Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"
статья (старшая группа) на тему

Чепчигашева Елена Валерьевна

Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii_1.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственно-патриотических чувств  у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС.

Чепчигашева Елена Валерьевна, воспитатель  высшей квалификационной  категории.

В настоящее время вновь происходит осознание важности воспитания гражданских качеств личности и понимание того, насколько значимую роль в этом играет образование.

Необходимость целенаправленной работы гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документах.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015года №1493  

«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», «Федерального государственного стандарта и в рамках Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия №30-п от 29.03.2016г. «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в2016 году государственной политики патриотического воспитания граждан, проживающих в Республике Хакасия.

В трудах современных педагогов и психологов: Лихачёвой Б.Т., Запорожца А.В., Нечаевой В.Г., Логиновой В.И., Рузской А.Г., отражена деятельность по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку), личностных качеств (ответственность, дисциплинированность, организованность).

Воспитание патриотизма, основ гражданственности начинается с малой Родины, города, села, своей школы, детского сада. Любовь к Родине большой можно обрести, привив любовь к Родине малой. Любой край, область, город, даже небольшая деревня индивидуальна и славна своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуру, историю героев, своей страны. Эти знания непременно помогут дошкольникам в дальнейшем с большим вниманием и уважением отнестись к истории и культуре других народов.

Для меня актуальной стала тема: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность», что позволило мне разработать два проекта: «Наследие для потомков» и «Маленький саяногорец - будущий гражданин России».

Цель: создание условий для « Воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность». Определились задачи:

  • Создать условия для формирования гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста.
  • Создать условия для становления в ребенке благородного человека, благородной личности, благородного гражданина.
  • Создать условия для воспитания толерантного отношения к людям других национальностей.
  • Создать условия  для развития эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности.

Работая над первым проектом «Наследие для потомков», в основу которого легло ознакомление дошкольников с природой родного края, знакомство с бытом, обычаями и традициями хакасского народа, изучение памятников археологии Хакасии (курганы, стелы, петроглифы). В результате у детей были сформированы стойкие знания о достопримечательностях Республики Хакасия, о культуре хакасского народа (сказания, легенды, изобразительное искусство), о труде взрослых и результатах их деятельности.

О  общественной значимости тружеников труда, истории и философии хакасского народа, где красной нитью прослеживается бережное чистое отношение к земле – матери, кормилице, законы трудолюбия, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство.

Огромный интерес у детей вызвал просмотр видео фильма «Наедине с Хакасией» А. Курочка,  просмотр слайдов о древних курганах «Гепорбория» А.В. Ерёмина,

Н. Новожиловой «Озёра Хакасии» (где останавливаются при перелётах лебеди).

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе, несмотря на то что детские впечатления ещё не осознаны ребёнком глубоко, но пропущенные через детское восприятие играют огромную роль в становление личности ребёнка.

Формирование основ гражданско-правовой культуры дошкольников предполагает успешную социализацию в обществе. Изучив, программу становление основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста «Растим юного гражданина» И.И.Гончарова, О.Н.Шадрина. Мной разработан проект «Маленький саяногорец - будущий гражданин России». Цель: создание условий для знакомства  дошкольников с конституционными правами и обязанностями граждан, исполнительными органами власти. Реализация поставленной цели была достигнута путем решения следующих задач:

  • Создать  условия  для формирования первичных представлений и понятий о демократичном обществе, элементарных правовых нормах, избирательном праве.
  • Создать условия для развития эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности.
  • Создать условия для формирования предпосылок активной гражданской позиции ребёнка (умение осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность).

В структуру данного проекта вошли  два модуля, раскрывающих сущность становления основ гражданско-правовой культуры личности.

I . “Ребёнок  - гражданин России”.

II. “Государство - это мы и наши права”.

В рамках проекта  разработан перспективный тематический план мероприятий (в который вошли беседы, выставки, наблюдения, экскурсии, праздники с приглашением популярных людей). Особое восхищение детей вызвали посещения здания Физкультурно-оздоровительного комплекса, художественной школы «Колорит», здания Администрации города Саяногорска, краеведческого музея, детской поликлиники, детской библиотеки, экскурсии к Енисею, по улицам города, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.  

Тесное сотрудничество с территориальной избирательной комиссией МО город Саяногорск, позволило детям посетить экскурсией здание администрации МО города Саяногорска, а участие в городском мероприятии «Школа юного избирателя», где  была проведена с детьми  подготовительной логопедической группы сюжетно-ролевая игра «Выбираем будущее». Данное мероприятие позволило дошкольникам познакомиться с избирательным правом гражданина выбирать и быть избранным в органы власти. Принять участие в процедуре тайного голосования и подсчете избирательных бюллетеней. Занятие в виде деловой игры «Выборы президента группы» помогло дошкольникам  закрепить знания о гражданском праве «голос каждого значим» и может быть решающим. Предварительная подготовка и проведение праздника «12декабря - День Конституции России» позволил дошкольникам показать значимость конституционных прав: на образование, жизнь и охрану здоровья, право на собственное волеизъявление. Участие в Республиканской акции «Пожелание будущему избирателю» позволило детям осознать значимость своего мнения в предстоящих президентских выборах. Старшие дошкольники с позитивными ощущениями своей деятельности делились с тележурналистами и с нетерпением ждали выхода репортажа в эфир. В 2015году республиканская акция «Я, голосую за…», позволила старшим дошкольникам выразить свое отношение к своей стране России, президенту России,  к родителям, к мэру города, к председателю территориальной избирательной комиссии города Саяногорска.

Дошкольники активно участвовали в проведении мастер-класса «Выбираем символ весны-2014года» самостоятельно выбрали счетную комиссию, избирательную комиссию, председателя комиссии, вели подсчет голосов избирателей, заполняли протокол выборов, объявили о результатах голосования. Проявили взрослую ответственность, самостоятельность воспитанность, умение делать выбор. Все мероприятия были освещены в средствах массовой информации городского телевидения «Первое городское» и в городской газете «Саянские ведомости». Дошкольники ощутили значимость проводимых мероприятий, что вызвало положительное отношение и одобрение  родителей.

Активное участие в проектной деятельности способствовало детям преодолеть речевую и коммуникативную робость, суждения стали полными и развернутыми. Ребята научились выражать свои мысли, чувства и эмоции. Дети научились свободно вступать в контакт и диалог с окружающими людьми, освоили правила речевого общения. У дошкольников развились такие качества, как самостоятельность, любознательность, инициативность, творческое воображение, умение планировать поисковую деятельность. Данная работа  позволила  сформировать представления о ближайшем окружении, т.е. о сотрудниках ДОУ, о социально-значимых объектах города, о работе административных организаций, своей значимости в жизни города, что предусматривает становление основ гражданско-правовой культуры  ребенка, оказывая комплексное влияние на формирование коммуникативной компетентности дошкольников, и предполагает формирование гражданственности у дошкольников.

Список литературы:

  1. Детство: Образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  2. Программа «Растим юного гражданина» составители И.И. Гончарова, О. Н. Шадрина. - 2007г.
  3. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под Л. А. Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современн...

«ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ И СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернут...

Статья "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО"

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Расширяются знания детей об окружающем мире, формируются предпосылки поисковой деятельности, развивается умение выявит...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС

Все бы хотели, чтобы дети хорошо учились в школе, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны.Способности есть у каждого ребенка, но развиты они в разной степени. Цель консультации привлечь вн...

Консультация для воспитателей ДОУ . «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

. Цель консультации привлечь внимание талантливых педагогов к проблеме развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста....

План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».

Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться ...