Методическая разработка Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе.
методическая разработка (подготовительная группа)

Тюшкова Людмила Павловна

Вашему вниманию представляется собственная методическая разработка на тему "Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_moya.docx90.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации Ярославской области

ГУ ЯО «Центр оценки и контроля качества образования»

Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе

Методическая разработка

Автор: Тюшкова Людмила Павловна,

музыкальный руководитель

МДОУ д/ с № 3 «Солнышко»,

г. Гаврилов-Ям

Научный руководитель:

Ищук Владимир Васильевич,

директор ЦАТ «Перспектива»,

кандидат пед. наук, доцент

Ярославль

2014год

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                       Стр.

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................3

ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.............................................7

1.1.Характеристика певческих навыков.................................................7

1.2. Средства музыкально-художественной деятельности.................14

1.3. Психологические и возрастные особенности детей в процессе музыкальной деятельности..............................................................................20

ГЛАВА II. Практическое использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей в студийной работе..............................................................................................24

2.1. Организация внеучебной деятельности в дошкольном заведении.......................................................................................................... .24

2.2. Основы рабочей программы студии "До-Ми-Солька".................26

2.3.Мониторинг полученных результатов ...........................................31

2.4. Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями

и родителями в развитии певческих навыков………………………............35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................... 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................... 39

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................. ....43

Введение

На современном этапе социально-экономического развития РФ возникает необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Исходя из образовательной программы дошкольного учреждения, результатов мониторинга детей, запросов их родителей приоритетным направлением моей работы является организация студийной работы как наиболее адекватная форма для формирования творческой самостоятельности, инициативности детей. Занятия в студии "До-Ми-Солька" позволит выпускникам детского сада легче проходить период адаптации в школе. Участие в различных конкурсах, концертах на районных и городских мероприятиях, дает детям возможность приобрести свой первый положительный опыт социализации. Общение со своими сверстниками в условиях творческой обстановки также имеет большой положительный эффект. Ситуация успеха закрепляет у детей уверенность в своих силах и собственной значимости.

Музыка для ребенка- мир радостных переживаний. Она обладает свойством вызвать активные действия ребёнка на окружающий мир, оказывает влияние на процессы воспитания духовности. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период, когда закладываются первоначальные способности ребёнка. Следовательно, моя задача, как музыкального руководителя – развить музыкальные способности ребёнка, познакомить его с разными музыкальными жанрами.

Актуальность программы заключается в обеспечении реализации социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. К сожалению на сегодняшний день современная эстрадная музыка, средства массовой информации, большая нехватка профессиональной литературы для детей и и современного инструментария показывает плохой, извращенный художественный вкус. Современный россиянин – это уникальная по своей  сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Поэтому нам следует с детства воспитывать хорошего, грамотного зрителя и богатого духовными качествами исполнителя. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. В детской студии эстрадной песни «До-Ми-Солька» традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво и правильно петь. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа студии «До-Ми-Солька», направленная на духовное, художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Цель работы– выявить условия использования в практике детского сада инновационных авторских методик, позволяющих осуществлять полноценное музыкальное образование и воспитание дошкольников.

В задачи обучения входят:

1.через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у дошкольников устойчивый интерес к музыкально-художественной деятельности,

2.при помощи эстрадного пения помочь раскрытию их творческого потенциала, способствовать становлению личности, проявлению индивидуальности, развитию певческих навыков, самореализации и самовыражения в социуме.

3.познакомиться с опытом работы «коллег», проанализировать специальную литературу и подобрать нотный материал;

4. проверить экспериментально действенность предлагаемого метода.

Гипотеза исследования. Активное использование средств музыкально-художественной деятельности в студийной работе у старших дошкольников окажет положительное влияние на их музыкальное развитие, становление личности, а также на процесс обучения и воспитания в дошкольном учреждении в целом.

Ожидаемые результаты. Дети накапливают музыкальные впечатления и слуховой опыт, развивают музыкальный слух; научаются петь, т. е. пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом; приобщаются к искусству пения и испытывают на себе его оздоровительные возможности. Кроме того, сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

- способствует развитию музыкальных способностей;

- активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшению настроения, активизации внимания;

- развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;

- естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;

- улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;

- расширяет диапазон голоса, а значит речевые и певческие возможности;

- приводит к тому, что и речевой голос ребенка становиться более устойчивым и выносливым, т. е. не срывается, не дрожит и выдерживает длительную речевую нагрузку.

Посещая занятия в вокальной студии, дошкольники не будут испытывать трудностей в процессе выступлений перед аудиторией, будут чувствовать себя уверенно и раскованно.

Глава I. Теоретические основы проблемы развития

певческих навыков детей старшего дошкольного возраста

1.1.Характеристика певческих навыков

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н.А. Метлов в своей методике определил особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. При этом музыкант-практик большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь». В последние годы использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально-эстетического воздействия нашли яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. В ней он подчёркивает, что активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая детей вокалу, нужно учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А.Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова иупражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

Методика обучения детей дошкольного возраста пению должна формировать у них основные певческие навыки, к которым относятся:

- хоровые навыки (ансамбль и строй);

-вокальные навыки (дыхание, дикция и звукообразование).

По мере взросления ребенка и усвоения им навыков, они усложняются. Вокально-хоровые навыки:

- дыхание

- звукообразование

- дикция

- чистота интонирования

- ансамбль

Дыхание - один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера belcanto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его основой пения. Большинство из них сходилось во мнении о необходимости использования грудобрюшного типа дыхания, так как только в этом случае певец может сохранять упругое и стабильное положение гортани, зафиксированное на каком-то оптимальном для него уровне. Этот уровень стабилизации положения гортани в пении зависит от двух факторов: манеры пения и индивидуальных особенностей голоса певца. При академической манере пения гортань, как правило, занимает всегда более низкое положение относительно нейтрального (в состоянии покоя), хотя и в неодинаковой степени у разных певцов. Именно понижением гортани, которое происходит рефлекторно при активном вдохе и особенно при зевке, достигается округление звука, характеризующее академическую манеру пения.

В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приёмам дыхания. Для этого нужно, прежде всего, убрать внешние признаки неправильных дыхательных движений, например поднятие плеч, чтобы добиться более глубокого, смешанного типа вдоха, который в пении считается наиболее целесообразным.Певческое дыханиесущественно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Выдох, во время которого происходит пение, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной.

Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения.

В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:

1.ключичный, или верхнегрудной, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи; такое дыхание часто встречается у детей, но оно для пения неприемлемо;

2. грудной - внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки; диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается;

3. брюшной, или диафрагматический, - дыхание осуществляется за счёт активных сокращений диафрагмы и мышц живота;

4. смешанный - грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины.

Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. И здесь, конечно, необходима система – певческие упражнения и постепенные напоминания.

Звукообразование(фонация, от греческого звук) - извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата. Певческий звук возникает в результате колебания голосовых связок, усиливается и темброво обогащается благодаря резонаторам.

Резонаторы (от латинского откликаюсь) - часть голосового аппарата, придающая слабому звуку, возникающему в голосовых связках , силу, звучность, характерный тембр. Резонаторы подразделяются на верхние ( головные, расположенные над связками, - полости глотки, рта, носа и придаточных пазух) и нижние ( грудная клетка - трахеи, бронхи).

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Единство звука для всех певцов имеет очень важное значение в хоровом пении. Многие педагоги по постановке голоса и хормейстеры не без основания употребляют термин “позиция” звука. В своей работе они добиваются выработки у певцов хора единой, так называемой “близкой, высокой позиции” звука.

Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата.

Дикция (от латинского - произнесение речи) - ясность, разборчивость произнесения текста. Дикция - непременное условие вокального, в том числе хорового, исполнения; успех пения в хоре зависит от качества произношения всей хоровой партии.

Дикция является одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа, средством донесения текстового содержания произведения.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Понятие интонирования имеет 2 смысла:

1. В литературе, в музыке, в разговорной речи интонация – это выразительное средство, которое служит для выражения чувств, эмоций, переживаний и т. д.

2. В пении, а также игре на некоторых муз.инструментах – это точное воспроизведение звуков по высоте.

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) следует начинать с понятия высоты звука. Чистота интонации  зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае рекомендуется использовать транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность.

Ансамбль(слаженное пение) у детей достигается постепенно. Ансамбль - это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.

Современным разновидностям ансамблей в эстраде и джазе сложно дать однозначное определение, это связано как с её постоянным развитием - появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность музыкантов.

Самыми распространёнными на сегодняшний день являются следующие разновидности вокальных ансамблей:

- унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения);

- ансамбль солирующего голоса с «бэк- вокалом»;

- ансамбль нескольких солирующих голосов;

- полифонический ансамбль (равновесие голосов в зависимости от тематического материала);

- ансамбль солирующего голоса и инструмента (например, саксофона)-характерен для стилей джазовой музыки.

Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного. Если сольное пение- это, в основном, «горизонтальное мышление», то ансамблевое пение – это «объёмное, вертикальное мышление».

Работа по выработке навыка стройного, слитного пения имеет цель – научить детей интонационно точно исполнять мелодии при коллективном пении в унисон.

Песенное творчество.

В развитии певческих навыков придаётся большое значение детской песенной импровизации. Умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, добиваться устойчивых певческих навыков. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.

1.2 Средства музыкально-художественной деятельности.

Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью средств музыкально-художественной деятельности, которые должны присутствовать на каждом занятии в студии. Систематическое использование средств музыкально-художественной деятельности поможет педагогам сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала. Еще И.В. Гете говорил, что "искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известное механическое умение".

Средство - это прием, способ действия для достижения конкретной цели.

Средства музыкально-художественной деятельности - это приемы, упражнения и способы, позволяющие развить музыкальную деятельность детей, сформировать их певческие навыки.

Известные педагоги-музыканты к средствам музыкально-художественной деятельности относят:

-валеологические песни-распевки

-дыхательные гимнастики;

-артикуляционные гимнастики;

-голосовые игры и фонопедические упражнения;

-интонационно-фонетические упражнения;

-ритмодекламация;

-рисование голосом;

-упражнения для распевания;

-скороговорки, чистоговорки, потешки;

-музыкально-дидактические игры;

-пальчиковые гимнастики;

-разучивание новых песен

Для овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения, используется дыхательная гимнастика. Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д.Огороднова («Понюхать цветок»).

Основными задачами дыхательных упражнений являются:

-укреплять физиологическое дыхание детей (без речи);

- формировать правильное речевое дыхание( короткий вдов - длинный выдох);

- тренировать силу вдоха и выдоха;

развивать продолжительный выдох.

Далее рассмотрим действия, необходимые для «разогревания» певческого аппарата.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Для четкости дикции в пении и чистоты интонирования помогают упражнения из артикуляционной гимнастики по адаптированной системе В. В. Емельянова.

Задачи артикуляционной гимнастики на занятиях:

- развивать певческие способности детей;

- формировать артикуляцию различных звуков;

- закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах;

- совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ;

-развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание;

- развивать чувство ритм;

- учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз

Голосовые игры и фонопедические упражнения, позволяют овладеть механизмом автоматического перевода гортани из одного режима работы в другой, учат мягко и естественно преодолевать межрегистровый голосовой порог, расширять голосовой диапазон.

Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.

Над разработкой фонопедических упражнения и голосовых игр занимались педагоги В.В.Емельянов, М.Ю.Картушина и другие.

 Для развития хорошей дикции, четкого произношения, ритмического ансамбля и подвижности нижней челюсти используем прием моделирования темпа от медленного до быстрого. (речевое, двигательное, графичекое)

Прием ритмодекламация - это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно ритмическом исполнении текста.

Рисование голосом. Это средство музыкально-художественной деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды. С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом. Восходящие, нисходящие, кружащиеся линии должны повисать в пространстве, таять.

Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух - одна из основ слуха музыкального. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, скороговорки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, пальчиковые игры, стихотворения.

«Звучащие жесты» - это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом, таящем в себе богатство тембров. Традиционно звучащих жестов четыре: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами. Дети, соревнуясь в изобразительности и находчивости, без труда придумывают различные варианты, что активизирует их творческую деятельность.

В работе над развитием музыкальных способностей детей большое внимание уделяется упражнениям для распевания, способствующим развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха дыхания.

Учитывая, что дошкольники любят игровые моменты, подбираются упражнения таким образом, чтобы каждое имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения готовят детей к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы пения – legato, staccato, nonlegato. Для этого, используется богатый опыт в области музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, М. Ю. Картушиной и других.

Песни-упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста. А это в свою очередь в дальнейшем облегчит усвоение детьми более сложных песен.

В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.

Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, подобранные педагогами В.К. Колосовой, Н.Я. Френкелем, Н.А. Метловым, В. Карасевой, народных песен-попевок.

Используются упражнения-игры в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическое игровое действие, игра на металлофоне). Все это помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций. Песни-упражнения, применяемые на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения текста песен.

Особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Пальчиковые игры Е.Железновой, В.Коноваленко, О.Узоровой проводятся чаще всего под музыку, сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра.

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Тексты для этих игр должны быть простыми - короткие стихотворения. русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.

Для развития мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости большую роль отводят  музыкально-дидактическим играм.

Разучивание новой песни является очень сложным и трудоемким процессом.

Для того чтобы детям песня непременно понравилась, необходим яркий художественный показ. Можно прослушать песню в исполнении хора в записи.

Особое внимание в певческой работе уделяется выстраиванию унисона при исполнении мелодии на одном звуке, а так же на формировании гласных звуков.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Хорошая песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает и воспитывает его. В.А.Сухомлинский утверждал, что пение открывает человеку глаза на красоту родной земли. Пение сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Оно воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой, пение обладает большой массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет таково уголка на земле, где люди бы не пели песни о труде, природе, об окружающей жизни, о чувствах. Пение сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть.

1.3. Психологические и возрастные особенности детей в процессе музыкальной деятельности

Каждый возраст имеет свои особые чувствования и желания, мысли и настроения, накладывает свой отпечаток на ощущение, восприятие, память, внимание и т.д. Восприятие у ребенка и взрослого человека неодинаково в силу различного музыкального и жизненного опыта. для качества восприятия имеет значение и тип нервной системы человека, и наличие способности длительного сосредоточивания. Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,— задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет более младший. Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются: слуховое ощущение, музыкальный слух; качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера; простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Шестой и седьмой год жизни - это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам. У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому следует постоянно обращать внимание на основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов. Гортань с голосовыми связками в несколько раз меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, но он усиливается резонаторами: верхний головной (полости носа, рта и глотки) и нижний грудной (трахея, бронхи, грудная клетка). Легкость, звонкость детского голоса зависит от слабого развития грудного резонатора, так как у детей преобладают головные резонаторы.

Резонаторы играют большую роль, так как они придают разную окраску голосу. При неправильном извлечении звука, например, в случае его форсирования, голос у детей приобретает низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по емкости, отсюда естественная ограниченность силы детского голоса.

Чрезмерно громкое пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

При пении фальцетом, то есть при использовании головных резонаторов, свойственным дошкольному возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щели, и вибрирование голосовых связок. Таким образом, перенапряжение голосовых связок не происходит, и голос оберегается от срыва.

Сила звука так же вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большое количество вокальных мышц. У детей это ведет к излишней активности в работе голосовых связок. Возникает крикливость, что так же вредно для развития детского голоса. Очень важно, чтобы ребенок говорил в быту спокойно, без крика, пел естественным голосом

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому способствует продуманный подбор репертуара, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному подбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследователями. Н.Д.Орлова определяет рабочий диапазон “звучащую зону”, в пределах “ми I октавы – си I октавы”, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.

Однако, иногда происходит то, что дети начинают петь взрослые эстрадные песни, это вызывает умиление родителей. Но, когда ребенок взрослеет, его пение становится все менее приятным для слушания. Он не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения проявляется кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату. Исполняя песни взрослых, которые им технически не доступны, дети преодолевают трудности путем разного нажима на различные отделы голосового аппарата. Дети, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от такого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются, возникают различные заболевания голосового аппарата.

Глава II. Практическое использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе.

2.1. Организация внеучебной деятельности в дошкольном заведении

Исходя из образовательной программы дошкольного учреждения, результатов мониторинга детей, запросов их родителей приоритетным направлением моей работы является организация студийной работы, как наиболее адекватной формы для формирования творческой самостоятельности, инициативности детей.

Музыкальное воспитание ребенка – основа музыкальной культуры всего народа.

Эстрадное пение, благодаря многообразию стилей и жанров, является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств воспитания детей и молодежи. Правильно организованная и тщательно продуманная работа «эстрадников» способствует подъему общей музыкальной культуры, развитию музыкально-эстетического вкуса, мировоззрения учащихся.

Поэтому в нашем ДОУ создана студия эстрадного вокала "До-Ми-Солька", главным направлением которой является развитие музыкально-художественных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Занятия студии проводятся в современно -оборудованном музыкальном зале, с разнообразными техническими средствами.

Особенности организации работы студии.

  • Цели, задачи и содержание деятельности определяются на основе дополнительной образовательной программы, разработанной руководителем студии.
  • Воспитанники, показавшие высокий уровень достижений и результатов, могут заниматься по индивидуальным программам.
  • В период каникул воспитательно-образовательный процесс может продолжаться в форме проведения экскурсий, посещения выставок и театрализованных представлений.
  • Численный состав студии определяется в зависимости от результатов диагностирования освоения образовательной программы, от возраста ребенка, специфики деятельности, не более чем 12 человек.
  • Учитывая особенности и содержание работы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить непосредственно образовательную деятельность со всем составом студии, по подгруппам, индивидуально.
  • Продолжительность непосредственно образовательной деятельности устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки на воспитанников: от 20 до 30 минут.
  • Работа и достижения воспитанников, посещающих студию, отражаются в конкурсах, фестивалях, концертах.
  • Дети, успешно овладевшие навыками и умениями, полученными в студии, награждаются грамотами, дипломами.
  • Руководитель студий принимает необходимые меры для создания безопасных условий проведения непосредственно образовательной деятельности, обеспечивает выполнение действующих правил и инструкций по технике безопасности.

2.2. Основы рабочей программы студии "До-Ми-Солька"

В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть  главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Программа студии рассчитана на 1 год обучения детей старшей и подготовительной группы, принятых в вокальную студию отбором диагностики, проведенной в начале года. Занятия проводятся 2 раза в неделю( всего 72 часа в год)по 30 минут во второй половине дня. Состав студии 8-12 человек. В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика, так как без неё воспитанники не могут овладеть необходимыми навыками пения. Программа соответствует средним возможностям детей.

Условия реализации программы.

Материально- техническое оснащение детской вокальной студии эстрадной песни "До-Ми-Солька" соответствует определенным нормам и требованиям. Аппаратура хорошего качества, отвечающая современным запросами общества. Оснащение вокального ансамбля следующее: микрофоны(3 шт.); микшерный пульт, усилитель, колонки (мощностью не менее 150 Вт), стойки для микрофонов (2 шт.), компьютер с музыкальной библиотекой детской и популярной музыки, музыкальная литература для учащихся и педагога, музыкальные инструменты. Для детей дошкольного возраста имеются стульчики соответствующего размера. Аудитория проведения занятий звукоизолирующая, аппаратура тщательно настроена, звучание умеренное. Проверкой эффективности усвоения программы являются творческие отчеты, публичные выступления, участия в городских конкурсах, концертная деятельность. Правильно подобранный репертуар вокального ансамбля способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, профессиональному росту коллектива, определяет его лицо и в целом профессиональное самоопределение детей старшего возраста ( смотреть в Приложении).

Работу в студии" До-Ми-Солька" веду два года. Теоретической базой моей работы являются разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, В. В. Емельянова, Д. Е. Огороднова и другие.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, мною был составлен перспективно-тематический план работы, в который я включила:

- Занятия, которые устраиваю в игровой форме;

- Праздники, развлечения, городские конкурсы и концерты, где дети показывают чему они научились в студии;

- Целевые прогулки и экскурсии в школу искусств, городской дом культуры совместно с родителями, способствующие активизации интереса и культурной жизни города.

Структура занятия.

  1. Коммуникативная игра-приветствие.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Интонационно-фонетические упражнения.
  4. Скороговорки, чистоговорки.
  5. Упражнения для распевания.
  6. Разучивание новых песен.

Перспективный план работы студии представлен в Приложении.

Реализация программы предусматривает подчинение основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству и выступлению на праздничных мероприятиях.

Методические приемы.

Во время занятий чаще всего используется игровой метод как наиболее эффективный способ работы с детьми. Первый этап – подготовительный - речевой. Весь материал речевого этапа содействуют формированию речевого и певческого дыхания, а также менять силу и высоту голоса. Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

- артикуляционная гимнастика;

- игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;

- развивающие игры и упражнения с голосом;

- речевые зарядки;

- ритмодекламация.

Их общая цель – «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, «обострить» интонационный слух, подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков.

Следующий этап  - обучение пению. Имеет следующую последовательность:

- формирование и развитие подвижности голосового аппарата, снятие напряжения артикуляционных мышц (языка, губ, щек);

- формирование и развитие певческого дыхания;

- формирование и развитие навыков ясной дикции;

- формирование и развитие певческой интонации;

- работа над разучиванием песни.

Перед началом обучения дошкольников пению я определяю диапазон голоса каждого ребенка (диагностические обследования) и на занятиях стремлюсь систематически его укреплять с помощью различных упражнений, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.

В своей работе при обучении детей пению я считаю необходимым:

  1. Удерживать детей от громкого пения (особенно от длительного) прежде всего во время разучивания. Естественное нефорсированное пение – одно из важных условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а значит, и их нормальное развитие;
  2. При выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данной группы. Исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых недопустимо;
  3. Следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали;
  4. Добиваться нормального естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке);
  5. Не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 3 песен), праздниках;
  6. Не петь на улице при температуре воздуха + 18 С и влажности выше 46%.

Практика показывает, что упражнения речевого этапа помогает детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже разогрет и готов к пению. Переход от речи к пению может быть легким и понятным в игровой форме, с использованием театрализации и движения.

На этом этапе обучения используются простые и протяжные попевки, пестушки, прибаутки, потешки, хороводы, песенки на примарных звуках, постепенно включаются бодрые песенки, активизирующие артикуляцию, дыхание.

Формирование устойчивых певческих умений и навыков, самостоятельных способов действия в музыкальном творчестве происходит при условии:

- учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

- мотивации детской деятельности;

- отбора музыкального материала, адекватного возрасту ребенка;

- включения упражнений, активирующих певческий аппарат, развивающих голос и слух;

- поэтапного усложнения творческих заданий для активизации процесса.

Для достижения главной цели в своей работе я использую основные направления:

- внедрение новых методов в организации занятий;

- создание предметно-развивающей среды;

- проведение с родителями и воспитателями бесед, консультаций, выступление детей, фотовыставки;

- участие в муниципальных конкурсах.

Не менее значимым является использование личностно-ориентированной модели обучения, которая предусматривает шаги взрослого навстречу ребенку, похвалу, ласку, помогающие ощутить эмоциональный комфорт и защиту.

К концу обучения в вокально-хоровой студии у детей появляется устойчивый интерес к пению, дети умеют петь в ансамбле и индивидуально, работать с микрофоном и петь под фонограмму; используют песню в самостоятельной деятельности, изъявляют желание участвовать в концертах, на утренниках, свободно владеют аудиторией.

Формой подведения итогов деятельности студии эстрадного вокала за учебный год является проведение ежегодного отчётного концерта с участием всех студийцев и концертная  деятельность. Так в конце 2013 года нами был поставлен мюзикл "Муха-Цокотуха", в котором приняли участие дети эстрадной студии "До-Ми-Солька" и хореографической студии "Солнечные зайчики". Яркие декорации, костюмы и игра маленьких актеров (дети подготовительной группы 6-7 лет) в очередной раз поразили зрителей и подарили хорошее настроение. Мои маленькие артисты исполнили песни: "Песня Мухи-Цокотухи" (солистка Даша Карпова), "Песня пчелы" (солистка Полина Монахова), "К нам гости пришли" Муз. А.Александрова, частушки блошек в исполнении Ксюши Казанцевой и Алины Азимовой. ,и общая песня "Бом-Бом".  Мы считаем, что премьера спектакля и последующий показ для детей д.с. прошли успешно. Об этом говорят положительные отзывы зрителей, родителей и наших юных артистов.

2.3. Мониторинг результатов

Педагогическая диагностика и мониторинг являются очень важным фактором успешной деятельности педагога в системе дополнительного образования, показателем его профессиональной компетентности и профессионализма.

Диагностика эффективности реализации образовательной программы позволяет выявлять динамику развития творческих способностей детей.

Проведение педагогической диагностики необходимо для:

- выявления начального уровня музыкальных способностей ребёнка, состояние его эмоциональной сферы;

- проектирования индивидуальной работы;

- оценки эффекта педагогического воздействия.

В процессе занятий педагог оценивает проявления детей, сравнивая их между собой, условно ориентируется на лучшие показатели, выявленные для данного возраста.

Цель диагностики - выявление уровня общего музыкального развития и вокальных способностей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Метод диагностики - наблюдение за детьми в процессе занятий, индивидуальный опрос в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

При разработке диагностических методик учитывается, прежде всего:

- чтобы они были собственно музыкальными;

- соответствовали возрасту и степени музыкальной обученности детей;

- давали возможность судить об уровне развития исследуемой способности в совокупности составляющих её компонентов (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма), исходя из структуры музыкальных способностей знаменитого музыкального психолога Б. М. Теплова.

Чтобы успешно реализовать поставленные задачи, необходимо тщательно продумать планирование работы и проанализировать её результаты.

Руководствуясь госстандартами и диагностикой по методике О. П. Радыновой, я провожу обследования детей студии "До-Ми-Солька" 2 раза в год, что позволяет проследить музыкальное развитие ребёнка в динамике. Результаты диагностики отражены в Приложении.

Диагностику провожу по следующим критериям: 

-развитость ладового чувства;

-музыкально-слуховых представлений;

-чувства ритма.

Ладовое чувство проявляется как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену в нем настроений, как чувство тяготения звуков. Музыкально-слуховые представления развиваются, прежде всего, в пении, игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах, в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки. Чувство ритма формируется в пении, игре на музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.

Система оценки показателей трехуровневая:

3 балла - высокий результат (качество проявляется устойчиво);

2 балла – средний результат (качество проявляется неустойчиво, то есть находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, и проявляется лишь в совместной со взрослыми деятельности);

1 балл – низкий результат (качество не проявляется).

Любую педагогическую деятельность следует начинать с этапа входной диагностики.

Работа эта должна заключаться в постоянном (на каждом занятии) наблюдении за результатами деятельности педагога и детей. Результаты наблюдений фиксируются и анализируются, педагогический процесс корректируется. Очень важно рассматривать и результаты, и затраты в педагогическом процессе, особо выделяя показатели эффективности процесса, показатели качества результата.

Диагностика и мониторинг должны стимулировать деятельность педагога и детей, а не гасить ее. У любого, даже самого “слабого”, ребенка надо поддерживать уверенность в том, что он справиться, создавать ситуацию успеха и радоваться вместе с ним малейшей победе.

Результат выполнения задания ребенка оценивается по трехбалльной системе. Это помогает выявить уровень развития ребёнка вначале учебного года и учитывать его в дальнейшей работе, планируя индивидуальный подход к детям низкого и высокого уровня развития. Зафиксированные результаты в начале и конце года позволяют провести сравнительный анализ, который даёт четкое представление о том, как повлияла проведенная работа на развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. На основе результатов диагностики планируется дальнейшая работа с детьми.

В конце года мной была проведена повторная диагностика с, целью оценки эффекта педагогического воздействия. Результаты диагностического исследования представлены в Приложении

Проведение повторной диагностики показали следующие результаты. Почти у всех детей по сравнению с началом года отличается положительная динамика по всем диагностическим показателям. Если в начале года были выявлены дети с низким уровнем музыкальных способностей, то в конце года низкие показатели не отмечались. В начале года, дети, которые показали низкий уровень развития певческих навыков, вообще не могли петь в ансамбле с остальными детьми, чисто интонировать и пели отрывисто ,не могли четко произносить текст, а к концу года у них уровень повысился до среднего. Они стали стараться слушать остальных детей, петь более напевно. У них исчезло отрывистое пение, улучшилось произношение текста. Анализ показал, что ребята стали более музыкальны. У всех ребят улучшилась музыкальная память, дети стали более эмоциональными.

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы делаем следующие выводы:

-.дети любят петь;

- научились владеть своим голосом;

- понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты;

-научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;

-научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,

- научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

2.4. Взаимодействие музыкального руководителя

с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков.

Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя воспитателей и родителей.

В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников. Представлено в Приложении.

В период целенаправленной работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста оформлялись родительские уголки: «Охрана детского голоса», «Пойте на здоровье», «Семейный концерт», «Колыбельные песни – лирика материнства», «Советы тем, кто хочет научиться петь». Так же в родительских уголках помещаются тексты разучиваемых песен. Родители наших воспитанников с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благотворное влияние на дошкольников. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

В работе с воспитателями используются открытые просмотры («Путешествие Язычка», «Всем нам песни петь не лень» и другие), консультации («Советы взрослым по охране голоса детей дошкольного возраста», «Музыкальная среда, как средство развития креативности ребенка», и другие), беседы, круглый стол, семинары, где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.

Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен), воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре. Музыкальная предметно развивающая среда так же представлена в Приложении.

Заключение

Результаты работы

Таким образом цель и задачи работы оказались полностью выполнены. По итогам проделанной работы делаем следующие выводы:

1. Предложенная нами авторская инновационная методика позволяет осуществлять музыкальное образование и воспитание дошкольников в дополнении с обязательными общеобразовательными программами.

2. Благодаря активной музыкально-творческой деятельности у дошкольников сформировался устойчивый интерес к музыкально-художественной деятельности,

3. При помощи эстрадного пения помогли детям раскрыть их творческий потенциал и способность становления личности, проявлению индивидуальности, развитию певческих навыков, самореализации и самовыражения в социуме.

4. Тесное сотрудничество и работа с другими "коллегами" активно повлияло на процесс музыкального развития дошкольников.

Работа находится в начальной стадии своего развития. Мы будем продолжать начатое исследование, т.к. оно показало свою эффективность и действенность, а именно:

- Работать над разнообразием форм, методов и приемов проведения занятий в эстрадной студии "До-Ми-Солька";

- Продолжать работу в тесном контакте с другими специалистами и воспитателями;

- Продолжать совершенствование программно – методического обеспечения и предметно-развивающей среды;

- Обеспечивать участие родителей в разных формах работы по музыкальному воспитанию детей;

- Участвовать в конкурсах, фестивалях, концертах.

- Устанавливать связи с другими певческими коллективами.

-Расширять диапазон студии, т.е. использовать элементы танца, театрализации, декламации.

