Итоговый отчёт по теме самообразования «Театральная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» 2013 – 2014 учебный год
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Орлова Антонина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Итоговый отчёт по теме самообразования «Театральная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» 2013 – 2014 учебный год

Подготовила:

Учитель- логопед

А. С. Орлова

Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР, являются - плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Нашим детям тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии.

Именно поэтому в сентябре 2013 года я начала работу по театрализованной деятельности. В подготовительной группе использовала её на логопедических занятиях, в старшей группе организовала  кружок «Весёлая маска».

Мною была изучена литература: Е. В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду», Артемова Л.В. « Театрализованные игры дошкольников», Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду»: Пособие для работников детских садов, Сорокина Н. Ф. Программа «Театр–творчество–дети» Дошкольное воспитание. 1996. № 8, 9, 11.

Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» Дошкольное воспитание. 1997. № 6. С. 61-63; 1998. №2. С.129-130.

Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»: Пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов.

        Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы с детьми, подобран диагностический материал,  необходимый практический материал, оборудование.

В старшей группе я организовала театральный кружок «Весёлая маска». На начало года группа воспитанников была не большая 6 человек, но к середине года она увеличилась до 15 человек. Перспективный план кружка  мною был разработан на основе методики А.И. Бурениной «Театр всевозможного. От игры до спектакля». Курс занятий рассчитан на два года. Занятия проводились один раз в неделю во второй половине дня по 25 минут.

При создании системы планирования я использовала «Модель развития речевых способностей дошкольников»куда вошли такие виды деятельности, как: «Знакомство с основами драматизации», «Знакомство с основами актерского мастерства», «Знакомство с основами кукольного театра», «Самостоятельная театрализованная деятельность», «Праздники и развлечения»

           Работа  в кружке велась         по        нескольким         направлениям:

  • театрализованная         игра;
  • занятия с элементами      драматизации;
  • культура  и  техника        речи;
  • работа  над  спектаклем;
  • творческие игры и этюды;

          Все занятия по театрализации выстраивались по единой  схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (в разных формах);
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность  театрализованной деятельности.

Я  столкнулась  с проблемой:  недостаточность видов  театров  и  оборудования. Поэтому начала  работу по осуществлению организации театрализованной деятельности детей в группе с организации предметно-развивающей среды. Материально-техническая и методическая база пополнялись  в течение года.

Обогащению театрализованной деятельности способствует и  изготовление разных видов театра.

Мной были созданы (театр на лопаточках, театр на прищепках, театр на стаканчиках, конусный театр, «театр в лицах»- маски героев, шапочки, пальчиковый театр, театр на шпажках, театр оригами, театр плоскостной  для индивидуальной работы, или игры малыми группами, оформлены ширмы.) Кроме того знакомила детей с готовыми театральными куклами.

В кружковой работе по театрализованной деятельности включала:

 - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации;

 - упражнения по дикции;

 - задания для развития речевой интонационной выразительности;

 -игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;

 - упражнения на развитие детской пластики;

 -упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства    пантомимы;

 - театральные этюды;

 - отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

 - репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

В рамках кружковой работы мною были использованы следующие приёмы и методы:

Театрализованные игры «Веселые обезьянки», «Поварята» Развивают внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Театрализованные игры Игра «Угадай, что я делаю? », «Любитель рыболов», «Одно и то же по разному » Развивают воображение, фантазию, память, музыкальный слух.

Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем» Способствует  развитию чувства правды и веры в вымысел.

Знакомила детей с музыкальным репертуаром: мюзикл «Мы спасаем колобка», «Репка» в музыкальном исполнении.

 Песни – «Песня колобка», «Лесная песенка», «Песня трусливого зайца» и. т. д. Поощряют стремления детей повторять песни героев, придумывать к ним танцевальные движения.

При изучении основ актерского мастерства разыгрывали этюды: «Радость, гнев, грусть, удивление, страх», которые, учат действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

Игры «Конкурс лентяев», «Гипнотизер» Развивать умение детей равномерно размещаться по залу, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Игры на развитие двигательных способностей, ритмопластике «Снеговик», «Баба яга», которые учат произвольно реагировать на музыкальный сигнал. В свободных импровизациях передавать характер и настроение музыки.

