Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
консультация (старшая группа) на тему

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, познанию свойств бумаги. Дети обладают разнообразными способами практических действий, приобретают так называемую ручную умелость.

Итак, приобщая детей к процессу изготовления бумажных фигурок, педагог решает не только проблемы развития мелкой моторики, но и развивает их психические процессы и речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

В.А. Сухомлинский

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка с нарушениями речи в дошкольном возрасте? Один из аспектов этой проблемы - развитие мелкой моторики, координация движений пальцев рук и средства, способствующие этому развитию.

Проблемой развития мелкой моторики дошкольного возраста занимались психологи и педагоги. Они определили зависимость уровня развития речи от степени сформированности  тонких движений пальцев рук, на основе обследования детей была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук способствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается речевое развитие.

У детей, имеющих речевые нарушения, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Уровень развитие речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Уже давно было доказано, что не услышав от детей ни одного слова, можно определить, по физическим возможностям пальчиков рук , как у них развита речь. Движение кистей рук и речь человека взаимно связаны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи детей, даже больше чем тренировка общей моторики. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться очень трудно.

Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами, прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша, и, конечно же, оригами.

Оригами - японское искусство складывание бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и способствует решению многих педагогических задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движение пальцев и кистей рук, оригами влияет на развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, познанию свойств бумаги. Дети обладают разнообразными способами практических действий, приобретают так называемую ручную умелость.

Итак, приобщая детей к процессу изготовления бумажных фигурок, педагог решает не только проблемы развития мелкой моторики, но и развивает их психические процессы и речь.