Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Влияние театральной деятельности на развитие коммуникативных умений детей и повышение эффективности коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербург
Академия постдипломного педагогического образования
Зачетная работа
Статья
« Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Работу выполнила:
Коротнева Марина Андреевна
учитель-логопед ГБДОУ №23
компенсирующего вида
Невского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2015
Театральная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Овладение родным языком – является одним из самых важных приобретений ребенком в дошкольном возрасте.
Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество.
Еще Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Современные исследования Р. Е. Левиной, А. П. Усовой, М. И. Лисиной и многих других специалистов подчеркивали важность развития речи с использованием разных методических средств. Одним из эффективных средств является театрализованная деятельность.
В логопедические группы коррекционного дошкольного учреждения поступают дети с различной речевой недостаточностью. Когда «страдает» не просто звукопроизношение, а механизмы восприятия, понимания речи, осмысление действительности окружающего мира.
Произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам, требованиям взрослого. Мы часто сталкиваемся с проблемой нежелания ребенком, выполнять задания, действия нужные для нас. И в этом плане обучение по жестким правилам - малоэффективно. Необходимо, чтобы наше «я хочу научить» совпадало с желанием ребенка «я хочу уметь».
Таким образом, нужна действенная мотивация, для получения новых знаний.
Поэтому для повышения качества общеразвивающей и коррекционной работы необходимо применять более разнообразные методы подачи материала и закрепления его.
Как нам всем хорошо известно, что игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. А театрализованная игра, является одним из ее видов. Необходимо более полно использовать потенциал театрализованной игры. Чаще всего театрализованная деятельность применяется главным образом в качестве некоего«зрелища» на праздниках.
А ведь любая театрализованная деятельностьс различными видами театра (театр бибабо, пальчиковый театр, теневой театр, театр на палочке, плоскостной, настольный, театр на перчатке и др.) помогают педагогам решать общеобразовательные и коррекционные задачи.
Выделим приоритетные направления, которые мы решаем посредством театрализованной деятельности:
- автоматизация звуков речи;
- развитие фонематического слуха;
- формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение словарного запаса.
- развитие просодической стороны речи (достаточное выдох, нормальный тембр и умение варьировать интонациями);
- развитие речевого дыхания (умение проговаривать длинные фразы и правильно брать вдох);
- развитие связной речи (монологической, диалогической, умение сочинять небольшие рассказы и сказки);
Так же театральная деятельность способствует развитию:
- психофизических способностей (мимики, пантомимики);
- психических процессов (воображению, вниманию, мышлению, памяти);
- творческих способностей (перевоплощению, импровизации).
Ребенок с удовольствием берет в руки персонажи кукольного театра, маски, элементы костюмов. Все это провоцирует ребенка на высказывание своих мыслей – монологов, ведение диалогов. Дети имеют возможность самим вносить в текст поправки или дополнения.А педагог обучает, корректирует, исправляет, дополняет высказывание ребенка в соответствии со своей целью.
Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.У нерешительных детей воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки.
Тексты сказок, расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной речи.
Работу необходимо строить по принципу от простого к сложному.
На 1 этапе детей имеющих более сложные речевые нарушения,обучаем разыгрывать знакомые, короткие сказки, с простым сюжетом т.к. «Колобок», «Рукавичка», «Соломенный бычок» и т.п.
На этом этапе необходимо обучать некоторым способам игровых действий по образцу. Рекомендуют разыгрывать сценки по литературным произведениям, например, А. Барто «Игрушки».
Затем задача усложняется, переходим к менее известным произведениям (например, Сутеева «Грибок»), более сложным, к адаптированнным рассказам.
В дальнейшем, педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности ( интонацию, мимику, жесты, подбирать атрибуты). Детей необходимо подводить к идеи о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Например: зайца можно показать беззащитным, несчастным, бедным. А можно показать умным, смелым, находчивым и т.д. Тем самым, мы учим детей импровизировать.
Для развития воображения детям предлагаются задания типа: «Представьте море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их. Разгребли теплый песок руками и т. д.
Используются мимические этюды (показ доброго героя, злого, хитрого и т. д.).
Этюды на память физических действий (покажите, как порхает бабочка, ходит медведь и т.д.).
И ребенок постепенно овладевает умением импровизации, умением придумывать свои новые действия, мимику, интонацию, дает новый характер своим героям и придумывать свое окончание сказки.
Педагоги помогают распределять роли, учитывая возможности речевой нагрузки для каждого ребенка, в определенный период логопедической работы. Иногда очень важно предоставить возможность выступить ребенку наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать почувствовать свою состоятельность, поверить в свои силы.
Педагоги ни просто вносят в театрализованный уголок новые виды театра, а знакомят с ними детей, тем самым формируют иподдерживают интерес к театрализованной деятельности.
- Для того, чтобы дети не допускали смысловых пропусков в сюжетной линии сказки, рассказа, им предлагают мнемотаблицы, пиктограммы.
- Чтобы дети лучше понимали характер персонажа, содержание, эффективно использовать прием, «эмоции на картинке» (это изображение лиц с разными эмоциями).
- Прием «нравственная лесенка» - более точно показывает эмоциональное отношение ребенка к персонажам, при обсуждении (на какую ступеньку ты поставишь злого волка, храброго петушка и т. д.).
У детей с нарушением речи часто наблюдается перенапряжение «зажим» всех или отдельных групп мышц или расслабленность «развязность» движений. Для этого используем пластические игры, этюды «Мороженое», «Деревянный человек».
Хотелось бы вспомнить и отметить «пальчиковый театр», «театр бибабо», которые развивают мелкую моторику, тем самым стимулируют речевые отделы мозга, отвечающие за функцию речи.
В любой режимный момент очень удобно проводить « театрализованные логоминутки» с различными играми и упражнениями:
- упражнения на формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- упражнение наразвитие физиологического и речевого дыхания;
- артикуляторные упражнения (гимнастика);
- дикционные и интонационные упражнения;
- упражнения навыработка мягкой атаки голоса (слаженная работа голосовых связок и выдоха).
Например: игра «Сказочный язык героев» (слоговые упражнения), «Отхлопай слово», проговаривания скороговорок. В игровой форме выполнять артикуляционные упражнения (покажи обезьянку, покажи бульдога, как обезьянка прячет банан за щекой, подуем на снежинку, как цокает лошадка, и т.д.).
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театральной деятельности позволяет развивать коммуникативные умения детей и повышает эффективность коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Используемая литература:
- Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников /под. ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной – М., «Педагогика», 1974
- Виноградова М. А. Формирование навыков речевого общения.- СПб: КАРО, 2006
- Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. просвещение, 1990
- Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание, 2006 г. № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-380040-1413031283.jpg)
Итоговый отчёт по теме самообразования «Театральная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» 2013 – 2014 учебный год
Самоанализ работы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/15/picture-43677-1439639506.jpg)
Использование сказки в изобразительной деятельности, как средства активизации речи детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Рисовать сказку одновременно интересно и сложно. Поэтому мы с родит...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-128049-1351944241.jpg)
Театральная деятельность как средство развития речи де-тей дошкольного возраста
Расширить знаний педагогов о театральной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков необходимых в работе, по развитию речи детей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1100740-1547202635.jpg)
Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"
Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/01/picture-600512-1662015835.jpg)
План по самообразованию "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического развития, а так же формирования выразительной речи дош...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/09/picture-1456595-1675926046.jpg)
Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст, меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/13/picture-1520769-1713015146.jpg)
Проект по развитию речи "Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
В материалах представлен опыт работы использования мнемотаблиц в речевом развитии детей при разучивании стихов, физминуток, пословиц, отгадывании загадок...