« Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития любознательности детей старшего дошкольного возраста»
статья

Гусева Антонина Сергеевна

В статье рассказывается о необходимости развития любознательности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Тема:  « Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития любознательности детей старшего дошкольного возраста»

         Современное российское образование это непрерывная система последовательных ступеней обучения.  В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ дошкольное образование является уровнем общего образования.  Поэтому оно должно быть стандартизировано.

          C 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС - основа для: разработки и реализации  общеобразовательных программ дошкольного образования.  Содержание программ  должно охватывать  образовательные области, одной из которых является « Познавательное развитие», которое направлено на развитие у детей познавательных интересов, любознательности, познавательной мотивации. Одним из направлений  содержания образовательной области «Познавательное развитие» является - развитие познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними); формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.  

     Детское экспериментирование - один из ведущих видов деятельности дошкольника.

        Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. Любознательность побуждает ребенка к активному интеллектуальному поиску, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий. Наличие любознательности облегчает любое познание. Детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментальная деятельность, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Важную сторону познавательного развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов  детей – восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти [3]. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями     окружающего мира и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Дети очень любят экспериментировать.  В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности[3]. Опытно-экспериментальная деятельность, специально организуемая педагогом, безопасна для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности, где педагог становится не только руководителем, но и реальным участником совместного поиска. Затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.  

    В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые  опыты и эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?".  В процесс экспериментирования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного, столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос.

          Для проведения одного интересного  опыта нам потребуется:  2 поллитровые банки с водой, поваренная соль(3-4 столовые ложки), 1 сырое яйцо.  Предложим детям опустить яйцо  в поллитровую банку с чистой ( пресной ) водой и  спросим, что с ним произойдет. Дети скажут, что яйцо утонет, потому что оно тяжелое. Аккуратно положим сырое яйцо в воду. Оно действительно утонуло, все оказались правы.  Возьмем вторую банку и положим туда 3-4 столовые ложки  поваренной соли, тщетельно премешаем. Спросим детей,  что произойдет, если мы яйцо положим в соленую воду. Дети скажут, что оно утонет. Тогда предлагаем это проверить. Опускаем яйцо в соленую воду, наблюдаем и спрашиваем детей, что они видят. Дети сами скажут, что яйцо почему-то не тонет, а плавает. Объясняем детям, что соленая вода плотнее (тяжелее), чем пресная (несоленая), поэтому яйцо не утонуло, вода его вытолкнула.  Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки.  Этот опыт вызвал у детей столько удивления, восторга.   Они сделали для себя целое открытие!

         Поэтому важно помнить, что опытно-экспериментальная деятельность должна создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Ребенок радуется тому, что узнал что-то новое,  своему достижению, умению что-то сделать самому [4]. Отмечено, что любознательные дети более целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, что способствует довольно успешному освоению учебных предметов и высокой успеваемости [1].          Следовательно, развитие любознательности должно выступать в качестве одной из важных задач современного образования.

                                       Список литературы

1. Гусева Т.А. Стилевые аспекты любознательности. – Бийск, НИЦ БиГПИ,      2000.-169 с.

2.   Мухина В. С. Психология дошкольника. М., Просвещение, 1997. -239 с.

3. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.        Тематическое  и перспективное  планирование работы в разных возрастных группах.-СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.-240 с.

4. Чеканова А. В. Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста// Молодой ученый. Теория и практика образования в современном мире. 2012. №2 (февраль). -230 c.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на в...

Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Влияние театральной деятельности на развитие коммуникативных умений детей и повышение эффективности коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях....

Проект «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования - «Лаборатория маленьких волшебников».

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственноми нравственном уровне в сравнении с теми,...

Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"

Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....

План по самообразованию "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие  задачи, касающиеся  интеллектуального и художественно-эстетического развития,  а так же формирования выразительной речи дош...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной активности (любознательности) и освоение ку...