Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей  старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Екатерина Владимировна Михайлова
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorikazpr_ispr.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

    Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой

                         моторики детей  старшего дошкольного возраста

 с задержкой психического развития.

   Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

      В.А. Сухомлинский  писал, что истоки способностей и дарования детей  находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше  взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Интенсивное физиологическое развитие руки как органа происходит в течение первых трех лет жизни ребенка и это развитие обязательно должно сопровождаться особой педагогической организацией; установлено, что от уровня развития двигательных качеств руки ребенка во многом зависит эффективность его дальнейшего обучения.
            В развитии детей с  задержкой  психического развития есть специфика. Развитие  координации  двигательной системы у детей с ЗПР отягощается нескоординированностью психических процессов между собой: сосредоточения и распределения внимания, анализа и  обобщения в мышлении, мышления и внешнего действия. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности, и как следствие,  появляются трудности в овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

              Развитие  тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность  успешного  обучения.  Решение  данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная.

            Педагоги подчеркивают значимость изобразительной деятельности для сенсорного развития детей с задержкой психического развития, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре. 

 Лепка может являться  одним  из основополагающих видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников  с задержкой психического развития, за счет использования пластичных материалов и  разнообразных действий с ними.

Аппликация предоставляет  широкие возможности для развития моторики рук через работу с ножницами и кисточкой, разнообразными действиями с бумагой, с тканью, с яичной скорлупой, соломкой, засушенными растениями, тополиным пухом и т.п., за счёт  разглаживания и придавливания заготовок пальцами, удаления излишек клея салфеткой.

 В процессе рисования развивается ручная умелость при использовании разных техник изображения и соответствующим им способам держания карандаша или кисти, рациональным приёмам их  использования. В зависимости от плавности и непрерывности движений, а так же их  направления, что благоприятно способствует развитию мелкой моторики.

 В процессе работы с различными инструментами и материалами развивается координация, дифференцированность, согласованность движений  пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет большое значение для подготовки руки к письму. 

      Мелкая моторика детей с  задержкой психического развития отличается недоразвитием, при этом наиболее страдает глазомерная координация, сила и точность ручных движений. Произвольность мелкой моторики у дошкольников с  задержкой психического развития нарушена, снижены способы к самоконтролю движений. Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность и  зависит не только от физической зрелости коры головного мозга, но и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают, следовательно, необходимо проведение коррекционно-развивающей работы   направленной на устранение недоразвития мелкой моторики.      

       Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития будет успешно осуществляться при использовании разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, в процессе которых ребёнок  осуществляет действия с различными материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями; развивать силу мышечных усилий, ручную умелость; которые позволят преодолеть имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки  ребёнка с задержкой психического развития к обучению в школе.  

Михайлова Екатерина Владимировна

ГБДОУ д/с 120 Выборгский р-н. , г.Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказки в изобразительной деятельности, как средства активизации речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Рисовать сказку одновременно интересно и сложно. Поэтому  мы с родит...

Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Влияние театральной деятельности на развитие коммуникативных умений детей и повышение эффективности коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях....

Природный материал как вспомогательное средство в сказкотерапии детей старшего возраста с задержкой психического развития.

Данная статья раскрывает широкие возможности использования природного материала в развитии речи детей, мелкой моторики, ознакомления с окружающим....

Реферат на тему: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Оглавление:Введение.Теоритические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитанияЗаключение.Список литературы....

Статья. "Проектная деятельность, как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием...

« Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития любознательности детей старшего дошкольного возраста»

В статье рассказывается о необходимости развития любознательности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности....