материал в помощь музыкальным руководителям по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Презентация на тему: "Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Вашему вниманию предоставляется презентация кружковой работы по развитию певческих навыков детей подготовительной группы с ОНР....

Методическая разработка Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе.

Вашему вниманию представляется собственная методическая разработка на тему "Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного ...

Методическая разработка «Индивидуализация развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Методическая разработка «Индивидуализация развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»...

"Здоровьесберегающие технологии в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении успешн...