«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Рачеева Наталья Всеволодовна

Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку, всестороннее развитие и реализация его личности, его творческих способностей,развитие аналитического мышления, произвольного внимания, связной речи, развитие поискового интереса и многого другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл racheeva_stat_ya_na_nsportal.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Рачеева Наталья Всеволодовна, воспитатель логопедической группы, ГБДОУ детский сад №70 комбинированного вида Кировского района

 г. Санкт – Петербурга

      Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку, всестороннее развитие и реализация его личности, его творческих способностей,развитие аналитического мышления, произвольного внимания, связной речи, развитие поискового интереса и многого другого.

        Всё это обязывает педагога находиться в постоянном поиске новых методов и приёмов для полноценной реализации поставленных задач.

Дошкольники с недоразвитием речи часто имеют проблемы с недоразвитием произвольного внимания, аналитического мышления, памяти, а также с развитием связной речи. Таким детям очень помогает наглядный метод обучения. Этот метод является основным в работе с нашими дошкольниками. Ребёнок  лучше «запомнит», если «увидит.»

      Чтобы заинтересовывать и побуждать ребёнка к освоению новых знаний, развитию поисковых способностей и развитию связной речи, одной из главных реализуемых задач, чтобы ребёнок лучше усваивал предлагаемый материал, необходимо постоянно изыскивать, придумывать новые приёмы и внедрять их в свою работу. Для того, чтобы наша работа с ребёнком была более продуктивной и интересной мы широко используем приём проблемной ситуации. Мы придумали и изготовили совместно с детьми плоскостные изображения трёх персонажей: две девочки «Ошибки», мальчик «Навредилка».

         Эти персонажи появляются в различных зонах группы, там, где воспитатель уже внёс какие-то проблемные изменения. Для детей это сигнал, что необходимо повнимательней приглядеться, что здесь что-то перепутано, «что-то не так». Например, части суток, времена года, дни недели перепутаны. В пособии «Волшебное дерево» На дереве может сидеть ёж, вместо белки и тому подобное. «Волшебное дерево» с липучками поможет разобраться с плодами, с листьями, с дикими животными под ним, с временами года. Каждый день, а иногда и несколько раз в день «Ошибки» и «Навредилка» пытаются запутать детей.

        Есть и «Цифровая гусеница» и трансформирующийся «Герб города», «Календарь природы», «Календарь погоды», где появляются проблемные ситуации.  «Уголок эмоций», где к сюжетной картинке надо подобрать соответствующий смайлик с эмоцией.

          Для того, чтобы ребёнок закреплял последовательность временных понятий (части суток, времена года, дни недели, месяцы) или цифровой ряд, мы с детьми придумали и изготовили новые знаки– восклицательный знак на красном круге. Ребёнок, видя этот знак, понимает, что в чём-то нарушена последовательность, объясняет, в чём проблема и устраняет её.

Каждый ребёнок самостоятельно решает проблему, пытается объяснить воспитателю и другим детям свои догадки, делает выводы и исправляет ошибки. И, конечно, гордится своим успехом, что очень важно для формирования самооценки. За правильное решение любой проблемной задачи ребёнок получает жетон. Мы поощряем его внимательность, но, чтобы не травмировать менее внимательных, жетоны не подсчитываются, не сравниваются достижения разных детей.

      В работе широко используем мнемотехнические таблицы. Опираясь на них, дети легче усваивают лексический материал. Таблицы помогают развивать зрительную память, аналитическое мышление, догадку, побуждают к развитию связной речи.

        Детям бывает сложно запоминать речевой литературный материал. Народный фольклор, сказки, загадки, пословицы и поговорки благодаря таблицам и схемам дети запомнят надолго.

      Стихи о Санкт-Петербурге закрепляют знания детей о городе, о его достопримечательностях, некоторые стихи мы сочиняем сами совместно с детьми. Чтобы дети лучше их запомнили,  предлагаем яркие и красочные таблицы и схемы. Очень любим использовать коллажи, отдаём им предпочтение перед серией картинок. Использование коллажей помогает детям лучше усвоить знания о сезонных изменениях в природе, обогатить и систематизировать знания о диких и домашних животных, перелётных и зимующих птицах, о насекомых. Работе с коллажами придаём большое значение, так как они очень помогают нашим детям в составлении творческих рассказов на заданную тему. Багаж коллажей постоянно пополняется воспитателями, детьми и их родителями.

      Используем и приём моделирования, в частности модели сказок. Дети разучивают сказки, используя готовые модели. Или сами рисуют по обводкам, трафаретам и лекалам детали модели и рассказывают, опираясь на эти модели, знакомую сказку, изменяя её конец или начало, или составляют свою собственную сказку, проявляя речевое творчество и фантазию. Рисуя модели, дети развивают и мелкую моторику, проявляют творческое начало, самореализацию.

        Очень важен для детей игровой метод обучения. Всем известно, что игра – основная деятельность дошкольника, а обучение посредством игры наиболее продуктивно. Дети лучше усваивают материал, если их учить и наставлять будет кукла, а не воспитатель, если дети сами будут давать рекомендации кукле, помогать ей.

         Мы провели семейный конкурс «Куклы – наши друзья» и родители вместе с детьми сделали свою куклу и подарили её группе. Теперь «Незнайка» и «Знайка», «Страшила» и «Пекарик», «Карандаш» и «Гусарик», «Мальвина» и «Самоделкин» принимают участие в учебном процессе, учат и наставляют детей, а дети с усердием пытаются помочь куклам и передать им свои знания. Поучая и наставляя кукол, дети развивают свою речь, монологическую и диалогическую, закрепляют полученные ранее знания, у детей развивается творческая речевая активность и повышается самооценка.

        Знакомя детей с родным городом, мы используем занимательные игры, которые стимулируют развитие у детей самостоятельности, активности, способствуют развитию аналитического мышления, логики, помогают закрепить полученные знания.  Эти игры «Кто в городе живёт», «Пройди по клеткам и прочитай», «Составь слово» и многие другие чаще используем в подготовительной группе.

         Приём погружения ребёнка в звуковую среду часто применяется нами в работе. Дети занимаются самостоятельной деятельностью – рисование, сборкой пазлов или кубиков, а в это время идёт ненавязчивое звуковое сопровождение (стихи, песни, звуки природы, детский лекторий, сказки или рассказы). Запоминание материала происходит значительно быстрее. Дети слушают правильную спокойную речь или музыку и происходит непроизвольное запоминание литературного материала, мелодий.

          В своей работе мы стараемся использовать разнообразные методы и приёмы, которые способствуют всестороннему развитию каждого ребёнка, прочному усвоению им знаний, развитию его памяти, произвольного внимания, мышления и, конечно, связной речи.

Нам очень важно, чтобы наши дети ушли в школу хорошо подготовленными.

И поэтому мы постоянно в поиске новых методов и приёмов в работе с детьми.   Вся наша работа направлена на воспитание, обучение и развитие каждого ребёнка нашей группы, на коррекцию проблем его здоровья (общее недоразвитие речи), на реализацию задач, поставленных перед каждым педагогом ФГОС ДО.

Литература:

1. Глухов В.П. Методика формирования монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Москва, 1996 г.

2.Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Москва, ЛИНКА – ПРЕСС, 2008г.

3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Москва, 2008г.

4. Давидчук А.Н. Индивидуально – ориентированное обучение детей. Москва, 2000г.

5. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. С – Пб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии, как средство развития сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Коррекционная работа по сенсомоторному развитию детей для укрепления их здоровья «как физического, так и психического"...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

За основу коррекционной работы  использована здоровьесберегающая «Методика» авторов  А. В. Семенович, Е. А. Воробьева, которая опирается на современные (по А. Р. Лурия) представления о...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современн...

«ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ И СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернут...

Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...

"Методы и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельности"

Методы и приемы используемые при проведении опытно - экспериментальной деятельности....

«Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению литературных произведений»

Приемы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений...