Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Сигалева Светлана Владимировна

Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую  «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь в интересный, красивый и творческий мир изонити – вышивание на картонной плоскости нитками. Сколько возможностей по развитию детей дает эта интереснейшая техника. Направление для своей мастерской я выбрала  не случайно. Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

                                                                                                                        В. А. Сухомлинский

       Очень  часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же оно обозначает? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. В чем важность развития мелкой моторики ребенка? Оказывается, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. В дальнейшей жизни эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать,  танцевать, и т. д.

    Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

Конечно же, это пальчиковая гимнастика, игры с бусинками, камешками, вырезывание ножницами, аппликация, конструирование, лепка из соленого теста, пластилина, всевозможные шнуровки, застегивание – расстегивание молний, пуговиц, клепок и т.д.

  Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую  «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь в интересный, красивый и творческий мир изонити – вышивание на картонной плоскости нитками. Сколько возможностей по развитию детей дает эта интереснейшая техника. Направление для своей мастерской я выбрала  не случайно. Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речи. Всем известно, что если ребёнок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учёные утверждают - работа пальцами развивает речь. Создавая своими руками собственное произведение, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребёнку легче рассказать о нём, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.

В своей работе я опираюсь на книгу Гусаровой Н.Н. "Техника изонити для дошкольников".

http://kisusha.ucoz.com/Foto/Rykodelie/texnika_izonit-.jpg

   Во время работы  дети овладевают техникой  работы с иглой, шилом, что  благотворно сказывается  на развитии у детей с нарушением зрения глазомера, мелкой моторики рук, математических функций, ориентировки на плоскости. Так же у детей развиваются такие психические процессы как: восприятие, воображение, мышление, внимание.

     Перед собой я поставила следующие задачи

1. Научить детей:

  • владению иглой, шилом, ножницами, треугольником;
  • двум основным приемам:
  • заполнение угла;
  • заполнение окружности.

2. Закрепить ранее полученные знания:

  • геометрические фигуры;
  • счет.

3. Развитие у детей:

  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;

4. Воспитание у детей:

  • волевых качеств:
  • усидчивости,
  • терпения,
  • умения доводить работу до конца
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

Я занимаюсь как с девочками, так и с мальчиками – им одинаково интересно, если занятие построено в занимательной, игровой форме. Развитие мелкой моторики рук каждого ребенка – первостепенная цель моей творческой мастерской.

В ходе обучения  дети должны научиться выполнять:

  • правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;
  • правила заполнения угла, круга, завиток;
  • правила нанесения проколов для вышивания
  • заполнять угол, круг, завиток,
  • подбирать нитки нужного цвета,
  • выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,
  • аккуратно выполнять вышивку,
  • оформлять свои изделия,
  • анализировать свою работу

Занимаемся мы с детьми один раз в неделю, дети не только вышивают, но в качестве дополнительных элементов изображения используют  аппликацию, рисование.

Практическое использование техники изонить на протяжении всей моей педагогической деятельности (стаж более 20 лет) в качестве развития мелкой моторики детей показывают, что дети с удовольствием овладевают новым для них направлением, проявляют неподдельный интерес и живость. С удовольствием создают и самокритично относятся к выполненным работам. Развитие мелкой моторики рук несомненно! Хочется поблагодарить и всех родителей моих деток, которые откликаются и помогают мне в развитии наших деток.

Наши работы:

   

Начало работы

Фоторамка для мамы

Зимняя избушка

Мухоморчики - грибочки

        

 Морковка для крольчонка

        

Элемент угол

        

Золотая рыбка

        

Снежинка

        

Панно

        

Зима

Такие работы вызывают восторг и вдохновение, развивают стремление идти вперед и создавать новые вышивки, развивают творчество и желание порадовать окружающих.

Несомненно, эта кропотливая работа будет оценена по достоинству не только воспитателями, сверстниками, ребенком, близкими людьми, но и нашими пальчиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе  широко распространены поговорки, ...

Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...

Тема: "Специфика использования пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста"

Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игр...

«Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя....

Квилинг как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Квилинг как средство развития мелкой моторики   детей старшего дошкольного возраста...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.Научно доказано что на подушечках наших пальцев множество точек, которые при массировании влияют на работу го...

Самообразование педагога «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно р...