Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему

Гаврикова Людмила Ивановна

Краткая аннотация проекта.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современная педагогическая наука,  смотрящая на  образование  как  на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию  социально- коммуникативной и эстетической  активности личности.   По  мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания  дошкольников средствами  театрального  искусства,   как    мощного  синтетического средства развития их творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 23.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС

Автор проекта: воспитатель ГБДОУ № 52 Гаврикова Людмила Ивановна

Направление деятельности: Художественно-эстетическое развитие

Интеграция образовательных областей: образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», « Познавательное  развитие» ,

« Речевое развитие»,

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный, среднесрочный.

Участники проекта: педагоги, дети и родители подготовительной группы.

Сроки выполнения: октябрь  — декабрь 2015г.

Краткая аннотация проекта.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современная педагогическая наука,  смотрящая на  образование  как  на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию  социально- коммуникативной и эстетической  активности личности.   По  мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания  дошкольников средствами  театрального  искусства,   как    мощного  синтетического средства развития их творческих способностей.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности, но именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности, которая представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, сосредотачивает в себе средства выразительности, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов (схема 1). Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Цель проекта:

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрального искусства.

Задачи:

Задачи для детей: 

Образовательные:

  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии форм театрального искусства.
  2. Заложить основы театральной культуры.
  3. Познакомить с различными видами театров.

Развивающие:

  1. Развивать память, мышление, воображение, внимание.
  2. Обогатить речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.
  3. Вызывать у детей желание двигаться и создавать свой яркий образ.

Воспитательные:

  1.  Прививать интерес к различным видам творческой деятельности.
  2. Воспитывать положительные нравственные идеалы, стремление быть отзывчивым.

Задачи для родителей: 

  1. Привлечь родителей к проблеме творческого развития ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок и другие формы работы.
  2. Стимулировать творческую активность родителей через участие в творческой деятельности.
  3. Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах творческого воспитания детей.

Задачи для педагогов: 

  1. Проанализировать уровень  развития творческих способностей.
  2. Изучить роль игры - драматизации в  развитии актерских способностей детей старшего дошкольного   возраста.

Используемы в проекте виды детской деятельности:

- игровая

- коммуникативная

- познавательная

- продуктивная

- музыкально-художественная

- чтение

Гипотеза:

Если в работе с детьми старшего дошкольного возраста использовать театрализованную деятельность, то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Предполагаемый результат:

Результат работы по формированию творческих способностей ребенка в процессе театральной деятельности будет способствовать развитию  ребёнка в целом, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Дети:

- проявление интереса к художественной литературе, театру, музыке, как видам искусства.

- понимание сюжета сказки и характера персонажа;

- умение строить диалог с партнером, сказочным героем на заданную тему;

- умение действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

- владение комплексом артикуляционной гимнастики;

- свободное ориентирование в пространстве;

- умение создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Родители:

- становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;

- приобретение родителями знаний и практических навыков по изготовлению театральных атрибутов;

- активное участие родителей в совместных с детьми праздниках.

Педагоги:

- систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию творческих способностей через различные виды продуктивной деятельности;

- создание активизирующей предметной среды в группах;

- повышение уровня педагогической компетентности в вопросах развития творческих способностей детей;

- пополнение методического материала по теме проекта.

Этапы работы над проектом

Цель: подготовка детей к проектной деятельности

Задачи:

  1. Мотивировать детей для деятельности на занятиях.
  2. Подобрать методическую и художественную литературу, а так же иллюстрированный материал.
  3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для театральной деятельности.
  4.  Разработка модели творческой активности ребенка и взрослых в театрализованной деятельности .
  5. Информирование родителей о предстоящей деятельности.

Предварительная работа:

  • Подбор наглядного материала и художественной литературы.
  • Составление рекомендаций для родителей «Что рассказать ребенку о театре».
  • Чтение с детьми сказок
  • Просмотр мультфильмов
  • Домашнее задание: нарисовать. Тема работы « Добрые друзья»

2. Планирование деятельности.

Постановка

Этапы работы

Деятельность

Художественно-речевая

Музыкальная

Театрально-игровая

Творческая

1. Сказка «Добрый друг» 

Чтение сказки. Обратить внимание на характер персонажей. Беседа

Слушание детского мюзикла

«Гуси-лебеди»

Разыгрывание отдельных диалогов главных персонажей из сказки. Игры-превращения.

Пластические игры: ритмическая гимнастика. Учить детей самостоятельно подбирать движения для передачи образа.

2

Упражнение для развития памяти, воображения. Обучение пересказу отдельных фрагментов сказки, точно следуя тексту. просмотр мультфильмов о дружбе

Музыкальные игры: «Игра в снежки». Разучивание песен к сказке. Учить детей петь, чисто интонируя, в соответствии с образом.

Обучение детей пересказу сказки по ролям (отдельные этюды), в соответствии с событиями и переживаниями героев, изменение интонации, выражение лица (хорошее настроение)

Подготовить детей к умению рисовать по творческому замыслу, отображая свои впечатления от сказки. Организация выставки рисунков.

3

Развитие речевого слуха, речевого дыхания. Упражнение в четком, правильном произношении звуков, во фразовой речи. Развитие интонационной выразительности. Игра «Подскажи словечко» Е. Антипиной

Музыкальные игры: «Музыкальный диалог», игра «Где ты?». Работа над выразительным исполнением песен.

Развитие творческого содружества в детском коллективе. Этюды на общение«День Рождения» М. Чистяковой. Упражнение на развитие воображения, фантазии.

Пластические игры: «Ритмическая гимнастика», «Сказочные этюды» Е. Антипиной. Придумать танец в соответствии с образом, характером музыки.

4

Закрепление знания детьми стихотворного текста сказки. Артикуляционная гимнастика, скороговорки на развитие дикции.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку «Тарантелла», В. Гаврилина, «Полька» И. Штрауса, «Шутка» И. Баха

Разыгрывание стихотворных диалогов. Упражнение на развитие мимики, жестов, различных чувств: «Удивление», «Дружная семья» М. Чистяковой

Изготовление атрибутов, деталей костюмов, элементов декораций совместно с детьми, воспитателями, родителями.

5

Пересказ детьми сюжета по ролям. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую речь текста сказки. Развитие интонационной выразительности. Скороговорки на развитие дикции: «Карамель», «Виноград» Е. Антипиной

Музыкальные этюды вопросно-ответного характера, разучивание песен, танцев, музыкальных игр к спектаклю.

Разыгрывание детьми отдельных диалогов, сцен. Игры на развитие творческого воображения, выразительной мимики. Пластические игры: «Повтори», «Жили-были» Е. Антипиной

Вечер досуга

«Кукла

 би-ба-бо и кукольный театр»

6

Пересказ детьми сюжета по ролям. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую речь текста сказки. Развитие интонационной выразительности. Творческие задания на развитие воображения и речи: «Поздравляем» Е. Антипиной

Игры на импровизацию диалогов. Закрепление разученных песен, танцев, музыкальных игр к спектаклю.

«Сказочные этюды». Разыгрывание детьми отдельных диалогов и сцен.

Вечер досуга разыгрываниеотдельных сцен сказки.

7

Закрепление знания детьми текста сказки. Артикуляционная гимнастика. Игры на развитие интонационной выразительности.

Развитие у детей способности самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа. Упражнение на развитие памяти, воображения: «Волшебная палочка», «Повтори за мной» Е. Антипиной

Работа над целостной постановкой спектакля (учить детей композиционному построению сцен), развитие творческих способностей при создании образов к сказке.

Коллективная работа: изготовление афишу, пригласительных билетов, окончание работы над декорациями к спектаклю совместно с детьми, воспитателями, родителями.

3. Осуществление деятельности по реализации проекта.

Работу начали с изучения и анализа литературы по этому вопросу. Помогли книги следующих авторов: Е.А. Антипиной «Театральная деятельность в детском саду» 2003г., Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших дошкольников» 2004г., В.Г. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду» 2007г., И.Л. Белопольской «Азбука настроения»  и другие. В этих книгах предложены различные упражнения на развитие мимики, пластики, элементы логоритмики, артикуляционной гимнастики, а также сценарии театральных игр, кукольных спектаклей, игр - драматизаций для детей разного возраста

Просмотрели журналы «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра» за 2013 – 2015 года, где педагоги дошкольных учреждений других детских садов  делились своим опытом по внедрению театрализованной деятельности в педагогический процесс.

   Прежде чем приступить к практическим занятиям наблюдали за детьми, за игрой друг друга, за тем как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна их речь, как они могут двигаться под музыку, как могут развивать сюжет в играх с игрушками.

Создали соответствующую предметно-развивающую среду. При ее  оформлении опиралась на следующие принципы:

  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности.
  • Принцип активности, стимулирующего разнообразную деятельность  ребенка фактора. В данном случае стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели, способа действия.
  • Принцип новизны, позволяющей преодолевать стереотипность и однообразие среды.

Работу начали с начала учебного года . На первых этапах знакомили детей с театральными куклами, учили следить за развитием действий в кукольном спектакле. Показали сказки: «Курочка Ряба» (куклы на конусе), «Заюшкина избушка» (настольные резиновые куклы), «Колобок» (куклы би-ба-бо), «Теремок» (плоскостной театр). Затем просто предлагали детям поиграть с игрушками (мягкими, резиновыми) обращая внимание как можно с ними действовать, например, потанцевать, спеть колыбельную песню. Для этого часто использовали музыку разного характера, учили детей двигаться под нее.

После использовали игровые упражнения на выработку мимики, жестов: «Кислый лимон», «Обиделись», «Здравствуйте», «Маленький комар», «Толстый бегемот» и упражнения на развитие пантомимы: «Идет медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Расцвели цветы на лугу», «Жук упал на спинку» и др. Благодаря этим упражнениям, дети становились более уверенными в своих движениях, выразительнее становились мимика, жесты. Использовали упражнения, направленные на развитие речи. Дети легко усваивают речевой материал, в котором много глаголов. При помощи этих слов детям легче показать разнообразные движения персонажей, например, «Гномы», «Самолеты загудели», «Помогите», «Сенокос», выполнять эти игровые упражнения детям легко и интересно.

Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи были подобраны тексты на активизацию словаря. Очень нравились детям, когда на занятие приходили куклы театра би-ба-бо (Петрушка, Принцесса, дед, бабка). Они с удовольствием вступали с ними в беседу, отгадывали загадки, описывали предметы, которые они предлагали рассмотреть. На занятиях учили потешки, прибаутки, короткие стихи и обыгрывали их, используя жесты, движения, мимику.

Далее задача усложнилась: дети учились вести диалог друг с другом. Такие этюдные тренинги как: «Что ты ищешь лисичка?», «Киска», «Мышка, мышка, что не спишь?», «Щенок и кот» помогали добиваться синхронности речи и движения. Детям с более развитой речью предлагали придумать свои небольшие диалоги. Старались поддержать в детях желание импровизировать, придумывать что-то новое, свое. Ведь разыгрывание сочиненных диалогов, а далее сценок, сказок духовно раскрепощают ребенка, дают ему возможность поверить в свои силы.

Исходя из особенностей психического развития детей  дошкольного возраста театрализованные игры, которые проводили на следующих этапах, строились на материале знакомых сказок. Например, «Встреча в лесу» игра построена на основе сказки «Колобок», «В гости к бабушке» на основе сказки «Репка».

 Привлекли родителей к созданию театральных атрибутов для будущей постановки. Так появились в нашем театральном уголке новые костюмы и реквизит: лягушка, ежик, жук, мышка, кувшинки, камыши и т.д.

В конце проекта на театральных занятиях дети уже научились показывать мизансцены из спектакля.

На дальнейших занятиях уже больше уделяли внимание дикции детей, каждое занятие начинали с несложной артикуляционной гимнастики, проговаривали чистоговорки, скороговорки. Проводили с детьми занятия, на которых дети выполняли игровые задания в образах животных или сказочных персонажей из спектакля.

Для дальнейшего развития актерского мастерства  использовали дидактические игры из «Азбуки настроения». Вначале закрепили с детьми знания об основных эмоциях (веселье, грусть, страх); учили их различать и изображать с помощью выразительных средств. Затем дети узнали об эмоциях: гнев, лукавство, недовольство, злость, удивление, восхищение. Эти эмоции выразить сложнее, поэтому любое самостоятельное  проявление этих чувств отмечалось, не оставалось незамеченным.

Дети с удовольствием участвовали в театральных играх. При выборе игр руководствовались индивидуальными особенностями детей, их возможностями. Особое внимание уделяли анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах и явлениях, их назначении,  сравнительным характеристикам героев. Проведение театральной игры «Три поросенка отдыхают» стало стимулом  развития творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Завершающим мероприятием стал вечер досуга, на котором было решено подарить музыкально-театрализованное представление «Добрый друг».

 Таким образом, можно отметить, что проведенная работа подтвердила целесообразность выбора театрализованной деятельности.

4. Результаты работы:

Для детей:

  1. У детей появился интерес к художественной литературе, театру, музыке - как видам искусства.
  2. Занятия развили детскую фантазию, воображение.
  3. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения).
  4. Речь детей стала более связанной, выразительной, расширился их словарный запас.
  5. Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других и сопереживать.
  6. Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, застенчивость.

Для родителей:

  1. Папки-раскладки, информационные стенды о театре.
  2. Выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной деятельности с родителями.
  3. Музыкально-театрализованное представление «Добрый друг».

Для педагогов:

  1.  Разработка сценария спектакля «Добрый друг».
  2. Подбор музыкального материала.
  3. Подбор материала для родителей о театральной деятельности детей.

5. Оценка результатов  проектной деятельности

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность способствуют развитию интереса к театральному искусству и раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями.

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание в условиях своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данном проекте мы попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога, создание им условий для воспитания у дошкольников эмоциональных, интеллектуальных, коммуникативных способностей средствами театральной деятельности. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки и театра, он постепенно тоже признает эти ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На взгляд, необходимо совершенствовать театрально-музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать посредством создания новых программ, методик, и умело сочетать с уже существующим материалом,  использовать на занятиях все виды детской театрально-музыкальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Личный творческий план по теме : «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» в соответствии с ФГОС»

laquo;Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»на 2018 – 2019 учебный год...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС

Все бы хотели, чтобы дети хорошо учились в школе, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны.Способности есть у каждого ребенка, но развиты они в разной степени. Цель консультации привлечь вн...

Консультация для воспитателей ДОУ . «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

. Цель консультации привлечь внимание талантливых педагогов к проблеме развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста....