Инновационные технологии, как средство развития сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.
статья (старшая группа) по теме

Москалёва Оксана Анатольевна

Коррекционная работа по сенсомоторному развитию детей для укрепления их здоровья «как физического, так и психического"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_tekhnologii_po_sensomotoriki.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Инновационные технологии, как средство развития сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Москалёва. О. А.

МДОУ ЦРР д/с «Дельфин»

       Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.

        Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путём совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.

       Переход к четырёхлетнему начальному обучению обусловлен, прежде всего, не удовлетворительным состоянием здоровья школьников. 80-90% детей 6-7 лет, поступающих в первый класс, имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем.

        Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное его развитие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

            Таким образом, к концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий, как результат правильного организованного обучения и практики. Этим и объясняется актуальность данной темы.

    Поэтому, взяв за работу принцип «идти от ребёнка», мы решили организовать коррекционную работу по сенсомоторному развитию детей для укрепления их здоровья «как физического, так и психического». Связав её с изобразительной деятельностью.

Изучив здоровьесберегающие технологии, мы пришли к выводу, что работу по сенсомоторному развитию можно осуществлять в комплексе с другими программами

-развивающими двигательными

-по развитию формообразования

-по развитию речевого аппарата

-по развитию выразительных движений и элементарного танца.

Задачи, которые мы поставили перед собой:

  1. Развитие общей и мелкой моторики
  2. Сенсорное развитие

Исходя из задач, мы постарались построить систему коррекционной работы, как на занятиях, так и «вне». Занятия проводились преимущественно в игровой форме. Мы старались их разнообразить, используя новейшие технологии в ИЗО-творчестве. Каждое занятие было разделено на три этапа.

     На первом этапе обеспечивалось перцептуальное развитие, что подразумевает накопление чувственного опыта, где мы направляли внимание детей на сенсорные ощущения при обследовании предмета. Когда ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы кожи рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, образы и представления. На первом же этапе работы мы включали игры и упражнения, в основе которых лежала «обследовательская» деятельность:

  • д\и «Угадай на ощупь»                д\и «Чудесный мешочек»
  • д\и «Из чего предмет»                  д\и «Что в чёрном ящике?»
  • д\и «Найди такой же»                  д\и «Определи на вкус» и др. д\и на ассоциативное мышление, по аналогии д\и «На что похоже?».

           На втором этапе работы активизировалась сенсомоторное развитие, что включает обследующее действие предмета и последующее перенесение полученного опыта в изобразительную деятельность.

          Для формирования более отчётливого представления о предмете, мы предлагали детям изобразить его движениями собственного тела, включая мимику и пантомимику, кистями рук и т.п.

  • Например: Представляя себя деревом, ребёнок ощущает неподвижность ствола (туловища), гибкость и восприимчивость к ветру веток (рук).
  • Представ «злой собакой» - здесь уже будет задействована мимика.
  • «Кошка» - здесь необходимо будет проявить гибкость, «вальяжность», в соответствии характеру изображаемого персонажа.

Здесь же использовали упражнения на активизацию параллельных зрительному анализатору систем. С закрытыми глазами дети мысленно пытаются изобразить предмет или рисуют его пальцем в воздухе, на столе, на стене, на песке, можно использовать игры с «лазерным» лучиком на закрепление обследуемого предмета.

д\и «Отгадай что я нарисовал?»   д\и «Слепой телефон».

       Хорошие результаты дают игры с моделированием предметов или  шаблонами, (особенно для предварительного изображения птиц, животных или человека). Из составных частей шаблона какого-либо животного (например «лошади»), можно получить различные стадии движения лошади: стоящая, скачущая, прыгающая, пьющая воду, вставшая на дыбы. Если шаблон сделать из белой бумаги или картона, то рекомендуем собирать его на черном фоне, что позволяет отчётливо увидеть силуэт. И наоборот, тёмный шаблон выразительнее будет смотреться на светлом фоне. Детей необходимо предварительно научить пользоваться шаблонами, как складывать. А затем переносить на свою работу «увиденное», запечатлеть результат своей деятельности («как бы с натуры»).

 Конечно формы животных, их движения в природе гораздо сложнее, чем это можно выразить с помощью шаблона. Но чтобы научить детей рисовать «сложное», нужно начинать с простого, стараться приблизить к сознанию познающего объект рисования. Очень полезно найти аналогии между частями тела животного и самыми распространенными геометрическими фигурами, а так же рисовании в этой упрощенной системе.

  • (Например – пользуясь только треугольниками можно нарисовать лису, а также крокодила;
  •  Из овалов – верблюда.

     Полученный сенсорный опыт дети переносили в разные виды изобразительной деятельности, используя разные художественные материалы.

     Тактильный контакт с тканями различной неоднородной структуры под контролем визуальной системы, развивает у ребёнка мышечную способность выполнять мелкие, чётко дифференцированные движения. При этом также развивается бинокулярное (объемное), зрение, координируется работа сенсорных систем.

     Практика показывает, что дети очень любят конструировать из теста. Мы старались чаще использовать тестопластику на своих занятиях. Лечебный эффект «тестотерапии» - исчезает нервозность, возбуждённость, концентрируется внимание, улучшается память, повышается обучаемость.

     Ещё хотим рассказать об арттерапевтических техниках, используемых нами на занятиях. «Живопись с помощью пальцев»,- такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребёнка, так как успокаивает и расслабляет. Прикосновение пальцев к краскам, их размывание по ватману позволяет более полно включиться ребёнку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма. В этом возрасте тяга к кинестетическим экспериментам, т.е. желание всё потрогать, часто пресекается родителями. Преодоление этого запрета, удовлетворение потребности запачкаться (и за это не будут ругать!) – очень важные моменты.

       Когда дети освоят живопись руками, мы предлагали попробовать рисовать с помощью ног («Живопись ногами»). Ноги обладают тонкой чувствительностью, но большую часть времени они находятся в обуви, в которой не могут ничего чувствовать. Особое ощущение свободы и творчества при рисовании ногами трудно передать словами.

      С удовольствием берём на занятия и «песочную терапию» - это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков, и т. п.) сооружали реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводили дети строения и целые города, населяли их жителями. При этом развивался кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умения сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. Живопись на песке вызывает у детей гораздо больший интерес, чем на бумаге.

   Таким образом «песочная терапия» позволяет:

  • Стабилизировать психоэмоциональное состояние;
  • Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
  • Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
  • Развивать пространственную ориентацию;
  • Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.

      На третьем этапе работы проводим совместный анализ выполненных работ и побуждаем ребёнка к улучшению изображения. Стимулом творческих сил ребёнка должна быть только позитивная оценка, сравнивать работы ребёнка можно только с его собственными вчерашними достижениями, но не с достижениями других детей.

      Хотелось бы отметить неразрывную связь всех структур педагогического процесса. Вся работа воспитателя строится от задания логопеда. Поэтому мы в своей работе стали использовать, уже апробированные им кинезиологические упражнения.

    Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой, развитие межполушарного взаимодействия, возможно, развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

     Цели кинезиологических упражнений: - Развитие межполушарной специализации;

                                                                                  - развитие межполушарного взаимодействия;

                                                                                  -  синхронизация работы полушарий;

                                                                                  - развитие мелкой моторики;

                                                                                  - развитие памяти, внимания, речи, мышления;

                                                                                  - устранение дислексии.

     Продолжительность упражнений 10-15 минут, лучше всего перед занятием или утром. Хотелось бы также отметить совместную работу с музыкальным руководителем. Музыка является выразительным средством, исключительным по силе своего воздействия на человека.

     Музыка, используемая нами на занятиях, представляет собой совокупность музыкальных  развивающих упражнений, которые способствуют лучшему усвоению материала. Для музыкальных примеров характерна эмоциональная действенность, яркая образность, опора на широкий круг детского восприятия.

Прослушивание музыкальных произведений и музыкальные развивающие упражнения имели цель развивать музыкальные способности и восприятие ребёнка, внимание, ритмичность, слух, чувство формы и цвета, навыки коммуникации.

Музыку для детей мы подбирали в соответствии с их возрастными особенностями. Она должна звучать не долго и ненавязчиво. Небольшой диапазон, негромкое звучание, «прозрачная» фактура, средние темпы и несложные мелодии это важно для максимального музыкального воздействия на ребёнка.

    А в подборе комплексов «динамических пауз», используемых нами, как на занятиях, так и во время режимных моментов, мне помог руководитель плавания.

Цель «Динамических пауз» - призваны содействовать развитию ребёнка через реализацию сенсорных процессов и первичных движений – рефлексов посредством обогащения сенсорной и двигательной среды. Используемые комплексы реализации первичных движений – рефлексов базируются на сенсорной стимуляции и, соответственно, являются составным компонентом сенсомоторного развития ребёнка.

И в продолжении темы по развитию сенсомоторики, хотим отметить такой приём, который сейчас широко распространён – «самомассаж». Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга и тонизирует весь организм.

Совместная работа педагога с родителями – так же определяет общий успех коррекционного обучения на занятиях. Для домашнего выполнения предлагали творческие задания (для демонстрации семейных работ на выставках), в которых родители вместе с детьми закрепляют используемые ранее на занятиях приёмы изображения (фитодизайн, бумажную пластику, кляксографию, точечный рисунок, мозаику и т. д.). Выполняя такие работы, родители видели, как ребёнок совершает какое-либо предметное действие (в совершенстве или есть затруднения), и старались помочь ему в овладении той или иной деятельности. Такие творческие задания доставляют детям большую радость. Ребёнок чувствует себя взрослым, ему нравиться быть руководящим (ведь это он уже узнал на занятиях), а родитель помощником, партнёром. Работы, выполненные в домашних условиях, влияют и на эмоциональную сферу. Ребёнок в очередной раз убеждается, что его любят.

Также, для родителей на специальном стенде, рекомендовали пальчиковые игры для совместного заучивания с детьми. Предлагали родителям перечень возможных видов деятельности для развития у ребёнка ручной моторики, неограниченный простор в этом отношении даёт сама жизнь. Нужно только умело и своевременно привлекать ребёнка к доступным  для него видам деятельности (прополка на огороде, сбор ягод, их переборка, чистка и резка варёных овощей, перебор круп и т.п.)

     Благодаря такой систематической и разнообразной работе, развиваются моторная и сенсорная функции, а сенсомоторное развитие влияет на познавательные функции, повышаются учебные возможности и работоспособность, благоприятно воздействующие на адаптацию детей в школе, что позволяет снять перегрузку с обучающихся и у родителей не будет проблем с детьми, которые пойдут в школу.

Сравнительный анализ диагностики по развитию сенсомоторики к концу подготовительной группы дал такие результаты: высокий уровень моторики у детей вырос на 70%.

    Литература

 Безруких.М.В. Леворукий ребёнок в школе и дома. Екатеринбург., 2001.,с.75, 241..

 Безруких.М.М Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М., 2001.

Береснёва.З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ., М., 2003.

 Гусарова.Н.Н. Техника изонити для дошкольников. С-П., 2000.

 Кравцова.Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. М., 1996., с.138-145.

 Кольцова.М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М., 1973., с.4,76.             Мосин. И. Рисуем животных. С-П., 1998.

УзороваО.В., Нефёдова. Е.А. Игры с пальчиками. М., 2002, с. 10-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

За основу коррекционной работы  использована здоровьесберегающая «Методика» авторов  А. В. Семенович, Е. А. Воробьева, которая опирается на современные (по А. Р. Лурия) представления о...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...

Игровые технологии как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Игровые технологии помогают в решении многих из проблем: развитию воображения и творческих способностей, формирования у детей символической функции сознания, помогает детям переносить свойства одних в...

«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Для самостоятельного проектирования образовательного процесса я применяю кейс-метод, в него входит: кейс-стади, кейс-иллюстрации, фото-кейс. С его помощью я могу моделировать ситуации, в которых кажды...

Статья на тему: "Теневой театр как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что в нынешнее время современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Наиболее остро проблема формировани...

Сообщение на педагогическом совете "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи".

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...