Список литературы:

  1. Авторское методическое пособие «Песенки-картинки»
  2. Артоболевская А.  Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. М., Советский композитор, 1987
  3. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.
  4. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.-СПб.: КАРО, 2004г.
  5. Богусевич О.Б. Путешествие в мир импровизации: практ. пособие  для детей сред. и ст. возраста. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008г.
  6. Боровик Т. Ритмы и рифмы. Сборник ритмодекламаций. Ч.1, ч.2
  7. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В.  Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  8. Виноградов Л. « Коллективное музицирование.  Музыкальные занятия с детьми от 5 до 10 лет» СПб. Образовательные проекты 2008 . М: НИИ школьных технологий.
  9. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.
  10.  Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.
  11.  Выготский Л. С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000
  12. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. - Феникс,Ростов-на-Дону, 2007.
  13.  Гоголева М.Ю. "Логоритмика в детском саду".Ярославль: Академия развития, 2006.
  14.  Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 1984.
  15. Евтодьева А.Н. «Учимся петь, играя»
  16. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.-Серия «Мир медицины».-СПб.: Изд. «Лань»,2000г.
  17. Ермолаева А.Р."Сборник детских песен"  
  18. Журнал «Музыкальный руководитель»  (2004 – 2009 г.)
  19. Журнал «Музыкальная палитра»  (2006  - 2009)
  20. Журнал «Музыкальный руководитель» №1,2006г, ст.«Учите петь хором».
  21.  Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. М., Астрель, 2008
  22.  Картушина М.Ю.. «Вокально-хоровая  работа в детском саду» М.; 2009
  23.  Каплунова И.М.,Новоскольцева И.А. "Праздник каждый день" конспекты музыкальных занятий, старшая и подготовительная группа СП,2008
  24. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-методическое пособие.  - Изд-во: Музыкальная палитра, 2005.
  25.  Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
  26. Коломинский Я. Л. Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста. – Минск: Университецкая, 1999.
  27. Королева Е.А.  Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. – М.:
  28.  Луканин В.Н. (Составление и редакция Е.Нестеренко). Обучение и воспитание молодого певца. – Изд-во: "Музыка" Ленинградское отделение, 1977.
  29.  Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1977г.
  30. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
  31. Михайлова М.А.  Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль:     Академия развития, 1997.
  32.  Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л, 1965г.
  33.  Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – Изд-во: Редакционно-издательский отдел, Издательский отдел Института психологии РАН, 2002.
  34.  Музыкальные модели Т.Боровик и Т.Тютюнниковой
  35.  Овчинникова Т.С. Логопедические распевки. - СПб.: Каро,2006.
  36. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,62004г., с.21, №2-2005г., с.22
  37. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.
  38. Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования.М.: АСТ,2005г.
  39. Поплянова Е. Игровые каноны на уроках музыки. Изд. Центр Владос.
  40. Радынова О.П.,Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание, 1996.
  41. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
  42. Радынова О. П. Слушаем музыку. М., 1990
  43. Ровнер В.А. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано. -  Изд-во: Нота.Санкт-Петербург, 2004.
  44. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  45. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду/ Сост. О.Н.Арсеневская-Волгоград: Учитель, 2013
  46. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль.: Академия развития, 2005.
  47. Стулова Г.П. "Развитие детского голоса в процессе обучения пению.Изд-во:"Прометей"МПГУ им. В.И.Ленина, Москва, 1992.
  48. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный
    руководитель» №1-2005г., с.2
  49. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.
  50. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.
  51. «Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет»;  сост. Г.М. Орлова, С.И. Бекина. -М: «Просвещение»,1988г.
  52. «Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет»;сост. Г.М. Орлова, С.И. Бекина-М: «Просвещение»,1987г.
  53. "Учите детей петь": Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Книга для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1988.
  54. Чугунов Ю. Гармония в джазе. –М.: Изд. «Советский композитор», 1985г.
  55. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха.- М.: Музыка, 1996г.
  56. Шевченко Н. Эстрадное сольфеджио.
  57. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.
  58. Щетинин М.Н. "Стрельниковская дыхательная гимнастика". Меиодическое пособие.М.1995.
  59. Интернет-источник http/www.smolin.ru

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологи в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста.

Методический материал в помощь музыкальным руководителям по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Презентация на тему: "Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Вашему вниманию предоставляется презентация кружковой работы по развитию певческих навыков детей подготовительной группы с ОНР....

Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....

Методическая разработка «Индивидуализация развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Методическая разработка «Индивидуализация развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»...

"Здоровьесберегающие технологии в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении успешн...