Беседа – диалог «Мы идем в театр» Активизировали творческие проявления детей. Развивали чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового.

Викторина «Мы любим сказки». Закрепляла умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев.

Игры «Пантомимы» и ролевые гимнастики у зеркала. Развивают выразительную мимику, творческую самостоятельность в передаче образа.

Я применяла творческие игры со словом «Весёлые стихи», «Сочини предложение», «Вкусные слова», «Вопрос-ответ», «Скоговорки» в разных вариантах, которые пополняют словарный запас, активизируют асоциальное мышление, развивают быстроту реакции, тренируют чёткое произношение звуков.

Перед выступлениями в сценках я организовала репетиции, на которых проводила беседы о героях, музыке, работу над сценическим воплощением сказки.

Большую помощь мне оказали воспитатели старшей группы, которые  закрепляли полученные навыки с детьми, по разработанной мною картотеке театрализованных игр.

Дети в группе все разные: кто-то общительный, веселый; кто-то застенчивый, кто-то агрессивный, расторможенный. Для детей с различными особенностями я подбирала разные роли, сюжеты. Так расторможенным детям я предлагала роли, требующие усидчивости, умения держать себя корректно (роль «Репки» или «Мышки» в русской народной сказке «Репка»). Старалась избегать давать этим детям роли злых, недобрых персонажей.

Застенчивый ребенок долго не хотел брать на себя какую-либо роль. Тогда я нашла выход: ребенок стал подражать с места текст ролей главным героям. Позже он тоже стал участвовать в представлениях.

Нами была поставлена сценка-спектакль: «Лисичка-сестричка и серый волк»,  кукольный спектакль «Маша и медведь»,  а также сценка «Колобок» с диалогом воспитателя к Международному дню театра «Путешествие в Театрандию».

Так, незаметно для себя, дети включились в театрализованные игры. Встреча с театральной куклой помогала детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, совместно с воспитателями, мы стремились вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждать детей общаться с куклой, внимательно ее рассмотреть. Не препятствовали стремлению детей поиграть с куклами, участвующими в спектакле. Малыши научились имитировать жесты людей, движения животных, появилось желание подпевать, выполнять движение в такт музыки.

          Дети познакомились с различным видами кукольных театров: пальчиковый, теневой, кукольный театр, плоскостные фигурки, фланелеграф. Дети научились инсценировать знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, простейшим приемам кукловождения настольных кукол.

Для более глубокого знакомства с театром, театральными профессиями мною было проведено познавательное мероприятие «Что такое театр?» для старшей и подготовительной группы детей.

Для детей с глубокими проблемами мелкой моторики я использовала плоскостной или настольный театр. Это дало им возможность не отвлекаться на свою моторную неловкость, а играть в полную силу. Для детей с достаточно развитой тонкой ручной моторикой  предлагала перчаточный или пальчиковый театр.

Такое разнообразие кукольных театров дало возможность осуществлять еще более дифференцированный подход к детям.

Вместе с детьми я оформила альбом рисунков «Всё о театре», который постоянно пополняется, а также создала альбом фотографий «Театр глазами наших детей», где запечатлели наши выступления и работу в кружке.

Целью использования мною театрализованной деятельности на логопедических занятиях являлось создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей подготовительной группы и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Вот лишь некоторые из задач, которые я успешно решала на логопедических занятиях в ходе работы над театрализацией:

  1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков)
  2. Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков
  3. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи
  4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи
  5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Театрализованные игры использовала на занятиях по развитию связной речи, лексико-грамматического строя, и даже при обучении детей грамоте.

    Например: «В страну сказок» (ЗРСР), «Кто живёт в лесу?» (ЛГЗ), «Ожившие буквы» (ЗОГ)  и т. д. Таким образом,  методы и приёмы театрализованной деятельности, успешно интегрируются с любыми занятиями.

На логопедических занятиях я тоже использовала различные виды театров. Например, вязаный пальчиковый театр «Репка» применяла на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи (тема «Овощи»). Чтобы хорошо известная сказка заинтересовала детей подготовительной группе, я использовала прием инверсии. Последовательность появления героев была случайной (ребенок доставал пальчиковые куклы из «волшебного мешочка») или «задом наперед», то есть рассказывание сказки с конца. Вводила в сюжет сказки нового объекта (вместо репки другой овощ) это так же модифицировала сюжет сказки, а значит, привлекало внимание детей.

Ролевые диалоги мы используем в работе по автоматизации и дифференциации звуков. На занятии применялись карточки, с одной стороны которых напечатан текст диалога, содержащий слова с необходимыми звуками, с другой – приклеена соответствующая картинка-иллюстрация.

Дети рассматривали картинки и выбирали карточку. Я читала напечатанный на ней диалог, обращала внимание детей на звучание слов, проводила беседу по содержанию, уточняла, какие выразительные движения и мимика могут помочь передать настроение персонажей. Дети повторяли текст, постепенно заучивали его наизусть, автоматизируя звуки. Затем самостоятельно его обыгрывали. Чтобы сделать декламацию более живой и интересной, дети использовали пальчиковые куклы, соответствующие содержанию диалога.

На начало учебного года у детей наблюдалась неустойчивость внимания, трудность при  ориентировке в пространстве, бедность словаря, нарушение грамматического строя речи. Поэтому в систему коррекционной работы с детьми включала  игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, на напряжение, расслабление мышц, чистоговорки, скороговорки, упражнения на дыхание, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, массаж ладоней. Эти игровые приёмы я использовала во взаимосвязи с воспитателями группы.

Театральные игры и упражнения я использовала в соответствии с тематическим планированием. Так при изучении темы  «Новый год» применяла следующие приёмы: игра «Покажи на рисунке настроение», ритмическая игра «Снеговик. Снегурочка», игра-перевоплощение «Я-Снегурочка. Я – Снеговик», игра «Снежная баба». При изучении темы транспорт использовала: пальчиковая гимнастика «Ракеты летают», игра на развитие речевого дыхания «Запусти самолёт»,  игра по материалам сказки «Безопасная дорога». Игровая ситуация «Полёт на самолёте», игра «Повелитель транспорта».

Логопедическое направление работы:

  • артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: « покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»)
  • задания для развития речевой интонационной выразительности (игра «Ритмическое эхо», разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!», разыгрывание по ролям стихотворений)
  • логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша «речь с движением»)
  • Коррекционно-развивающие игры на:

- развитие памяти с расширением словарного запаса - “какая бывает коза…” (по кругу подобрать и запомнить определения); загадали загадки - припомнили отгадки, провели « 4-й лишний» по отгадкам;

- слуховое восприятие – «узнай по описанию героя сказки», « нарисуй по описанию», « здесь что-то не так»- небылицы;

- логическое мышление «что сначала, что потом» (коза или козлёнок);

- ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов «коза-козлёнок, петух - …»;

- грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);

- звуко-слоговую структуру («прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса»);

-воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; «продолжи красиво ….», «капельки росы сверкают на солнце, как….»;

-развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней)

- лексику (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря)

           -упражнения для эмоционального развития детей - для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы (т.е. психогимнастика на материале любой лексической темы: «ты – козлёнок, заблудившийся в лесу», «покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись», «разбили любимую чашку»… или «лось, важно ходит по лесу; белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…».

  • театральные этюды ( схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом –« где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем»)
  • игры - драматизации (в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе)

На протяжении всего учебного года дети подготовительной группы принимали активное участие в постановке спектаклей, проявляя при этом активность и заинтересованность к театрализованной деятельности.        

Нами были поставлены следующие спектакли: «Лисичка сестричка и серый волк», «Теремок на новый лад» с участием школьной группы; кукольные спектакли «Снежный колобок на новый лад», «Рукавичка», участвовали в театрализованном представлении «Мы едем, едем, едем…»

Дети приняли активное участие в празднике посвященному Международному дну театра «Посвящение в актёры», где с удовольствием пародировали звёзд эстрады, побывали в  роли костюмеров и гримёров, и конечно же актёров.

После проведённой мной работы по театральной деятельности мною была проведена диагностика в старшей группе по следующим критериям:

1. Степень активности детей в театральной деятельности;

2. Уровень сформированности развития речи;

3. Эмоционально– образное и музыкальное развитие детей.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности показала, 3  детей  имеют высокий уровень.

Они проявляют устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимают основную идею литературного произведения. Способны сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеют интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи. Импровизируют с куклами. Свободно подбирают музыкальные характеристики к персонажам, поют, танцуют. Проявляют  активность на всех этапах работы.
                 10 детей имеют средний уровень.
Эти дети проявляют эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности, но в меньшей степени. Владеют знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дают словесные характеристики персонажам. Владеют знаниями об эмоциональных состояниях героев, могут их продемонстрировать в работе с помощью взрослого.

     2  воспитанников имеют низкий уровень. Это связанно с поздним поступлением детей.
Такие дети мало эмоциональны, проявляют интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знают правила поведения в театре. Пересказывают произведение только с помощью взрослого. Различают элементарные эмоциональные состояния героев, но не могут их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляют инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Не проявляют активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятельны, выполняют все операции только с помощью воспитателя.

У детей, которые обучались в течении всего года, значительно активизировался словарь, они чаще употребляют в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Дети начали пользоваться прямой и косвенной речью, развивается диалогическая и монологическая формы речи, память, мышление, воображение.

Анализ результатов речи детей в подготовительной группе я проследила по итоговому обследованию по речевым картам.

Провела сравнительный анализ речи с предыдущим выпуском детей.

В результате сравнительного анализа устной речи детей было выявлено, что уровень артикуляционной моторики вырос на 27 %;

звукопроизношения – 42,5%;

фонематического восприятия - 27%;

звуко-слоговая структура слова - 8%;

грамматического строя - 5%;

словаря и словообразования – 13,5%;

связной речи - 23%.

Анализ  результатов наглядно  свидетельствует  об  эффективности  проведенной работы  по  развитию  речевой деятельности.

   Специально  применяемые  приемы  и  методы, определенные  в  систему  занятий,  дают  вполне  ощутимый  положительный  результат. Уровень  развития  речи  детей  повысился на 21%. (с 54,5% за  2012-2013 год до 75,0%  за 2013-2014 год).

   Сравнительный  анализ  результатов  диагностики  на  начало  и  конец  года  позволяет  увидеть, что уровень развития речи повысился  на  19,5 %,

        В результате целенаправленной работы по организации театрализованной деятельности дети могут:

  • взаимодействовать с партнёром;
  • действовать с кукольными персонажами (пальчиковыми, плоскостными фигурками, сюжетными игрушками).
  • Свободно владеют импровизационными умениями;
  • Используют средства театральной выразительности: мимику, жесты, движения и средства интонации;
  • Владеют техникой кукловождения;
  • Владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях;
  • С удовольствием выполняют творческие задания;
  • Стали намного общительней и раскрепощённее.

      Таким образом, по результатам данной работы можно увидеть, что вовлечение детей в театрализованную деятельность способствовало развитию речевой и эмоционально-социальной сферы. Задачи, которые я ставила,  естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу.

Сознавая все это, я поняла, что правильно выбрала тему своей работы.  

Поэтому я хочу продолжить свою работу по театрализованной деятельности  с детьми старшей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»

Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....

Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Влияние театральной деятельности на развитие коммуникативных умений детей и повышение эффективности коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях....

Театральная деятельность как средство развития речи де-тей дошкольного возраста

Расширить знаний педагогов о театральной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков необходимых в работе, по развитию речи детей...

Программа по самообразованию на 2021-2022 учебный год по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

quot;Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, это источник любви к Родине...Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсе...

Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"

Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....

План по самообразованию "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие  задачи, касающиеся  интеллектуального и художественно-эстетического развития,  а так же формирования выразительной речи дош...

Опыт работы на тему: «Русские народные сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Речь - инструмент развития высших психических процессов человека. Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко...