Использование сказки в изобразительной деятельности, как средства активизации речи детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по рисованию (старшая, подготовительная группа) по теме

Шаповалова Алла Петровна

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Рисовать сказку одновременно интересно и сложно. Поэтому  мы с родителями решили ввести детей в мир сказки постепенно, через  просмотр мультфильмов серии «Русские народные сказки», «Сказки народов мира»,  просмотр презентаций «Сказочный кроссворд», «Где-то на лесной опушке», «Карусель сказок»,  где дети сравнивают быт, одежду сказочных персонажей. Обратили внимание, что стихотворная форма сказок,  детьми воспринимаются  лучше чем «сухая» речь. Всё это и было отправной точкой работы над проблемой  активизации речи детей старшего дошкольного возраста, через использование сказок в изобразительной деятельности. Ведь не только  акварелью, гуашью можно  передать красоту и колорит сказок, почему бы не использовать нетрадиционные материалы для рисования...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №34 «Рябинка»

 г. Усть-Илимск

2015 год

Шаповалова Алла Петровна

воспитатель высшей квалификационной категории

Из опыта работы

«Использование сказок в изобразительной деятельности, как средства активизации речи детей старшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен.

Многие исследователи (Т.С.Комарова; Е.А.Флерина, Е.А.Езикеева и др) между художественными способностями и художественной литературой устанавливают определенную взаимосвязь.

Сказка способствует  формированию у детей  нравственных понятий, ведь почти все дети видят себя положительными героями, сказка каждый раз показывает, что хорошим  быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать людям добро.

Рисовать сказку одновременно интересно и сложно. Поэтому  мы с родителями решили ввести детей в мир сказки постепенно, через  просмотр мультфильмов серии «Русские народные сказки», «Сказки народов мира»,  просмотр презентаций «Сказочный кроссворд», «Где-то на лесной опушке», «Карусель сказок»,  где дети сравнивают быт, одежду сказочных персонажей. Обратила внимание, что стихотворная форма сказок, детьми воспринимаются  лучше чем «сухая» речь. Всё это и было отправной точкой работы над проблемой активизации речи детей старшего дошкольного возраста, через использование сказок в изобразительной деятельности.

I этап. 

Считаю, что важным моментом в процессе организации непосредственной образовательной деятельности является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Именно игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение работы, решение проблемных ситуаций  на занятиях по изобразительной деятельности стало осмысленным, интересным, увлекательным.

С чего начать развитие творческого начала у детей? Естественно с дидактических игр, которые изготовляли совместно с родителями (использовали кубики старого конструктора по принципу «собери картинку», иллюстрации и  раскраски):

  • «Добрые и злые герои»,
  • «Найди недостающего героя»,
  • «Помоги художнику распутать сказки».
  • «Подбери головной убор сказочному герою»
  • «Помоги художнику дорисовать героев сказок»,
  • «Собери сказку» (9 кубиков),
  • «Узнай портрет героя сказки…»,
  • «Что перепутал художник? »
  • «Фрагмент сказки» и т.д.

Все эти игры помогают развивать наблюдательность, находить сходство и различия в костюмах  героев, условиях быта.

I I этап. 

Чтобы заинтересовать детей рисованием того или иного персонажа сказки, использую подборку стихов, которые оформила в картотеку  «Стихи  которые  помогают  рисовать сказку». Вот некоторые из них:                         

                              «Колобок»

Колобок, колобок!

Круглый бочок!

По дорожке катится,

Никуда не прячется!

                                   («Колобок»)

                               «Рыбки»

Рыбка плавала, резвилась

На листочке очутилась.

Тело – будто бы листок,

Чешуя – как завиток,

Хвост – от месяца  рожок.

Плавничок торчит  на спинке,

Губки словно две маслинки!

                                     («Сказка о рыбаке и рыбке»)

                           «Лягушонок»

Раз рисуем  мы овал.

Сверху будет рожица:

Дуги ровные, глазок…

Что ж не плохо смотрится.

Вот у туловища лапки

В стороны топорщатся.

А на лапках перепонки

Растянулась кожица.

                    («Дюймовочка» или «Царевна Лягушка»)

                                                «Репка»

Вот вам репка,

Вот вам дедка.

Тут и бабка,

Маша  -  внучка

И весёлая собака,

Ну конечно это Жучка…

                                («Репка»)

          «Гуси-лебеди»

Девочка бежит вперед,

Стая птиц не отстает,

Машут крыльями, шипят,

Братца отобрать хотят.

                              ( «Гуси-лебеди»)

Продумываю, изобразительный материал для  написания сюжетов сказки детьми. Ведь не только  акварелью, гуашью можно  передать красоту и колорит сказок, почему бы не использовать нетрадиционные материалы для рисования от простого к сложному:

  • «Вытянули репку, что в земле сидела крепко»  - красками,
  • «Гуси – лебеди братца схватили, в лес утащили» - мелки (на оргалите, тонированной бумаге или асфальте),
  • «Ты куда на край земли покатился, колобок?» - пластилинография,
  •  «Новый теремок на диво строим быстро и красиво» -  косметику и полицветы,
  • «Дюймовочка»  - тушь, угольные и акварельные карандаши,
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» - набрызг, печать листьями и т.д.
  • «Снегурочка» и др. сказки – используем  смешанные техники рисования.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих.

III этап. 

Следующим этапом  работы было изготовление  «Схем – сказок», которые помогают знакомить детей с созданием сюжетов сказок. Метод графического  изображения сказок учит детей экономным приёмам работы, воспитывает инициативу, индивидуальность, самостоятельность.

Схемы сказок предлагаются таким образом, чтобы дети самостоятельно решали, какой изоматериал и формат листа необходим для работы.

I V. этап. 

Дети всегда тянутся к таинственному миру сказок и музыке. Музыка! Вот что ещё так часто сопровождает нас и героев мультфильмов. Совместно с музыкальным работником Бойцан О.А. составили медиатеку:

  • песни из мультфильмов и кино,
  • песни Г. Струве  и музыку из программы «Гармония»  Т. Нестеренко, К. Тарасова, Т. Рубан.
  • частушки задорные и весёлые, которые передают эмоциональный настрой  на всё время занятия.

IV этап. 

Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и разностороннее развитие дошкольников в триаде семья – педагог – ребёнок.

Посещение социокультурных объектов города таких как, ДК «Дружбы», библиотеки искусств «Первоцвет», картинной галереи и школы искусств Усть-Илимска влияют на умения старших дошкольников наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранить целостное впечатление от объекта, явления. В результате чего создаётся благоприятная эмоциональная атмосфера для эстетического художественного творчества, возникает желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что они видели.

Эффективно используем раздевалки в групповых комнатах и коридоры ДОУ: в них размещаются выставки детских рисунков «Сказки из бабушкиного сундука», проекты рукотворных книг «Сказка моего детства»,  созданные семьями воспитанников.

Можно сделать вывод:

- знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности дошкольников;

- использование сказок в изобразительной деятельности способствует активному развитию речи детей старшего дошкольного возраста (рассказывают о своих рисунках заинтересованно), композиционное решение и замысел рисунков стали богаче, разнообразнее средства и техники при передаче художественных образов;

- дети с удовольствием участвуют в показе настольных, кукольных и театральных постановках, где декорации и куклы сделаны руками детей, родителей и воспитателей, а артисты дошколята говорят стихами (сценарии http://allforchildren.ru/poetry/index_ft.php). Наши маленькие художники-декораторы чувствуют радость и удовлетворение от созданных ими образов, которые видят не только воспитанники нашего ДОУ, но и других детских садов (приглашаем на спектакли).

Литература:

  1. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия на занятиях рисования». // Дошкольное воспитание. – 1991, № 9
  2. Швайко Г. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». //Программа, конспекты// цикл – русские народные сказки.
  3. Трофимова М, Тарабарина Т.И. И учёба, и игра изобразительное искусство»
  4. Гомозова СВ. Использование художественного слова на занятиях изобразительной деятельности. //Дошкольное воспитание. – 1980, №3 «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» - Э.Чурилова.

Список ИКТ источников:  

  1. http://allforchildren.ru/poetry/index_ft.php
  2. http://www.vampodarok.com/scenarii/skazki/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Оглавление:Введение.Теоритические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитанияЗаключение.Список литературы....

Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития речевой активности воображения, творческого мышления и творческой активности....

Мастер-класс для родителей «Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста»

мастер-класс для родителей "Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста"...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития речевой активности воображения, творческого мышления и творческой активности....

Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"

Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....

Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить  с многообразием нетрадиционных техник рисования....