Главные вкладки

    « Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития любознательности детей старшего дошкольного возраста»
    статья

    В статье рассказывается о необходимости развития любознательности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья

    Тема:  « Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития любознательности детей старшего дошкольного возраста»

             Современное российское образование это непрерывная система последовательных ступеней обучения.  В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ дошкольное образование является уровнем общего образования.  Поэтому оно должно быть стандартизировано.

              C 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС - основа для: разработки и реализации  общеобразовательных программ дошкольного образования.  Содержание программ  должно охватывать  образовательные области, одной из которых является « Познавательное развитие», которое направлено на развитие у детей познавательных интересов, любознательности, познавательной мотивации. Одним из направлений  содержания образовательной области «Познавательное развитие» является - развитие познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними); формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.  

         Детское экспериментирование - один из ведущих видов деятельности дошкольника.

            Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. Любознательность побуждает ребенка к активному интеллектуальному поиску, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий. Наличие любознательности облегчает любое познание. Детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментальная деятельность, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Важную сторону познавательного развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов  детей – восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти [3]. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями     окружающего мира и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Дети очень любят экспериментировать.  В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности[3]. Опытно-экспериментальная деятельность, специально организуемая педагогом, безопасна для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности, где педагог становится не только руководителем, но и реальным участником совместного поиска. Затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.  

        В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые  опыты и эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?".  В процесс экспериментирования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного, столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос.

              Для проведения одного интересного  опыта нам потребуется:  2 поллитровые банки с водой, поваренная соль(3-4 столовые ложки), 1 сырое яйцо.  Предложим детям опустить яйцо  в поллитровую банку с чистой ( пресной ) водой и  спросим, что с ним произойдет. Дети скажут, что яйцо утонет, потому что оно тяжелое. Аккуратно положим сырое яйцо в воду. Оно действительно утонуло, все оказались правы.  Возьмем вторую банку и положим туда 3-4 столовые ложки  поваренной соли, тщетельно премешаем. Спросим детей,  что произойдет, если мы яйцо положим в соленую воду. Дети скажут, что оно утонет. Тогда предлагаем это проверить. Опускаем яйцо в соленую воду, наблюдаем и спрашиваем детей, что они видят. Дети сами скажут, что яйцо почему-то не тонет, а плавает. Объясняем детям, что соленая вода плотнее (тяжелее), чем пресная (несоленая), поэтому яйцо не утонуло, вода его вытолкнула.  Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки.  Этот опыт вызвал у детей столько удивления, восторга.   Они сделали для себя целое открытие!

             Поэтому важно помнить, что опытно-экспериментальная деятельность должна создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Ребенок радуется тому, что узнал что-то новое,  своему достижению, умению что-то сделать самому [4]. Отмечено, что любознательные дети более целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, что способствует довольно успешному освоению учебных предметов и высокой успеваемости [1].          Следовательно, развитие любознательности должно выступать в качестве одной из важных задач современного образования.

                                           Список литературы

    1. Гусева Т.А. Стилевые аспекты любознательности. – Бийск, НИЦ БиГПИ,      2000.-169 с.

    2.   Мухина В. С. Психология дошкольника. М., Просвещение, 1997. -239 с.

    3. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.        Тематическое  и перспективное  планирование работы в разных возрастных группах.-СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.-240 с.

    4. Чеканова А. В. Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста// Молодой ученый. Теория и практика образования в современном мире. 2012. №2 (февраль). -230 c.

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

    Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на в...

    План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

    План самообразования воспитателяКомиссиной Оксаны Владимировны на 2014-2015 годТема: «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомление с литературными сказками»Цель: выявит...

    Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Влияние театральной деятельности на развитие коммуникативных умений детей и повышение эффективности коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях....

    Проект «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования - «Лаборатория маленьких волшебников».

    «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственноми нравственном уровне в сравнении с теми,...

    Использование математических игр как средства развития любознательности детей среднего дошкольного возраста.

    Статья "Использование математических игр как средства развития любознательности детей среднего дошкольного возраста" наиболее актуальная тема, которую я использовала в своей работе с детьми ...

    ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Выявить особенности представлений о культуре поведения детей старшего дошкольного возраста и умение отражать их в самостоятельной повседневной практической деятельности....